Обряд воздушного погребения
Обряд воздушного погребения | |
---|---|
Обряд воздушного погребения — один из древнейших религиозных обрядов похорон умершего человека, в котором погребение совершается путём подвешивания усопшего с целью придания тела воздуху, духу, свету, дереву и т. п. Религиозная мотивировка обряда у разных народов была разная.
Общие сведения
Обряд воздушного погребения существовал у многих народов древности, на сегодняшний день встречается у некоторых племён Южной Америки, а также в редуцированной и более гигиенической форме развеивания праха.
У некоторых народов обряд совершался в отношении всех умерших, а у некоторых — только в отношении «избранных» по тем или иным признакам.
Одним из древнейших упоминаний данного обряда является сообщение Нимфодора (III век до н. э.). В своём произведении «Варварские законы» он писал[1] :
Мужские тела колхам нельзя было ни сжигать, ни погребать; тела мужчин завёртывали в свежие шкуры и вешали на деревьях, женские же предавали земле.
Воздушное погребение у грузин
В 1814 году Давид Багратиони в книге «История Грузии» сообщал[2]:
В древние времена грузины не зарывали в землю тела умерших, а выставляли оные на деревьях, что самое доныне видят у абхазцев. Сие принято, как думают, от персов, ибо Гиде, описывая древние обычаи сего народа, упоминает, что персы подобным образом поступали с телами умерших.
Воздушное погребение у абхазо-адыгских народов
В 1660 году путешественник Арканджело Ламберти записал[3]:
С северной стороны, ближе всех (к мингрельцам), живут те кавказцы, которых турки называют абазами (Abassas) или абкассами (Abcasses). Между прочими обычаями этого народа замечательно то, что они ни погребают, ни жгут тела покойника, а кладут труп в выдолбленный ствол дерева (dans un tronc d’arbre qu’ils ont creusé), который служит гробом. Последний с молитвой привязывают виноградной лозой к высочайшей ветви какого-нибудь большего дерева. Они привешивают также оружие и одежду усопшего, а чтобы послать на тот свет коня, гоняют его во всю прыть от этого дерева до тех пор, пока тот не околеет. Если он издохнет скоро, то говорят, что хозяин любил его сильно; если же, напротив, он долго не издыхает, то говорят, что покойник этим показывает, как мало заботился о нём.
В 1427 году путешественник Иоганн Шильтбергер сообщал[4]:
У них (у черкесов) есть обычай класть убитых молнией в гроб, который потом вешают на высокое дерево. После того приходят соседи, принося с собою кушанья и напитки, и начинают плясать и веселиться, режут быков и баранов и раздают большую часть мяса бедным. Это они делают в течение трёх дней, и повторяют то же самое каждый год, пока трупы совершенно не истлеют, воображая, что человек, поражённый молнией, должен быть святой.
Абхазские историки считают, что обряд воздушного погребения абхазо-адыгских народов произошёл из религиозных культов строителей дольменов. Поминальные обряды духа предков совершались перед фасадом дольмена или внутри кромлеховидных оград (Отхара), так как характерным для дольменной культуры этих народов было «вторичное» захоронение лишь крупных костей и черепов (неоднократно обнаруженных археологами внутри дольменов), оставшихся после первичных «воздушных захоронений» на деревьях[5]. Отдельные адыгские учёные (Б. С. Хотхо) считают, что обряд воздушного погребения абхазо-адыгских народов тесно переплетался с предполагаемым этими же учёными друидизмом абхазо-адыгов[6].
Воздушное погребение у индейцев Северной Америки
Также известно, что обряд воздушного погребения существовал у некоторых племён индейцев Северной Америки. Тело усопшего помещали на специальный помост, который либо находился на дереве, либо был приподнят на шестах на высоту примерно трёх метров. Рядом с помостом размещали его оружие и еду на весь путь в другой мир[7][неавторитетный источник?].
Воздушное погребение у мокшан
В соответствии с традиционной религией мокшан, называемой мокшень кой, в древности умерших хоронили в лубе (кер), в который тело заворачивали и подвешивали на дереве; такое захоронение называлось урля или уркспря. Позднее стали хоронить на лесном кладбище (калмакужа). Из четырёх рядом растущих деревьев делали сруб и помещали его на образовавшиеся высокие пни. На срубе делалась крыша, внутрь помещали тело умершего в лубе. В период крещения калмакужат были сожжены. После этого погребение стало подземным.
