Кларк, Лижия
Кларк Лижия | |
---|---|
Имя при рождении | Линс Лижия |
Жанр | живопись, скульптура |
Лижия Кларк (порт. Lygia Clark, настоящее имя Lygia Pimentel Lins; (1920—1988) — бразильская художница и скульптор, широко известная своими живописными и инсталляционными работами.
Вместе с Гертрудой Гольдшмидт и Мирой Шендель[англ.], стали самыми известными южноамериканскими художницами второй половины XX века.
Биография
Родилась 23 октября 1920 года в Белу-Оризонти в семье юристов: её отец — Джейр Перейра Линс (Jair Pereira Lins) был адвокатом и сыном министра Верховного суда, а мать — Рут Мендес Пиментел (Ruth Mendes Pimentel) была дочерью адвоката. Лижия была третьим ребёнком в семье, где ещё росли Мария Беатрис, Соня и Франциско.[1]
В 1947 году переехала в Рио-де-Жанейро, чтобы учиться у бразильского ландшафтного архитектора Роберту Бурле Маркса и скульптора Зелии Салгаду, решив стать художником. В 1950 году Лижия отправилась в Париж, где училась у Арпада Сенеша, Исаака Добринского и Фернана Леже. После своей первой персональной выставки в Институте эндопластики (Institut Endoplastique) в Париже в 1952 году, художница вернулась в Рио-де-Жанейро и экспонировалась в Министерстве образования и культуры Бразилии.
Лижия Кларк была одним из основателей группы Grupo Frente[порт.], которая была создана в 1954 году. Посвятив себя изучению пространства, она присоединилась к художникам Элио Ойтисикe, Дешио Виейре[порт.], Аврааму Палатнику[порт.], Жоао Хосе да Косте[порт.], Ивану Серпе[порт.] и другим. В 1957 году она приняла участие в первой выставке National Concrete Art Exhibition в Рио-де-Жанейро. Была участницей «Superfícies Moduladas, 1952-57» и «Planos em Superfície Modulada, 1956-58». Принимала также участие со своей работой Composiçõesв Венецианской биеннале в 1954 году и повторно в 1968 году. В 1961 году она получила награду как лучший скульптор на международной биеннале искусства в Сан-Паулу.[1] Создавала инсталляции и работала с боди-артом.
В 1959 году она присоединилась к экспозиции I Exposição de Arte Neoconcreta, подписавшись под манифестом «Manifesto Neoconcreto»[2] вместе с Амилкаром де Кастро[порт.], Феррейрой Гулларом, Францем Вайсманном[порт.], Лижией Папе, Рейнальдо Жардимом[порт.] и Теоном Спанудисом (Theon Spanudis[3][4]).
Посвятив себя в первое десятилетие своей карьеры живописи и скульптуре, после 1966 года Лижия Кларк заявила, что отказалась от искусства.[5] В начале 1970-х она преподавала искусство в Сорбонне. В течение последующего времени Кларк также исследовала идею сенсорного восприятия через её искусство. С 1979 по 1988 год она всё больше двигалась в сторону арт-терапии, чем создавал новые произведения, используя свою арт-терапию для лечения пациентов с психотическими расстройствами (психоз). С начала 1980-х годов Лижия Кларк постепенно замедляла темпы своей деятельности. В 1983 году ограниченным тиражом была издана её книга «Livro Obra»[6], в которой рассказывается об эволюции работ художницы от её самых ранних творений до конечной неоконкретной фазы. В 1977 году Кларк вернулась в Рио-де-Жанейро, где умерла от сердечного приступа в собственном доме 25 апреля 1988 года.
В 1986 году в Императорском дворце Рио-де-Жанейро[порт.] была проведена выставка IX Salão de Artes Plásticas со специальной экспозицией, посвященной Элио Ойтисика и Лижии Кларк. Выставка стала единственной крупной ретроспективой, посвященной Лижии Кларк при её жизни.
