Метровагонмаш
АО "МЕТРОВАГОНМАШ" | |
---|---|
Тип | Акционерное общество |
Год основания | 1897 |
Прежние названия | Мытищинский вагоностроительный завод |
Основатели | Савва Мамонтов |
Расположение | Россия: Мытищи |
Ключевые фигуры | Васильев Андрей Арнольдович (генеральный директор)(с июня 2021 года) |
Отрасль | Вагоностроение |
Продукция | Вагоны метро и рельсовые автобусы |
Собственный капитал | 35 148 млн. руб. (2021) |
Оборот | 27,227 млрд руб.(2012) |
Чистая прибыль | 5,530 млрд руб.(2019) |
Число работников | 4178 (17.04.2017) |
Материнская компания | Трансмашхолдинг |
Аудитор | KPMG |
Награды | |
Сайт | www.metrowagonmash.ru |
АО «Метровагонмаш» (до 1992 года входило в состав «Мытищинского машиностроительного завода») — одно из ведущих предприятий России, работающих в области транспортного машиностроения. Расположено в Московской области, в Мытищах. Входит в состав «Трансмашхолдинга».
История
Российская империя
Мытищинский машиностроительный завод был основан в 1897 году в Мытищах Московской губернии. Его основателями стали потомственный почётный гражданин Савва Мамонтов, дворянин Константин Арцыбушев и гражданин Северо-Американских Соединённых штатов, временный Московской 1-й гильдии купец, инженер Александр Бари, которые в декабре 1895 года представили в Министерство финансов России проект «Московского акционерного общества вагоностроительного завода». 2 января 1896 года Комитет министров разрешил «учреждение означенной Компании», а её Устав был утверждён Николаем II.
По своему техническому оснащению завод предназначался для постройки подвижного железнодорожного состава и изготовления запасных частей. Первой продукцией завода стали вагоны для Северной железной дороги России.
В 1903 году началось производство трамвайных вагонов и снегоочистителей для Москвы. Ещё до начала Первой мировой войны завод принял заказы от военного ведомства и приступил к изготовлению полевых вагонов и платформ для перевозки военной техники.
СССР
В 1926 году впервые в стране на заводе начался выпуск электровагонов (электричек) для первых электрифицированных дорог: Баку—Сабунчи в Азербайджане (1926 год), Москва—Мытищи (1929 год). Одновременно с этим продолжался выпуск трамвайных вагонов: к маю 1934 года завод производил переоснащение Владикавказского трамвая в связи с перешивкой системы на широкую колею.[1] В 1935 году начался выпуск вагонов метро для Московского метрополитена.
В июне 1941 года, с началом Великой Отечественной войны, Мытищинский вагоностроительный завод был передан в ведение Наркомата вооружений как завод № 592[2]. В первые месяцы войны завод перепрофилирован на производство корпусов авиабомб, снарядов, платформ для зенитно-артиллерийских систем. В октябре 1941 года завод эвакуируют на Урал, оборудование и рабочие завода попадают на завод 78 и на площадку Усть-Катавского вагоностроительного завода[3]. Оставшиеся в Мытищах мощности продолжают выпуск оборонной продукции. Однако уже в апреле 1942 года принимается решение о переносе эвакуированных в Усть-Катав мощностей в Мытищи на завод № 592.
В январе 1942 года завод получает задание на производство зенитных бронепоездов[4]. Во второй половине 1942 года завод получает задание на производство самоходных артустановок. Для выполнения задания на заводе организуется конструкторское бюро (ОКБ-40). На базе немецкого среднего танка Panzerkampfwagen III конструкторское бюро завода разработало САУ СГ-122 и СУ-76и. Первая из них была выпущена мелкой серией в 27 единиц, а производство второй передали на завод № 37 в Москве. Причиной стало распоряжение Государственного комитета обороны об организации в Мытищах выпуска лёгкого танка Т-80. Завод получил дополнительное оборудование, специалистов и новый номер: № 40. В октябре 1943 года лёгкий танк Т-80 был снят с конвейера в пользу увеличения выпуска самоходных артиллерийских установок СУ-76. В 1945 году освоено производство гусеничных тягачей. За образцовое выполнение заданий для фронта предприятие было награждено орденом Отечественной войны I степени, на вечное хранение ему было передано переходящее знамя Государственного Комитета Обороны.
