Муниципальное образование
Муниципа́льное образова́ние — муниципалитет в составе субъекта Российской Федерации, населённая территория, на которой осуществляется местное самоуправление в России, то есть решаются преимущественно вопросы местного значения.
Местное самоуправление на населённой территории осуществляется непосредственно населением и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения[1][2].
С мая 2019 года законодательство России предусматривало возможность создания десяти видов муниципальных образований. С 2025 года число возможных видов муниципальных образований сократилось до шести, причём в качестве основных до трёх.
Муниципальные образования учреждаются, упраздняются или изменяются законами субъектов России. Муниципальные образования одних видов могут входить в состав муниципальных образований других видов. Муниципальные образования существуют по всей территории Российской Федерации.
Самым большим по площади муниципальным образованием в России является Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный округ (до 2025 года Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район), по населению — городской округ город Новосибирск.
Виды муниципальных образований. Характеристика
| Муниципальные образования России на 01.01.2025 | Уровень (согласно ОКТМО) |
Всего | |||
|---|---|---|---|---|---|
| вид муниципального образования | I | II | |||
| муниципальный район | 1266 | - | 1266 | ||
| муниципальный округ | 528 | - | 528 | ||
| городской округ | 523 | без внутригородского деления | 521 | - | 521 |
| с внутригородским делением | 2 | - | 2 | ||
| внутригородское муниципальное образование |
267 | внутригородская территория города федерального значения |
253 | - | 253 |
| внутригородской район городского округа с внутригородским делением |
- | 12 | 12 | ||
| поселение | 14 469 | сельское поселение | - | 13 406 | 13 406 |
| городское поселение | - | 1063 | 1063 | ||
| Всего | 2570 | 14 481 | 17 051 | ||
Характеристика
Обобщающее определение муниципального образования в Федеральном законе Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отсутствует[3].
В новом законе от 20 марта 2025 года № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», вступающем окончательно в силу с 1 января 2027 года[4]:
- муниципальным образованием признаётся публично-правовое образование, созданное на территории с постоянно проживающим населением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления (гл. 2, ст. 9 ч. 1).
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона Российской Федерации, от 6 октября 2003 года, № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации изначально существовали 5 видов муниципальных образований:
- сельское поселение — один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), реже посёлков городского типа, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления[3]; соответствует сельсоветам советских времён и земствам досоветского периода; сельское поселение входит в состав муниципального района;
- городское поселение — небольшой город или посёлок городского типа, реже сельский населённый пункт, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления[3]; городские поселения, не являющиеся городскими округами, входят в состав муниципальных районов;
- муниципальный район — несколько поселений (сельских и/или городских) и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации[3];
- городской округ — один или несколько объединённых общей территорией населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населённых пунктах (термин в новой редакции с 1 мая 2019 года[5] после ввода нового вида МО — муниципального округа)[3];
- внутригородская территория города федерального значения (внутригородское муниципальное образование города федерального значения) — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления[3].
Межселенная территория — территория муниципального района, находящаяся вне границ поселений (определение в редакции, введённой в действие Федеральным законом от 1 мая 2019 года № 87-ФЗ[5]).
Федеральным законом Российской Федерации от 27 мая 2014 года № 136−ФЗ введены два новых вида муниципальных образований[6]:
- городской округ с внутригородским делением — городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;
- внутригородской район — внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Федеральным законом от 1 мая 2019 г. № 87-ФЗ был введён новый вид муниципальных образований — муниципальный округ[5][7][8][9][10]:
- муниципальный округ — несколько объединённых общей территорией населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (термин введён с 1 мая 2019 года[5], для преобразования городских округов, подходящих под эту категорию, в муниципальные округа отводится переходный период до 1 января 2025 года)[3].
Помимо городских и муниципальных округов, городские и сельские поселения отсутствовали в Северо-Енисейском районе Красноярского края. Другими районами, в рамках уже установившейся системы местного самоуправления, в составе которых отсутствовали городские и / или сельские поселения, являлись в Архангельской области Новая Земля и Соловецкий район (с 2006 года были преобразованы в городской округ и, соответственно, сельское поселение соседнего Приморского района, сельское поселение было упразднено в 2023 году в процессе преобразования муниципального района в муниципальный округ).
Уникальным муниципальным образованием является Бежтинский участок Цунтинского района в составе Республики Дагестан, в силу своей уникальности (не муниципальный район и не сельское поселение) он в ОКТМО не внесён.
До 3 апреля 2017 года городской округ определялся как городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации[11]. 3 апреля 2017 года официальное определение городского округа было изменено на современное. Опосредованно определение городского округа как не входящего в состав муниципального района городского поселения сохраняется в п. 7 ст. 13 о муниципальных преобразованиях, согласно которому изменением статуса городского поселения является как наделение статусом городского округа, так и лишение его статуса городского округа: «7. Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение, выраженного представительными органами указанных муниципальных образований»[3].
Органы государственной власти путём принятия законов субъекта Российской Федерации имеют право перераспределять полномочия между округом и районом. В отличие от городских и муниципальных округов, представительный орган района может формироваться только одним способом — путём избирания на муниципальных выборах. Представительные же органы округов формируются как на муниципальных выборах, так и из состава представительных органов районов[12].
В связи с проведённой в 2000-х муниципальной реформой в России сложилась двухуровневая система местного самоуправления. По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации была поделена на территории муниципальных районов и городских (и, с мая 2019 года, муниципальных) округов, а территория муниципальных районов — на территории городских и сельских поселений, причём в малонаселённых местностях могут образовываться межселенные территории. В городских и муниципальных округах не может быть других муниципальных образований (за исключением внутригородских районов в городских округах с внутригородским делением), такие муниципальные образования упразднены с 2006 года. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований).
Территории муниципальных образований в большинстве субъектов Российской Федерации совпадают с административно-территориальным делением, при этом городскому округу соответствует город республиканского, краевого, областного, окружного значения, городскому поселению — город или посёлок городского типа районного значения, сельскому поселению — сельсовет или сельский округ, но во многих регионах имеются расхождения.
В гражданских правоотношениях муниципальные образования выступают наравне с другими участниками гражданских правоотношений — гражданами, юридическими лицами, а также Российской Федерацией и её субъектами. От имени муниципального образования выступают уполномоченные органы местного самоуправления.
