Папуасы

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Папуас
Папуасы народа дани
Папуасские дети

Папуа́сы (индон. Suku-suku di Papua, англ. Papuans) — древнейшее население острова Новая Гвинея и некоторых других островов Меланезии и Индонезии.

Основное население государства Папуа — Новая Гвинея и индонезийской провинции Ириан-Джая. По антропологическому типу близки к меланезийцам (меланезийская малая раса в составе большой австралоидной расы), но отличаются от них по языкам; не все папуасские языки, однако, родственны между собой. Общенациональным языком папуасов в Папуа-Новой Гвинее является креольский язык ток-писин на английской основе.

Большинство придерживается национальных верований, но сейчас распространено и христианство, преимущественно протестантской направленности.

Название

Название «папуасы» происходит от малайск. papuan, означающего «курчавый»[1].

Область расселения

Область расселения папуасов

Основная зона расселения папуасов — остров Новая Гвинея, восточная часть которого — самостоятельное государство Папуа — Новая Гвинея (включает архипелаг Бисмарка и остров Бугенвиль), а западная входит в состав Индонезии (Ириан-Джая-Западный Ириан), где много десятилетий существует сильное движение за отделение от Индонезии. Папуасы также живут на островах Алор, Тимор, Хальмахера и в Меланезии.

По разным данным, папуасских народов и языков насчитывается от 300 до 800, поскольку установление разницы между отдельным языком и диалектом представляет значительную проблему.

Некоторые мелкие племена насчитывают менее 100 человек, а оума, ёба и бина — менее 10 человек[2]. Крупнейшие народности (численность в тысячах): чимбу (250), энга (195), гимбу (142), медлпа (101), камано (64), хули (90), экари (канауки) (100), ангал (55), умбу-унгу (47), вахги (66), кева (56), дани (дугул-дани), хванггона, асмат (61), бенабена (17), маринд-аним (8), абелам (10), насиоп (10), бонкин (10), буин (18). Общее население Папуа — Новой Гвинеи — 6 057 263 чел. (2009).

Политический статус

С 1884 по 1920 год папуасы северо-восточной части Новой Гвинеи находились в колониальной зависимости от Германии (Земля императора Вильгельма). Эта часть была захвачена австралийскими войсками в сентябре 1914 года, а с 1920 года перешла под управление Австралии. Юго-восточная часть острова с 1884 по 1888 год была протекторатом Великобритании, затем колонией, а в 1905 году была передана под управление Австралии. В 1949 году обе эти части были переданы под опеку Австралии. В сентябре 1975 года вся восточная часть острова стала независимым государством Папуа — Новая Гвинея. Государство имеет сухопутную границу только с Индонезией (на западе), которая проведена по 141 меридиану и лишь на небольшом участке отклоняется на запад вместе с рекой Флай. Папуасы западной части острова находятся под властью Индонезии, которая считает эту территорию своими пятью провинциями: Папуа, Центральное Папуа, Папуа Пегунунган, Южное Папуа и Западное Папуа. В этой части острова существует Движение за свободное Папуа, выступающее за отделение от Индонезии и создание независимого папуасского государства.

Происхождение

Большинство учёных признают, что австралоидные народы заселяли в древности более обширный ареал и были постепенно вытеснены монголоидами. Считается, что Новая Гвинея была заселена 20—25 тыс. лет назад; 5 тыс. лет назад в этот регион проникли меланезийские племена. По расовому типу эти две группы народов близки, но по языкам и культуре — нет.

Генетические исследования популяций Сахула, в сравнении с исследованиями других современных человеческих популяций, показали, что папуасы Новой Гвинеи разделились с йоруба около 90 тыс. лет назад, а с евразийскими популяциями — 40 тыс. лет назад[3][4].

Папуасы скрещивались с популяциями D1 и D2 денисовского человека, с линией D1 — 29,8 тыс. л. н.д, с линией D2 — 45,7 тыс. лет назад[5][6][7].

Быт и традиционные занятия

Мальчик Налай, 10—11 лет. Рисунок Миклухо-Маклая, июль 1872 года
Боге — папуас из горной деревни Энглам-Мана. Рисунок Миклухо-Маклая, май-июнь 1872 года

Основное занятие папуасов — ручное земледелие тропического пояса. Второстепенные — охота и собирательство. Важную роль играет свиноводство. Главные культуры — кокос, банан, таро, ямс.

В настоящее время, в силу европейского влияния, папуасы заняты в горной промышленности, работают шофёрами, продавцами, клерками. Формируется слой предпринимателей, фермеров. 50 % папуасского населения заняты в натуральном хозяйстве.

Население папуасской деревни составляет от 100 до 150 чел. Они бывают компактными и разбросанными; иногда это — один длинный дом до 200 м. Семья имеет 5-6 участков земли в разных стадиях созревания. Каждый день пропалывается один участок, а на другом собирается урожай. Урожай держат на корню, забирая количество продуктов, которого хватит на 1 день. Работают совместно.

В каждой деревне важным местом является буамбрамра — общественный дом.

Орудия труда:

  • топор, изготовляемый из агата, кремня или раковины тридакны;
  • донган — острая заточенная кость, её носят на руке, заткнув за браслет, ей же режут плоды;
  • бамбуковый нож, режущий мясо, плоды, прочнее донгана.

