Огата Корин
Огата Корин | |
---|---|
Огата Корин (яп. 尾形光琳 Огата Ко:рин, 1658, Киото — 2 июня 1716, там же) — японский художник.
Биография



Огата Корин является одним из крупнейших художников средневековой Японии, основателем художественного стиля Римпа (школа Рин, то есть школа Корина). Многие из его работ включены в число Национальных сокровищ Японии (кокухо). Огата Корин родился в Киото в семье богатого купца; семейство было вовлечено в сферу искусства[1]. Семейный бизнес (торговля тканями) под названием Кариганэ-я, обслуживал богатых аристократок города[2]. Отец художника, Огата Сокэн (1621—1687), занимался каллиграфией и был патроном местного театра Но[3][4]. Младший брат, Огата Кэндзан, стал известным художником и керамистом; братья часто делали совместные работы[5].
Огата Корин сумел разработать свой особый художественно-декоративный стиль, легко узнаваемый благодаря небольшим, стилизованным формам рисунка и реалистическому отображению сюжета. Огата Корин обучался живописи у Ямамото Сокэна из школы Кано[6], Кано Цунэнобу и (1636—1713) Сумиёси Гукэя (1631—1705), но наибольшее влияние на его творчество оказали Хонъами Коэцу и Таварая Сотацу[4].
После смерти отца в 1687 году[2] братья получили внушительное наследство. Огата Корин начал вести активную общественную жизнь и быстро потратил деньги; в течение нескольких лет из-за набранных им долгов художник испытывал финансовые трудности[7].
Известность пришла к Огате Корину в поздние годы[8]. В 1701 году Огата Корин получил почётное звание хоккё (мост Дхармы)[9]. В 1704 году он перебрался в Эдо[10][11]. Там он создал многие из своих шедевров, в частности, ширму Ирисы[12]. В это время он также занялся изучением творчества Сэссю (1420—1506) и Сэссона Сюкэя (ок. 1504 — ок. 1589)[10]. Эти художники оказали в то время влияние на его работы[10].
В 1709 году Огата Корин вернулся в Киото[10][11], где он построил дом, в котором открыл мастерскую, и прожил в нём оставшиеся годы жизни[13][9]. Одним из последних его шедевров стала ширма Цветение красной и белой сливы[13]. При работах по лаку мастер часто использовал также перламутр и серебро.
Огата Корин умер 2 июня 1716 года известным, но обедневшим[9]. Его могила находится на территории храма Мёкэн-дзи в Киото[14]. Его учениками были Кагэй Татэбаяси, Сико Ватанабэ и Росю Фукаэ[4][6]. Прославить наследие Огаты Корина помогли его брат Кэндзан[15] и через многие годы Сакаи Хоицу, который практически смог устроить возрождение стиля Корина и опубликовал более 100 ксилографических репродукций по работам Огаты Корина (Корин хякка-дзу)[4].
Избранные произведения
Ирисы (яп. 紙本金地著色燕子花図) — шестистворчатая ширма, созданная около 1701-05[16][12] при помощи туши и позолоченной бумаги[17].
- Ирисы
Работа стала одной из первых после получения художником титула хоккё. Работа создана по мотивам сюжета из Исэ моногатари и создавалась для семейства Нидзё, а они передали её в храм Ниси-хонгандзи[17][18]). Ширма входит в список Национальных сокровищ Японии.
Примерно через 5-12 лет[19][20] Огата Корин создал похожую ширму Ирисы у Яцухаси (яп. 八橋図屏風). На ней добавился мост — более буквальная отсылка к Исэ моногатари.[19]. Ширма создавалась при помощи туши, красок и позолоченной бумаги. Сейчас она хранится в собрании Метрополитен-музея[20]. Почти век спустя обе ширмы были выставлены вместе на выставке музея Нэдзу[20][19]
- Ирисы у Яцухаси
Бог ветра и бог грома (яп. 紙本金地著色風神雷神図) двустворчатая ширма[21][22], репродукция оригинальной работы Тавараи Сотацу. На росписи изображены Райдзин, бог грома, молнии и шторма и Фудзин, бог ветра. Позже Сакаи Хоицу также сделал свою репродукцию этой работы[14]. Произведение находится в собрании Токийского национального музея, она входит в список список важных культурных ценностей Японии[англ.][21].
- Бог ветра и бог грома
-
Версия Корина
-
Версия Сотацу
Цветение красной и белой сливы (яп. 紙本金地著色紅白梅図) — двустворчатая ширма, созданная Огатой в поздний период его творчества[8][13], считающая венцом его творчества[23][24]. На ней изображены река и две японские сливы — с белыми и красными цветами по её берегам [25].
В дополнение к технике тарасикоми, работа известна тем, что лепестки цветов изображены одним пигментом без контура[23]. Ширма входит в список Национальных сокровищ Японии.
- Цветение красной и белой сливы
Примечания
- ↑ Irises and Red and White Plum Blossoms. Secret of Korin’s Designs. (2015) p. v.