В новом законе от 2025 года (ст. 9)[4] основными видами муниципальных образований признаются городские и муниципальные округа, а также внутригородские муниципальные образования городов федерального значения, муниципальные районы, а также входящие в их состав поселения допускаются. Не используются термины внутригородская территория города федерального значения и межселенная территория.
- Городским округом является муниципальное образование, в состав территории которого входят один или несколько городов и (или) иных городских населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых проживает не менее двух третей населения городского округа. В состав территории городского округа также могут входить территории сельских населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, и территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа. Площадь территорий сельских населённых пунктов и территорий, предназначенных для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа, входящих в состав городского округа, не может превышать в два и более раза площадь территорий городов и (или) иных городских населённых пунктов, входящих в состав городского округа. На территории городского округа плотность населения должна в пять и более раз превышать среднюю плотность населения в Российской Федерации.
- Муниципальным округом является муниципальное образование, в состав территории которого входят один или несколько сельских населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. В состав территории муниципального округа также могут входить территории городских населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, и территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры муниципального округа. Площадь территорий сельских населённых пунктов и территорий, предназначенных для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры муниципального округа, входящих в состав муниципального округа, должна в два и более раза превышать площадь городских населённых пунктов, входящих в состав муниципального округа.
- Внутригородским муниципальным образованием города федерального значения является муниципальное образование, расположенное на территории города федерального значения.
- Вид муниципального образования определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящей статьи.
- В субъектах Российской Федерации, имеющих социально-экономические, исторические, национальные и иные особенности, регулирование вопросов организации местного самоуправления может осуществляться с учётом особенностей, предусматривающих возможность сохранения установленной законом субъекта Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона территориальной организации местного самоуправления с осуществлением местного самоуправления в видах муниципальных образований, указанных в пунктах 1 и 2 части 2 настоящей статьи, и (или) муниципальных образованиях, образующих двухуровневую систему организации местного самоуправления (поселения (сельские и городские) и муниципальные районы).
Статья 89.
- В муниципальных образованиях, образующих двухуровневую систему организации местного самоуправления, местное самоуправление осуществляется в сельских поселениях, городских поселениях и муниципальных районах. На территориях муниципального района, находящихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона вне границ поселений, особенности организации местного самоуправления устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
- Сельским поселением является муниципальное образование, в состав территории которого входят один или несколько объединённых общей территорией сельских населенных пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), не являющихся муниципальными образованиями. В состав территории сельского поселения также могут входить территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры сельского поселения.
- Городским поселением является муниципальное образование, в состав территории которого входят город и (или) иной городской населённый пункт, не являющиеся муниципальными образованиями. В состав территории городского поселения также могут входить территории сельских населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, и территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского поселения.
- Муниципальным районом является муниципальное образование, в состав территории которого входят несколько поселений, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения межпоселенческого характера. В состав территории муниципального района также могут входить территории, находящиеся вне границ поселений.
- В случае объединения всех поселений, входящих в состав муниципального района, и образования на их территории муниципального округа муниципальный район, а также указанные поселения упраздняются.
Статья 4.
- Муниципальное образование не является административно-территориальной единицей. При этом границы муниципального образования и административно-территориальной единицы могут совпадать.
Определение административно-территориальной единицы и классификация терминов административно-территориального устройства, однако, отсутствует.
История
9 апреля 1990 года в соответствии с Законом № 1417-I «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» были образованы органы местного самоуправления в границах соответствующих административно-территориальных единиц[13].
В соответствии с Законом РСФСР от 6 июля 1991 года № 1551-1 были образованы поселковые, сельские, городские и районные советы и администрации[14] (деятельность советов в дальнейшем была прекращена).
Согласно Закону от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ были утверждены разновидности муниципальных образований[15][16]:
муниципальное образование — городское, сельское поселение, несколько поселений, объединённых общей территорией, часть поселения, иная населённая территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
До 2003 года муниципальные образования делились на следующие категории:
- муниципальные образования верхнего уровня — в основном, районы (уезды), города, (рабочие) посёлки, к ним примыкали внутригородские городские муниципальные образования городов федерального значения и, редко, муниципальные образования, в состав которых входили сельские населённые пункты;
- муниципальные образования, входившие в состав муниципальных образований верхнего уровня (муниципальные образования второго рода)
- города, посёлки (рабочие посёлки, поссоветы, поселковые округа), станицы, сельские округа (волости, сельсоветы) и проч.;
- внутригородские районы (округа).
Исчерпывающий список видов муниципальных образований отсутствовал:
Территории муниципальных образований — городов, посёлков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований — устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
Иерархия муниципальных образований отсутствовала, варианты организации местного самоуправления существовали от одноуровневной (в том числе внутри районов, которые являлись прототипом муниципальных районов) и до многоуровневой (в том числе внутри городов). Существовали, в частности, сельские муниципальные образования, не входившие в районы и города (в составе Калужской области, Карелии или Ямало-Ненецкого автономного округа, например).
Муниципальные образования районы (уезды), как правило, были образованы в границах соответствующих административно-территориальных единиц.
Муниципальные образования со статусом городов и посёлков создавались, как правило, в границах соответствующих городов и посёлков областного (краевого) подчинения (это являлось обязательным для закрытых административно-территориальных образований). Города и посёлки в качестве муниципальных образований выделялись в Санкт-Петербурге. В Калининградской области уже со второй половины девяностых для трёх городов с подчинёнными населёнными пунктами использовалось наименование городской округ, в Воронежской области для Борисоглебска — город-район.
В городах федерального значения Москве (до 1996 года) и Санкт-Петербурга в качестве внутригородских муниципальных образований выделялись муниципальные округа.
Кроме Москвы (до 1996 года) и Санкт-Петербурга, муниципальные округа выделялись в Ярославской области, в которой они функционально соответствовали районам в других регионах Российской Федерации. Во Владимирской области наравне с районами и городами в 2000-х выделялись округа. В Карелии Вепсская национальная волость являлась самостоятельным муниципальным образованием. В Ненецком автономном округе существовали сельсоветы окружного подчинения, в Калужской области сельсоветы, не входившие в состав районов.
