Перейти к содержанию

Орлова, Любовь Петровна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Любовь Орлова
Имя при рождении Любовь Петровна Орлова
Дата рождения 29 января (11 февраля) 1902(1902-02-11)
Дата смерти 26 января 1975(1975-01-26) (72 года)
Место смерти Москва, РСФСР, СССР
Профессия актриса, певица, танцовщица, пианистка
Карьера 19261974
Направление социалистический реализм, романс
Награды
Орден Ленина — 1939 Орден Трудового Красного Знамени — 1938 Орден Трудового Красного Знамени — 1967 Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «За оборону Кавказа»  — 1944
Народный артист СССР — 1950 Народный артист РСФСР— 1947 Заслуженный артист РСФСР — 1935 Сталинская премия 1-й степени — 1941 Сталинская премия 1-й степени — 1950
Сайт -
IMDb ID 0650144

Любо́вь Петро́вна Орло́ва (29 января [11 февраля1902, Звенигород, Российская империя — 26 января 1975, Москва, РСФСР, СССР) — советская актриса театра и кино, певица, танцовщица; народная артистка СССР (1950)[1]. Кавалер ордена Ленина (1939), лауреат двух Сталинских премий I степени (1941, 1950).

Одна из звёзд советского экрана конца 1930-х — начала 1940-х годов[2]. Актриса получила огромную популярность, снимаясь главным образом в фильмах своего супруга Г. В. Александрова[3]. Среди них «Весёлые ребята» (1934), «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940), «Весна» (1947) и т. д. Её творческая деятельность способствовала развитию жанра музыкальной кинокомедии[4].

Биография

Происхождение. Родители

Любовь Орлова родилась 29 января [11 февраля1902 года (по некоторым данным 16 [29] января 1902 года) в Звенигороде в Московской губернии (ныне Московская область).

Её отец Пётр Фёдорович Орлов (1867—1938) принадлежал к дворянству Полтавской губернии и служил в военном ведомстве. Мать Евгения Николаевна Сухотина (1878—1945) происходила из старинного дворянского рода. По материнской линии актриса состояла в дальнем родстве со Львом Толстым. У Любови дома хранилось произведение Толстого «Кавказский пленник», которое было подписано и подарено маленькой Орловой самим писателем.

Заслуженная артистка РСФСР, актриса Е. А. Тяпкина, побывавшая в гостях у Орловой на улице Немировича-Данченко, вспоминала, что «лучшая комната была отдана матери. Любовь Петровна очень любила свою мать. Она была замечательной дочерью. А вся комната матери была завешана портретами и фотографиями Любови Петровны»[5].

Образование

Любовь Орлова в 16-летнем возрасте

В 1919 году окончила Московскую среднюю школу. В 1919−22 годах училась в Московской консерватории по классу фортепиано у К. А. Киппа[6]. Из-за трудного материального положения и, возможно, также проявившейся формы болезни Меньера с поражением слуха, учёба в консерватории не была окончена.

С 1922 по 1925 год училась на хореографическом отделении Московского театрального техникума им. А. В. Луначарского (ныне ГИТИС), параллельно брала уроки актёрского мастерства у педагога Е. С. Телешовой, режиссёра Художественного театра.

Начало трудовой деятельности

В 1920−26 годах работала преподавателем музыки и тапёром (музыкальное сопровождение немых кинофильмов) в кинотеатрах Москвы: «Унион» (позднее — кинотеатр Повторного фильма), «Арс», «Великий Немой», «Орфеум» и выступала с концертными номерами перед киносеансами в кинотеатре «Арс».

В 1926 году вышла замуж за А. Г. Берзина, заместителя начальника административно-финансового управления Народного комиссариата земледелия (Наркомзема). Будучи крайне занятыми, супруги проводили мало времени вместе, хотя А. Г. Берзин содержал её и всех родственников.

После окончания Московского театрального техникума, с 1926 по 1933 год — хористка, затем актриса Музыкального театра им. народного артиста Республики В. И. Немировича-Данченко (ныне — Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко).

