Перейти к содержанию

Муниципальное образование

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Муниципа́льное образова́ние — муниципалитет в составе субъекта Российской Федерации, населённая территория, на которой осуществляется местное самоуправление в России, то есть решаются преимущественно вопросы местного значения.

Местное самоуправление на населённой территории осуществляется непосредственно населением и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения[1][2].

С мая 2019 года законодательство России предусматривало возможность создания десяти видов муниципальных образований. С 2025 года число возможных видов муниципальных образований сократилось до шести, причём в качестве основных до трёх.

Муниципальные образования учреждаются, упраздняются или изменяются законами субъектов России. Муниципальные образования одних видов могут входить в состав муниципальных образований других видов. Муниципальные образования существуют по всей территории Российской Федерации.

Самым большим по площади муниципальным образованием в России является Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный округ (до 2025 года Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район), по населению — городской округ город Новосибирск.

Виды муниципальных образований. Характеристика

Муниципальные образования России на 01.01.2025 Уровень
(согласно ОКТМО)
Всего
вид муниципального образования I II
муниципальный район 1266 - 1266
муниципальный округ 528 - 528
городской округ 523 без внутригородского деления 521 - 521
с внутригородским делением 2 - 2
внутригородское
муниципальное
образование
267 внутригородская территория
города федерального значения
253 - 253
внутригородской район
городского округа с
внутригородским делением
- 12 12
поселение 14 469 сельское поселение - 13 406 13 406
городское поселение - 1063 1063
Всего 2570 14 481 17 051

Характеристика

Обобщающее определение муниципального образования в Федеральном законе Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отсутствует[3].

В новом законе от 20 марта 2025 года № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», вступающем окончательно в силу с 1 января 2027 года[4]:

  • муниципальным образованием признаётся публично-правовое образование, созданное на территории с постоянно проживающим населением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления (гл. 2, ст. 9 ч. 1).

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона Российской Федерации, от 6 октября 2003 года, № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации изначально существовали 5 видов муниципальных образований:

  • сельское поселение — один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), реже посёлков городского типа, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления[3]; соответствует сельсоветам советских времён и земствам досоветского периода; сельское поселение входит в состав муниципального района;
  • городское поселение — небольшой город или посёлок городского типа, реже сельский населённый пункт, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления[3]; городские поселения, не являющиеся городскими округами, входят в состав муниципальных районов;
  • муниципальный район — несколько поселений (сельских и/или городских) и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации[3];
  • городской округ — один или несколько объединённых общей территорией населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населённых пунктах (термин в новой редакции с 1 мая 2019 года[5] после ввода нового вида МО — муниципального округа)[3];
  • внутригородская территория города федерального значения (внутригородское муниципальное образование города федерального значения) — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления[3].

Межселенная территория — территория муниципального района, находящаяся вне границ поселений (определение в редакции, введённой в действие Федеральным законом от 1 мая 2019 года № 87-ФЗ[5]).

Федеральным законом Российской Федерации от 27 мая 2014 года № 136−ФЗ введены два новых вида муниципальных образований[6]:

Федеральным законом от 1 мая 2019 г. № 87-ФЗ был введён новый вид муниципальных образований — муниципальный округ[5][7][8][9][10]:

  • муниципальный округ — несколько объединённых общей территорией населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (термин введён с 1 мая 2019 года[5], для преобразования городских округов, подходящих под эту категорию, в муниципальные округа отводится переходный период до 1 января 2025 года)[3].

Помимо городских и муниципальных округов, городские и сельские поселения отсутствовали в Северо-Енисейском районе Красноярского края. Другими районами, в рамках уже установившейся системы местного самоуправления, в составе которых отсутствовали городские и / или сельские поселения, являлись в Архангельской области Новая Земля и Соловецкий район (с 2006 года были преобразованы в городской округ и, соответственно, сельское поселение соседнего Приморского района, сельское поселение было упразднено в 2023 году в процессе преобразования муниципального района в муниципальный округ).

Уникальным муниципальным образованием является Бежтинский участок Цунтинского района в составе Республики Дагестан, в силу своей уникальности (не муниципальный район и не сельское поселение) он в ОКТМО не внесён.

До 3 апреля 2017 года городской округ определялся как городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации[11]. 3 апреля 2017 года официальное определение городского округа было изменено на современное. Опосредованно определение городского округа как не входящего в состав муниципального района городского поселения сохраняется в п. 7 ст. 13 о муниципальных преобразованиях, согласно которому изменением статуса городского поселения является как наделение статусом городского округа, так и лишение его статуса городского округа: «7. Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение, выраженного представительными органами указанных муниципальных образований»[3].

Органы государственной власти путём принятия законов субъекта Российской Федерации имеют право перераспределять полномочия между округом и районом. В отличие от городских и муниципальных округов, представительный орган района может формироваться только одним способом — путём избирания на муниципальных выборах. Представительные же органы округов формируются как на муниципальных выборах, так и из состава представительных органов районов[12].

