Пиццикато

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Игра на контрабасе техникой пиццикато
Пиццикато из балета «Эсмеральда» Р. Дриго

Пиццика́то (итал. pizzicato, от pizzicare — щипать[1]) — приём игры на смычковых инструментах, когда звук извлекается не смычком, как обычно, а щипком струны, отчего становится более глухим, тихим и коротким по продолжительности. Начало игры этим приёмом в нотах сокращённо обозначается «pizz.», окончание — «arco» (с итал. — смычок) или «coll’arco» (смычком). Также «пиццикато» называют инструментальную пьесу, полностью или большей частью исполняемую этой техникой[1].

История

Одним из первых композиторов, предписавших применение этого приёма в оркестровой игре, был Клаудио Монтеверди в (театрализованном) мадригале «Битва Танкреда и Клоринды» (1624)[1]. Вплоть до эпохи классицизма тем не менее пиццикато применялось достаточно редко, хотя в ариях из ораторий и медленных частях оркестровых сочинений И. С. Баха оно встречается.

В балете «Дон Жуан» Глюка один из номеров целиком исполняется пиццикато, что является первым известным случаем применения этого приёма для исполнения целого сочинения.

Активно применять пиццикато в своих симфониях начал Йозеф Гайдн, а Моцарт использовал его в операх: так, в «Свадьбе Фигаро» под аккомпанемент пиццикато у виолончелей, имитирующих звучание гитары, звучит романс Керубино.

В XIX веке пиццикато вошло в практику сольного исполнительства (со времён Паганини), а в оркестровой музыке приобрело статус особой окраски звука. В Пятой и Седьмой симфониях Л. ван Бетховена пиццикато придаёт звучанию драматизм. С другой стороны, легко и непринуждённо звучат полностью исполняемые пиццикато третья часть Четвёртой симфонии П. И. Чайковского, полька из балета Л. Делиба «Сильвия», Полька-пиццикато Иог. Штрауса-сына и Йоз. Штрауса[1], вторая часть (Playful Pizzicato) «Простой симфонии» Б. Бриттена.

Развитие исполнительской техники в XX веке привело к появлению новых приёмов игры на струнных инструментах: защипывание струны ногтём, пиццикато у подставки, пиццикато в сочетании с глиссандо и др.

В джазе и кантри музыке пиццикато является основным приёмом игры на контрабасе.

Техника исполнения

Обычное пиццикато

Пиццикато исполняется обычно указательным пальцем правой руки, при этом остальными пальцами музыкант держит смычок, так как нередко сразу же после исполнения пиццикато композитор требует возвращения к обычному способу звукоизвлечения (в нотах это возвращение отмечается как «arco» или «coll’arco»). Если же в нотах предусмотрено достаточно длительное время играть пиццикато, и при этом у музыканта есть некоторое количество времени в виде паузы, смычок откладывается (на пюпитр), а играющий может распоряжаться всеми пальцами правой руки, что позволяет исполнять достаточно сложные ритмические формулы.

Иногда композитор требует исполнения пиццикато целых аккордов, в таком случае используется большой палец правой руки, которым музыкант резко проводит по струнам (как правило, от нижней к верхней), получая двух-, трёх- или четырёхзвучное созвучие.

Пиццикато левой рукой

Пиццикато левой рукой — виртуозный приём, введённый в практику Н. Паганини. При его исполнении защипывание струны происходит с помощью одного из пальцев левой руки, при этом другой палец (обычно указательный) прижимает струну в необходимом месте. Этот приём сходен с нисходящим легато при игре на гитаре.

В некоторых сочинениях XX века (например, в скрипичном Концерте А. Берга) предусмотрена комбинация из игры смычком и пиццикато левой рукой.

Пиццикато Бартока

Нотация пиццикато Бартока

Особенно энергичное пиццикато, при котором струна ударяется о гриф, называется пиццикато Бартока — по имени Белы Бартока, неоднократно использовавшего этот приём в своих сочинениях, например, в IV части Четвёртого струнного квартета (1928).

Первый известный образец такого пиццикато — в «Битве» (1673) Г.И.Ф. Бибера. В начале XX века его использовал Г. Малер (Седьмая симфония, III часть, такт 401)[2].

В популярной музыке (особенно в стиле фанк) по звуковому эффекту к пиццикато Бартока близок гитарный приём слэпа (удар фалангой большого пальца по струне), см. также теппинг.

«Пиццикато» на гитаре

В исполнительской практике классических гитаристов название «пиццикато» часто относят к приёму, когда ребро ладони правой руки кладётся на струны у подставки, таким образом слегка приглушая звучание струн и делая его похожим на настоящее пиццикато у смычковых инструментов. А в общем случае пиццикато бывает как sul ponticello (у подставки), так и sul tasto (у обечайки), когда эффект еще больше усиливается (например, как в произведениях Мануэля Понсе).

Родоначальником использования пиццикато на гитаре был Франсиско Таррега, а вершины в нашем настоящем понимании гитары были достигнуты Андресом Сеговия. Многие современные композиторы используют этот прием, чтобы как-то оттенить или подчеркнуть конкретный момент или часть гитарного материала.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Музыкальная энциклопедия, 1978.
  2. В этом месте партитуры характерная авторская ремарка: «So stark anreißen, dass die Saiten an das Holz anschlagen».

Литература

  • Pizzicato // Музыкальная энциклопедия. Том 4. — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Стб. 299