В 1930 году муж был арестован по делу Трудовой крестьянской партии. В 1931 году был сослан в Казахстан.

Как артистка хора и кордебалета, была занята, в основном, в эпизодических ролях. Однако даже в этих ролях её музыкальный и драматический талант многим[кому?][источник не указан 1074 дня] бросался в глаза. Но она, будучи вполне обеспеченной, не мешала другим делать карьеру. Только после того, как материальное положение её катастрофически[источник не указан 1074 дня] ухудшилось из-за ареста мужа, она стала искать возможность строить свою карьеру. В 1932 году роль Периколы в одноимённой оперетте Ж. Оффенбаха вывела её из состава хора и сделала солисткой.

После встречи с Александровым

Любовь Орлова и Григорий Александров, 1937 год.

В 1933 году художник П. Вильямс посоветовал режиссёру Г. В. Александрову сходить в Музыкальный театр В. И. Немировича-Данченко, где в спектакле «Перикола» играла 31-летняя Любовь Орлова. Режиссёр последовал этому совету, пришёл на спектакль и сразу же был пленён не только талантом актрисы, но и её внешностью. В тот же день они познакомились. Сомнений в том, кто будет играть роль Анюты в его новом фильме, у режиссёра после этого не осталось.

Типаж актрисы — человек нового времени, энергичный, оптимистичный, обаятельный, весело и настойчиво шагающий в светлое настоящее и будущее.

Театровед и критик В. Вульф писал:

… Александров слепил её именно по образцу Марлен Дитрих. Скажем, в «Веселых ребятах» у неё был знаменитый цилиндр — и только в конце 1960-х годов стало ясно, что это тот самый цилиндр, в каком выступала Марлен Дитрих в «Голубом ангеле». В «Цирке» Орлова снимает свой чёрный парик и остается блондинкой — у неё половина головы чёрная, а половина платиновая, — это тоже кадр из фильма Марлен. Но советский зритель не знал, кто такая Марлен Дитрих. Очень узкий круг людей, в том числе людей искусства, видели западные фильмы, когда их для избранных показывали в Управлении кинематографии в Гнездниковском переулке.

Игра Орловой отличается реалистической простотой, жизнерадостностью, лирической непосредственностью, умелым использованием таких средств выразительности, как сатирический гротеск, музыкальная буффонада и пр.[7]. Актриса профессионально пела (лирико-колоратурное сопрано), играла на фортепиано, танцевала, исполняла акробатические трюки.

Новая сторона дарования Орловой раскрылась в фильме «Цирк» (1936), где она создала драматический образ американской цирковой актрисы Марион Диксон, тонко передав психологию героини[8]. В одном из номеров журнала «Советский экран» за 1960 год читаем: «В роли Марион Любовь Орлова поднимается до подлинной трагедийности, необычайно тонко раскрывая душу женщины, наполненную вначале страхом и страданием, а затем надеждой и радостью»[9].

После «Цирка» следующей значимой работой Г. Александрова стала музыкальная кинокомедия «Волга-Волга», где Орлова сыграла письмоносицу (почтальона) по прозвищу «Стрелка». Чтобы вжиться в образ своей героини, она прочитала множество статей, посвящённых сельским почтальонам, со многими из них вела переписку и сама несколько раз ходила с почтовой сумкой по квартирам[10]. В апрельском номере газеты «Правда» за 1938 год, автор статьи «Хороший смех» Д. Заславский пишет, что Орловой «удаётся создать полный обаяния образ простой и милой девушки»[11].

8 октября 1940 года[12] на экран вышла комедия «Светлый путь», рассказывающая о жизненном пути рядовой советской девушки Тани Морозовой, которая проходит путь от домработницы до передовой ткачихи. Героини Орловой, ткачиха Таня Морозова и письмоносица Дуня — Стрелка из кинофильма «Волга-Волга» были как бы родными сёстрами домработницы Анюты из «Весёлых ребят», «но лишь сёстрами, а не двойниками. В каждой из этих ролей артистка нашла и донесла до зрителя характерные, индивидуальные черты своих героинь»[13].

