Радэн

Радэн (яп. 螺鈿, инкрустация раковиной) — направление в лаковом искусстве Японии[англ.], где для украшения лаковых изделий используется инкрустация из перламутра, слоновой кости или других материалов[1][2][3]. Название радэн расшифровывается как ра (螺) — раковина и дэн (鈿) — «вставлять, инкрустировать». Чаще всего сами изделия сделаны из дерева, но могут быть и изделия из металла и других материалов.
Подобную технику изначально изобрели в Китае в эпоху правления династии Тан. Изделия попали в Японию через торговцев и дипломатов. Китайский стиль существенно повлиял на японские изделия. Похожие техники также появились в Корее и странах Юго-Восточной Азии.
Техники
Существует множество техник изготовления изделий радэн. Основными являются три — ацугаи (использование толстых кусков раковины), усугаи (использование более тонких кусков) и кэмма (наиболее тонкий слой перламутра)[4]. Для создания тонкого слоя перламутра ракушку варят в специальном растворе. При изготовлении изделий в технике ацугаи ракушечник часто распиливают при помощи циркулярной пилы и затем полируют[2]. Также выделяется варигаи — использование перламутра с трещинами[2]. Для усугаи и кэмма используют кернер[5].
Методы крепления материалов могут варьироваться. Более толстые куски перламутра могут вкладываться в предварительно вырезанную форму, тонкий перламутр могут вдавить в толстый слой лака или приклеить и покрыть лаком сверху[4]. Радэн часто идёт в комбинации с маки-э — перламутр соседствует с золотым или серебряным порошком[2][6].
История
Первые изделия в подобной технике попали в Японию из Китая в период Нара[2]; в них использовалась мозаика, были задействованы янтарь и черепаховая кость. Радэн быстро развивался в период Хэйан (794—1185) и применялся не только в декоративно-прикладном искусстве, но и в архитектуре. Тогда зародился традиционный японский стиль радэн[2]. Техника продолжала распространяться в течение следующих столетий, но пережила упадок в период Муромати. Сильный толчок в развитии она получила в период Адзути-Момояма (1568—1600)[4]. С наступлением периода Эдо техника стала использоваться для изготовления изделий в европейском стиле (намбан) — комоды, оклады икон, кофейные чашки и тому подобное. Известными мастерами периода Эдо, работавшими в традиционном японском стиле радэн были Тосити Икусима, Тёбэй Аогаи и Сайку Сомада[4].
Примечания
- ↑ Maki-e Methods (англ.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 ноября 2017. Архивировано 17 ноября 2017 года.
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Raden . Encyclopædia Britannica. Дата обращения: 17 ноября 2017. Архивировано 28 октября 2017 года.
- ↑ Лаки художественные . Кругосвет. Дата обращения: 17 ноября 2017. Архивировано 8 декабря 2017 года.
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 4,3 Raden 螺鈿 . Дата обращения: 17 ноября 2017. Архивировано 31 марта 2018 года.
- ↑ Raden . Gallery Japan. Дата обращения: 17 ноября 2017. Архивировано 1 декабря 2017 года.
- ↑ Традиции японского блеск . Нипоника. Дата обращения: 17 ноября 2017. Архивировано 28 января 2018 года.