Пластические искусства
Пласти́ческие иску́сства, также простра́нственные иску́сства — один из трёх классов искусства, наряду с пространственно-временными и временными искусствами. Объединяет виды искусства, произведения которых в материальном смысле существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени[1]. Произведения пластических искусств имеют материальный, физический характер и выполняются путём обработки материала, особенности формообразования которого определяют их внешний вид[2].
Однако подобные концепции пространственно-временнóй структуры произведений искусства, положенные в основание подразделения искусств на «пространственные» и «временны́е», пересматриваются или полностью отвергаются современными структуралистскими и феноменологическими теориями искусства[3][4]. Тем не менее, Моисей Каган ещё в 1970-е годы писал, что такой подход следует «расценить как явное теоретическое недоразумение», поскольку «когда говорят о делении искусств на пространственные, временные и пространственно-временные, имеют в виду не различие их изобразительных способностей, а различие формы их бытия»[5].
Термин «пластический» в отношении современной морфологии искусства также переосмысляется, поскольку качества пластичности могут характеризовать произведения самых разных видов искусства, включая архитектуру, балет, пантомиму, сценическое мастерство актёра.[нет в источнике] Так М. С. Каган, ссылаясь на музыковеда Л. А. Мазеля, приводит в качестве примера термин «пластическая интонация» в музыке и определение «пластически-интонированное представление» в отношении искусства пантомимы[6].
Терминология
В Малом академическом словаре отмечалось, что словосочетание пластические искусства равнозначно пространственным искусствам[7][8]. В издании «Краткий словарь терминов изобразительного искусства» уточнялось, что понятие пространственные искусства, в целом совпадающее по значению с термином «изобразительное искусство» (но включающее в себя и архитектуру), возникло на основе классификации видов искусств по принципу подразделения последних по способу воплощения в реальность произведений искусства; в данном случае пространственные искусства противопоставлялись временным искусствам (литературе, театру, музыке и другим). Равнозначный термин пластические искусства был введён в оборот с целью подчеркнуть «чувственно-наглядный, осязаемый характер соответствующих искусств»[9].
Также, не стоит путать слова пластический и пластичный, которые являются паронимами — созвучными и схожими в написании, но имеющими разное значение. Прилагательное пластический употребляют по отношению к пластике, как искусству в целом, к тому, что свойственно пластике в широком смысле (пластическое искусство, пластические танцы, пластическая форма). Прилагательным пластичный обозначают что-то, что имеет элементы пластичности (гармоничность форм и движений: пластичное движение, пластичный жест, танец и так далее), либо физическое свойство материала, легко поддающегося нужному изменению: пластичный воск, пластичный пластилин, пластичная глина и так далее (см. пластика)[10].
Произведения пластических искусств
В академической традиции пластические искусства выделяются в отдельный класс вследствие свойств и характеристик присущих им произведений. Произведение пластического искусства, в первую очередь — материальный объект, который не изменяется и не развивается во времени. Во-вторых, произведение пластического искусства воспринимается зрением, иногда — с участием осязания (в скульптуре и декоративно-прикладном искусстве); для эстетического осмысления архитектурного произведения и в некоторых случаях монументальной живописи и скульптуры необходимо также моторно-двигательное восприятие[2].
Исходя из этого, образная структура произведения пластического искусства строится зрительно-пластическими средствами, среди которых[2]:
- Пространство;
- Объём;
- Цвет;
- Ритм и так далее.
Для пластических искусств, как и для других классов искусств, характерно освоение мира посредством художественных образов. Художественный образ пластического искусства можно условно разделить на три компонента[2]:
- Тектонически-композиционный, который заключается в организации вещественного материала в трёхмерном пространстве, формировании его конструкции и тектоники, расположении отдельных частей так, чтобы достигалась целостность композиции (в изобразительном искусстве, архитектуре и так далее);
- Выразительный, который состоит в применении зрительно-формальных элементов, направленных на создание определённого настроения (эмоционального воздействия на человека);
- Изобразительный (специфичный для живописи, скульптуры и графики), который заключается в непосредственно-визуальном воспроизведении предметов, форм и явлений окружающего мира или ассоциативном напоминании о них.
История
В теории искусствознания возникновение и развитие пластических искусств связывают непосредственно с возникновением искусства как такового. Зачатки пластических искусств можно обнаружить с древнейших времён в обработке и оформлении предметной среды человека, которые на ранней стадии первобытного искусства сливались с внеэстетической деятельностью — материальным производством, бытом, социальными ритуалами. В первобытном обществе предметы, создаваемые человеком, уже наделялись магическим или религиозным смыслом, в котором проступали зачатки образного осмысления действительности (первобытное искусство)[2]. К эпохе позднего палеолита относились первые образцы пластики («Венеры палеолита»), расцвет пещерной живописи и наскальных росписей, развитие искусства резьбы по кости. На основе первоначальных, примитивных опытов выработалось мастерство, проявившееся в искусстве мадленского времени: наскальная живопись (обычно исполненная красной, жёлтой и чёрной красками); рисунки, вырезанные на камне, кости и роге; барельефные изображения; иногда — круглая скульптура. Большую роль занимали изображения зверей: бизонов, оленя, носорога, мамонта, пещерного льва, медведя, дикой свиньи, льва, лошади, птиц, рыб и змей. Чрезвычайно редко изображались растения[11].
