Перейти к содержанию

Старое и новое

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Генеральная линия
(Старое и новое)
Постер фильма
Жанр драма
Режиссёр Сергей Эйзенштейн
Григорий Александров
Автор
сценария
Сергей Эйзенштейн
Григорий Александров
В главных
ролях
Марфа Лапкина
Константин Васильев
Василий Бузенков
Юдин, Иван Федотович
Оператор Эдуард Тиссэ
Владимир Попов
Кинокомпания Совкино
Длительность 121 мин.
Страна  СССР
Язык русский
Год 1929
Предыдущий фильм Октябрь
Ссылки
Кинопоиск ID 43980
IMDb ID 0020451
Сайт
Видео
Логотип Rutube фильм «Генеральная линия»

«Генера́льная ли́ния» или «Ста́рое и Но́вое» — немой художественный фильм, снятый Сергеем Эйзенштейном в 1929 году.

«Генеральную линию» начали снимать в 1927 году как знак победы коллективизации в СССР. Эйзенштейн приостановил съёмку фильма, чтобы успеть снять свой фильм «Октябрь» к 10-летнему юбилею Октябрьской революции. Позже режиссёр вернулся к этой картине.

История создания

Исторический фильм-эпопея. В сентябре 1926 года Сергей Эйзенштейн заключил договор с «Совкино» на написание сценария для фильма о социалистическом переустройстве деревни и о проведении съёмок с 1 октября 1926 года до 1 февраля 1927 года. В ноябре Эйзенштейн выехал в Баку на первые съемки, которые начались в Муганских степях, продолжились в Ростове-на-Дону и в декабре — на Северном Кавказе. Сценарий, однако, ещё не был готов. Постановка была приостановлена на полтора года, и только после выпуска «Октября» Эйзенштейн вновь вернулся к «Генеральной линии», которая была закончена в начале 1929 года.

Сюжет

Безлошадная крестьянка Марфа Лапкина вместе с участковым агрономом и бедняками организовывает в деревне молочную артель. Однако коллективизации активно сопротивляются местные кулаки. Не все бедняки понимают смысл товарищества и объединения нищих. На помощь деревне приходят рабочие-шефы, которые помогают артели получить первый трактор. В финале картины десятки тракторов пашут артельную землю, за рулем одного из них — Марфа Лапкина.

Монтаж

Эйзенштейн рассматривает монтаж как основание художественного кино, в данном фильме он использует инновационные методы монтажа. Режиссер, отмечая особую физиологичность воздействия фильма, утверждает, что "Старое и новое" является первой картиной, смонтированной по принципу зрительного обертона. Противопоставляя свою работу ортодоксальному монтажу по частным доминантам, Эйзенштейн утверждает, что в "Генеральной линии" ключевым является прием создания "зрительного обертонного комплекса куска". Это означает, что фильм монтируется по принципу "демократического" равноправия всех раздражителей, рассматриваемых как комплекс. За доминанту в таком случае берется сумма раздражений всех раздражителей, а за общий признак куска принимается его физиологическое суммарное ощущение. Именно ощущение, по Эйзенштейну, является новой однородной формулой восприятия кино. В качестве примера можно привести монтаж "крестного хода", где доминантой является "степень насыщенности жаром"

Рассматривая данную работу в свете концепции вертикального монтажа, Эйзенштейн утверждает, что в "Генеральной линии" используется прием "полифонного монтажа". То есть такого монтажа, в котором через серию кусков идет одновременное движение целого ряда линий, из которых каждая имеет свой собственный композиционный ход, при этом все движения остаются неотрывными от общего композиционного хода целого. Например, в сцене «крестного хода» соединяются линии нарастания жары, пластической интенсивности крупных кадров, религиозного чувства, партии мужских и женских голосов, нарастание темпа движения актеров и партия общего "пресмыкания". При этом общее движение монтажа идет непрерывно, соединяя в общем нарастании все эти разнообразные темы, а каждый монтажный кусок учитывает, помимо общего движения, также и развитие движения внутри каждой темы в отдельности.

Отдельное внимание Эйзенштейн уделяет сцене с молочным сепаратором, показывая, каким образом приемы монтажа позволяют создать волнующую и захватывающую сцену и вызвать экстатический эффект. Сцена строится по формуле взрыва, который вслед нарастанию напряжения разрывается системой последовательных взрывов. Появлению первой капли «сгустевшего» молока предшествует игра напряжений, проходящих по серии крупных планов, начиная с групповых и заканчивая одиночными. Эти серии лиц прорезаются кадрами героев, в ускоряющемся темпе раскручивающих ручку сепаратора. Движение подхватывается планами вращающихся дисков и выводных труб сепаратора. Передавая сюжетную игру сомнения, кадры нарастающей надежды постепенно светлеют, а кадры подозрения темнеют. С нарастанием темпа куски монтажно укорачиваются. Затем уже струя и брызги монтажно пронизывают поток восторженных крупных планов, переходя к образам фонтана и фейерверка. Динамичные куски движения струй сменяются ритмичной последовательностью статических кусков с цифрами. Посредством такой монтажной дроби коротких кадров достигается максимум динамики

Интересный факт

После выхода фильм был раскритикован в фельетоне И.Ильфа и Е.Петрова «1001-я деревня» // Чудак, № 41, 1929.

Литература

Эйзенштейн С. Четвертое измерение в кино // Избранные произведения: В 6 т. – М.: Искусство, 1964. – Т. 2 С. 45-60

Эйзенштейн С. Монтаж // Избранные произведения: В 6 т. – М.: Искусство, 1964. – Т. 2 С. 156-189

Эйзенштейн С. Вертикальный монтаж // Избранные произведения: В 6 т. – М.: Искусство, 1964. – Т. 2 С. 189-269

Эйзенштейн С. Неравнодушная природа // Избранные произведения: В 6 т. – М.: Искусство, 1964 – Т. 3 С. 37-433

Ссылки