Марк-Мише́ль (фр. Marc-Michel, настоящее имя Marc-Antoine-Amédée Michel; 22 июля 1812, Марсель — 12 марта 1868, Париж) — французский драматург, автор множества водевилей.
Биография
Марк-Мишель учился в школе иезуитов в городке в Экс-ан-Прованс неподалёку от Марселя, затем в Марселе закончил католический коллеж.
Первые литературные опыты делал в лирической поэзии и публиковал стихи под псевдонимом Scribomane Job. В 1834 решил в поисках славы уехать в Париж. Там его стихи понравились, и он стал автором нескольких популярных журналов, в том числе «Revue de France» и чуть позже «Revue des théâtres», где свёл знакомство с начинающими литераторами Эженом Лабишем и Огюстом Лефраном, приехавшими в Париж за тем же самым, то есть за славой. Молодые люди быстро познакомились и подружились.
С этого момента жизнь начинающего поэта круто меняется: из лирика он переходит в прозаики, причём от былой поэтической меланхолии не остаётся и следа, его рассказы жизнерадостны и просты, полны весёлости и юмора. Новое амплуа потребовало и смены псевдонима, под которым он позже и прославился. Из прозаиков начинающий литератор довольно-таки быстро переквалифицировался в драматурги-водевилисты.
А в 1838 они вместе со своими друзьями Лабишем и Лефраном решают объединить литературные усилия и создают «союз по сочинению пьес». Новый коллективный автор получил имя Поль Дандре и очень надеялся на помощь известного драматурга Эжена Скриба, приходившегося родственником одному из его членов — Огюсту Лефрану. Надо сказать, что родственные чувства не подвели. Эжен Скриб, к этому времени уже известный французский драматург, сразу понял, что имеет дело с тремя талантливыми людьми, и незамедлительно стал оказывать посильную помощь молодым авторам. Поль Дандре долго не просуществовал, сочинив несколько водевилей, принятых к постановкам и получивших признание зрителей — драматургический союз распался сам по себе, и причина этому проста: каждый из трёх авторов был самобытен и талантлив и нуждался лишь в первом толчке, а дальше мог работать самостоятельно.
Тем не менее их дружеские отношения не прекращались. Они ещё не раз встречались в написании общих пьес, а кроме того, сотрудничали и с другими драматургами. Водевили Марк-Мишеля, сочинённые им в одиночку или с соавторами, обошли театральные сцены Парижа и других городов; ставились они и в России.
Особенно много было сочинено в соавторстве с Эженом Лабишем. Их сотрудничество прекратилось в 1862 году после написания пьесы «Станция Шамбоде» (La station Chambaudet). В конце концов каждый предпочёл заниматься своим делом. Лабиш все больше оттачивал собственное мастерство, повышая уровень своих пьес от лёгких водевилей к более значительным темам. А характер Марка-Мишеля с возрастом все более портился, работать и общаться с ним оказывалось все труднее. Но дружеские отношения их все равно поддерживались до самой смерти Марка-Мишеля 12 марта 1868 в Париже.
Многие водевили Марка-Мишеля вошли в классику не только французской, но и мировой драматургии. Во Франции до наших дней ставятся его пьесы, например, режиссёр Ж.-Л. Коше (Jean-Laurent Cochet) поставил в 1972 в театре Комеди Франсэз два водевиля Марка-Мишеля и Лабиша: La Fille bien gardée и La Station Champbaudet. Лёгкие весёлые произведения автора уже в следующем XX столетии стали экранизироваться для телевидения и кинематографа. Особый успех выпал на долю «Соломенной шляпки» — этот водевиль, совместное творение Марка-Мишеля и Лабиша, пользуется успехом и поныне, уже много лет не сходит со сцен, а на сюжет водевиля создано немало фильмов в разных странах, в том числе выдающимся французским режиссёром Р. Клером в 1927 году, чехословацким кинорежиссёром О. Липским в 1971 г. (чешское название фильма Slaměný klobouk) и в 1974 году в СССР Л. Квинихидзе.
