Перейти к содержанию

Особняк Кочубея

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Здание
Особняк Кочубея (Нечаева-Мальцова)
Особняк Кочубея, 2013 годОсобняк Кочубея, 2013 год
Координаты: 59°56′49″ с. ш. 30°21′20″ в. д.HGЯO
Местоположение Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 30 лит. А
Тип здания особняк
Архитектурный стиль барокко, рококо
Архитектор Роман Кузьмин, Гаральд Боссе, Леонтий Бенуа
Строительство 18441846 годы
Статус Герб ОКН
Состояние Отреставрирован

Особняк Л. В. Кочубе́я (Ю. С. Неча́ева-Мальцо́ва) — историческое здание в Санкт-Петербурге. Находится по адресу: улица Чайковского, дом 30. Построено в 1840-х годах по проекту архитекторов Романа Кузьмина и Гаральда Боссе для князя Льва Кочубея[1][2]. Перестроено в 1883—1884 годах под руководством зодчего Леонтия Бенуа для Юрия Нечаева-Мальцова[3].

По данным на 2019 год здание принадлежит государству, с 1994 года его занимает МВД России[4][5].

История

Первые владельцы

В начале XIX века земельное владение на месте будущего особняка графа Кочубея принадлежало адмиралу Григорию Кушелеву. Участок занимали деревянные строения и обширный правильный сад. В начале 1840-х годов сын адмирала возвёл каменный дом, который был впоследствии сдан в аренду графу С. О. Бержинскому[6]. Позднее здание принадлежало Г. С. Строганову — правнуку президента Императорской академии художеств графа А. С. Строганова[5].

Перестройка Боссе

Граф Лев Кочубей, 1820-е

В 1840-х годах земельным участком на улице Сергиевской (современной Чайковского) владел Лев Кочубей, старший сын канцлера Виктора Павловича. В 1843—1844 годах новый хозяин заказал у архитектора Романа Кузьмина проект перестройки особняка, руководил строительством другой зодчий — Гаральд Боссе. Работы начались в 1845-м и были завершены в 1846 году[7]. Фасады здания, сложенные из пудостского известняка, были оформлены в стиле флорентийского неоренессанса с характерными окнами, арками, машикулями, выделяющимися цоколем и карнизом. Внутренние помещения были стилизованы под барокко и рококо и обильно декорированы лепниной и живописью[6].

Перестройка Бенуа

Юрий Степанович Нечаев-Мальцов, до 1913-го

В начале 1880-х годов новым владельцем участка стал Юрий Нечаев-Мальцов. По его приглашению в 1883—1884 годах архитектор Леонтий Бенуа выполнил перестройку особняка. Нечаев-Мальцев, унаследовавший колоссальное состояние, к тому моменту получил чин действительного статского советника и стремился создать настоящий дворец, чтобы иметь возможность приглашать самых высокопоставленных лиц государства и даже императорскую семью[8][9].

Нечаев-Мальцов стремился заполнить дом «сокровищами», по его инициативе Бенуа обратился к художнику Генриху Семирадскому с просьбой создать живописное панно для главного зала. Для бального зала заказали «огромный рояль» с росписью Эрнста Липгарта и Константина Маковского. К дому примыкали зимний сад с фонтаном и оранжерея, в которой держали канареек и тропических птиц. По рассказам Нечаева-Мальцова, пальма в оранжерее так сильно росла, что дважды пришлось поднимать стеклянный потолок, потратив 20 тыс. рублей[8].

«О балах и обедах Нечаева ходили легенды <…>. Трюфелей гостям предлагали брать сколько угодно, чуть не на вынос. Вина всякого сорта и звания было разливное море. На балах за котильоном, не считая громадных корзин цветов прямо из Ниццы, доставляемых вагонами, давали ценные подарки. В зимнем саду в прудах плавали рыбы, словом, было все. Но кто-то из недовольных критиковал эти балы, потому что не было… качелей. Я думаю, что добрейший Ю. С. Нечаев-Мальцов завел бы и качели и даже американские горки, если бы его побольше попросили.»[5]

XX век

В 1913 году Юрий Нечаев-Мальцов скончался, особняк на улице Сергиевской унаследовал его приёмный сын Элим Павлович Демидов Сан-Донато. Он стал последним владельцем здания. После революции особняк национализировали. В 1920-х годах его передали Петроградскому окружному фотокинокомитету, а в 1933 году — Смольнинскому райисполкому[5]. С 1936 по 1994 годы особняк Кочубея занимал Дзержинский исполком, после распада СССР его заняла районная администрация. В 1994 году здание отдали Центральному городскому управлению МВД, а в 2014-м — Главному управлению МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области[4][10][11].

