Никопольский краностроительный завод
Никопольский краностроительный завод | |
---|---|
Тип | ООО |
Основание | 1885 |
Расположение | Украина: Никополь, Днепропетровская область |
Ключевые фигуры | Карпенко, Игорь Анатольевич |
Отрасль | Производители кранов, металлургия, литейное производство |
Продукция | башенные краны КБ-308А-М, КБМ-401П, КБ-676, КБ-572Б, запасные части к башенным кранам, нестандартное оборудование, строительные металлоконструкции, отливки СЧ10-25, 110Г13Л, 20-35ГЛ, 15-35Л, ИЧХ28Н2, 40Х24Н12СЛ, 75Х24ТЛ, 75Х14ТЛ |
Число сотрудников | Около 150 человек (2018 год) |
Сайт | http://www.nkz.in.ua |
Никопольский краностроительный завод (укр. Нікопольський кранобудівний завод) — некогда крупнейшее предприятие Украины, специализирующееся на выпуске башенных кранов[1] для промышленного, гражданского и гидротехнического строительства, а также кранов-лесопогрузчиков для складов и кранов-манипуляторов. Находится в г. Никополь.
Основная специализация завода — производство подъёмно-транспортной техники, запчастей к ней, выпуск нестандартного оборудования, строительных металлоконструкций, стального и чугунного литья. Предприятие также занимается ремонтом и восстановлением кранов и старого оборудования, выпущенного заводом.
В советскую эпоху завод являлся самым крупным производителем грузоподъёмного оборудования — ежегодный выпуск составлял 1,5 тысячи единиц техники[2]. Часть продукции шла на экспорт.
Продукция пользовалась повышенным спросом как на Украине, так и за её пределами[3].
История
Довоенная история
История предприятия началась в 1885 году, когда братья Каршевские открыли в г. Никополь кузнечно-слесарную мастерскую, которая вскоре превратилась в небольшой завод по производству сельскохозяйственного инвентаря и машин. К началу XX века это уже было предприятие, включающее механический и литейный цеха, оборудованные передовой техникой.
Советская эпоха
В годы советской власти завод продолжал строиться и реконструироваться. Одновременно с проведением реконструкции осваивались новые виды продукции: транспортёры, автопогрузчики, портальные краны, подвесные конвейеры и другие изделия. По мере расширения завода усложнялись технологические процессы, развёртывалось производство новых машин.
В первый день начала Великой Отечественной войны работники завода приняли участие в митинге[4], а в августе 1941 года оборудование предприятия было эвакуировано в Кировскую область — в город Белую Холуницу, расположившись в 45 километрах от ближайшей железнодорожной магистрали. Предприятие сумело с помощью местных наладить выпуск оборонной продукции[5]. В 1943 году среди предприятий тяжёлого машиностроения страны в социалистическом соревновании завод занял первое место[4]. Уже в конце 1944 года завод вернулся в Никополь и вновь вступил в строй[5].
Начиная с 1950-х годов завод начал осваивать производство мачтовых подъёмников и башенных кранов. Первый опытный образец крана Т-128 грузоподъёмностью от 1,5 до 3 тонны был изготовлен в конце 1950-х годов. В конце 1960-х годов конструкторским бюро был спроектирован кран КБ-674[6].
С 1970-х годов башенные краны стали основной продукцией предприятия. С 1975 года предприятие принимало участие в советско-польской программе, направленной на создание телескопических подъёмных кранов на специальных шасси автомобильного типа грузоподъёмностью 25, 40, 63 и 100 тонн[7]. В 1979 году заводу было присвоено новое наименование — «Никопольский краностроительный завод».
Преемники ПО НКЗ. ОАО «Никра» и ПО «Краностроительный завод»
После распада СССР и до середины 1990-х годов завод занимал лидирующие позиции на территории СНГ[8]. В дальнейшем, на площадях бывшего завода появился целый ряд юридических лиц — ЗАО «Литейный завод» (бывший литейный цех завода), ЗАО «Механический завод», ОАО «Никра» («Никопольские краны»), а также созданное в 2001 году ПО «Краностроительный завод». Для возобновления производства кранов «Никра» взяла в АКБ «Технобанк» кредит в размере 1,5 млн грн. Кредит был получен под залог помещений и оборудования. Однако, компания так и не смогла рассчитаться с кредитом и в конце 2003 года была ликвидирована — постановлением Хозяйственного суда Днепропетровской области. Другая компания, ПО «Краностроительный завод», также не смогла наладить производство кранов. В мае 2004 года и она была ликвидирована, несмотря на то, что её задолженность перед кредиторами не превышала 100 тыс. грн[9].