В медном веке, с возникновением и распространением земледелия и скотоводства, изменилось жилище: в поселениях Трипольской культуры возникли прямоугольные дома с полом из глиняных плиток, которые изнутри украшались росписью, в середине которых иногда находился крестообразный жертвенник из глины, украшенный орнаментом. Большие изменения произошли в изобразительном искусстве: нарастала схематизация изображений и одновременно повествовательная сложность, приведшая к первым попыткам отобразить динамику. Центральной темой становится совместная деятельность людей — коллектива древних охотников[12].
Художественное развитие человечества привело к обособлению архитектуры, прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры как отдельных видов искусства. Первыми в отдельную группу от неизобразительных выделились изобразительные искусства. Если на ранних этапах бытования пластических искусств живописные, скульптурные и графические изображения не обладали, за редким исключением, самостоятельностью и использовались как средства оформления жилища, орудий труда, оружия, утвари и так далее, то позже приобрели «самостоятельное бытие», которое обычно называют станковым. Произведения станковой живописи, графики, скульптуры стали самостоятельными эстетическими объектами, существующими как бы вне окружающей среды[13].
В рабовладельческих обществах Древнего Востока получили развитие скульптура и живопись, существовавшие в большинстве случаев в синтезе с монументальным зодчеством, а также прикладное искусство. Синтез искусств, в котором доминирующую роль играла архитектура, был отличительной особенностью и важным достижением культуры Древнего Востока. В искусстве древневосточных народов Передней Азии были изобретены канон, монументальная архитектура и скульптура, глиптика, скульптурный рельеф и горельеф, металлопластика, мозаичное искусство, дворцовая архитектура, глазурованный кирпич, стенные росписи и своды[14].
В культуре Древнего Египта, а затем в Древней Греции и Древнем Риме медленно шло развитие станковых форм изобразительного искусства. Первой формой самоопределения изобразительного искусств стала портретная пластика в жанре интимного, психологического портрета (изображения Нефертити, портреты Скопаса, портретные бюсты в Древнем Риме)[15]. В античном искусстве не только изобразительное творчество, но уже и архитектура приобретает бо́льшую эстетическую содержательность, свободу развития. Вместе с тем сохранялась органическая связь между всеми сферами художественной обработки действительности, что выражалось в единстве стиля всего предметного окружения античной эпохи — от монументального зодчества до бытовой утвари, одежды и так далее[2].
В раннем Средневековье в Европе и Азии вновь наблюдалось более тесное срастание пластических искусств с ремёслами и материальным производством. Большое влияние на этот процесс оказало религиозное сознание, в известной степени ограничивавшее непосредственное эстетическое освоение мира. Вместе с тем эпоха Средневековья была отмечена важными достижениями в искусстве, в первую очередь — в сфере изучения внутреннего мира человека. В средневековье сохранялся монолитный тип художественного стиля (романский стиль, готика). Живопись и скульптура состояли в синтезе с архитектурой, декоративно-прикладным искусством, и в целом со всей материальной культурой. Например, византийская мозаика была неразрывно связана с архитектурными формами интерьеров, и сама в свою очередь являлась одним из главных элементов формирования архитектурного образа[2].
Переломным моментом в истории пластических искусств стала эпоха Возрождения в Европе. Сильное развитие разделения труда способствовало окончательному превращению пластических искусств в исключительно художественную деятельность. В сознании современников эпохи Возрождения живопись, скульптура, архитектура обрели статус «свободных художеств», наряду с поэзией и музыкой, а религиозные образы стали наполняться светским содержанием. Светский реализм решительно раздвинул границы искусства, мир предстал перед художниками в ранее неизведанном богатстве и многообразии, вследствие чего существенно расширились возможности изобразительного искусства. Живопись и скульптура были отделены от архитектуры, что выдвинуло на первый план станковые формы искусства. Данный процесс привёл к распаду стилистической и идейной целостности всей совокупности пластических искусств, упадку сферы художественных ремёсел[2].
В XIX веке характер эволюции пластических искусств кардинально поменялся: вместо медленной смены стилей началось динамичное чередование различных направлений и школ. С середины столетия главной тенденцией в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве стал эклектизм; в изобразительном творчестве — смена, борьба и сосуществование разнообразных художественных течений[2].
В конце XIX века усилилась тенденция к возрождению стилистического единства всех пластических искусств. Модерн, возникший на рубеже веков, ставил перед собой первостепенную задачу — возвращение к синтезу искусств, к единому «большому» стилю, в котором могли органически соединиться пластические искусства и все области художественной обработки материальной среды[2].
