Лапуж, Жорж Ваше де
Жорж Ваше де Лапуж | |
---|---|
Жорж Ваше де Лапуж (Ляпуж) (фр. Georges Vacher de Lapouge; 12 декабря 1854 года, Нёвиль, департамент Вьенна, Франция — 20 февраля 1936 года, Пуатье, Франция) — французский социолог, последователь теории социального дарвинизма и один из идеологов расизма.
Биография
Родился 12 декабря 1854 г. в Нёвиле дю Пуату. Получив диплом об окончании лицея, он записался на курсы Медицинской школы и на факультет права; получив докторскую степень по праву в 1879 г., он был назначен сначала заместителем прокурора, а затем в 1880 г. — прокурором.
В 1883 г. он перебрался в Париж и начал посещать курсы при Школе антропологии. Наряду с этим увлечением он продолжал расширять своё образование, изучая китайский, японский, еврейский, египетский языки и занимаясь египтологией в Школе восточных языков, Высшей школе и Луврской школе. Назначенный в 1886 г. помощником хранителя библиотеки университета Монпелье, он читает в университете «свободный курс» антропологии. 2 декабря 1886 г. при вступлении в должность он читает лекцию на тему «Антропология и политическая наука», которая наделала много шуму — в ней он пророчествовал о грядущих кровавых войнах на уничтожение, вызванных межрасовыми различиями. На основании материалов проведенных им курсов Лапуж пишет два крупных труда Les Selections Sociales (1896) и L’Aryen son role social (1899).
В 1909 г. он выдвигает свою кандидатуру на пост заведующего кафедрой антропологии, но его «провалили»[1], и он возвращается в Пуатье, где получает должность библиотекаря. Он постепенно забрасывает свои антропологические изыскания и возвращается к своему юношескому увлечению энтомологией, добившись значительных достижений в этой области.
Идеи
Лапуж разделил европейцев на три главные расы[2]:
- homo europaeus — длинноголовая, светло-русая и высокорослая раса;
- homo alpinus — короткоголовая, темная по цвету волос и глаз и малорослая раса;
- homo mediterranaeus — длинноголовая, черноволосая раса.
homo europaeus — раса, в психологическом отношении отличающаяся тщеславием, энергией, умом, идеализмом. Homo alpinus — консервативная, осторожная и малогениальная раса, а homo mediterranaeus морально стоит ещё ниже. «Длинноголовые блондины исполняют функции мозга и нервов в общественном организме, а короткоголовые и их метисы играют роль мышц и костей. Тысяча брахицефалов не стоит тысячи долихоцефалов», — такова сердцевина концепции Лапужа. Лапуж приписывал белокурой долихоцефальной расе образование высших классов в Египте, Халдее, Ассирии, Персии и Индии, так же как и большое влияние на всю греко-римскую цивилизацию. Он доходил до утверждения, что цивилизованность народов почти в точности пропорциональна количеству белокурых долихоцефалов, входящих в состав правящих классов[3].
Антропосоциология
Свою теорию Лапуж называл антропосоциологией. Приняв во внимание новую трактовку истории, он сформулировал одиннадцать антропосоциологических «законов»:
1. Закон распределения богатств: в странах со смешанным населением homo europaeus — homo alpinus богатство возрастает в отношении, обратно пропорциональном головному указателю.
2. Закон высот: в местностях, где существуют совместно homo europaeus и homo alpinus, первый локализуется на более низких местах.
3. Закон распределения городов: важные города почти исключительно локализованы в долихоцефальных областях или в наименее брахицефальных частях брахицефальных областей.
4. Закон городского головного указателя: головной указатель городского населения ниже, чем сельского населения.
5. Закон эмиграции: среди населения, начавшего диссоциироваться (разъединяться, разделяться) перед перемещением, эмигрирует наименее брахицефальный элемент.
6. Закон браков на новых местах: менее брахицефальные элементы особенно склонны к бракам вне своей страны.
7. Закон концентрации долихоцефалов: мигрирующие элементы привлекаются центрами долихоцефалии, которые все больше обогащаются долихоцефалами. Закон этот может формулироваться и так: в областях, где существует брахицефальный тип, он стремится локализоваться в деревнях, а долихоцефальный тип — в городах.
