Николаев, Эдуард Валентинович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Автогонщик
Эдуард Валентинович Николаев
Общая информация
Гражданство  Россия
Дата рождения 21 августа 1984(1984-08-21) (40 лет)
Место рождения Набережные Челны
Ралли-рейды
Дебют 2006
Текущая команда Россия «КАМАЗ-мастер»
Чемпионские титулы
2010

2010, 2013, 2017, 2018, 2019
Победитель Ралли «Шёлковый путь»»
Победитель
«Ралли Дакар»
Награды
Орден Дружбы Медаль «За доблестный труд»
Заслуженный работник транспорта Республики Татарстан

Эдуа́рд Валенти́нович Никола́ев (род. 21 августа 1984 года) — российский автогонщик, заслуженный мастер спорта России, пятикратный победитель «Ралли Дакар»: один раз в качестве механика в экипаже-победителе (2010) и четыре раза как пилот (2013, 2017, 2018, 2019). Выступает за команду «КАМАЗ-мастер».

Биография

Родился 21 августа 1984 года. Отец — Валентин Николаев, шестикратный чемпион России по багги.

Спортивная карьера

Свой путь в большой автоспорт Эдуард, как и многие автогонщики, начинал с картинга, которым он увлёкся ещё в детстве. На одном из всероссийских чемпионатов по картингу Эдуард становится победителем. Этот успех молодого картингиста не остался незамеченным для присутствовавшего на трибуне Семёна Якубова, руководившего тогда командой «КАМАЗ-мастер». Он лично приглашает молодого талантливого гонщика в свою команду, и Эдуард принимает это предложение. Спустя некоторое время Эдуарда Николаева начинают включать в состав гоночных экипажей — сначала в качестве механика. На этом поприще, в период с 2004 по 2005 годы, в составе разных экипажей Эдуард одерживает четыре победы. В 2006 году, на одном из этапов Чемпионата России, Николаев дебютирует в роли пилота «боевого» грузовика. Он участвует в трёх внутрироссийских ралли-рейдах, на всех занимает вторые места.

В 2007 году, в качестве механика в экипаже Ильгизара Мардеева, Эдуард Николаев впервые принял участие в «Ралли Дакар». Этот дебют оказался весьма успешным для Эдуарда — его экипаж занял итоговое второе место в своём классе.

2009 году, уже как механик в экипаже Владимира Чагина, Эдуард вновь завоевал серебро «Ралли Дакар».

2010 год стал поистине триумфальным для молодого гонщика. Экипаж, в составе: Владимир Чагин (пилот), Сергей Савостин (штурман) и Эдуард Николаев (механик) — завоевал первое место на «Ралли Дакар». Спустя полгода, уже в качестве «боевого» пилота, Николаев одержал победу на ралли-рейде «Шёлковый путь», обойдя на финише гонки таких признанных мастеров ралли, как Владимир Чагин и Фирдаус Кабиров.

В 2011 году Эдуард дебютировал на «Ралли Дакар» в качестве боевого пилота. Молодой экипаж — дебютант «Ралли Дакар», в который, помимо Николаева, вошли: штурман Вячеслав Мизюкаев и механик Владимир Рыбаков, на равных сражаясь на трассе с признанными мастерами ралли-рейдов, занял итоговое третье место, присоединившись на подиуме к двум другим экипажам команды «КАМАЗ-мастер»: победителя Владимира Чагина и серебряного призёра — Фирдауса Кабирова.

Сезон 2012 года, который по традиции открывал январский ралли-рейд «Дакар», начался для Эдуарда крайне неудачно. Николаев, и так шедший только 7-м, был снят с гонки на 5-м этапе после столкновения с внедорожником, так как ввёл судей в заблуждение насчёт времени, которое те должны были ему компенсировать[1].

В 2013 году экипаж Эдуарда Николаева впервые стал победителем «Ралли Дакар».

Второй свой золотой трофей на Ралли Дакар покорился в 2017 году, Эдуард стабильно провёл весь марафон, избежал серьёзных технических поломок и смог занять первое место в зачёте грузовиков, опередив своего напарника по команде Дмитрия Сотникова почти на 19 минут.

Свой третий Ралли Дакар Эдуард выиграл в 2018 году, это был юбилейный 40-й Ралли-марафон. Основное противостояние за лидерство в грузовом зачёте ещё со старта в Лиме обозначилось между Николаевым и аргентинцем Федерико Виллагрой IVECO. О накале борьбы между ними свидетельствует тот факт, что за два этапа до финиша гонки разница в генеральной классификации после 7500 километров маршрута составляла 1 секунду! Однако на следующем этапе близ Сан-Хуана из-за поломки коробки передач Виллагре пришлось сойти. Экипаж Николаева тоже не обошёлся без технических проблем, однако смог финишировать с неработающим сцеплением. Последний этап прошёл без происшествий, Николаев выиграл Ралли Дакар 2018 с преимуществом 3:57:17.

В 2019 году Эдуард становится пятикратным победителем Дакара.

Спортивные достижения

  • 2004 год, «Оптик 2000», механик в экипаже И. Мардеева — 1-е место
  • 2004 год, «Хазарские степи», механик в экипаже В. Чагина — 1-е место
  • 2005 год, «Великая степь», механик в экипаже В. Чагина — 1-е место
  • 2005 год, «Дезерт Челлендж», механик в экипаже В. Чагина — 1-е место
  • 2006 год, «Великая Калмыкия» — 2-е место
  • 2006 год, «Хазарские степи» — 2-е место
  • 2007 год, «Хазарские степи» — 2-е место
  • 2007 год, «Лиссабон — Дакар», механик в экипаже И. Мардеева — 2-е место
  • 2008 год, этап Чемпионата России «Тихий Дон», механик в экипаже В. Чагина — 1-е место
  • 2009 год, «Дакар», механик в экипаже В. Чагина — 2-е место
  • 2010 год, «Хазарские степи» — 1-е место
  • 2010 год, «Шелковый путь — серия Дакар» — 1-е место
  • 2010 год, «Ралли Дакар», механик в экипаже В. Чагина — 1-е место
  • 2011 год, «Дакар» — 3-е место
  • 2011 год, «Золото Кагана» — 3-е место
  • 2011 год, «Симбирский тракт» — 2-е место
  • 2012 год, «Золото Кагана», пилот — 1 место
  • 2012 год, «Симбирский тракт», пилот — 2 место
  • 2012 год, Чемпионат России по ралли-рейдам — 1-е место
  • 2013 год, «Ралли Дакар», пилот — 1-е место
  • 2013 год, «Золото Кагана» — 2-е место
  • 2014 год, «Ралли Дакар», пилот — 3-е место
  • 2015 год, «Ралли Дакар», пилот — 2-е место
  • 2017 год, «Ралли Дакар», пилот — 1-е место
  • 2018 год, «Ралли Дакар», пилот — 1-е место
  • 2019 год, «Ралли Дакар», пилот — 1-е место
  • 2022 год, «Ралли Дакар», пилот — 2-е место

Награды

Примечания

Ссылки