В связи с проведённой в 2000-х муниципальной реформой в России сложилась двухуровневая система местного самоуправления. По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации была поделена на территории муниципальных районов и городских (и, с мая 2019 года, муниципальных) округов, а территория муниципальных районов — на территории городских и сельских поселений, причём в малонаселённых местностях могут образовываться межселенные территории. В городских и муниципальных округах не может быть других муниципальных образований (за исключением внутригородских районов в городских округах с внутригородским делением), такие муниципальные образования упразднены с 2006 года. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований).

Территории муниципальных образований в большинстве субъектов Российской Федерации совпадают с административно-территориальным делением, при этом городскому округу соответствует город республиканского, краевого, областного, окружного значения, городскому поселению — город или посёлок городского типа районного значения, сельскому поселению — сельсовет или сельский округ, но во многих регионах имеются расхождения.

В гражданских правоотношениях муниципальные образования выступают наравне с другими участниками гражданских правоотношений — гражданами, юридическими лицами, а также Российской Федерацией и её субъектами. От имени муниципального образования выступают уполномоченные органы местного самоуправления.

В новом законе от 2025 года (ст. 9)[4] основными видами муниципальных образований признаются городские и муниципальные округа, а также внутригородские муниципальные образования городов федерального значения, муниципальные районы, а также входящие в их состав поселения допускаются. Не используются термины внутригородская территория города федерального значения и межселенная территория.

  • Городским округом является муниципальное образование, в состав территории которого входят один или несколько городов и (или) иных городских населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых проживает не менее двух третей населения городского округа. В состав территории городского округа также могут входить территории сельских населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, и территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа. Площадь территорий сельских населённых пунктов и территорий, предназначенных для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа, входящих в состав городского округа, не может превышать в два и более раза площадь территорий городов и (или) иных городских населённых пунктов, входящих в состав городского округа. На территории городского округа плотность населения должна в пять и более раз превышать среднюю плотность населения в Российской Федерации.
  • Муниципальным округом является муниципальное образование, в состав территории которого входят один или несколько сельских населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. В состав территории муниципального округа также могут входить территории городских населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, и территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры муниципального округа. Площадь территорий сельских населённых пунктов и территорий, предназначенных для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры муниципального округа, входящих в состав муниципального округа, должна в два и более раза превышать площадь городских населённых пунктов, входящих в состав муниципального округа.
  • Внутригородским муниципальным образованием города федерального значения является муниципальное образование, расположенное на территории города федерального значения.
  • Вид муниципального образования определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящей статьи.
  • В субъектах Российской Федерации, имеющих социально-экономические, исторические, национальные и иные особенности, регулирование вопросов организации местного самоуправления может осуществляться с учётом особенностей, предусматривающих возможность сохранения установленной законом субъекта Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона территориальной организации местного самоуправления с осуществлением местного самоуправления в видах муниципальных образований, указанных в пунктах 1 и 2 части 2 настоящей статьи, и (или) муниципальных образованиях, образующих двухуровневую систему организации местного самоуправления (поселения (сельские и городские) и муниципальные районы).

Статья 89.

  • В муниципальных образованиях, образующих двухуровневую систему организации местного самоуправления, местное самоуправление осуществляется в сельских поселениях, городских поселениях и муниципальных районах. На территориях муниципального района, находящихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона вне границ поселений, особенности организации местного самоуправления устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
  • Сельским поселением является муниципальное образование, в состав территории которого входят один или несколько объединённых общей территорией сельских населенных пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), не являющихся муниципальными образованиями. В состав территории сельского поселения также могут входить территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры сельского поселения.
  • Городским поселением является муниципальное образование, в состав территории которого входят город и (или) иной городской населённый пункт, не являющиеся муниципальными образованиями. В состав территории городского поселения также могут входить территории сельских населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, и территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского поселения.
  • Муниципальным районом является муниципальное образование, в состав территории которого входят несколько поселений, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения межпоселенческого характера. В состав территории муниципального района также могут входить территории, находящиеся вне границ поселений.
  • В случае объединения всех поселений, входящих в состав муниципального района, и образования на их территории муниципального округа муниципальный район, а также указанные поселения упраздняются.

Статья 4.

  • Муниципальное образование не является административно-территориальной единицей. При этом границы муниципального образования и административно-территориальной единицы могут совпадать.

Определение административно-территориальной единицы и классификация терминов административно-территориального устройства, однако, отсутствует.

История

9 апреля 1990 года в соответствии с Законом № 1417-I «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» были образованы органы местного самоуправления в границах соответствующих административно-территориальных единиц[13].

В соответствии с Законом РСФСР от 6 июля 1991 года № 1551-1 были образованы поселковые, сельские, городские и районные советы и администрации[14] (деятельность советов в дальнейшем была прекращена).