А в августе 2004 года прокуратурой Днепропетровской области против руководства «Никры» было возбуждено уголовное дело. Расследование установило, что 23 августа 2001 года при получении кредита руководство компании предоставило в банк подложную информацию о налоговом залоге, а 11 ноября того же года, подписало c дочерней компанией договор об уступке прав востребования возврата денежных средств в размере 2610,7 тыс. грн. Последнее повлекло отчуждение уже заложенного имущества и было совершено как в нарушение действующих законов, так и вопреки интересам компании. Ущерб государству от действий должностных лиц ОАО «Никра» составил 500 тыс. грн[10].
Современная Украина
После долгих лет простоя, с 2005 года завод возобновил выпуск башенных кранов КБ-308А, КБ-308М, крана-погрузчика КБ-572Б, а также КБ-676. В 2006 году совместно с российским ОАО «Ржевский краностроительный завод» создана компания «Украинско-российский краностроительный завод»[2], на котором было развёрнуто производство полноповоротного самомонтирующегося башенного крана КБМ-401П.
В 2018 году завод возобновил выпуск кранов стреловых КР-308Д, Освоил выпуск уникальной отливки с последующей мех.обработкой и сборкой Вала ячейкового.
Деятельность
Руководство и собственники
Владельцем 98 % акций предприятия является днепропетровская компания «IР-МВ»[11].
Структурные подразделения
- Цех металлоконструкций
- Механо-сборочный цех
- Сталелитейный цех
- Механообрабатывающее производство с отдельными видами уникального оборудования
- Торговый дом «Никра»
- ЗАО «Машиностроительный завод»
- ЗАО «Литейный завод»
- ЗАО «Энергетик — НКЗ»
- ДП «Ремонтно-механический завод»
- ООО «Торговая фирма „Сервис — НКЗ“»
- ДП «Торговый дом»
- НПО «Краностроительный завод»
В советскую эпоху завод имел собственное конструкторское бюро, занимавшееся проектированием кранов, которые затем выпускались и другими предприятиями[9]. Кроме того, в состав предприятия входили научно-экспериментальная лаборатория и испытательный полигон. Последний был создан совместно с Днепропетровским инженерно-строительным институтом[10].
Продукция в разное время
Завод в разное время производил: башенные краны с подъёмной стрелой с индексом «С» С-981, С-981А, С-981Б и его модификации с балочной стрелой типа «КБ» моделей — КБ-308 и КБ-308А; краны-погрузчики типа «КБ» моделей — КБ-572, КБ-572Б; передвижные рельсовые башенные краны 6-й размерной группы с балочной стрелой КБ-674, КБ-676; краны для строительства гидротехнических сооружений «КБГС»-450; стационарные приставные башенные высотные краны с балочной стрелой КБ-573 и КБ-675 с высотой подъёма до 150м.
Показатели деятельности
По результатам деятельности в 2007 году чистый доход составил 13,35 млн грн[12], а в 2008 году доход предприятия вырос на 66,3 % до 25,639 млн грн. Чистый доход увеличился на 72,5 % до 23,035 млн грн. Себестоимость реализации продукции выросла на 45 % и составила 18,831 млн грн. Валовая прибыль предприятия увеличилась в 11,3 раза до 4,204 млн грн[13]. В 2010 году доход составил 7,2 млн грн., а прибыль 0,4 млн грн.[11].
Показатели производства
За двадцать лет предприятием было выпущено:
- более десяти тысяч кранов КБ-306 (С-981).
- более четырёх тысяч — КБ-308.
- около 2300 кранов-лесопогрузчиков башенного типа КБ-572.
- более тысячи КБ-674 и его модификаций (около 13) — кранов для высотного промышленного и гражданского строительства[6].
Экспорт
- В Советскую эпоху предприятие осуществляло поставки продукции как внутри страны, так и на экспорт. Подъёмные краны поставлялись в Иран, Ирак, Пакистан, Вьетнам, Никарагуа, Аргентину, а также в страны, входившие в социалистический лагерь[14].
Конфликты и проблемы
В сентябре 2008 года, в результате проверки состояния промышленной безопасности и охраны труда, органами Госгорпромнадзора были запрещены к эксплуатации 9 печей предприятия[15].
Банкротство завода
В июле 2009 года ЧАО «НКЗ» вступает в процедуру банкротства. Инициатором этого дела выступал центр «Даор», долги предприятия перед которым превышали 180 тысяч грн. Общая сумма задолженностей завода перед кредиторами на тот момент составляла 0,5 млн грн[16]. Однако, в сентябре следующего года это дело было прекращено[17].