Современность

В начале 2000-х годов здание отреставрировали, была восстановлена историческая отделка интерьеров[12]. В 2010 году был объявлен конкурс на проведение реставрации дворового фасада, начальная стоимость превысила 14 млн рублей[13].

В интерьерах особняка снимали часть сцен из сериала «Хуторянин» (2013) Виктора Мережко[14].

По состоянию на 2019 год здание занимает МВД России, особняк закрыт для посещения[4][5].

Описание

Панно «Аврора», Генрих Семирадский, 1880-е

В проекте Боссе декоративной доминантой внутренних помещений выступала трёхмаршевая парадная лестница, соединявшая гостиную первого этажа со столовыми на втором. Задачей Бенуа было создать парадный бальный зал и дооформить остальные комнаты. Заказчик уточнил, что стены залов требовалось украсить зеркалами в массивных золочёных ажурных рамах. Поставщиками и подрядчиками при строительстве выступили ведущие компании и мастера того времени, а в отделке использовались только дорогие и качественные материалы. Насыщенную лепнину в интерьерах выполнил мастер Иван Дылёв из знаменитой династии скульпторов, он же создал эскизы для резных панелей[15][2].

Живописное полотно Семирадского «Аполлон» нанесли на щит и закрепили на потолок главного зала, работой руководил французский мастер Маршом[8]. Также для особняка Семирадский создал композиции «Аврора» и «Весна»[16][17]. Всего в интерьерах особняка находились несколько десятков живописных панно, несколько из них принадлежали кисти Ивана Айвазовского. Леонтий Бенуа лично создал эскизы десюдепортов и плафонов[18][5].

В мемуарах Бенуа сохранились записи о работе над особняком Нечаева-Мальцова, в которых архитектор описывал отделку зодчего Боссе как «стиль Людовика XV, со свойственным ему вкусом и изяществом». Результатом же своей работы он был не вполне доволен. Зодчий писал, что «там нет игры в плоскостях рам, <…> орнаменты под позолотой Желле вышли аляповато, и главное, мне всё испортил Лазере своими драпировками». Удачными он назвал паркет, двери, панно Семирадского и вентиляцию: «Во время бала [температура] не спустилась ниже 15 и не поднялась выше 16 после мазурки»[8].

Примечания

  1. Жерихина, 2006, с. 211—218.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 Паспорт объекта культурного наследия №78151029452006. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) (2 июля 2015). Дата обращения: 26 ноября 2019.
  3. Зеленянская, 2015, с. 215.
  4. Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 Ермаков, А. Полицейские страсти по Кочубею. «Фонтанка.ру» (3 июля 2014). Дата обращения: 26 ноября 2019. Архивировано 2019-0919.
  5. Перейти обратно: 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Гуськова И. Миллионер поневоле. «Санкт-Петербургские ведомости» № 139 (5512) (31 июля 2015). Дата обращения: 26 ноября 2019. Архивировано 24 марта 2019 года.
  6. Перейти обратно: 6,0 6,1 Жерихина, 2006, с. 211.
  7. Князева Е. Е. Кочубеи и Санкт-Петербург. http://www.hist.vsu.ru/cdh/Articles/05-03.htm.+Дата обращения: 26 ноября 2019. Архивировано 8 сентября 2019 года.
  8. Перейти обратно: 8,0 8,1 8,2 8,3 Жерихина, 2006, с. 216—217.
  9. Гавлин, 1996, с. 181—183.
  10. «Чайковского 30. Первые десять лет». Конкретно.ру (9 ноября 2011). Дата обращения: 26 ноября 2019. Архивировано 27 ноября 2019 года.
  11. Управление по борьбе с оргпреступностью выселяют на улицу. "Коммерсантъ С-Петербург" №143 (14 августа 2002). Дата обращения: 26 ноября 2019. Архивировано 13 ноября 2019 года.
  12. Празднование Международного дня охраны памятников в Санкт-Петербурге продлится более недели. Regnum (8 апреля 2004). Дата обращения: 26 ноября 2019. Архивировано 27 ноября 2019 года.
  13. В Петербурге отреставрируют фасады домов Егорова, Эйлерса и ГУ МВД РФ по СЗФО. Фонтанка (22 июля 2010). Дата обращения: 26 ноября 2019. Архивировано 27 ноября 2019 года.
  14. Куликова Н. Про конец света, про Чечню, про любовь: 25 новых фильмов, снятых в Петербурге и Ленобласти. MR7 — Новости Петербурга (13 марта 2013). Дата обращения: 26 ноября 2019. Архивировано 27 ноября 2019 года.
  15. Жерихина, 2006, с. 211—220.
  16. Ржевская, 2013, с. 434.
  17. Карпова, 2009.
  18. Жерихина, 2006, с. 211—214.

Литература

Ссылки