Внутригородские муниципальные образования Москвы и Санкт-Петербурга определялись как городские поселения:
На внутригородских территориях городов Москвы и Санкт-Петербурга местное самоуправление осуществляется при сохранении единства городского хозяйства в соответствии с уставами и законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Население городских поселений, входящих в состав субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.
Возможные отклонения в соотношении административно-территориальных единиц и муниципальных образований:
- муниципальное образование со статусом района на территории города (части города) регионального подчинения (например, Ревдинский район в Свердловской области);
- муниципальное образование со статусом города на территории административного района (например, город Сухой Лог в Свердловской области;
- единое муниципальное образование на территории более чем одного объекта административно-территориального устройства (муниципальные округа Ярославской области на территории ряда районов и не входивших в состав районов городов областного значения; некоторые районы Костромской области);
- более одного муниципального образования на территории одного объекта административно-территориального устройства (особенно в Свердловской области).
В первой половине 2000-х появились следующие муниципальные образования верхнего уровня, составленные исключительно сельскими населёнными пунктами:
- муниципальные образования Эвенкийского автономного округа, с момента упразднения муниципальных районов в 2001—2002 годах находившиеся непосредственно под окружным управлением, до образования Эвенкийского муниципального района;
- ЗАТО Видяево — административный центр был преобразован в сельский населённый пункт в 2002 году;
- ЗАТО Михайловский — образовано сельскими населёнными пунктами.
На уровне муниципальных образований, подчинённых муниципальным образованиям верхнего уровня, выделялись:
- внутригородские районы (округа);
- города, посёлки (рабочие посёлки, поссоветы, поселковые округа), станицы, сельские округа (волости, сельсоветы) и проч., подчинявшиеся как районам, так и городам, посёлкам.
Сельские и городские поселения выделялись, однако общее определение их как муниципальных образований отсутствовало.
Реформой местного самоуправления 2000-х была произведена регуляризация видов муниципальных образований и установлена их иерархия — одно- и двухуровневая организация местного самоуправления, единственным остатком многоуровневого местного самоуправления стал Бежтинский участок Цунтинского района Дагестана.
Перспективы
16 декабря 2021 года Комитетами Государственной Думы по государственному строительству и законодательству и по региональной политике и местному самоуправлению был внесён законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», предполагающий повсеместное внедрение одноуровневого местного самоуправления, причём на рассмотрение включена поправка, предполагающая, помимо городских и муниципальных округов и внутригородских территорий городов федерального значения, выделение поселений как самостоятельных муниципальных образований без разделения на сельские и городские[17][18]. В новой редакции вводится и обобщающее определение муниципального образования.
Определения:
- муниципальное образование — населённый пункт (несколько населённых пунктов), в том числе с прилегающей территорией, предназначенной для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры муниципального образования, иная населённая территория, с очерченной границей, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления;
- городской округ — муниципальное образование, в состав территории которого входят один или несколько городов и (или) посёлков и иных населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, при этом в городах и (или) посёлках проживает не менее двух третей населения городского округа, а размер иных населённых пунктов и территорий, входящих в состав территории городского округа, как правило, не может превышать в два и более раза площадь территорий городов и (или) посёлков; на территории городского округа плотность населения должна в пять и более раз превышать среднюю плотность населения в Российской Федерации;
- муниципальный округ — муниципальное образование, в состав территории которого входят один или несколько населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, не соответствующее требованиям к доле населения, проживающего в городах и (или) посёлках и плотности населения, установленным в отношении городских округов;
- внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения — муниципальное образование, территория которого является частью территории города федерального значения;
- поселение — муниципальное образование, в состав территории которого входят один или несколько объединённых общей территорией населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями и не входящих в состав территории городского округа, муниципального округа, внутригородской территории (внутригородского муниципального образования) города федерального значения.
Законопроект рассматривался до 2025 года[19]. К проекту закона множество поправок[20]. В конце марта 2025 года закон был принят[4].
Одной из поправок предлагалось введение определения админинистративно-территориальных единиц с их последующей классификацией, но поправка не была принята.
Соотношение с органами государственной власти
Официально органы местного самоуправления муниципальных образований официально не входят в систему государственной власти, полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления разграничиваются[3], но органы местного самоуправления совместно с органами государственной власти являются частью публичной власти.
Как правило, в объектах административно-территориального устройства отсутствует руководство того же уровня, что в муниципальных образованиях, исключения: внутригородские округа, районы Москвы, районы Санкт-Петербурга и Коми-Пермяцкий, Корякский, Усть-Ордынский Бурятский, Агинский Бурятский округа как административно-территориальные единицы с особым статусом.
В других регионах единоличное руководство объектов административно-территориального устройства является подотчётным, подведомственным руководству муниципального образования (например, внутригородские районы и округа, не являющиеся муниципальными образованиями; внутригородские сельсоветы и поссоветы, сельские и поселковые округа, администрации; департамент Гагаринского района).
Не будучи объектами административно-территориального устройства на официальном уровне (по Конституции и закону об организации местного самоуправления), муниципальные образования с 2010-х годов практически полностью их вытеснили из всех сфер, чему способствовало в том числе отсутствие закона об организации административно-территориального устройства, аналогичного закону об организации местного самоуправления.
- В переписи 2010 года подсчёт населения был произведён и по административно-территориальным единицам, и по муниципальным образованиям.
- В дальнейших рассчётах Росстата, в том числе в переписи 2020—2021 годов население посчитано в основном по муниципалитетам.
- С 2014 года ОКТМО используется в качестве основного классификатора вместо ОКАТО. В Росстате используется ТЕРСОН-МО, основанный на ОКТМО с отдельными элементами ОКАТО.
- При адресации и в паспортных данных также могут использоваться муниципальные образования вместо объектов административно-территориального устройства.
Также в некоторых регионах административно-территориальное устройство частично или полностью подстраивается под организацию местного самоуправления, в результате в названиях объектов появляются категории муниципальных образований:
- Амурская область[21][22];
- Воронежская область[23];
- Ленинградская область[24];
- Новосибирская область — согласно закону об административно-территориальном устройстве[25], но не Уставу[26]; населённые пункты учитывались по муниципальным образованиям[27];
- Ростовская область — согласно закону об административно-территориальном устройстве[28], но не Уставу[29]);
- Ставропольский край — сохраняются районы и населённые пункты как территориальные единицы, но административно-территориальные единицы совпадают с муниципальными образованиями[30][31];
- Тверская область[32][33][34] (до 2024 года);
- Тува[35][36];
- Херсонская область.