- ↑ 2,0 2,1 33. Ogata Korin (1658–1716) 尾形光琳 . kaikodo. Дата обращения: 21 сентября 2017. Архивировано 22 сентября 2017 года.
- ↑ 33. Ogata Korin (1658-1716) 尾形光琳 . kaikodo. Дата обращения: 21 сентября 2017. Архивировано 22 сентября 2017 года.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Fairbrother Strange, Edward. (19115). «Kōrin, Ogata» in Encyclopædia Britannica (11th ed.). Cambridge University Press.
- ↑ Irises and Red and White Plum Blossoms. Secret of Korin’s Designs. (2015) p. vii.
- ↑ 6,0 6,1 Nussbaum, Louis-Frédéric. (2005). «Kōrin» in Japan Encyclopedia, p. 561 в «Книгах Google».
- ↑ Pekarik, Andrew. (1980). Japanese Lacquer, 1600—1900. p. 57 .
- ↑ 8,0 8,1 Irises and Red and White Plum Blossoms. Secret of Korin’s Designs. (2015) p. iv.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 Pekarik, Andrew. (1980). Japanese Lacquer, 1600—1900. p. 59 .
- ↑ 10,0 10,1 10,2 10,3 Carpenter, John T. (2012). Designing Nature: The Rinpa Aesthetic in Japanese Art. p. 25-26.
- ↑ 11,0 11,1 Bridge of Dreams: the Mary Griggs Burke collection of Japanese art. (2000) p. 312.
- ↑ 12,0 12,1 Irises . Columbia University. Дата обращения: 16 сентября 2017. Архивировано 22 декабря 2017 года.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 Korin’s Residence (reconstructed) . MOA Museum of Art. Дата обращения: 20 сентября 2017. Архивировано 21 сентября 2017 года.
- ↑ 14,0 14,1 RINPA: The Aesthetics of the Capital . Kyoto National Museum. Дата обращения: 17 сентября 2017. Архивировано 17 сентября 2017 года.
- ↑ Carpenter, John T. (2012). Designing Nature: The Rinpa Aesthetic in Japanese Art. p. 23.
- ↑ Daugherty, 2003, p. 42.
- ↑ 17,0 17,1 Irises . Nezu Museum. Дата обращения: 16 сентября 2017. Архивировано 7 апреля 2017 года.
- ↑ Special Exhibition: Irises and Mountain Stream in Summer and Autumn . Nezu Museum. Дата обращения: 17 сентября 2017. Архивировано 17 сентября 2017 года.
- ↑ 19,0 19,1 19,2 Irises at Yatsuhashi (Eight Bridges) . Metropolitan Museum of Art. Дата обращения: 20 сентября 2017. Архивировано 20 сентября 2017 года.
- ↑ 20,0 20,1 20,2 National Treasure Irises of the Nezu Museum and Eight-Bridge of the Metropolitan Museum of Art . Nezu Museum. Дата обращения: 20 сентября 2017. Архивировано 20 сентября 2017 года.
- ↑ 21,0 21,1 Wind God and Thunder God . Tokyo National Museum. Дата обращения: 17 сентября 2017. Архивировано 17 сентября 2017 года.
- ↑ Wind God and Thunder God (недоступная ссылка). National Institutes for Cultural Heritage. Дата обращения: 17 сентября 2017. Архивировано 7 февраля 2018 года.
- ↑ 23,0 23,1 Red and White Plum Blossoms . MOA Museum of Art. Дата обращения: 27 сентября 2017. Архивировано 28 сентября 2017 года.
- ↑ Carpenter, John T. (2012). Designing Nature: The Rinpa Aesthetic in Japanese Art. p. 146.
- ↑ Hayakawa et al. (2007), p. 58.
Литература
- Николаева Н. С. Декоративные росписи Японии 16 - 18 веков: От Кано Эйтоку до Огата Корина. — М.: Изобразительное искусство, 1989. — 232 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-85200-083-3. (в пер., суперобл.)
- Hiroshi Mizuo. Edo painting: Sotatsu and Korin. / Übersetzt von John M. Shields. — N. Y.: Weatherhill, 1972.
- Daugherty, Cynthia. Historiography and Iconography in Ogata Korin's Iris and Plum Screens (англ.) // Ningen Kagaku Hen : journal. — Kyushu Institute of Technology, 2003. — No. 16. — P. 39—91. Архивировано 23 декабря 2016 года.
- Hayakawa, Yasuhiro; Shirono, Seiji; Miura, Sadatoshi & Matsushima, Tomohide (2007), Non-Destructive Analysis of a Painting, National Treasure in Japan, Advances in X-ray Analysis (JCPDS-International Centre for Diffraction Data) . — Т. 50: 57–63, ISSN 1097-0002, <http://www.icdd.com/resources/axa/VOL50/V50_07.pdf> Архивная копия от 20 декабря 2016 на Wayback Machine
- Irises and Red and White Plum Blossoms. Secret of Korin’s Designs. (2015). Nezu Museum.