Согласно Закону от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ были утверждены разновидности муниципальных образований[15][16]:

муниципальное образование — городское, сельское поселение, несколько поселений, объединённых общей территорией, часть поселения, иная населённая территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

До 2003 года муниципальные образования делились на следующие категории:

  • муниципальные образования верхнего уровня — в основном, районы (уезды), города, (рабочие) посёлки, к ним примыкали внутригородские городские муниципальные образования городов федерального значения и, редко, муниципальные образования, в состав которых входили сельские населённые пункты;
  • муниципальные образования, входившие в состав муниципальных образований верхнего уровня (муниципальные образования второго рода)
    • города, посёлки (рабочие посёлки, поссоветы, поселковые округа), станицы, сельские округа (волости, сельсоветы) и проч.;
    • внутригородские районы (округа).

Исчерпывающий список видов муниципальных образований отсутствовал:

Территории муниципальных образований — городов, посёлков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований — устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Иерархия муниципальных образований отсутствовала, варианты организации местного самоуправления существовали от одноуровневной (в том числе внутри районов, которые являлись прототипом муниципальных районов) и до многоуровневой (в том числе внутри городов). Существовали, в частности, сельские муниципальные образования, не входившие в районы и города (в составе Калужской области, Карелии или Ямало-Ненецкого автономного округа, например).

Муниципальные образования районы (уезды), как правило, были образованы в границах соответствующих административно-территориальных единиц.

Муниципальные образования со статусом городов и посёлков создавались, как правило, в границах соответствующих городов и посёлков областного (краевого) подчинения (это являлось обязательным для закрытых административно-территориальных образований). Города и посёлки в качестве муниципальных образований выделялись в Санкт-Петербурге. В Калининградской области уже со второй половины девяностых для трёх городов с подчинёнными населёнными пунктами использовалось наименование городской округ, в Воронежской области для Борисоглебска — город-район.

В городах федерального значения Москве (до 1996 года) и Санкт-Петербурга в качестве внутригородских муниципальных образований выделялись муниципальные округа.

Кроме Москвы (до 1996 года) и Санкт-Петербурга, муниципальные округа выделялись в Ярославской области, в которой они функционально соответствовали районам в других регионах Российской Федерации. Во Владимирской области наравне с районами и городами в 2000-х выделялись округа. В Карелии Вепсская национальная волость являлась самостоятельным муниципальным образованием. В Ненецком автономном округе существовали сельсоветы окружного подчинения, в Калужской области сельсоветы, не входившие в состав районов.

Внутригородские муниципальные образования Москвы и Санкт-Петербурга определялись как городские поселения:

На внутригородских территориях городов Москвы и Санкт-Петербурга местное самоуправление осуществляется при сохранении единства городского хозяйства в соответствии с уставами и законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Население городских поселений, входящих в состав субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

Возможные отклонения в соотношении административно-территориальных единиц и муниципальных образований:

  • муниципальное образование со статусом района на территории города (части города) регионального подчинения (например, Ревдинский район в Свердловской области);
  • муниципальное образование со статусом города на территории административного района (например, город Сухой Лог в Свердловской области;
  • единое муниципальное образование на территории более чем одного объекта административно-территориального устройства (муниципальные округа Ярославской области на территории ряда районов и не входивших в состав районов городов областного значения; некоторые районы Костромской области);
  • более одного муниципального образования на территории одного объекта административно-территориального устройства (особенно в Свердловской области).

В первой половине 2000-х появились следующие муниципальные образования верхнего уровня, составленные исключительно сельскими населёнными пунктами:

  • муниципальные образования Эвенкийского автономного округа, с момента упразднения муниципальных районов в 2001—2002 годах находившиеся непосредственно под окружным управлением, до образования Эвенкийского муниципального района;
  • ЗАТО Видяево — административный центр был преобразован в сельский населённый пункт в 2002 году;
  • ЗАТО Михайловский — образовано сельскими населёнными пунктами.

На уровне муниципальных образований, подчинённых муниципальным образованиям верхнего уровня, выделялись:

  • внутригородские районы (округа);
  • города, посёлки (рабочие посёлки, поссоветы, поселковые округа), станицы, сельские округа (волости, сельсоветы) и проч., подчинявшиеся как районам, так и городам, посёлкам.

Сельские и городские поселения выделялись, однако общее определение их как муниципальных образований отсутствовало.

Реформой местного самоуправления 2000-х была произведена регуляризация видов муниципальных образований и установлена их иерархия — одно- и двухуровневая организация местного самоуправления, единственным остатком многоуровневого местного самоуправления стал Бежтинский участок Цунтинского района Дагестана.