«Господин де Куаллен, или Бесконечно вежливый человек» (фр. Monsieur de Coyllin ou L’Homme infiniment poli) (с Лабишем и Лефраном под псевдонимом Поль Дандре)
«Капитан д’Аркур, или Фея замка» (фр. Le Capitaine d’Arcourt ou la Fée du Château) (с Лабишем и Лефраном)
«Адвокат Лубэ» (фр. L’Avocat Loubet) (с Лабишем и Лефраном)
1839
«Кузница каштанов» (фр. La Forge des Châtaigniers) (с Лабишем и Лефраном под псевдонимом Поль Дандре)
«Наказание возмездием» (фр. La Peine du Talion) (с Лабишем и Лефраном под псевдонимом Поль Дандре)
«Статья 960, или Пожертвование» (фр. L’Article 960 ou La Donation) (с Лансело, Лабишем и Лефраном под псевдонимом Поль Дандре)
1840
«Луизетта, или Уличная певица» (фр. Louisette ou la Chanteuse des rues), пьеса в двух актах (с Э. Фонтеном (фр. Fontaine))
«Рифолард» (Rifolard), пьеса в трех актах; (с Фонтеном)
«Конец слова» (Le Fin mot) (с Лабишем и Лефраном)
«Отец и сын Боке, или Самый длинный путь» (Bocquet père et fils ou Le Chemin le plus long) (с Лабишем и Лоренсеном (Поль Эме Шапель); пьеса ставилась в Москве: 16 января 1842 года в бенефис Д. Т. Ленского под названием «Приключение на искусственных водах, или Что у кого болит, тот о том и говорит» (Bocquet, pere et fils), переделка с фр. П. А. Каратыгина; Большой театр[1])
1841
«Пьеро» (Pierrot), пьеса в одном акте;
«Сапожник Торрино» (Torrino le savetier), пьеса в трех действиях
1842
«Младенец» (фр. Le Nourrisson), (с Фонтеном), постановка в театре Варьете (Théâtre des Variétés) 20 июня 1842)
«Аналогичный ген» (Qui se ressemble se gene) (с Фонтеном и А. Пепеном); пьеса была поставлена в Москве: 16 сентября 1849 года, Большой театр, в бенефис актёра Петербургской труппы С. Я. Марковецкого под названием «Орест и Пилад на чердаке, или А кинь им кость, так что твои собаки» (Qui se ressemble se gene); пер. с фр. Ф. А. Бурдина;
1843
«Похищение Дежанира» (L’Enlèvement de Déjanire), пьеса в одном актёр; (c Мореном (Maurin), постановка в театре Variétés 09 февраля 1843)
«Клятва юной девы» (Un Vœu de jeune fille), пьеса в одном действии;
1847
«Счастье в бутылке» (Le Bonheur en bouteille), пьеса в одном действии
1848
«Две помады» (Les Deux pomades), пьеса в одном действии;
«Барометр на любую погоду» (Le Baromètre ou la Pluie et le Beau Temps) (с Лабишем и Лефраном)
«На полпути» (A moitié chemin) (с Лабишем и Лефраном)
Год написания неизвестен:
«Когда проходит любовь» (Quand l’amour s’en va), совместно с Лоренсена (Paul Aimé Chapelle): пьеса ставилась Московской императорской труппой:18 мая 1845 в бенефис Л. Л. Леонидова под названием «Дружба вернее любви», пер. с фр. Большой театр.
«Я выдал замуж свою дочь» (J’ai marie ma fille), водевиль в одном действии, совместно с Лоренсеном; пьеса ставилась Московской императорской труппой:10 ноября 1852 в бенефис В. И. Живокини под названием «Моя дочь вышла замуж». Пер. с фр. К. А. Тарновского и Ф. М. Руднева. Большой театр.
1849
«Фобус и Борей» (Phœbus et Borée), пьеса в одном акте;
«Бенгальский тигр» (Le Tigre du Bengale); (с Бризбаром (фр. Brisebarre), пьеса была поставлена в Москве: 16 ноября 1850 года в бенефис Л. П. Никулиной-Косицкой под названием «Ревнивый муж и храбрый любовник» (Un tigre de Bengal), пер. с фр. Н. Сабурова (Н. И. Куликова), Большой театр)
«Без собственного желания» (Sans le vouloir), пьеса в одном действии;
1850
«Кухарка-буржуа» (La Cuisinière bourgeoise), пьеса в двух действияхж
«Хорошо охраняемая дочь» (La Fille bien gardée) (с Лабишем) — (название является парафразом — есть известный балет Жана ДоберваляLa Fille mal gardée (ру.: «Плохо присмотренная/охраняемая дочь»), в России известный как «Тщетная предосторожность»)
«Шар и камерное платье» (Un bal en robe de chamber) (с Лабишем)
«Претенденты Жимблетты» (Les Prétendus de Gimblette) (с Сенеифом (фр. Senneif, наст.имя Мартерель де Фиенес), Лабишем и Лефраном)
«Экстаз господина де месье Оршенез» (Les Extases de M. Hochenez), пьеса в одном действии;
1851
«Пропавший кларнет» (Une clarinette qui passé) (с Лабишем): пьеса была поставлена в Москве: 10 января 1855 в бенефис М. С. Щепкина под названием «Странствующий кларнет» (Une clarinette qui passé), пер. с фр. К. П. Барсова.