Сельские поселения Московской области как территориальные единицы районов в границах соответствующих муниципальных образований упразднены.
В Республика Алтай внутри районов выделяются на уровне административно-территориального устройства сельские поселения[37]; в Чувашии городские и сельские поселения как объекты административно-территориального устройства сохранены, несмотря на упразднение поселений в результате преобразования всех муниципальных районов в муниципальные округа[38].
В Костромской и Новгородской областях соответствующие административно-территориальные единицы в составе районов называются поселениями и не упраздняются при преобразовании муниципальных районов в муниципальные округа[39][40][41].
Федеральный закон от 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» подобной идентификации объектов административно-территориального устройства не запрещает[42], потому в принципе возможна в ГКГН[43] фиксация топонимов такого рода, что сделано, например, для Амурской (муниципальные округа) и Ленинградской (муниципальные районы, городской округ) областей и для Чувашии (сельские, городские поселения).
Но в ОКАТО фиксация подобных отождествлений сталкивается со значительными трудностями, именно потому, например, сведения об административно-территориальном устройстве Амурской, Воронежской и Тверской областей абсолютно неактуальны.
В законопроекте от 16 декабря 2021 года № 40361-8[17] с поправками[18] предполагается детализированное разграничение органов местного самоуправления, а также вводятся отсутствующие до настоящей поры определения административно-территориального устройства и административно-территориальной единицы:
- административно-территориальное устройство — территориальная организация субъекта Российской Федерации, представляющая собой систему административно-территориальных единиц, установленная для осуществления функций государственного и муниципального управления с учётом исторических и культурных традиций, хозяйственных связей, сложившейся инфраструктуры;
- административно-территориальная единица — часть территории субъекта Российской Федерации, включающая в себя один или несколько объединённых общей территорией населённых пунктов и (или) иную территорию в установленных границах, образованная для осуществления функций государственного и муниципального управления, имеющая нормативно установленные статус и наименование.
Определено, что муниципальное образование не является административно-территориальной единицей.
Количество муниципальных образований в России
Данные о количестве муниципальных образований в Российской Федерации постоянно меняются, так как во многих регионах происходят преобразования состава и статуса муниципальных образований.
Динамика по России в целом
| по состоянию на 01.01 |
муниципальные образования | источник | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| всего | в т.ч. по типам | ||||||||||
| муници- пальные районы |
муници- пальные округа |
городские округа | внутри- город- ские районы |
внутри- город- ские терри- тории городов федерал. значения |
поселения | ||||||
| всего | в т.ч. с внутри- городским делением |
всего | в т.ч. | ||||||||
| гор. | сел. | ||||||||||
| 2008 | 24 151 | 1799 | — | 521 | — | — | 236 | 21 595 | 1734 | 19 861 | Росстат[44] |
| 2009 | 24 161 | 1810 | — | 507 | — | — | 236 | 21 608 | 1745 | 19 863 | Росстат[45] |
| 2010 | 23 907 | 1829 | — | 512 | — | — | 236 | 21 330 | 1739 | 19 591 | Росстат[46] |
| 2011 | 23 304 | 1824 | — | 515 | — | — | 236 | 20 729 | 1733 | 18 996 | Росстат[47] |
| 2012 | 23 118 | 1821 | — | 517 | — | — | 236 | 20 544 | 1711 | 18 833 | Росстат[48] |
| 2013 | 23 001 | 1817 | — | 518 | — | — | 257 | 20 409 | 1687 | 18 722 | Росстат[49] |
| 2014 | 22 777 | 1815 | — | 520 | — | — | 257 | 20 185 | 1660 | 18 525 | Росстат[50] |
| 2015 | 22 923 | 1823 | — | 535 | — | — | 267 | 20 298 | 1644 | 18 654 | Росстат[51] |
| 2016 | 22 406 | 1788 | — | 563 | 3 | 19 | 267 | 19 769 | 1592 | 18 177 | Росстат[52] |
| 2017 | 22 327 | 1784 | — | 567 | 3 | 19 | 267 | 19 690 | 1589 | 18 101 | Росстат[53] |
| 2018 | 21 946 | 1759 | — | 591 | 3 | 19 | 267 | 19 310 | 1538 | 17 772 | Росстат[54] |
| 2019 | 21 501 | 1731 | — | 614 | 3 | 19 | 267 | 18 870 | 1490 | 17 380 | Росстат[55] |
| 2020 | 20 846 | 1673 | 33 | 635 | 3 | 19 | 267 | 18 219 | 1398 | 16 821 | Росстат[56] |
| 2021 | 20 303 | 1606 | 100 | 633 | 3 | 19 | 267 | 17 678 | 1346 | 16 332 | Росстат[57] |
| 2022 | 19 655 | 1544 | 180 | 612 | 4 | 23 | 267 | 17 049 | 1287 | 15 742 | Росстат[58] |
| 2023 | 18 402 | 1421 | 311 | 597 | 9 | 23 | 267 | 15 783 | 1203 | 14 580 | Росстат[59] |
| 2024 | 17 747 | 1346 | 399 | 582 | 3 | 19 | 267 | 15 134 | 1142 | 13 992 | Росстат[60] |
| 2025 | 17 051 | 1266 | 528 | 523 | 2 | 12 | 253 | 14 469 | 1063 | 13 406 | Росстат[61] |
По данным переписи, проведённой с 15 октября по 14 ноября 2021 года[62]:
- 1577 муниципальных районов, а в их составе
- 17 032 поселения, в том числе
- 1319 городских,
- 16 053 сельских;
- 17 032 поселения, в том числе
- 157 муниципальных округов (куда некорректно отнесены 10 внутригородских муниципальных образований Севастополя, то есть правильная цифра 147);
- 612 городских округов;
- 267 внутригородских территорий городов федерального значения.
По обновлённым данным, на 1 января 2025 года насчитывалось 16 636 муниципальных образований[63]
- 1266 муниципальных районов, а в их составе
- 14 057 поселений, в том числе
- 1061 городское,
- 12 996 сельских;
- 14 057 поселений, в том числе
- 581 муниципальный округ;
- 470 городских округов, в том числе
- 1 с внутригородским делением и
- 9 внутригородских районов;
- 253 территории городов федерального значения.