Перспективы

16 декабря 2021 года Комитетами Государственной Думы по государственному строительству и законодательству и по региональной политике и местному самоуправлению был внесён законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», предполагающий повсеместное внедрение одноуровневого местного самоуправления, причём на рассмотрение включена поправка, предполагающая, помимо городских и муниципальных округов и внутригородских территорий городов федерального значения, выделение поселений как самостоятельных муниципальных образований без разделения на сельские и городские[17][18]. В новой редакции вводится и обобщающее определение муниципального образования.

Определения:

  • муниципальное образование — населённый пункт (несколько населённых пунктов), в том числе с прилегающей территорией, предназначенной для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры муниципального образования, иная населённая территория, с очерченной границей, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления;
  • городской округ — муниципальное образование, в состав территории которого входят один или несколько городов и (или) посёлков и иных населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, при этом в городах и (или) посёлках проживает не менее двух третей населения городского округа, а размер иных населённых пунктов и территорий, входящих в состав территории городского округа, как правило, не может превышать в два и более раза площадь территорий городов и (или) посёлков; на территории городского округа плотность населения должна в пять и более раз превышать среднюю плотность населения в Российской Федерации;
  • муниципальный округ — муниципальное образование, в состав территории которого входят один или несколько населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, не соответствующее требованиям к доле населения, проживающего в городах и (или) посёлках и плотности населения, установленным в отношении городских округов;
  • внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения — муниципальное образование, территория которого является частью территории города федерального значения;
  • поселение — муниципальное образование, в состав территории которого входят один или несколько объединённых общей территорией населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями и не входящих в состав территории городского округа, муниципального округа, внутригородской территории (внутригородского муниципального образования) города федерального значения.

Законопроект рассматривался до 2025 года[19]. К проекту закона множество поправок[20]. В конце марта 2025 года закон был принят[4].

Одной из поправок предлагалось введение определения админинистративно-территориальных единиц с их последующей классификацией, но поправка не была принята.

Соотношение с органами государственной власти

Официально органы местного самоуправления муниципальных образований официально не входят в систему государственной власти, полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления разграничиваются[3], но органы местного самоуправления совместно с органами государственной власти являются частью публичной власти.

Как правило, в объектах административно-территориального устройства отсутствует руководство того же уровня, что в муниципальных образованиях, исключения: внутригородские округа, районы Москвы, районы Санкт-Петербурга и Коми-Пермяцкий, Корякский, Усть-Ордынский Бурятский, Агинский Бурятский округа как административно-территориальные единицы с особым статусом.

В других регионах единоличное руководство объектов административно-территориального устройства является подотчётным, подведомственным руководству муниципального образования (например, внутригородские районы и округа, не являющиеся муниципальными образованиями; внутригородские сельсоветы и поссоветы, сельские и поселковые округа, администрации; департамент Гагаринского района).

Не будучи объектами административно-территориального устройства на официальном уровне (по Конституции и закону об организации местного самоуправления), муниципальные образования с 2010-х годов практически полностью их вытеснили из всех сфер, чему способствовало в том числе отсутствие закона об организации административно-территориального устройства, аналогичного закону об организации местного самоуправления.

  • В переписи 2010 года подсчёт населения был произведён и по административно-территориальным единицам, и по муниципальным образованиям.
  • В дальнейших рассчётах Росстата, в том числе в переписи 20202021 годов население посчитано в основном по муниципалитетам.
  • С 2014 года ОКТМО используется в качестве основного классификатора вместо ОКАТО. В Росстате используется ТЕРСОН-МО, основанный на ОКТМО с отдельными элементами ОКАТО.
  • При адресации и в паспортных данных также могут использоваться муниципальные образования вместо объектов административно-территориального устройства.

Также в некоторых регионах административно-территориальное устройство частично или полностью подстраивается под организацию местного самоуправления, в результате в названиях объектов появляются категории муниципальных образований:

Сельские поселения Московской области как территориальные единицы районов в границах соответствующих муниципальных образований упразднены.

В Республика Алтай внутри районов выделяются на уровне административно-территориального устройства сельские поселения[37]; в Чувашии городские и сельские поселения как объекты административно-территориального устройства сохранены, несмотря на упразднение поселений в результате преобразования всех муниципальных районов в муниципальные округа[38].

В Костромской и Новгородской областях соответствующие административно-территориальные единицы в составе районов называются поселениями и не упраздняются при преобразовании муниципальных районов в муниципальные округа[39][40][41].

Федеральный закон от 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» подобной идентификации объектов административно-территориального устройства не запрещает[42], потому в принципе возможна в ГКГН[43] фиксация топонимов такого рода, что сделано, например, для Амурской (муниципальные округа) и Ленинградской (муниципальные районы, городской округ) областей и для Чувашии (сельские, городские поселения).

Но в ОКАТО фиксация подобных отождествлений сталкивается со значительными трудностями, именно потому, например, сведения об административно-территориальном устройстве Амурской, Воронежской и Тверской областей абсолютно неактуальны.