26 сентября 1948 года завод № 40 был переименован в Мытищинский ордена Отечественной войны 1 степени машиностроительный завод[4].
После окончания войны ОКБ и завод продолжили разработку и выпуск самоходных артсистем и гусеничных шасси, например АСУ-57, АСУ-85, артиллерийского тягача АТ-П, шасси для ЗСУ-23-4 «Шилка», «Куб», «Бук», «Тор», «Тунгуска».
C 1947 года завод приступил к выпуску на шасси грузовика ЗИС-5В самосвала ЗИС-ММЗ-05. В дальнейшем ММЗ стал крупнейшим производителем самосвалов на шасси ЗИС/ЗИЛ. Объёмы производства в 1970-80-х годах достигали 200 самосвалов в сутки (около 50 тыс./год). В 1990-х объёмы производства из-за кризиса российского автопрома упали до 1-1,5 тыс. самосвалов в год. В 1972 году на заводе впервые в стране были разработаны и серийно освоены грузовые прицепы к легковым автомобилям.
Награды
За освоение производства автомобильной техники в 1971 году предприятие награждено орденом Октябрьской революции. В 1975 году семейству телескопических гидроцилиндров для самосвалов присуждена Большая золотая медаль Международной Лейпцигской ярмарки.
За создание семейства скоростных гусеничных шасси «Мытищинский машиностроительный завод» получил три Государственные премии страны (1951, 1978, 1996 годах).
В марте 1976 года правительство ЧССР вручило Мытищинскому заводу орден Труда за поставку вагонов для Пражского метрополитена.
Российская Федерация
После распада СССР предприятие преобразуется в акционерное общество, и получает название «Метровагонмаш». С 2006 года «Метровагонмаш» входит в Трансмашхолдинг. В связи с этим начинается выделение непрофильных активов. В 2009 году предприятие разделено на «Метровагонмаш», унаследовавший производство железнодорожной техники, и «Мытищинский машиностроительный завод», которому передано производство военной техники.
"Метровагонмаш" находится под санкциями США, в связи с чем в 2023 году было сорвано заключение контракта на поставку новых метропоездов в Тбилисский метрополитен.
Направления деятельности
Предприятие специализируется на разработке, проектировании и изготовлении подвижного состава для метрополитенов и железных дорог, запасных частей к выпускаемому подвижному составу, его капитальном ремонте и сервисном обслуживании.
За более чем вековую историю завод выпускал товарные, пассажирские, багажные вагоны, вагоны для городских конных железных дорог, вагоны трамваев. На предприятии были разработаны и изготовлены первые в стране автомотрисы, электрички, вагоны метро.
Вагоны метро используются в российских городах: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Казани, Самаре и Екатеринбурге, а также в Минске, Киеве, Харьковe, Днепре, Баку, Тбилиси, Ереване, Ташкенте, Праге, Будапеште, Варшаве и Софии. Всего на мытищинских вагонах работает 19 метрополитенов, два из которых намерены в 2020-х годах полностью или частично прекратить эксплуатацию поездов данного производителя (Варшавский частично передаёт поезда Киевскому метрополитену, а Софийский метрополитен в связи с введением санкций ЕС против РФ в 2022 году был вынужден объявить внеплановый тендер на полную замену подвижного состава российского производства без замены сигнального оборудования на маршрутах М1, М2 и М4).