По субъектам России
| число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации (по состоянию на 1 января 2025 года)[61] | ||||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| субъект РФ | муниципальные образования | |||||||||
| всего | в т.ч. по типам | |||||||||
| муниципальные районы |
муниципальные округа́ |
городские округа́ | внутри- город- ские районы |
внутри- город- ские терри- тории городов федерал. значе- ния |
поселения | |||||
| всего | в т.ч. с внутри- город- ским деле- нием |
всего | в т.ч. | |||||||
| гор. | сел. | |||||||||
| Российская Федерация | 17 051 | 1266 | 528 | 523 | 2 | 12 | 253 | 14 469 | 1063 | 13 406 |
| Центральный федеральный округ | 3098 | 254 | 122 | 119 | 132 | 2471 | 256 | 2215 | ||
| Белгородская область | 212 | 13 | 6 | 3 | 190 | 16 | 174 | |||
| Брянская область | 236 | 24 | 2 | 5 | 205 | 29 | 176 | |||
| Владимирская область | 105 | 13 | 2 | 5 | 85 | 23 | 62 | |||
| Воронежская область | 476 | 31 | 3 | 442 | 28 | 414 | ||||
| Ивановская область | 143 | 21 | 6 | 116 | 24 | 92 | ||||
| Калужская область | 304 | 24 | 2 | 278 | 26 | 252 | ||||
| Костромская область | 93 | 10 | 14 | 5 | 64 | 6 | 58 | |||
| Курская область | 347 | 28 | 5 | 314 | 27 | 287 | ||||
| Липецкая область | 228 | 13 | 5 | 2 | 208 | 6 | 202 | |||
| Московская область | 57 | 57 | ||||||||
| Орловская область | 250 | 23 | 1 | 3 | 223 | 16 | 207 | |||
| Рязанская область | 205 | 18 | 7 | 2 | 178 | 22 | 156 | |||
| Смоленская область | 27 | 25 | 2 | |||||||
| Тамбовская область | 30 | 23 | 7 | |||||||
| Тверская область | 54 | 1 | 35 | 4 | 14 | |||||
| Тульская область | 103 | 19 | 1 | 6 | 77 | 23 | 54 | |||
| Ярославская область | 96 | 16 | 1 | 2 | 77 | 10 | 67 | |||
| г. Москва | 146 | 146 | ||||||||
| Северо-Западный федеральный округ | 935 | 73 | 93 | 33 | 111 | 625 | 130 | 495 | ||
| Республика Карелия | 100 | 11 | 5 | 2 | 82 | 14 | 68 | |||
| Республика Коми | 168 | 13 | 6 | 1 | 148 | 12 | 136 | |||
| Архангельская область | 80 | 4 | 16 | 8 | 52 | 5 | 47 | |||
| в том числе Ненецкий автономный округ | 21 | 1 | 1 | 19 | 1 | 18 | ||||
| Архангельская область без авт. округа | 59 | 3 | 16 | 7 | 33 | 4 | 29 | |||
| Вологодская область | 58 | 3 | 23 | 2 | 30 | 2 | 28 | |||
| Калининградская область | 22 | 12 | 10 | |||||||
| Ленинградская область | 188 | 16 | 1 | 1 | 170 | 63 | 107 | |||
| Мурманская область | 36 | 4 | 7 | 6 | 19 | 10 | 9 | |||
| Новгородская область | 87 | 11 | 10 | 1 | 65 | 13 | 52 | |||
| Псковская область | 85 | 11 | 13 | 2 | 59 | 11 | 48 | |||
| г. Санкт-Петербург | 111 | 111 | ||||||||
| Южный федеральный округ[64] | 1926 | 152 | 8 | 39 | 10 | 1717 | 92 | 1625 | ||
| Республика Адыгея | 60 | 7 | 2 | 51 | 3 | 48 | ||||
| Республика Калмыкия | 127 | 13 | 1 | 113 | 2 | 111 | ||||
| Республика Крым | 279 | 14 | 11 | 254 | 4 | 250 | ||||
| Краснодарский край | 395 | 34 | 5 | 6 | 350 | 26 | 324 | |||
| Астраханская область | 130 | 9 | 2 | 2 | 117 | 11 | 106 | |||
| Волгоградская область | 462 | 32 | 1 | 5 | 424 | 29 | 395 | |||
| Ростовская область | 463 | 43 | 12 | 408 | 17 | 391 | ||||
| г. Севастополь[64] | 10 | 10 | ||||||||
| Северо-Кавказский федеральный округ[65] | 1412 | 88 | 26 | 30 | 1 | 3 | 1265 | 33 | 1232 | |
| Республика Дагестан | 762 | 41 | 10 | 1 | 3 | 708 | 7 | 701 | ||
| Республика Ингушетия | 45 | 4 | 5 | 36 | 36 | |||||
| Кабардино-Балкарская Республика | 132 | 10 | 3 | 119 | 7 | 112 | ||||
| Карачаево-Черкесская Республика | 100 | 10 | 2 | 88 | 5 | 83 | ||||
| Республика Северная Осетия — Алания | 111 | 8 | 1 | 102 | 5 | 97 | ||||
| Чеченская Республика | 229 | 15 | 2 | 212 | 9 | 203 | ||||
| Ставропольский край | 33 | 26 | 7 | |||||||
| Приволжский федеральный округ | 4326 | 297 | 144 | 73 | 1 | 9 | 3803 | 221 | 3582 | |
| Республика Башкортостан | 895 | 54 | 9 | 832 | 14 | 818 | ||||
| Республика Марий Эл | 129 | 13 | 1 | 3 | 112 | 15 | 97 | |||
| Республика Мордовия | 272 | 22 | 1 | 249 | 16 | 233 | ||||
| Республика Татарстан | 956 | 43 | 2 | 911 | 39 | 872 | ||||
| Удмуртская Республика | 30 | 25 | 5 | |||||||
| Чувашская Республика | 23 | 21 | 2 | |||||||
| Пермский край[66] | 43 | 40 | 3 | |||||||
| Кировская область | 286 | 24 | 15 | 6 | 241 | 33 | 208 | |||
| Нижегородская область | 51 | 36 | 15 | |||||||
| Оренбургская область | 486 | 29 | 6 | 7 | 444 | 444 | ||||
| Пензенская область | 318 | 27 | 3 | 288 | 24 | 264 | ||||
| Самарская область | 342 | 27 | 10 | 1 | 9 | 296 | 12 | 284 | ||
| Саратовская область | 328 | 37 | 4 | 287 | 37 | 250 | ||||
| Ульяновская область | 167 | 21 | 3 | 143 | 31 | 112 | ||||
| Уральский федеральный округ | 829 | 57 | 37 | 109 | 626 | 48 | 578 | |||