В кино в основном Любовь Петровна предпочитала сниматься у своего мужа. Однако несколько раз актриса снялась у других режиссёров. Так, например, Орлова снялась в трёх кинокартинах Григория РошаляПетербургская ночь», «Дело Артамоновых» и «Мусоргский»), снятых в 1934, 1941 и 1950 годах соответственно, а также в кинокомедии Бориса Юрцева «Любовь Алёны» (1934, фильм не сохранился) и в детективе Александра Мачерета «Ошибка инженера Кочина» (1939)[14].

В 1934−45 годах — актриса киностудии «Мосфильм», в 1945−49 — Театр-студия киноактёра (ныне Государственный театр киноактёра), параллельно певица «Гастрольбюро».

Во время Великой Отечественной войны

Когда началась Великая Отечественная война, Орлова с Александровым находились в Риге. По воспоминаниям находившейся там же Заслуженной артистки РСФСР, актрисы Е. А. Тяпкиной, те приехали в латвийскую столицу туристами. Тяпкина вспоминала: «я уговорила их возвратиться в Москву. Когда мы приехали на вокзал, нас окружили москвичи, ленинградцы, которые тоже хотели уехать, но не могли достать билетов… Помню, среди них были артисты Ленинградской филармонии. Любовь Петровна ходила к начальнику вокзала, и ей он не мог отказать… И снова понадобился билет, и снова… Любовь Петровна захватила с собой большую корзину с продовольствием и всё раздала по дороге…»[16].

Любовь Орлова в фильме «Одна семья».

В первые месяцы войны киноэкраны были отданы пропаганде, целью которой было «пробуждение патриотизма, воспитание ненависти к врагу, внушение уверенности в победе». Стали выпускаться агитационные киноальманахи, так называемые «Боевые киносборники». 9 сентября 1941 года на экраны вышел Четвёртый Боевой киносборник, состоящий из киноновелл, объединённых конферансом Любови Орловой в роли письмоносицы Стрелки из кинокартины «Волга-Волга»[17].

На Восток страны, в Среднюю Азию и Казахскую ССР, были эвакуированы ряд киностудий. На базе алма-атинской студии была организована Центральная объединенная киностудия художественных фильмов (ЦОКС). По воспоминаниям директора ЦОКС М. В. Тихонова, Орлова и Александров приехали из Москвы в Алма-Ату примерно в октябре, но Александров «в пути сильно заболел радикулитом. В условиях алма-атинского высокогорного климата ему становилось всё хуже и хуже. С большим трудом мне удалось его госпитализировать — в совнаркомовскую больницу. Там врачам никак не удавалось побороть болезнь, и они посоветовали отправить Александрова в местность с нормальным атмосферным давлением. Большаков дал распоряжение откомандировать его на Бакинскую киностудию. Пришлось мне через начальника железной дороги Турксиб — генерала путей сообщения М. И. Брехунца, с которым я подружился, достать отдельный вагон, чтобы в нём отправить Александрова и Орлову в сопровождении опытного директора картины А. М. Эйдуса без пересадки из Алма-Аты в Красноводск, там дождаться представителя Бакинской киностудии для сопровождения их на пароходе до Баку»[18].

В Баку, в 1943 году, Григорием Александровым был снят фильм «Одна семья», где Орлова сыграла Катю Андриевскую, члена русской семьи, приветливо встретившей фронтовика-азербайджанца. Сюжет самой картины составляют рассказы, которыми обмениваются герои. Фильм, лишь однажды показанный публично (16 октября 1943 года, Дом кино), в прокат выпущен не был: по мнению цензуры, фильм слабо освещал борьбу советского народа с фашистскими оккупантами.

Во время войны актриса выступала с концертами перед советскими солдатами практически на всех фронтах: под Минском и Киевом, Орлом и Белгородом, Харьковом и Курском[19].

Последующие годы

В 1949−55 годах работала по договорам[20].