Отдельное направление работы завода — рельсовые автобусы. Эти относительно новые для отечественных железных дорог машины предназначены для работы на пригородных и межобластных неэлектрифицированных маршрутах. (См. рельсовые автобусы завода «Метровагонмаш»)
Номенклатура продукции
Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. |
Продукция | Марка | 2006[5] | 2007[6] | 2008[7] | 2010[8] | 2011[9] | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | Фото |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вагоны метро | 81-717/714 | 87 | 121 | 171 | 99 | 80 | 47 | 55 | 15 | 18 | 8 | 8 | 4 | ||||
81-722/723/724 | 36 | 56 | 216 | ||||||||||||||
81-725/726/727 | |||||||||||||||||
81-740/741 | 74 | 128 | 113 | 76 | 117 | 54 | 30 | ||||||||||
81-760/761 | 8 | 9 | 32 | 310 | 342 | 102 | 302 | ||||||||||
81-765/766/767 | 3* | 261* | 532 | 634 | 216 | ||||||||||||
81-775/776/777 | 335 | ||||||||||||||||
Рельсовые автобусы | РА1 | 32 | 2 | ||||||||||||||
РА2 | 14 | 60 | 63 | 9 | |||||||||||||
РА-В | 40 | ||||||||||||||||
ДП-С | 1 | 11 | 4 | 23 | |||||||||||||
ДП-M | 1 | ||||||||||||||||
РА3 | 34 | ||||||||||||||||
Трамваи | Витязь-М | 1 | |||||||||||||||
Служебный ПС | 81-730.05 | 2 | |||||||||||||||
Капитальный ремонт вагонов метро | 45 | 80 |
Развитие номенклатурной продукции
С 2009 года планировалось запустить в серийное производство модернизированные вагоны для метрополитена 81-714.6(К)/717.6(К) (в ноябре 2008 завершены испытания опытного поезда из 8 вагонов в метрополитене Москвы).
Новые вагоны отличаются повышенной безопасностью перевозки пассажиров, более комфортными условиями для машиниста, улучшенным внешним видом и экономичностью при обслуживании и ремонте. В обновленных составах установлена новая принудительная система вентиляции, как в поездах «Русич» (до модификации .4). Сиденья заменены на антивандальные, установлены дополнительные вертикальные поручни в середине вагонов. Салон полностью сделан из негорючих материалов, усилена шумоизоляция в вагонах. В модернизированных составах заменена тормозная система. Окрас внешних стен вагонов — серого цвета. В кабине машиниста будут установлены кондиционер, новый пульт управления, кресло с системой вибропоглощения и пневморегулирования. В кабине также располагается эвакуационный выход[10]. Всего для Московского метрополитена было выпущено 1 состав модификации ".6К" и 10 модификации ".6", после этого поставки поездов семейства 81-717/714 в Москву были окончательно прекращены. Следующие составы в четырёх- и пятивагонном исполнении для Нижнего Новгорода, Самары и Екатеринбурга дособирались из складских остатков на ОЭВРЗ.
Руководители предприятия
Смотреть список руководитетелей | ||
---|---|---|
|
Примечания
- ↑ Доктор географических наук Тархов С. А. Владикавказскому трамваю — 100 лет // Вестник городского электрического транспорта России : ж. — М., 2004. — № № 4 (61). — С. 33.
- ↑ Метровагонмаш в годы Великой Отечественной войны . Дата обращения: 20 ноября 2020. Архивировано 12 августа 2020 года.
- ↑ Рассекреченные заводы Челябинска . Дата обращения: 20 ноября 2020. Архивировано 28 ноября 2020 года.
- ↑ 4,0 4,1 История завода . Дата обращения: 20 ноября 2020. Архивировано 27 ноября 2020 года.
- ↑ Годовой отчет Метровагонмаш за 2006 год (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 декабря 2015. Архивировано 22 декабря 2015 года.
- ↑ Годовой отчет Метровагонмаш за 2007 год (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 декабря 2015. Архивировано 17 мая 2017 года.
- ↑ Годовой отчет Метровагонмаш за 2008 год (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 марта 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Годовой отчет Метровагонмаш за 2010 год . Архивировано 2 апреля 2015 года. стр 4
- ↑ Годовой отчет Метровагонмаш за 2011 год (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 марта 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.
- ↑ Транспорт Москвы (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 апреля 2009. Архивировано 13 апреля 2014 года.
Ссылки
- Организации, награждённые орденом Октябрьской Революции
- Организации, награждённые орденом Отечественной войны
- Организации, награждённые орденом Труда (ЧССР)
- Предприятия по алфавиту
- Предприятия, основанные в 1897 году
- Трансмашхолдинг
- Производители электропоездов
- Производители вагонов
- Компании Московской области
- Производители прицепной техники
- Предприятия тяжёлого машиностроения СССР
- Экономика Мытищ
- Железнодорожное машиностроение России