20 июля 2011 года Хозяйственным судом Днепропетровской области было возбуждено новое дело о банкротстве предприятия — по заявлению днепропетровской ЧП «Анта». Сумма требований к заводу составили 0,7 млн грн. Через полгода, в декабре, ЧП «Анта» ходатайствовало о смене кредитора — на другое ЧП[17]. Также в декабре 2011 года, введена процедура распоряжения имуществом и назначен арбитражный управляющий[18].
Интересные факты
- В Советскую эпоху предприятие носило имя В. И. Ленина[19], именовалось Завод Строительных Машин им. Ленина и относилось к структуре Минстройдормаша. Заводская табличка выпущенного заводом крана: [1] Архивная копия от 28 сентября 2013 на Wayback Machine.
Примечания
- ↑ Техника на подъёме — Журнал «Строительство и реконструкция», № 6 (июнь) 2011 года
- ↑ 2,0 2,1 Создано ООО «Украинско-российский краностроительный завод» UGMK.INFO, 16.02.06 . Дата обращения: 14 февраля 2012. Архивировано 17 июля 2014 года.
- ↑ Генпрокуратура аннулировала завод (недоступная ссылка). ИА Advisers (18 декабря 2007). Дата обращения: 17 июня 2010. Архивировано 16 апреля 2012 года.
- ↑ 4,0 4,1 Левин Н. Е.: Подпольщики Никополя в годы Великой Отечественной войны — Библиотечно-информационный центр «Слово» . Дата обращения: 15 февраля 2012. Архивировано 27 мая 2016 года.
- ↑ 5,0 5,1 О Никополе . Дата обращения: 15 февраля 2012. Архивировано 28 апреля 2012 года.
- ↑ 6,0 6,1 «В Одессе возводится один из самых сложных и современных объектов — стадион над морем» — Журнал «Подъемные сооружения. Специальная техника»
- ↑ Малютин Л. Л.: Краны на специальных шасси автомобильного типа — Журнал «Основные Средства» № 2/2010 . Дата обращения: 15 февраля 2012. Архивировано 12 октября 2011 года.
- ↑ «Восстановление производства башенного крана в Украине — это реально» — Журнал «Подъемные сооружения. Специальная техника» № 7/2004 (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 февраля 2012. Архивировано 20 августа 2011 года.
- ↑ 9,0 9,1 Краностроители уходят из Никополя — «Деловая столица», 17.05.2004 (недоступная ссылка)
- ↑ 10,0 10,1 Прокуратура Днепропетровской области возбудила уголовное дело против должностных лиц «Никры» — Прометалл (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 февраля 2012. Архивировано 14 ноября 2011 года.
- ↑ 11,0 11,1 Суд начал банкротство ЧАО «Никопольский краностроительный завод» Bin.ua, 18.01.2012 . Дата обращения: 3 мая 2020. Архивировано 15 сентября 2018 года.
- ↑ Никопольский краностроительный завод в 2007 г. увеличил чистый доход на 33,8 % — до 13,35 млн грн. — РБК-Украина, 02.06.2008, Киев, 18:23
- ↑ Никопольский краностроительный завод в 2008 г. получил 538 тыс. грн. чистой прибыли . УГМК.инфо (10 апреля 2009). Дата обращения: 17 июня 2010. Архивировано 18 февраля 2013 года.
- ↑ Наталия Шаплыченко: Подрезанные крылья украинского крана, или Как вернуть былую славу Никопольскому краностроительному заводу . Дата обращения: 15 февраля 2012. Архивировано 15 сентября 2018 года.
- ↑ В результате проверки на предприятиях Днепропетровской области запрещена к эксплуатации производственная техника — «Новый Регион — Украина», 23.09.08 (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 февраля 2012. Архивировано 14 мая 2013 года.
- ↑ Никопольский краностроительный завод заморозил долговые грузы до лучших времен — Новости Днепро, 22 июня 2009 (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 февраля 2012. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ 17,0 17,1 Суд начал банкротство ЧАО «Никопольский краностроительный завод» — BIN.UA, 18.01.2012 . Дата обращения: 3 мая 2020. Архивировано 15 сентября 2018 года.
- ↑ Против ОАО «Никопольский краностроительный завод» возбуждено дело о банкротстве — Агентство корпоративных новостей, 17.01.2012 (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 февраля 2012. Архивировано 15 февраля 2012 года.
- ↑ Приложение N 2 к постановлению Совета Министров УССР от 12 марта 1985 г. N 111 (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 ноября 2011. Архивировано 11 июля 2014 года.
Ссылки
- Официальный сайт завода Архивная копия от 12 сентября 2013 на Wayback Machine,