Папеда

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Папеда
Papeda
Папеда, поданная традиционным образом: с жареной рыбой и особым рыбным супомПапеда, поданная традиционным образом: с жареной рыбой и особым рыбным супом
Входит в национальные кухни
индонезийская кухня
Страна происхождения Индонезия
Компоненты
Основные саго
Возможные тапиока
Родственные блюда
В других кухнях клейстер

Папе́да (индон. papeda) — блюдо индонезийской кухни, традиционное для ряда восточных регионов страны, в частности, для Молуккских островов и индонезийской части острова Новая Гвинея, а также отдельных районов Сулавеси.

Представляет собой густую кашу из саговой муки. Служит как самостоятельным кушаньем, так и гарниром. Иногда может добавляться к другим блюдам.

Происхождение и распространение

Папеда исторически представляет собой один из основных способов приготовления саго, которое является важнейшим углеводным продуктом для многих народов восточной части Малайского архипелага. В рационе коренных жителей Молукк, отдельных районов Сулавеси, а также папуасских народностей западной части Новой Гвинеи это блюдо играет особо важную роль — сопоставимую с той, которую в питании большинства народов Юго-Восточной Азии играет варёный рис[1][2][3].

Название «папе́да» имеет амбонское происхождение[4] и является общим для большинства местностей, где принято приготовление этого кушанья[3][5]. На Южном Сулавеси оно известно также под названием «капуру́нг» (индон. kapurung)[6].

Приготовление и подача

С кулинарной точки зрения приготовление папеды представляет собой исключительно простой процесс: саговая мука разводится водой, после чего образовавшаяся субстанция варится на медленном огне и при этом интенсивно перемешивается для поддержания однородной консистенции. Нередко изготовители обходятся даже без варки: мука разводится небольшим количеством холодной воды, а затем в неё добавляется кипяток, после чего каша доводится до равномерной густоты опять же за счёт помешивания. К мучной болтушке могут добавляться соль или сахар. В готовом виде блюдо представляет собой густую полупрозрачную массу сероватого цвета, довольно клейкую — наподобие крахмального клейстера[3][5][7].

Папеда, извлекаемая из миски с помощью гата-гата. Остров Серам

В некоторых районах Новой Гвинеи при приготовлении папеды в саго иногда примешивается тапиока, однако это чаще всего бывает вызвано нехваткой саго, и сами местные жители считают подобную папеду «не настоящей»[8].

Для перемешивания папеды обычно используется специальный столовый прибор, традиционный для соответствующих регионов Индонезии — гата-гата (индон. gata-gata). Он представляет собой две деревянные или бамбуковые палочки, скрепленные у основания — подобие неразделённой пары палочек для еды, но значительно большего размера. Этот же прибор используется для извлечения готовой папеды из посуды и её раздачи: погрузив пару гата-гата в папеду, на них вращательными движениями накручивают необходимую порцию каши[7][9][10].

Подаётся папеда как в горячем, так и в холодном виде, в глубоких мисках или котелках. Примечательно, что на Молукках её принято не есть ложками, а всасывать непосредственно из мисок. Среди жителей архипелага ценится умение за один раз всосать большую порцию папеды[7].

В качестве приправы к папеде у молуккцев особой популярностью пользуется соус чо́ло-чо́ло (индон. colo-colo), представляющий собой смесь мелко нарезанного лука, измельчённых квашенных овощей и вяленой рыбы, разведённую уксусом[7]. У папуасов её принято приправлять красным перцем, соевым соусом, мякотью или соком лайма и других цитрусовых[3][5].

Папеда может служить как самостоятельным кушаньем, так и гарниром к другим блюдам — рыбным, мясным, овощным. На Молукках наиболее популярным дополнением к ней служит жареная рыба различных видов, на западе Новой Гвинеи — особый густой суп из тунца, приготовляемый с многочисленными специями и пряностями и имеющий ярко-жёлтый цвет. Также среди папуасов принято добавление папеды в рыбные супы и бульоны, в результате чего она превращается в подобие клёцек[3][5][10].

Во многих районах западной части Новой Гвинеи папеда является не только важнейшим повседневным блюдом, но и неотъемлемым атрибутом общинных праздников и религиозных церемоний[3][5].

Примечания

  1. Rose Prince, 2009, с. 23.
  2. Reader, 2009, с. 9.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Papeda, Makanan Sehat Khas Papua (индон.). Tribun News (10 декабря 2013 года). — Электронная версия газеты «Трибун ньюз». Дата обращения: 4 июня 2014. Архивировано 13 мая 2014 года.
  4. Большой индонезийско-русский словарь - том 2, 1990, с. 108.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Sensasi Segar Papeda dan Kuah Kuning Khas Papua (индон.) (3 декабря 2013 года). Дата обращения: 4 июня 2014. Архивировано 6 июня 2014 года.
  6. ‘Papeda’, Makanan Khas yang Unik (индон.) (недоступная ссылка) (5 февраля 2012 года). Дата обращения: 10 июня 2014. Архивировано 14 июля 2014 года.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Виктор Погадаев. А дуриан совсем недурен (PDF). Восточная коллекция (Осень 2001 года). Дата обращения: 5 октября 2014 года. Архивировано 19 сентября 2013 года.
  8. Glazebrook, 2008, с. 103.
  9. Alat-Alat, 1987, с. 97.
  10. 10,0 10,1 'Lem' Papeda plus Ikan Kuah Kuning: Mantapnya kuliner Ambon (индон.) (1 апреля 2014 года). Дата обращения: 5 июня 2014. Архивировано 6 июня 2014 года.

Литература

  • Коригодский Р. Н., Кондрашкин О. Н., Зиновьев Б. И., Лощагин В. Н. Большой индонезийско-русский словарь. — М., 1990. — Т. 2. M — Z. — С. 108. — 494 с. — ISBN 5-200-00808-5.
  • Diana Glazebrook. Permissive Residents: West Papuan Refugees Living in Papua New Guinea. — ANU E Press, 2008. — 157 p. — ISBN 9781921536236.
  • Rose Prince. Real Tastes of Indonesia. — Prahran: Hardie Grant Books, 2009. — 288 p. — ISBN 978-174-06-6820-0.
  • Tineke Hellwig, Eric Tagliacozzo. The Indonesia Reader: History, Culture, Politics. — Duke University Press, 2009. — 477 p. — ISBN 9780822392279.
  • Dapur dan Alat-Alat Memasak Tradisional Daerah Maluku. — Jakarta: Departemen Pendidikan dan Kebudayaan, 1987.