В законопроекте от 16 декабря 2021 года № 40361-8[17] с поправками[18] предполагается детализированное разграничение органов местного самоуправления, а также вводятся отсутствующие до настоящей поры определения административно-территориального устройства и административно-территориальной единицы:

  • административно-территориальное устройство — территориальная организация субъекта Российской Федерации, представляющая собой систему административно-территориальных единиц, установленная для осуществления функций государственного и муниципального управления с учётом исторических и культурных традиций, хозяйственных связей, сложившейся инфраструктуры;
  • административно-территориальная единица — часть территории субъекта Российской Федерации, включающая в себя один или несколько объединённых общей территорией населённых пунктов и (или) иную территорию в установленных границах, образованная для осуществления функций государственного и муниципального управления, имеющая нормативно установленные статус и наименование.

Определено, что муниципальное образование не является административно-территориальной единицей.

Количество муниципальных образований в России

Данные о количестве муниципальных образований в Российской Федерации постоянно меняются, так как во многих регионах происходят преобразования состава и статуса муниципальных образований.

Динамика по России в целом

по
состоянию
на 01.01
муниципальные образования источник
всего в т.ч. по типам
муници-
пальные
районы
муници-
пальные
округа
городские округа внутри-
город-
ские
районы
внутри-
город-
ские
терри-
тории
городов
федерал.
значения
поселения
всего в т.ч. с
внутри-
городским
делением
всего в т.ч.
гор. сел.
2008 24 151 1799 521 236 21 595 1734 19 861 Росстат[44]
2009 24 161 1810 507 236 21 608 1745 19 863 Росстат[45]
2010 23 907 1829 512 236 21 330 1739 19 591 Росстат[46]
2011 23 304 1824 515 236 20 729 1733 18 996 Росстат[47]
2012 23 118 1821 517 236 20 544 1711 18 833 Росстат[48]
2013 23 001 1817 518 257 20 409 1687 18 722 Росстат[49]
2014 22 777 1815 520 257 20 185 1660 18 525 Росстат[50]
2015 22 923 1823 535 267 20 298 1644 18 654 Росстат[51]
2016 22 406 1788 563 3 19 267 19 769 1592 18 177 Росстат[52]
2017 22 327 1784 567 3 19 267 19 690 1589 18 101 Росстат[53]
2018 21 946 1759 591 3 19 267 19 310 1538 17 772 Росстат[54]
2019 21 501 1731 614 3 19 267 18 870 1490 17 380 Росстат[55]
2020 20 846 1673 33 635 3 19 267 18 219 1398 16 821 Росстат[56]
2021 20 303 1606 100 633 3 19 267 17 678 1346 16 332 Росстат[57]
2022 19 655 1544 180 612 4 23 267 17 049 1287 15 742 Росстат[58]
2023 18 402 1421 311 597 9 23 267 15 783 1203 14 580 Росстат[59]
2024 17 747 1346 399 582 3 19 267 15 134 1142 13 992 Росстат[60]
2025 17 051 1266 528 523 2 12 253 14 469 1063 13 406 Росстат[61]

По данным переписи, проведённой с 15 октября по 14 ноября 2021 года[62]:

  • 1577 муниципальных районов, а в их составе
    • 17 032 поселения, в том числе
      • 1319 городских,
      • 16 053 сельских;
  • 157 муниципальных округов (куда некорректно отнесены 10 внутригородских муниципальных образований Севастополя, то есть правильная цифра 147);
  • 612 городских округов;
  • 267 внутригородских территорий городов федерального значения.

По обновлённым данным, на 1 января 2025 года насчитывалось 16 636 муниципальных образований[63]

  • 1266 муниципальных районов, а в их составе
    • 14 057 поселений, в том числе
      • 1061 городское,
      • 12 996 сельских;
  • 581 муниципальный округ;
  • 470 городских округов, в том числе
    • 1 с внутригородским делением и
    • 9 внутригородских районов;
  • 253 территории городов федерального значения.