| Курганская область | 26 | 24 | 2 | |||||||
| Свердловская область | 94 | 5 | 68 | 21 | 5 | 16 | ||||
| Тюменская область | 417 | 29 | 9 | 23 | 356 | 26 | 330 | |||
| в том числе: Ханты-Мансийский автономный округ — Югра | 105 | 9 | 13 | 83 | 26 | 57 | ||||
| Ямало-Ненецкий автономный округ | 13 | 7 | 6 | |||||||
| Тюменская область без авт. округов | 299 | 20 | 2 | 4 | 273 | 273 | ||||
| Челябинская область | 292 | 23 | 4 | 16 | 249 | 17 | 232 | |||
| Сибирский федеральный округ[67] | 3046 | 237 | 31 | 66 | 2712 | 149 | 2563 | |||
| Республика Алтай | 102 | 10 | 1 | 91 | ||||||
| Республика Тыва | 143 | 17 | 2 | 124 | 4 | 120 | ||||
| Республика Хакасия | 99 | 8 | 5 | 86 | 4 | 82 | ||||
| Алтайский край | 685 | 55 | 5 | 9 | 616 | 6 | 610 | |||
| Красноярский край[68] | 544 | 41 | 3 | 17 | 483 | 26 | 457 | |||
| Иркутская область[69] | 433 | 30 | 2 | 10 | 391 | 51 | 340 | |||
| Кемеровская область — Кузбасс | 41 | 1 | 18 | 12 | 10 | 6 | 4 | |||
| Новосибирская область | 442 | 27 | 3 | 5 | 407 | 23 | 384 | |||
| Омская область | 422 | 32 | 1 | 389 | 26 | 363 | ||||
| Томская область | 135 | 16 | 4 | 115 | 3 | 112 | ||||
| Дальневосточный федеральный округ[67] | 1479 | 108 | 67 | 54 | 1250 | 134 | 1116 | |||
| Республика Бурятия[67] | 285 | 21 | 2 | 262 | 16 | 246 | ||||
| Республика Саха (Якутия) | 445 | 34 | 2 | 409 | 48 | 361 | ||||
| Забайкальский край[67][70] | 248 | 15 | 16 | 3 | 214 | 28 | 186 | |||
| Камчатский край[71] | 50 | 6 | 5 | 3 | 36 | 4 | 32 | |||
| Приморский край | 57 | 4 | 18 | 12 | 23 | 2 | 21 | |||
| Хабаровский край | 215 | 15 | 2 | 2 | 196 | 20 | 176 | |||
| Амурская область | 89 | 5 | 15 | 9 | 60 | 3 | 57 | |||
| Магаданская область | 9 | 8 | 1 | |||||||
| Сахалинская область | 18 | 18 | ||||||||
| Еврейская автономная область | 33 | 5 | 1 | 27 | 10 | 17 | ||||
| Чукотский автономный округ | 30 | 3 | 3 | 1 | 23 | 3 | 20 | |||
Коды в ОКТМО
Коды в ОКТМО имеют структуру XX-XXX-XXX-XXX, где выделяются четыре уровня классификации (группировки), два из которых относятся к муниципальным образованиям.
Субъекты РФ
На первом уровне проводится группировка по регионам (субъектам) Российской Федерации: XX-XXX-XXX-XXX.
Муниципальные образования
Далее идёт группировка по верхнему и нижнему уровням муниципальных образований.
Верхний уровень муниципальных образований: XX-XXX-XXX-XXX.
- −3XX-, −9XX- — внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения
- −5XX- — муниципальный округ
- −6XX- — муниципальный район
- −7XX- — городской округ, городской округ с внутригородским делением
- −8XX- — муниципальные образования Ненецкого, Ханты-Мансийского автономных округов, Корякского округа
- −81X-, −82X- — муниципальные районы
- −85X-, −87X- — городские округа
- −9XX- — муниципальные образования Ямало-Ненецкого автономного округа
- −91X-, −92X- — муниципальные районы
- −93X-, −94X- — муниципальные округа
- −95X- — городские округа
Нижний уровень муниципальных образований: XX-XXX-XXX-XXX.
- −1XX- — городские поселения
- −101- … −149- — городское поселение, в состав которого входит город
- −151- … −199- — городское поселение, в состав которого входит посёлок
- −3XX- — внутригородские районы
- −4XX- — сельские поселения
- −7XX- — межселенные территории
В конце кодировка проводится по населённым пунктам: XX-XXX-XXX-XXX.
- −001 … −049 — города
- −050 … −099 — посёлки городского типа
- −101 … −999 — сельские населённые пункты
Переименование муниципальных образований
Муниципальные образования и первого, и второго уровней подчинения могут переименовываться.
| переименование муниципальных образований | |
|---|---|
| муниципальное образование | примеры |
| сельское поселение |
|
| городское поселение | |
| муниципальный район |
|
| муниципальный округ |
|
| городской округ (без внутригородского деления) |
|
| городской округ с внутригородским делением |
|
| внутригородской район |
|
| внутригородская территория города федерального значения |
|
Преобразования муниципальных образований
Согласно Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[3] выделяются следующие виды преобразований муниципальных образований:
- изменение границ (ст. 12);
- собственно преобразования (ст. 13)
- объединение
- разделение
- присоединение
- выделение
- изменение статуса муниципального образования;
- упразднение (ст. 13-1);
- создание (ст. 13-2).
Закон регулирует варианты преобразований всех видов муниципальных образований, за исключением внутригородских муниципальных образований (внутригородских территорий) городов федерального значения — их преобразования регулируются правовыми актами Москвы[74], Санкт-Петербурга[75][76] и Севастополя[77][78][79], соответственно.