8. Закон городской элиминации (исключения): городская жизнь производит отбор в пользу долихоцефальных элементов и разрушает, или элиминирует (исключает) наиболее брахицефальные элементы.
9. Закон стратификации: головной указатель в одной и той же местности распространяется, уменьшаясь от низших классов к высшим. Средняя высота роста и количество высокорослых возрастают от низших классов к высшим.
10. Закон интеллигентов: череп интеллигентов более развит во всех направлениях, и особенно в ширину.
11. Закон увеличения указателя: начиная с доисторических времен, головной указатель везде и непрестанно увеличивается[3].
По Лапужу, головной указатель служит и показателем, и фактором, определяющим социальное положение людей. Головной указатель у горожан в среднем ниже, чем у крестьян; в равнинных местностях ниже, чем в горных; среди богатых ниже, чем среди бедных. Иными словами, длинноголовость — признак и даже причина более высокого социального, материального и культурного положения. В отличие от Гобино Лапуж объяснял господствующее положение людей «европейской» белокурой и длинноголовой расы не древними завоеваниями, а «социальным отбором», который действует всегда в пользу более одаренных, энергичных, сильных, отбрасывая назад менее приспобленных. Бедные классы в современных государствах — это не потомки покоренного местного населения, а люди с наследственными неполноценными физическими и психическими свойствами (связанными, как правило, с брахикефалией); неполноценные личности из высших классов беднеют, опускаются и смешиваются с массой неимущего люда. Наоборот, более энергичные личности из бедноты могут пробиться в верхи. Иначе говоря, главный фактор истории Лапуж видел в отборе[4].
Реакция
Во Франции теории Лапужа получали разную оценку, однако начиная с 1899—1900 годов начинает преобладает почти полное отторжение, антропосоциология подвергается суровой критике[5]. С 1902—1903 годов научная и политическая дискредитация Лапужа достигает таких пределов, что он может публиковать свои работы в области антропосоциологии только в немецких и американских журналах[6].
Сочинения
- Ж. де Лапуж. Ариец и его социальная роль. — М.: Кучково поле, 2014] — 384 с. ISBN 978-5-9950-0344-1
См. также
Примечания
- ↑ Пьер-Андре Тагиефф. Цвет и кровь. Французские теории расизма = La couleur et le sang. Doctrines racistes a la francaise. — М.: Ладомир, 2009. — С. 145—146. — ISBN 978-5-86218-473-0.
- ↑ Еврейская энциклопедия. — СПб.: Издательство Общества для Научных еврейских изданий и Брокгаузъ-Ефронъ, 1906—1913; репринт: М.: Терра, 1991. ISBN 5-85255-057-4.
- ↑ 3,0 3,1 Авдеев В. Б. Расология. — М.: «Белые альвы», 2005
- ↑ С. Токарев. История зарубежной этнографии.
- ↑ Пьер-Андре Тагиефф. Цвет и кровь. Французские теории расизма = La couleur et le sang. Doctrines racistes a la francaise. — М.: Ладомир, 2009. — С. 140—141. — ISBN 978-5-86218-473-0.
- ↑ Пьер-Андре Тагиефф. Цвет и кровь. Французские теории расизма = La couleur et le sang. Doctrines racistes a la francaise. — М.: Ладомир, 2009. — С. 145. — ISBN 978-5-86218-473-0.
Литература
- Пьер-Андре Тагиефф. Цвет и кровь. Французские теории расизма = La couleur et le sang. Doctrines racistes a la francaise. — М.: Ладомир, 2009. — 240 с. — ISBN 978-5-86218-473-0.
Ссылки
- Лапуж, Жорж Ваше де // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Гофман А. Б. Биологический редукционизм: расово-антропологическая школа (реферат)
- Антропосоциология // Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989.
- Биологические течения в этнографии. Расизм // Токарев С. А. История зарубежной этнографии: Учеб. пособие. — М.: Высш. школа, 1978. — 352 с.
- Альфонс де Филиппи. Жорж де Лапуж, пророк конца Европы
- Ж. де Лапуж. Определение арийского