По субъектам России

число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации
(по состоянию на 1 января 2025 года)[61]
субъект РФ муниципальные образования
всего в т.ч. по типам
муниципальные
районы
муниципальные
округа́
городские округа́ внутри-
город-
ские
районы
внутри-
город-
ские
терри-
тории
городов
федерал.
значе-
ния
поселения
всего в т.ч. с
внутри-
город-
ским
деле-
нием
всего в т.ч.
гор. сел.
Российская Федерация 17 051 1266 528 523 2 12 253 14 469 1063 13 406
Центральный федеральный округ 3098 254 122 119 132 2471 256 2215
Белгородская область 212 13 6 3 190 16 174
Брянская область 236 24 2 5 205 29 176
Владимирская область 105 13 2 5 85 23 62
Воронежская область 476 31 3 442 28 414
Ивановская область 143 21 6 116 24 92
Калужская область 304 24 2 278 26 252
Костромская область 93 10 14 5 64 6 58
Курская область 347 28 5 314 27 287
Липецкая область 228 13 5 2 208 6 202
Московская область 57 57
Орловская область 250 23 1 3 223 16 207
Рязанская область 205 18 7 2 178 22 156
Смоленская область 27 25 2
Тамбовская область 30 23 7
Тверская область 54 1 35 4 14
Тульская область 103 19 1 6 77 23 54
Ярославская область 96 16 1 2 77 10 67
г. Москва 146 146
Северо-Западный федеральный округ 935 73 93 33 111 625 130 495
Республика Карелия 100 11 5 2 82 14 68
Республика Коми 168 13 6 1 148 12 136
Архангельская область 80 4 16 8 52 5 47
в том числе Ненецкий автономный округ 21 1 1 19 1 18
Архангельская область без авт. округа 59 3 16 7 33 4 29
Вологодская область 58 3 23 2 30 2 28
Калининградская область 22 12 10
Ленинградская область 188 16 1 1 170 63 107
Мурманская область 36 4 7 6 19 10 9
Новгородская область 87 11 10 1 65 13 52
Псковская область 85 11 13 2 59 11 48
г. Санкт-Петербург 111 111
Южный федеральный округ[64] 1926 152 8 39 10 1717 92 1625
Республика Адыгея 60 7 2 51 3 48
Республика Калмыкия 127 13 1 113 2 111
Республика Крым 279 14 11 254 4 250
Краснодарский край 395 34 5 6 350 26 324
Астраханская область 130 9 2 2 117 11 106
Волгоградская область 462 32 1 5 424 29 395
Ростовская область 463 43 12 408 17 391
г. Севастополь[64] 10 10
Северо-Кавказский федеральный округ[65] 1412 88 26 30 1 3 1265 33 1232
Республика Дагестан 762 41 10 1 3 708 7 701
Республика Ингушетия 45 4 5 36 36
Кабардино-Балкарская Республика 132 10 3 119 7 112
Карачаево-Черкесская Республика 100 10 2 88 5 83
Республика Северная Осетия — Алания 111 8 1 102 5 97
Чеченская Республика 229 15 2 212 9 203
Ставропольский край 33 26 7
Приволжский федеральный округ 4326 297 144 73 1 9 3803 221 3582
Республика Башкортостан 895 54 9 832 14 818
Республика Марий Эл 129 13 1 3 112 15 97
Республика Мордовия 272 22 1 249 16 233
Республика Татарстан 956 43 2 911 39 872
Удмуртская Республика 30 25 5
Чувашская Республика 23 21 2
Пермский край[66] 43 40 3
Кировская область 286 24 15 6 241 33 208
Нижегородская область 51 36 15
Оренбургская область 486 29 6 7 444 444
Пензенская область 318 27 3 288 24 264
Самарская область 342 27 10 1 9 296 12 284
Саратовская область 328 37 4 287 37 250
Ульяновская область 167 21 3 143 31 112
Уральский федеральный округ 829 57 37 109 626 48 578
Курганская область 26 24 2
Свердловская область 94 5 68 21 5 16
Тюменская область 417 29 9 23 356 26 330
в том числе: Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 105 9 13 83 26 57
Ямало-Ненецкий автономный округ 13 7 6
Тюменская область без авт. округов 299 20 2 4 273 273
Челябинская область 292 23 4 16 249 17 232
Сибирский федеральный округ[67] 3046 237 31 66 2712 149 2563
Республика Алтай 102 10 1 91
Республика Тыва 143 17 2 124 4 120
Республика Хакасия 99 8 5 86 4 82
Алтайский край 685 55 5 9 616 6 610
Красноярский край[68] 544 41 3 17 483 26 457
Иркутская область[69] 433 30 2 10 391 51 340
Кемеровская область — Кузбасс 41 1 18 12 10 6 4
Новосибирская область 442 27 3 5 407 23 384
Омская область 422 32 1 389 26 363
Томская область 135 16 4 115 3 112
Дальневосточный федеральный округ[67] 1479 108 67 54 1250 134 1116
Республика Бурятия[67] 285 21 2 262 16 246
Республика Саха (Якутия) 445 34 2 409 48 361
Забайкальский край[67][70] 248 15 16 3 214 28 186
Камчатский край[71] 50 6 5 3 36 4 32
Приморский край 57 4 18 12 23 2 21
Хабаровский край 215 15 2 2 196 20 176
Амурская область 89 5 15 9 60 3 57
Магаданская область 9 8 1
Сахалинская область 18 18
Еврейская автономная область 33 5 1 27 10 17
Чукотский автономный округ 30 3 3 1 23 3 20


Коды в ОКТМО

Коды в ОКТМО имеют структуру XX-XXX-XXX-XXX, где выделяются четыре уровня классификации (группировки), два из которых относятся к муниципальным образованиям.

Субъекты РФ

На первом уровне проводится группировка по регионам (субъектам) Российской Федерации: XX-XXX-XXX-XXX.

