Папе, Лижия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Лижия Папе

Лижия Папе (порт. Lygia Pape, 7 апреля 1927; Нова-Фрибургу, Бразилия — 3 мая 2004; Рио-де-Жанейро, Бразилия) — бразильская художница, скульптор, гравёр и режиссёр, которая была ключевой фигурой в конкретном движении в своей стране, а позднее одним из основателей неоконкретизма в Бразилии в 1950-х и 1960-х годах[1]. Наряду с Элио Ойтисикой и Лижией Кларк она была одним из ключевых художником в деле развития современного искусства в Бразилии[2].

Ранняя биография и карьера

Лижия Папе родилась 7 апреля 1927 года в Нова-Фрибургу (Бразилия)[1]. Она обучалась изобразительному искусству у Файги Островер в Музее современного искусства в Рио-де-Жанейро[3].

Конкретное искусство

К 20 годам Лижия Папе присоединилась к движению конкретного искусства, основанного голландским художником Тео ван Дусбургом в 1930 году[4]. В Бразилии конкретное искусство впервые заявило о себе после Биеннале искусства в Сан-Паулу в 1951 году[2], после которого сформировались две бразильских художественных групп в этом направлении: «Разрыв» (порт. Ruptura), базировавшаяся в Сан-Паулу, и «Группа Фронт» (порт. Grupo Frente), базировавшаяся в Рио-де-Жанейро[2]. Папе была членом последней, которую с 1954 года возглавлял Иван Серпа[5]. Хотя входившие в неё художники были слабо объединены интересом к геометрическому стилю, но их объединял отказ от фигурации и раннего националистического бразильского искусства. Среди соратников Папе по движению также были Лижия Кларк и Элио Ойтисика[5].

Неоконкретизм

Позднее Лижия Папе присоединилась к кратковременной волне неоконкретизма. В 1959 году она стала одним из подписантом Неоконкретного манифеста вместе с Лижией Кларк и Элио Ойтисикой[6]. В этот период Папе интересовало «предложение жить телом»[7]: о том, как физическое тело воздействует на чувственные переживания. Папе стремилась исследовать эту идею отношения тела с окружающим пространством, изображая чувственность во всём её разнообразии в своём творчестве[7].

Поздняя карьера и смерть

Позднее, в 1960-х и 1970-х годах, Папе создавала множество видео и инсталляций с использованием саркастических и критических метафор, направленных против бразильской диктатуры. С 1980-х годов эти метафоры стали более тонкими[8].

Её произведения работали как средство для экзистенциального, чувственного и психологического жизненного опыта, во многом основанного на геометрии и опирающегося как на интеллектуальное, так и на физическое участие зрителя. В работе 1967 года «Начало» (порт. O Ovo) зрителям предлагалось ползти внутри кубической структуры из деревянных досок, покрытых пластиковой плёнкой, а затем проталкивать плёнку, имитируя акт рождения[9] .

С 1972 по 1985 год Папе преподавала семиотику в Школе архитектуры при Университете Санта-Урсула в Рио-де-Жанейро. В 1980 году она получила степень магистра философии в Федеральном университете Рио-де-Жанейро, а в 1983 году стала профессором в его Школе изящных искусств[1].

Папе умерла 3 мая 2004 года в Рио-де-Жанейро в возрасте 77 лет[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Lygia Pape, a Brazilian Artist Of Concrete Reality, Dies at 77, The New York Times (16 мая 2004). Архивировано 1 мая 2019 года. Дата обращения 1 сентября 2019.
  2. 2,0 2,1 2,2 Cocchiarale, Fernando Between the Eye and the Spirit: Lygia Pape and the Renewal of Brazilian Art (недоступная ссылка). Projeto Lygia Pape. Дата обращения: 15 апреля 2012. Архивировано 16 марта 2019 года.
  3. "Artist - Lygia Pape" Архивная копия от 9 апреля 2019 на Wayback Machine, Serpentine Galleries
  4. Ramirez, Mari Carmen. Inverted Utopias: Avant-Garde Art in Latin America (англ.). — Houston: The Museum of Fine Arts, 2004. — P. 204. — ISBN 0300102690.
  5. 5,0 5,1 "Grupo Frente" Архивная копия от 4 октября 2019 на Wayback Machine, Tate.
  6. Basilio, Miriam. Latin American & Caribbean Art: MoMA at El Museo (англ.). — New York: The Museum of Modern Art, 2004. — P. 103—117. — ISBN 0870704605.
  7. 7,0 7,1 Rebollo Goncalvez, Lisbeth. «The Poetic Space by Lygia Pape.» ‘’Art Nexus’’ 10.81 (2011): 44-48.
  8. Bowron, Astrid. Experiment: Art in Brazil 1958-2000 (неопр.). — Oxford: Museum of Modern Art, 2001. — С. 92—99. — ISBN 1901352137.
  9. Fajardo-Hill, Cecilia; Giunta, Andrea[англ.]. Radical Women: Latin American Art, 1960-1985 (англ.). — Prestel, 2017. — ISBN 9783791356808.

Ссылки