1 октября 1952 года[21] на экран вышла очередная кинокартина Г. Александрова «Композитор Глинка», ставшая вторым биографическим фильмом о композиторе (перед этим был фильм «Глинка» Л. О. Арнштама). В этом кинофильме Орлова сыграла сестру композитора Людмилу Ивановну[22]. Народный артист СССР, лауреат Сталинской премии Ю. Завадский на странице газеты «Вечерняя Москва» отзывался так: «Сдержанно, просто, искренне играет роль Людмилы Ивановны, сестры Глинки, Любовь Орлова. В её исполнении — это верный друг великого композитора, её самоотверженная забота о брате трогательна и заслуживает глубокого уважения»[23]. Кинокритик и киновед, доктор искусствоведения Р. Н. Юренев писал следующее:

Л. Орлова ещё раз доказала широту своего артистического диапазона, создав образ сестры Глинки Людмилы Ивановны, доброго ангела-хранителя, верного друга композитора. Роль её бедна, невыигрышна из-за отсутствия действенных сцен (Людмила Ивановна только слушает, сочувствует, соучаствует), а также из-за однообразия чувств (беспокойство, усталость, грусть). Однако Орлова играет искренне, тонко. Сообщая Глинке, что его жена занемогла, актриса выражает сложное чувство: здесь и осуждение пустой и глупой женщины, и боязнь огорчить брата, и жалость к нему. Сильно, твёрдо звучат её слова: «Уехал царь, уехали и придворные», несмотря на мягкость интонации, на желание утешить. И восторг перед гением брата и боязнь за его будущее звучат в её восклицании после репетиции хора «Славься». Хорошо почувствовав и передав облик передовой русской женщины середины XIX века, Орлова создала образ, с которым в фильм пришла женственная теплота, обаяние бескорыстной любви, преданности, дружбы[24].

Начиная с 1955 года — актриса Театра имени Моссовета. Согласно воспоминаниям Евгения Стеблова, «Любовь Петровну Орлову в Московском академическом театре имени Моссовета все ласково за глаза называли Любочкой. Потому что скромнее и добрее человека в театре не было»[25].

В 1974 году снят последний фильм с участием актрисы «Скворец и Лира».

Член Союза кинематографистов СССР.

Скончалась 26 января 1975 года от рака поджелудочной железы.

Могила на Новодевичьем кладбище

Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 3)[26].

В 2014 году адвокат А. Добровинский купил дачу во Внуково, ранее принадлежавшую Орловой и Александрову, а также личный архив актрисы и режиссёра[27].

Личная жизнь

Детей не было.

Награды и звания

Заслуженная артистка РСФСР Любовь Орлова и заслуженный деятель искусств РСФСР Григорий Александров на Красной площади, 7 ноября 1935 года

Государственные награды:

Почётные звания и премии:

Ордена и медали:

  1. 01.04.1938 — за исполнение роли Мэри в кинокартине «Цирк»
  2. 04.11.1967

Другие награды и общественное признание:

Творчество

Роли в кино

Год Название Роль
1934 ф Петербургская ночь Грушенька
1934 ф Любовь Алёны миссис Эллен Гетвуд, жена американского инженера
1934 ф Весёлые ребята Анюта
1936 ф Цирк Марион Диксон
1937 кор Наш цирк Марион Диксон
1938 ф Волга-Волга письмоносица Дуня Петрова («Стрелка»)
1939 ф Ошибка инженера Кочина Ксения Лебедева, сотрудница авиационного института
1940 ф Светлый путь Таня Морозова («Золушка»)
1941 ф Боевой киносборник № 4 письмоносица Дуня Петрова («Стрелка»), ведущая сборника
1941 ф Дело Артамоновых танцовщица Паула Менотти
1943 ф Одна семья Катя
1943 док Каспийцы Имя персонажа не указано
1947 ф Весна актриса Вера Шатрова / учёный Ирина Никитина
1949 ф Встреча на Эльбе Джанет Шервуд, журналистка
1950 ф Мусоргский Юлия Фёдоровна Платонова, певица, прима Мариинки
1952 ф Композитор Глинка Людмила Ивановна, сестра композитора
1960 ф Русский сувенир Варвара Комарова (мисс Барбара)
1963 док Мелодии Дунаевского Имя персонажа не указано
1974 ф Скворец и Лира Людмила Грекова («Лира»)