В XX веке вся система пластических искусств претерпела глубокие изменения, что было связано с появлением качественно новых направлений в искусстве — авангарда и модернизма. Технический прогресс обусловил появление новых видов и форм пластических искусств (фотомонтаж и др.), расширении сферы применения навыков художников. Сложившаяся массовая культура проявилась в появлении художественного конструирования (дизайна), оформительского искусства, полиграфии, которые вытеснили из повседневной практики массовые художественные ремёсла (народное творчество и художественные промыслы). Становилась всё сильнее связь пластических искусств с жизнью общества, о чём свидетельствовало интенсивное развитие политических жанров: плаката, карикатуры, газетно-журнальной графики[2].
Виды пластических искусств
Виды пластических искусств в классическом искусствоведении делят на два раздела[2][16]:
- Изобразительные искусства (воспроизводящие с различной мерой достоверности визуально воспринимаемую действительность):
- Неизобразительные искусства (в них зрительно-пространственные формы, как правило, не имеют прямых аналогий в реальной действительности):
- Архитектура;
- Декоративно-прикладное искусство;
- Художественное конструирование (дизайн).
Границы между изобразительными и неизобразительными искусствами зачастую очень условны. В декоративно-прикладном искусстве активно применяются более или менее условные изобразительные мотивы, зачастую — законченные изображения, родственные изобразительному творчеству (например, сосуды в виде фигурок людей или животных). В архитектуре иногда воспроизводятся органические и растительные формы, в архитектурном декоре — растительные, зооморфные и антропоморфные мотивы[2].
В самих изобразительных искусствах иногда прибегают к оторванным от действительности образам и сюжетам (в книжной графике, плакате, монументальной живописи и скульптуре). Такая область изобразительного искусства, как орнамент может включать как изобразительные, так и неизобразительные формы[2].
Архитектура, прикладные искусства и дизайн в целом не могут относится к изобразительным искусствам, так как их произведения (здание, сосуд, кресло, машина, прибор и т. д.) не изображают ничего в материальном мире. Неизобразительные искусства иногда называли «преобразительными», поскольку в них предметный мир не изображается, а изменяется (преображается). Моисей Каган предпочитал обозначать их термином архитектонические искусства[17].
Примечания
- ↑ Каган, 1972, с. 270—273.
- ↑ 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 Популярная художественная энциклопедия, 1986.
- ↑ Власов В. Г. Теория формообразования в изобразительном искусстве. Учебник для вузов. — СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2017. C.156-157
- ↑ Власов В. Г. Мгновение и длительность: Художественное время и пространство в архитектонически-изобразительных искусствах. К проблеме «синтеза искусств» Архивная копия от 12 марта 2022 на Wayback Machine // Электронный научный журнал «Архитектон: известия вузов». — УралГАХУ, 2019. — № 2 (66)
- ↑ Каган, 1972, с. 276.
- ↑ Каган М. С. Эстетика как философская наука. Университетский курс лекций. — СПб.: Петрополис, 1997. — С. 348
- ↑ пластический . lexicography.online. Малый академический словарь. Дата обращения: 24 августа 2021. Архивировано 24 августа 2021 года.
- ↑ пространственный . lexicography.online. Малый академический словарь. Дата обращения: 24 августа 2021. Архивировано 24 августа 2021 года.
- ↑ Краткий словарь терминов изобразительного искусства, 1961, с. 129.
- ↑ пластический и пластичный . ru-paronym.ru. Словарь паронимов. Дата обращения: 24 августа 2021. Архивировано 26 января 2021 года.
- ↑ Всеобщая история искусств, 1956, с. 22—28.
- ↑ Всеобщая история искусств, 1956, с. 31.
- ↑ Каган, 1972, с. 223.
- ↑ Всеобщая история искусств, 1956, с. 44—68.
- ↑ Каган, 1972, с. 226.
- ↑ Каган, 1972, с. 328—329.
- ↑ Каган, 1972, с. 292—293.
Литература
- Всеобщая история искусств: в 6 томах / под общей редакцией А. Д. Чегодаева. — М.: Искусство, 1956. — Т. I: Искусство древнего мира. — 467 с.
- Краткий словарь терминов изобразительного искусства / под общей редакцией Г. Г. Обухова. — М.: «Советский художник», 1961. — 190 с.
- Каган М. С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. — Л.: Искусство, 1972. — 440 с.
- Пласти́ческие иску́сства // Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство / Гл. ред. В. М. Полевой; Ред. кол.: В. Ф. Маркузон, Д. В. Сарабьянов, В. Д. Синюков (зам. гл. ред.). — М.: «Сов. Энциклопедия», 1986. — Т. I, А—М.. — С. 275—277. — 447 с.
- Пласти́ческие иску́сства // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2017.