«Женщина, потерявшая подвязки» (La Femme qui perd ses jarretières) (с Лабишем)
«Требуются портные по пошиву штанов» (On demande des culottières) (с Лабишем)
«Мамзель делает зубы» (Mam’zelle fait ses dents) (с Лабишем)
«Соломенная шляпка» (Un chapeau de paille d’Italie); (с Лабишем), пьеса признана мировым шедевром, неоднократно ставилась на театральных сценах и экранизировалась. Неоднократно ставилась в театрах России; известны постановки в Александринском театре, где водевиль был поставлен уже на следующий год после своего появления — в 1852 в переводе П. С. Федорова, в Малом театре (1869, 1900 на сцене филиала Малого театра, 1914 и др.), в театре Вахтангова (1939) и множество других постановок. В Москве пьеса была поставлена даже в Кукольном театре Образцова (1959).
«Ужин у маркиза» (Le Souper de la marquise), пьеса в одном действии;
1852
«Мамаша Сабулё» (Maman Sabouleux) (с Лабишем)
«Господин, который берет на мушку» (Un monsieur qui prend la mouche) (с Лабишем); пьеса ставилась в Москве: 10 декабря 1854 в бенефис М. Д. Львовой-Синецкой: «Беда быть таким» (Un monsieur qui prend la mouche), пер. с фр. П. Н. Баташева и В. И. Родиславского. Малый театр
«Смотри мне в глаза» (Soufflez-moi dans l'œil) (с Лабишем)
«Продолжения после первого замужества» (Les Suites d’un premier lit) (с Лабишем); пьеса ставилась в Москве: 9 декабря 1853 в бенефисМ. Д. Львовой-Синецкой под названием «Следствие первого брака» (Les suites d’un premier lit), пер. с фр. А. Эттингера, Малый театр
«Эдгар и его служанка» (Edgar et sa bonne) (с Лабишем); пьеса ставилась в Москве: 8 января 1854 в бенефис М. С. Щепкина под названием «Госпожа-служанка» (Edgard et sa bonne), пер. с фр. Ф. А. Бурдина. Малый театр
«Кавалер дам» (Le Chevalier des Dames) (с Лабишем); пьеса ставилась в Москве: 14 декабря 1853 в бенефис Д. Т. Ленского под названием «Все для женщин, или Из огня да в полымя» (Le chevalier de dames), пер. с фр. К. А. Тарновского, Малый театр
«Мой Исмени» (Mon Isménie) (с Лабишем); пьеса ставилась в Москве: 23 ноября 1853 в бенефис танцовщицы Е. А. Санковской под названием «Мотя» (Мon Ismenie), перед. с фр. К. А. Тарновского. Малый театр.
1853
«Нотариус по женитьбам» (Un notaire à marier) (с Лабишем et дe Бопланом (фр. De Beauplan))
«Охота за воронами» (La Chasse aux corbeaux) (с Лабишем)
«В ожидании гонорара» (Quand on attend sa bourse), с Лоренсеном (Paul Aimé Chapelle), пьеса в одном действии: пьеса ставилась в Москве: 30 апреля 1854 в бенефис В. И. Живокини под названием «Зонтик, или Приключение на станции железной дороги» (Quand on attend sa bourse), переделка с фр. А. А. Обера. Малый театр
«Восточные сцены» (Les Orientales, scènes de la vie turque), пьеса в одном действии (с Э.Бризбаром)
1854
«Муж с животом» (Un mari qui prend du ventre) (с Лабишем)
«Испанцы и боярдинцы» (Espagnolas et Boyardinos) (с Лабишем)