Помимо того, согласно ст. 11-12, территория населённого пункта должна полностью входить в состав территории поселения, муниципального округа, городского округа (до 15 апреля 2017 года была формулировка: границы поселения не могут пересекаться границами населённого пункта[3]), то есть если населённый пункт входит в состав более чем одного муниципального образования, то должно осуществляться либо отнесение населённого пункта к территории одного муниципального образования, либо объединение муниципальных образований, либо разделение населённого пункта (последнее не является преобразованием муниципального образования).
Кроме того, согласно ст. 84-3 в переходный период до 1 января 2009 года (фактически до 23 февраля 2009 года, создание муниципальных образований в Ингушетии) был осуществлён ряд преобразований существовавших муниципальных образований[80].
Список всех видов преобразований приведён в таблице.
| преобразования муниципальных образований | |||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|
| муниципальное образование | преобразование | примеры | |||||
| 1.изменение границ | |||||||
| 1.1.с передачей населённых пунктов | |||||||
| муниципальный район |
|
| |||||
| |||||||
| |||||||
| муниципальный округ |
|
| |||||
| городской округ (без внутригородского деления) | |||||||
| городской округ с внутригородским делением (до 2025 года) | |||||||
| |||||||
| внутригородская территория города федерального значения |
|
| |||||
| 1.2.без передачи населённых пунктов | |||||||
| муниципальный район | |||||||
| |||||||
| |||||||
| муниципальный округ | |||||||
| городской округ (без внутригородского деления) | |||||||
| городской округ с внутригородским делением (до 2025 года) | |||||||
| |||||||
| внутригородская территория города федерального значения | |||||||
| 2.собственно преобразования | |||||||
| 2.1.объединение | |||||||
| муниципальный район |
|
| |||||
| |||||||
| |||||||
| муниципальный округ |
|
| |||||
| городской округ (в том числе с внутригородским делением, до 2025 года) | |||||||
|
| ||||||
| городской округ с внутригородским делением (до 2025 года) |
|
| |||||
| |||||||
| внутригородская территория города федерального значения |
|
| |||||
| 2.2.разделение | |||||||
| муниципальный район |
|
| |||||
| |||||||
| |||||||
| муниципальный округ |
|
| |||||
| городской округ (в том числе с внутригородским делением, до 2025 года) | |||||||
| городской округ с внутригородским делением (до 2025 года) |
|
| |||||
| |||||||
| внутригородская территория города федерального значения |
|
| |||||
| 2.3.изменение статуса | |||||||
| муниципальный район |
|
| |||||
|
| ||||||
|
|
| |||||
|
|
| |||||
|
| ||||||
| муниципальный округ |
|
| |||||
| городской округ (без внутригородского деления) |
|
| |||||
|
| ||||||
| городской округ с внутригородским делением | |||||||
|
| ||||||
| |||||||
| внутригородская территория города федерального значения |
|
| |||||
| 3.упразднение и создание поселений муниципальных районов | |||||||
| 3.1.упразднение поселений | |||||||
| сельское поселение |
|
| |||||
| городское поселение | |||||||
| 3.2.создание поселений | |||||||
| сельское поселение |
|
| |||||
| городское поселение | |||||||
| 4. прочее | |||||||
| |||||||
| 5. ограничения | |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| 6. преобразования, осуществлённые в переходный период до 2009 года | |||||||
| городское поселение |
|
| |||||
| муниципальное образование (за исключением района), в составе территории (в границах) которого находятся город и другие населённые пункты |
|
| |||||
| внутригородское муниципальное образование |
|
| |||||
| муниципальное образование, состоящее из нескольких городов, не являющихся муниципальными образованиями |
|
| |||||
| район, на территории которого находится один населённый пункт или может быть образовано не более двух поселений |
|
| |||||
См. также
- Список муниципальных районов, муниципальных и городских округов России
- Реформа местного самоуправления в России (2003—2009)
- Местное самоуправление в России
- Отождествление муниципальных образований и объектов административно-территориального устройства в Российской Федерации
Примечания
- ↑ Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право России. — 3-е изд., перераб. и доп.. — М.: ТК Велби, 2008. — 672 с.
- ↑ Пешин Н. Л. Муниципальное право Российской Федерации. — 3-е изд.. — М.: Юрайт, 2011. — С. 136.
- ↑ 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Федеральный закон от 20 марта 2025 года № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Федеральный закон от 1 мая 2019 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“»
- ↑ Федеральный закон от 27.05.2014 № 136−ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“»
- ↑ Государственная Дума внесла понятие «муниципальный округ» в федеральное законодательство
- ↑ Госдума узаконила муниципальные округа
- ↑ В России появятся муниципальные округа
- ↑ В России появятся муниципальные округа
- ↑ Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (оригинал)
- ↑ Конституционно-правовые гарантии местного самоуправления в Российской Федерации [Текст : монография / М. С. Шайхуллин. — Москва : Юрлитинформ, 2016.- 304 с.] Архивная копия от 3 ноября 2016 на Wayback Machine
- ↑ Закон СССР от 9 апреля 1990 года № 1417-I «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР»
- ↑ Закон от 6 июля 1991 года № 1551-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации»
- ↑ Закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
- ↑ Закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (оригинал)
- ↑ 17,0 17,1 Законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»
- ↑ 18,0 18,1 Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению / Законодательная деятельность / Приоритеты законотворческой деятельности Комитета / Законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»
- ↑ Крашенинников опроверг сообщения о принятии закона о МСУ к 2024 году
- ↑ К проекту закона о местном самоуправлении поступило 940 поправок
- ↑ Закон Амурской области от 25 декабря 2005 года № 127-ОЗ «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Амурской области»
- ↑ Реестр административно-территориальных единиц и населённых пунктов Амурской области
- ↑ Закон Воронежской области от 27 октября 2006 года № 87-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Воронежской области и порядке его изменения»
- ↑ Закон Ленинградской области от 15 июня 2010 года № 32-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области и порядке его изменения»
- ↑ Закон Новосибирской области от 16 марта 2006 года № 4-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Новосибирской области»
- ↑ Устав Новосибирской области
- ↑ Реестр населённых пунктов Новосибирской области
- ↑ Закон Ростовской области от 25 июля 2005 года № 340-ЗС «Об административно-территориальном устройстве Ростовской области»
- ↑ Устав Ростовской области
- ↑ Закон Ставропольского края от 1 марта 2005 года № 9-КЗ «Об административно-территориальном устройстве Ставропольского края»
- ↑ Постановление Правительства Ставропольского края от 4 мая 2006 года № 63-п «Об утверждении Реестра административно-территориальных единиц и территориальных единиц Ставропольского края»
- ↑ Закон Тверской области от 17 апреля 2006 года № 34-ЗО «Об административно-территориальном устройстве Тверской области»
- ↑ Устав Тверской области
- ↑ Реестр административно-территориальных единиц и территориальных единиц Тверской области
- ↑ Конституционный Закон Республики Тыва от 12 декабря 2011 года N 1054 ВХ-1 «Об административно-территориальном устройстве Республики Тыва»
- ↑ Реестр административно-территориального деления Республики Тыва
- ↑ Закон Республики Алтай от 10 ноября 2008 года № 101-РЗ «Об административно-территориальном устройстве Республики Алтай»
- ↑ Закон от 19 декабря 1997 года № 28 «Об административно-территориальном устройстве Чувашской Республики»
- ↑ Закон Костромской области от 9 февраля 2007 года № 112-4-ЗКО «Об административно-территориальном устройстве Костромской области»
- ↑ Закон Новгородской области от 11 ноября 2005 года № 559-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Новгородской области»
- ↑ Постановление Администрации Новгородской области от 8 апреля 2008 года № 121 «О Реестре административно-территориального устройства области»
- ↑ Федеральный закон от 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов»
- ↑ Государственный каталог географических названий
- ↑ Росстат. Муниципальные образования. Статистический бюллетень на 1 января 2008 года.