Роли в театре

Музыкальный театр им. Немировича-Данченко

Театр имени Моссовета

Память

Памятник Любови Орловой в Звенигороде. Архитектор А. Рожников

В кинематографе:

Документальные фильмы и телепередачи:

  • 1969 — Любовь Орлова. Телепередача о творчестве
  • 1983 — Любовь Орлова (документальный)
  • 1996 — В поисках утраченного. Любовь Орлова
  • 1996 — Любовь Орлова (документальный)[31]
  • 2002 — Воплощённое счастье. Любовь Орлова
  • 2003 — Больше, чем любовь. Григорий Александров и Любовь Орлова (документальный)
  • 2005 — Три любви Любови Орловой
  • 2006 — Любовь Орлова, Григорий Александров (из цикла передач телеканала «ДТВ» «Как уходили кумиры») (документальный)
  • 2007 — Сказка о Золушке или Фемина Совьетика (документальный)
  • 2007 — Три персонажа в поисках роли
  • 2009 — Великие комбинаторы (документальный)
  • 2015 — «Любовь Орлова. „Шипы и розы“» (документальный)[32][33]
  • 2016 — «Любовь Орлова. „Двуликая и великая“» (документальный)[34]
  • 2017 — «Любовь Орлова. „Последний день“» (телепередача)[35]
  • 2017 — «Загадки века. „Орлова и Александров. За кулисами семьи“» (телепередача)[36]
  • 2018 — «Тайная жизнь Любови Орловой» (телепередача)[37]
  • 2020 — Больше, чем любовь. Любовь Орлова и Григорий Александров (документальный)[38]