Воздушное погребение у японцев
В Японии и на Окинаве с глубокой древности практиковалась двухстадийная погребальная обрядность, и первой стадией было «воздушное погребение». Воздушное погребение было вытеснено обрядами буддизма[8].
Воздушное погребение у мохэ
Археологами установлено, что мохэ (народ, живший на севере Маньчжурии, предки чжурчжэней и, соответственно, маньчжуров) практиковали обряд воздушного погребения в зависимости от времени года[9].
Воздушное погребение у других народов
Согласно исследованию Г. Ю. Ситнянского «О происхождении древнего киргизского погребального обряда»[10] (имеется в виду воздушное погребение), данный обряд (в отношении отдельных лиц, детей либо почётных граждан и т. п.) практиковался издревле и вплоть до XX века следующими народами: монголоязычное племя шивэй, алтайцы, телеуты, шорцы (сеока карга), барабинские татары, ханты, манси, ненцы, нганасаны, энцы, селькупы (северные), кеты, орочи, удэгейцы, нивхи, ительмены, якуты, хакасы (племена: каргинцы, кагары, бельтир), сагайцы (рода халар), тувинцы, буряты (в Идинском и Балаганском), телесы, теленгиты, эвенки (до 1930-х г.), ирокезы, атапаски, а также баски.
Погребение с конём
На территории Якутии ранее существовал культ коня, который сохранился в виде обряда подвешивания на дереве возле захоронения человека головы и копыт коня[11].
См. также
Примечания
- ↑ Нимфодор Варварские законы // Археология и этнография Кавказа
- ↑ Давид Багратиони.История Грузии. Архивная копия от 2 мая 2012 на Wayback Machine Тб.: Мецниереба, 1971
- ↑ Описание Колхиды или Мингрелии, о. Ламберти, миссионера Конгрегации для распространения христианской веры Архивная копия от 31 октября 2014 на Wayback Machine // Записки Одесского общества истории и древностей, Том X. — 1877
- ↑ Путешествие Ивана Шильтбергера по Европе, Азии и Африке, с 1394 года по 1427 год Архивная копия от 22 мая 2016 на Wayback Machine // Записки императорского Новороссийского университета. Т. 1. — 1867
- ↑ Лакоба С. З., Бгажба О. Х. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. Архивная копия от 14 апреля 2013 на Wayback Machine — Сухум, 2007. — 392 с.
- ↑ Друидизм Черкессии: культура «воздушного погребения» // Роскультура.ру
- ↑ Я.Нересов. Индейцы Северной Америки . Дата обращения: 4 мая 2012. Архивировано 6 июля 2011 года.
- ↑ Бакшеев, Евгений Сергеевич. Двустадийная погребальная обрядность Японии и Окинавы как культурная модель Архивная копия от 1 мая 2019 на Wayback Machine: автореф. дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Рос. ин-т культурологии. — Москва, 2005. — 32 с.
- ↑ Глава 6. Троицкая группа мохэской культуры и амурские чжурчжэни в Приамурье
- ↑ Ситнянский Г. Ю. О происхождении древнего киргизского погребального обряда. // Среднеазиатский этнографический сборник. Вып. IV. — М., 2001. — С. 175—180
- ↑ Васильев В. Е. К генезису обычая погребения с конем у народа саха в свете культурного «Пограничья» тюркского мира . Известия Лаборатории древних технологий. История. Исторические науки (2014). Дата обращения: 21 мая 2019. Архивировано 30 сентября 2018 года.
Литература
- Дульзон А. П. Кетский язык. Томск, 1968. С. 579—580, 585—586.
- Хотхо Б. С. Обряд «воздушного» погребения в пространстве языческой культуры абхазов и адыгов // Вестник Адыгейского государственного университета, серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. № 1. С. 199—204
- Яковлев Н. Ф. Древние связи языков Кавказа, Азии и Америки // Труды Института этнографии. 1947. Т. 2. С. 196—204.