- ↑ Росстат. Муниципальные образования. Статистический бюллетень на 1 января 2009 года.
- ↑ Росстат. Число муниципальных образований по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации на 1 января 2010 года.
- ↑ Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2011 года.
- ↑ Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2012 года.
- ↑ Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2013 года.
- ↑ Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2014 года.
- ↑ Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2015 года.
- ↑ Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2016 года.
- ↑ Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2017 года.
- ↑ Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2018 года.
Примечание: Данные Росстата приводят ошибочные данные по числу муниципальных районов в Дагестане: на 1 января 2018 года указано 40, тогда как по сравнению с данными на 1 января 2017 года их было 41 и число это с тех пор не изменялось. Соответственно общее число муниципальных районов в РФ составляет на 1 января 2018 года не 1758, как указано, а 1759. - ↑ Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2019 года.
- ↑ Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2020 года.
- ↑ Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2021 года.
- ↑ Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2022 года.
- ↑ Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2023 года.
- ↑ Росстат. Количество муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2024 года.
- ↑ 61,0 61,1 Росстат. Количество муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2025 года.
- ↑ Том 1 «Численность и размещение населения». Таблица 3. Число муниципальных образований, внутригородских районов, округов города, межселенных территорий и населённых пунктов по субъектам Российской Федерации
- ↑ Росстат. Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2024 года
- ↑ 64,0 64,1 в 2014—2016 Республика Крым и Севастополь составляли Крымский федеральный округ
- ↑ выделен в 2010 году из Южного федерального округа
- ↑ до 2005—2006: Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ
- ↑ 67,0 67,1 67,2 67,3 до 2018 года в состав Бурятия и Забайкальский край входили в состав Сибирского федерального округа
- ↑ до 2007 также: Таймырский Долгано-Ненецкий и Эвенкийский автономные округа
- ↑ до 2008—2009 также: Усть-Ордынский Бурятский автономный округ.
- ↑ до 2008—2009: Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ
- ↑ до 2007—2008: Камчатская область и Корякский автономный округ
- ↑ 72,0 72,1 переименование сопровождалось преобразованием пгт в город
- ↑ 73,0 73,1 73,2 73,3 данный пример можно рассматривать как пример переименования и изменения статуса муниципального образования
- ↑ Об организации местного самоуправления в городе Москве (с изменениями на 20 ноября 2019 года), гл. 1 ст. 1 ч. 4, ст. 4 п. 17
- ↑ Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге (с изменениями на 23 июля 2020 года), гл. 2 ст. 7, ст. 8, ст. 9
- ↑ Устав Санкт-Петербурга (с изменениями на 23 июля 2020 года), гл. IX ст. 63 ч. 1
- ↑ О местном самоуправлении в городе Севастополе, гл. 1 ст. 8 ч. 2
- ↑ Устав города Севастополя (с изменениями на 14 февраля 2020 года), гл. VIII, ст. 41 ч. 1
- ↑ Об установлении границ и статусе муниципальных образований в городе Севастополе, ст. 9, ст. 10, ст. 11
- ↑ Закон Республики Ингушетия от 23 февраля 2009 года № 5-РЗ «Об установлении границ муниципальных образований Республики Ингушетия и наделении их статусом сельского, городского поселения, муниципального района и городского округа»
- ↑ 81,0 81,1 согласно ст. 11-12, согласно которой территория населённого пункта должна полностью входить в состав территории поселения, муниципального округа, городского округа
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям
- ↑ База данных показателей муниципальных образований с 2010 по 2015
- ↑ База данных показателей муниципальных образований с 2017 по 2020
- ↑ База данных показателей муниципальных образований
- ↑ 86,0 86,1 с 2019: объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, и наделение муниципального района статусом муниципального округа
- ↑ 87,0 87,1 присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением с наделением поселения статусом внутригородского района
- ↑ 88,0 88,1 88,2 объединение муниципальных образований со сменой статусов
- ↑ 89,0 89,1 выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением с наделением статусом сельского или городского поселения
- ↑ городской округ Троицк сохранён в связи со статусом наукограда
- ↑ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
- ↑ Закон Карачаево-Черкесской Республики от 8 января 1997 года № 225-XXII «Об административно-территориальном устройстве Карачаево-Черкесской Республики»
- ↑ 93,0 93,1 согласно определению городского округа как городского поселения, которое не входит в состав муниципального района
Ссылки
- ↑ 1,0 1,1 данный тип муниципальных образований прекратил существование в 2024—2025 годах
- ↑ до 2025 года использовалось обозначение внутригородская территория города федерального значения
- ↑ разновидность городского округа
- ↑ разновидность городского округа или внутригородской территории города федерального значения