Литература

Примечания

  1. Театральная энциклопедия. / Гл. ред. П. А. Марков. Т. 4. — М.: Советская энциклопедия, Нежин — Сярев, 1965, 1152 стб. с илл., 6 л. илл.
  2. ОРЛОВА, Любовь Петровна // Большая Российская Энциклопедия. — М., 2014. — Т. 24. — С. 436.
  3. ОРЛОВА, Любовь Петровна // Большая Российская Энциклопедия. — М., 2014. — Т. 24. — С. 436.
  4. Большая Советская Энциклопедия. — 2-е изд.. — 1955. — Т. 31. — С. 203.
  5. Любовь советского экрана // Искусство кино. — 1982. — № 10. — С. 85.
  6. Кипп Карл Августович. МГК им. Чайковского. Дата обращения: 3 июня 2017. Архивировано 20 января 2018 года.
  7. Большая Советская Энциклопедия. — 2-е изд.. — 1955. — Т. 31. — С. 203-204.
  8. Большая Советская Энциклопедия. — 2-е изд.. — 1955. — Т. 31. — С. 204.
  9. Сибирцев Ген. Любовь Орлова // Советский экран. — 1960. — № 5. — С. 9.
  10. Сибирцев Ген. Любовь Орлова // Советский экран. — 1960. — № 5. — С. 9.
  11. Заславский Д. Хороший смех // Правда. — 16 апреля 1938 г.. — № 105 (7430). — С. 6.
  12. Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Т. 2. Звуковые фильмы (1930 — 1957 гг.). — М.: Государственное издательство «Искусство», 1961. — С. 242.
  13. Сибирцев Ген. Любовь Орлова // Советский экран. — 1960. — № 5. — С. 8.
  14. Евгения Павлова. Жизнь после славы: взлёты и падения Любови Орловой. rg.ru. Российская газета (26 января 2014). Дата обращения: 4 октября 2021. Архивировано 15 июня 2021 года.
  15. "The Motherland Calls!" 10 facts about the monument. culture.ru. Дата обращения: 14 августа 2020. Архивировано 29 января 2018 года.
  16. Любовь советского экрана // Искусство кино. — 1982. — № 10. — С. 87.
  17. Большаков И. Советское киноискусство в годы Великой Отечественной войны. — Госкиноиздат, 1950. — С. 13.
  18. Кино на войне. Документы и свидетельства. — М.: Материк, 2005. — С. 252.
  19. Анна Велигжанина. Любовь Орлову пытались отравить… шипами роз. //Комсомольская правда 5 октября 2005 года. Дата обращения: 3 декабря 2015. Архивировано 26 января 2016 года.
  20. Орлова Любовь Петровна — Киносозвездие — авторский проект Сергея Николаева. Дата обращения: 16 июля 2018. Архивировано 16 июля 2018 года.
  21. Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Т. 2. Звуковые фильмы (1930-1957 гг.). — М.: Государственное издательство «Искусство», 1961. — С. 468.
  22. Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Т. 2. Звуковые фильмы (1930-1957 гг.). — М.: Государственное издательство «Искусство», 1961. — С. 468.
  23. Завадский Ю. „Композитор Глинка“. Цветной художественный фильм // Вечерняя Москва. — 1952. — № 2. — С. 3.
  24. Юренев Р. Книга фильмов. Статьи и рецензии разных лет. — М.: Искусство, 1981. — С. 160—161.
  25. Любовь советского экрана // Искусство кино. — 1982. — № 10. — С. 92.
  26. Новодевичье кладбище - Орлова Любовь Петровна (недоступная ссылка). devichka.ru. Дата обращения: 26 апреля 2018. Архивировано 14 июня 2013 года.
  27. Валентина Оберемко. Отказ Сталину, странный брак и миллионные сбережения. Тайны Любови Орловой. www.aif.ru. Дата обращения: 26 апреля 2018. Архивировано 30 мая 2015 года.
  28. Берзин, Андрей Гаспарович — RuData.ru. www.rudata.ru. Дата обращения: 26 апреля 2018. Архивировано 2 мая 2018 года.
  29. Орлова, Любовь Петровна (Хронология). Дата обращения: 21 июля 2022. Архивировано 29 марта 2016 года.
  30. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ Вл. И.НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО Архивировано 13 марта 2012 года.
  31. Любовь Орлова. Документальный фильм. www.1tv.com. Первый канал (1996). Дата обращения: 2 октября 2021. Архивировано 2 октября 2021 года.
  32. «Любовь Орлова. Шипы и розы». Документальный фильм. www.1tv.com. Первый канал (2015). Дата обращения: 2 октября 2021. Архивировано 2 октября 2021 года.
  33. «Любовь Орлова. Шипы и розы». Документальный фильм. www.1tv.ru. Первый канал (21 марта 2015). Дата обращения: 2 октября 2021. Архивировано 2 октября 2021 года.
  34. «Любовь Орлова. Двуликая и великая». Документальный фильм. www.tvc.ru. ТВ Центр (2016). Дата обращения: 2 октября 2021. Архивировано 2 октября 2021 года.
  35. «Любовь Орлова. Последний день». Телепередача. tvzvezda.ru. Звезда (2 февраля 2017). Дата обращения: 17 декабря 2021. Архивировано 17 декабря 2021 года.
  36. «Загадки века. Орлова и Александров. За кулисами семьи». Телепередача. tvzvezda.ru. Звезда (12 апреля 2017). Дата обращения: 17 декабря 2021. Архивировано 17 декабря 2021 года.
  37. «Тайная жизнь Любови Орловой» Телепередача. mirtv.ru. Мир (10 марта 2018). Дата обращения: 2 октября 2021. Архивировано 2 октября 2021 года.
  38. Любовь Орлова и Григорий Александров. Больше, чем любовь. Телеканал «Россия – Культура» (Россия – К). — Документальный фильм. Дата обращения: 2 мая 2020. Архивировано 29 апреля 2020 года.

Ссылки