Оружие:

  • хагда — метательное копьё, 2 м, из твёрдого тяжёлого дерева;
  • сервару — более лёгкое копьё, с бамбуковым наконечником, который обычно ломается и остаётся в ране, украшено перьями и мехом;
  • араль — лук, 2 м длиной;
  • араль-ге — стрела, 1 м длиной, с деревянным наконечником;
  • палом — стрела с широким бамбуковым наконечником, более опасна;
  • саран — стрела для рыбалки;
  • юр — метательное копье с несколькими остриями;
  • палицы и щиты.

Одежда папуасов состоит из пояса, у мужчин красного, у женщин — в красную и чёрную полосу. Мужчины носят также своеобразный «футляр для пениса» (котека). Браслеты носят на руке (сагю) и на ногах (самба-сагю). Кроме этого, украшают тело продетыми в отверстия предметами — кекее (в носу) и буль (во рту). Из вещей используются мешки — ямби и гун (маленькие, для табака и мелких предметов, их носили на шее) — и большой мешок на плече. У женщин есть свои, женские мешки (нангели-ге). Пояса и сумки изготовляются из луба или волокон разных деревьев (тауви, маль-сель, яван-сель). Из волокон дерева нуг-сель делают верёвки, а из дерева бу-сель — якорные канаты. Смола дерева гутур используется в качестве клея.

Пища папуасов в основном — растительная, но употребляются также свинина, мясо собак, кур, крыс, ящериц, жуки, моллюски, рыбы.

Духовная культура

Среди папуасов распространены фольклор, песни, танцы, мифы. Их песни и танцы очень просты. Пение называется мун, мелодия варьирует очень слабо.

Миклухо-Маклай. Папуасское жилище в 1870-х годах

Музыкальные инструменты (общее название — ай, так же называются и праздники, куда допускаются только мужчины):

  • ай-кабраль — полый бамбуковый ствол, 2 м длиной, в него дуют, кричат, воют;
  • мунки-ай — скорлупа кокоса, с двумя отверстиями, в одно дуют, другое затыкают;
  • халь-ай — труба из корня, аналогична предыдущим;
  • орлан-ай — ручка со шнурками с висящими на них пустыми скорлупами орехов, её встряхивают;
  • окам — барабан.

Самый крупный праздник у папуасов — синг-синг.

Традиционные верования папуасов близки австралийским и меланезийским. У маринд-аним бытует культ, близкий австралийскому — тотемизм. Дема — тотемический предок. Мифы в основном рассказывают о подвигах полуживотных-полулюдей. У них распространён тайный культ Майо, связанный с инициациями. У других папуасов культы отличаются, в основном это — вера в различную магию — вредоносную, лечебную, хозяйственную. Слово оним означает и колдовство, и яд, и всякое лечебное снадобье. Оним считается причиной всех болезней, бед и смерти, поэтому его боятся. Часто виновниками бед считают соседнее племя.

Важное значение имеет культ предков и черепов. Папуасы изготовляют корвары — изображения предков (стилизованные человеческие фигуры); в районе залива Астролябии, где бывал Миклухо-Маклай, на языке бонгу они называются телум.

У папуасов хорошо развита резьба по дереву, они делают очень сложные орнаменты, которыми украшают оружие и прочие предметы.

Папуасы в культуре

Для людей XIX века папуасы считались символом дикости. В частности, Вл. Соловьёв в «Оправдании добра» противопоставлял Гёте и папуаса[8].

Примечания

Литература

  • Энциклопедия «Народы и религии мира». — М.: Российская энциклопедия, 1998.
  • Токарев С. А. Религия в истории народов мира. — М.: Политиздат, 1976. — 576 с. — (Библиотека атеистической литературы).
  • Миклухо-Маклай Н. Н. Собр. сочинений в 6 томах. — Том 4.
  • Бутинов Н. А. Папуасы Новой Гвинеи (Хоз-во, обществ. строй). — М.: Наука, 1968. — 256 с. — 2500 экз.
  • Бутинов Н. А. Народы Папуа Новой Гвинеи: (От племен. строя к независимому государству). — СПб.: Петербург. Востоковедение, 2000. — 374 с. — (Ethnographica Petropolitana; 6). — 1000 экз. — ISBN 5-85803-146-3.
  • Вольневич Я. У аборигенов Океании. По Папуа Новой Гвинее / Пер. с пол. В. Кона. Послесл. К. В. Малаховского. — М.: Наука, Главная ред. вост. лит-ры, 1976. — 216 с.: ил. — (Путешествия по странам Востока).
  • Кики Альберт Маори. Десять тысяч лет в одну жизнь / Пер. с англ. Л. И. Володарской. Под ред. И. М. Меликсетова. — М.: Наука, 1981. — 160 с.
  • Лундквист Эрик. Дикари живут на Западе / Пер. со швед. Л. Л. Жданова. — М.: Географгиз, 1958. — 376 с.: ил.
  • Тэйлор Мерлин Мур. В стране папуасов. — М.: Молодая гвардия, 1929. — 240 с.: ил. — (Библиотека экспедиций и путешествий).
  • Фальк-Ренне Арне. Путешествие в каменный век: Среди племен Новой Гвинеи / Пер. с дат. В. Л. Якуба. Послесл. М. Членова. — 2-е изд. — М.: Наука, Главная ред. вост. лит-ры, 1985. — 192 с.: ил. — (Рассказы о странах Востока).

Ссылки