23 октября 2015 года Google запустила дудл в честь празднования 95-летия художницы, на котором логотип Google был стилизован под её работу «Bichos».
В апреле 2018 года на канале «Радиокультура» совместно с Музеем современного искусства «Гараж» вышла программа «Лижия Кларк. Мобильные конструкции».[7]
Личная жизнь
Лижия Кларк в 18 лет вышла замуж за инженера Алуисио Кларка Рибейру (Aluísio Clark Ribeiro) и приняла его фамилию.[8]. У них было трое детей — Альваро, Эдуардо и Элизабет.[1]
Рекорды продаж
В мае 2013 года работа Лижии Кларк «Contra Relevo[порт.]», была продана за 4,5 миллиона реалов на аукционе в Нью-Йорке, став самой дорогой бразильской работой, проданной на аукционе.[9][10]
В августе этого же года её работа «Superfície Modulada nº 4[порт.]» была продана на аукционе Bolsa de Arte de São Paulo за 5,3 миллиона реалов, став тем самым дорогим произведением искусства, когда-либо проданным в Бразилии на тот момент времени.[9][11]
В 2015 году Кларк потеряла пальму первенства после продажи картины «Vaso de Flores» Альберто да Вейга Гиньяра[порт.] за 5,7 миллиона реалов.[1]
На аукционе Sotheby's в 2014 году алюминиевая складная скульптура Кларк Bicho-Em-Si-Md (No. IV) (1960 год) была продана за 1,2 миллиона долларов, что вдвое превысило ее стартовую цену.[12]
Библиография
- Guy Brett. «The Proposal of Lygia Clark». In: Catherine de Zegher (ed.), Inside the Visible. The Institute of Contemporary Art, Boston & MIT Press, 1996.
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Biografia de Lygia Clark . Дата обращения: 28 августа 2019. Архивировано 28 августа 2019 года.
- ↑ MANIFESTO NEOCONCRETO . Дата обращения: 28 августа 2019. Архивировано 28 августа 2019 года.
- ↑ Theon Spanudis . Дата обращения: 28 августа 2019. Архивировано 9 марта 2016 года.
- ↑ Theon Spanudis . Дата обращения: 28 августа 2019. Архивировано 21 августа 2019 года.
- ↑ Ken Johnson (May 2, 2014), See It, Feel It, Touch It, Be Healed Архивная копия от 28 августа 2019 на Wayback Machine New York Times.
- ↑ Livro-Obra | Lygia Clark . Дата обращения: 28 августа 2019. Архивировано 28 августа 2019 года.
- ↑ Лижия Кларк. Мобильные конструкции . Дата обращения: 28 августа 2019. Архивировано 28 августа 2019 года.
- ↑ Lygia Clark | Nicolás Sieber . Дата обращения: 28 августа 2019. Архивировано 28 августа 2019 года.
- ↑ 9,0 9,1 Tela de Lygia Clark bate recorde e é vendida por 5,3 milhões de reais em leilão Revista Veja (agosto de 2013)
- ↑ Novo recorde brasileiro: obra de Lygia Clark é arrematada por US$ 2,2 milhões em leilão Архивная копия от 27 сентября 2016 на Wayback Machine Blouinartinfo
- ↑ Tela é vendida a preço recorde Архивная копия от 28 августа 2019 на Wayback Machine Jornal Estadão
- ↑ Laurie Rojas (May 29, 2014), Lygia Clark’s critters crawl to top auction spot Архивировано 7 июня 2014 года. The Art Newspaper.
Ссылки
- Персональный сайт Архивная копия от 28 августа 2019 на Wayback Machine
- Lygia Clark
- MoMA tem primeira grande retrospectiva de Lygia Clark nos EUA Архивная копия от 12 сентября 2019 на Wayback Machine
- Бразильское искусство уповает на заграничных ценителей Архивная копия от 28 августа 2019 на Wayback Machine