Муниципальные образования

Далее идёт группировка по верхнему и нижнему уровням муниципальных образований.

Верхний уровень муниципальных образований: XX-XXX-XXX-XXX.

  • −3XX-, −9XX- — внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения
  • −5XX- — муниципальный округ
  • −6XX- — муниципальный район
  • −7XX- — городской округ, городской округ с внутригородским делением
  • −8XX- — муниципальные образования Ненецкого, Ханты-Мансийского автономных округов, Корякского округа
    • −81X-, −82X- — муниципальные районы
    • −85X-, −87X- — городские округа
  • −9XX- — муниципальные образования Ямало-Ненецкого автономного округа
    • −91X-, −92X- — муниципальные районы
    • −93X-, −94X- — муниципальные округа
    • −95X- — городские округа

Нижний уровень муниципальных образований: XX-XXX-XXX-XXX.

  • −1XX- — городские поселения
    • −101- … −149- — городское поселение, в состав которого входит город
    • −151- … −199- — городское поселение, в состав которого входит посёлок
  • −3XX- — внутригородские районы
  • −4XX- — сельские поселения
  • −7XX- — межселенные территории

В конце кодировка проводится по населённым пунктам: XX-XXX-XXX-XXX.

  • −001 … −049 — города
  • −050 … −099 — посёлки городского типа
  • −101 … −999 — сельские населённые пункты

Переименование муниципальных образований

Муниципальные образования и первого, и второго уровней подчинения могут переименовываться.

переименование муниципальных образований
муниципальное образование примеры
сельское поселение
городское поселение
муниципальный район
муниципальный округ
  • примеров нет
городской округ
(без внутригородского деления)
городской округ с внутригородским делением
  • примеров нет
внутригородской район
  • примеров нет
внутригородская территория
города федерального значения

Преобразования муниципальных образований

Согласно Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[3] выделяются следующие виды преобразований муниципальных образований:

  • изменение границ (ст. 12);
  • собственно преобразования (ст. 13)
    • объединение
    • разделение
    • присоединение
    • выделение
    • изменение статуса муниципального образования;
  • упразднение (ст. 13-1);
  • создание (ст. 13-2).

Закон регулирует варианты преобразований всех видов муниципальных образований, за исключением внутригородских муниципальных образований (внутригородских территорий) городов федерального значения — их преобразования регулируются правовыми актами Москвы[74], Санкт-Петербурга[75][76] и Севастополя[77][78][79], соответственно.

Помимо того, согласно ст. 11-12, территория населённого пункта должна полностью входить в состав территории поселения, муниципального округа, городского округа (до 15 апреля 2017 года была формулировка: границы поселения не могут пересекаться границами населённого пункта[3]), то есть если населённый пункт входит в состав более чем одного муниципального образования, то должно осуществляться либо отнесение населённого пункта к территории одного муниципального образования, либо объединение муниципальных образований, либо разделение населённого пункта (последнее не является преобразованием муниципального образования).

Кроме того, согласно ст. 84-3 в переходный период до 1 января 2009 года (фактически до 23 февраля 2009 года, создание муниципальных образований в Ингушетии) был осуществлён ряд преобразований существовавших муниципальных образований[80].

Список всех видов преобразований приведён в таблице.

преобразования муниципальных образований
муниципальное образование преобразование примеры
1.изменение границ
1.1.с передачей населённых пунктов
муниципальный район
  • отнесение территорий отдельных входящих в состав поселений населённых пунктов к территориям других поселений
  • отнесение территорий отдельных входящих в состав муниципальных районов поселений и (или) населённых пунктов к территориям других муниципальных районов
  • отнесение территорий отдельных входящих в состав поселений посёлков и сельских населённых пунктов к территориям муниципальных округов, городских округов
  • сельское поселение
  • городское поселение
муниципальный округ
  • отнесение территорий населённых пунктов, входящих в состав муниципальных и городских округов, к территориям поселений соответствующих муниципальных районов
  • отнесение территорий населённых пунктов, входящих в состав муниципальных и городских округов, к территориям других городских или муниципальных округов
городской округ (без внутригородского деления)
городской округ с внутригородским делением (до 2025 года)
  • внутригородской район (до 2025 года)
внутригородская территория города федерального значения
  • Севастополь: отнесение территорий отдельных входящих в их состав населённых пунктов к территориям других внутригородских муниципальных образований (внутригородских территорий)
  • примеров нет
1.2.без передачи населённых пунктов
муниципальный район
  • информация об изменении границ мун. обр. доступна в сборниках Росстата «Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям»[82] и «База данных показателей муниципальных образований»[83][84][85]
  • сельское поселение
  • городское поселение
муниципальный округ
городской округ (без внутригородского деления)
городской округ с внутригородским делением (до 2025 года)
  • внутригородской район (до 2025 года)
внутригородская территория города федерального значения
2.собственно преобразования
2.1.объединение
муниципальный район
  • объединение двух и более поселений
  • объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района[86]
  • объединение двух и более муниципальных районов
  • объединение поселения с городским округом
  • объединение всех поселений с городским округом
  • присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением[87] (до 2025 года)
  • сельское поселение
  • городское поселение
муниципальный округ
  • объединение муниципальных округов
  • объединение городского округа с муниципальным округом
городской округ (в том числе с внутригородским делением, до 2025 года)
  • объединение городских округов
городской округ с внутригородским делением (до 2025 года)
  • объединение двух и более внутригородских районов (до 2025 года)
  • примеров нет
  • внутригородской район (до 2025 года)
внутригородская территория города федерального значения
  • объединение внутригородских муниципальных образований
2.2.разделение
муниципальный район
  • разделение муниципального района
  • образование двух и более поселений
  • сельское поселение
  • городское поселение
муниципальный округ
  • образование двух и более муниципальных или городских округов
городской округ (в том числе с внутригородским делением, до 2025 года)
городской округ с внутригородским делением (до 2025 года)
  • образование двух и более внутригородских районов
  • выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением[89]
  • примеров нет
  • внутригородской район (до 2025 года)
внутригородская территория города федерального значения
  • разделение внутригородского муниципального образования
2.3.изменение статуса
муниципальный район
  • наделение статусом муниципального округа[86]
  • наделение сельского или городского поселения статусом внутригородского района[87] (до 2025 года)
  • примеров нет
  • сельское поселение
  • наделение статусом городского поселения
  • городское поселение
  • наделение статусом сельского поселения
  • наделение статусом городского округа
  • лишение статуса городского округа
муниципальный округ
  • наделение статусом городского округа
  • примеров нет
городской округ (без внутригородского деления)
  • наделение статусом муниципального округа
  • наделение статусом городского округа с внутригородским делением (до 2025 года)
  • лишение статуса городского округа с внутригородским делением (до 2025 года)
городской округ с внутригородским делением
  • упразднение
  • наделение внутригородского района статусом сельского или городского поселения[89] (до 2025 года)
  • внутригородской район (до 2025 года)
внутригородская территория города федерального значения
  • 2012, Москва: наделение мун. обр. в границах до 2012 года статусом мун. округа
  • 1999, Санкт-Петербург: наделение мун. округа статусом города; 2020—2021, проект: преобразование мун. округов в округа (не реализован)
  • 2024, Москва: преобразование мун. образований, созданных в 2012 году, в мун. округа[88]
3.упразднение и создание поселений муниципальных районов
3.1.упразднение поселений
сельское поселение
  • передача в межселенную территорию
  • отнесение к территории иных поселений
городское поселение
3.2.создание поселений
сельское поселение
  • создание на межселенной территории
городское поселение
4. прочее
5. ограничения
  • объединение городских поселений, образованных городами, не производится; территории городских поселений, образованных городами, могут быть упразднены только в пользу муниципальных или городских округов
  • наделение муниципального района статусом городского округа недопустимо (до 2019 производилось)
  • возможность наделения муниципального или городского округа статусом муниципального района не предусмотрена (2005, Владимирская область, гор. округа город Гороховец, город Камешково, город Киржач, город Кольчугино, посёлок Красная Горбатка, город Меленки, город Юрьев-Польский преобразованы, соответственно, в Гороховецкий, Камешковский, Киржачский, Кольчугинский, Селивановский, Меленковский, Юрьев-Польский районы; аналогичные преобразования производились с городскими округами Калининградской области)
  • переподчинение отдельных населённых пунктов, подчинённых внутригородским районам городских округов с внутригородским делением, другим внутригородским районам в качестве возможного преобразования не рассматривается
  • ЗАТО и наукограды являются городскими округами, лишение статуса городского округа, преобразование в другой вид муниципального образования невозможно (Троицк как внутригородская территория города федерального значения Москвы обладает дополнительным статусом городского округа; статус наукограда у Петергофа в Санкт-Петербурге после 2010 официально не продлевался)
  • Москва, Санкт-Петербург: отнесение территорий отдельных входящих в состав внутригородских муниципальных образований (внутригородских территорий) населённых пунктов к территориям других внутригородских муниципальных образований (внутригородских территорий) невозможно, поскольку населённые пункты на уровне организации местного самоуправления не выделяются
  • Москва (после 2012), Севастополь: возможность изменения статуса муниципального образования не предусмотрена; Санкт-Петербург (после 1999): возможность преобразования муниципального округа в город или посёлок не предусмотрена
6. преобразования, осуществлённые в переходный период до 2009 года
городское поселение
  • наделение городского поселения, предметы ведения которого на 30 апреля 2003 года не были разграничены в соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[91], статусом городского округа
муниципальное образование (за исключением района), в составе территории (в границах) которого находятся город и другие населённые пункты
  • упразднение указанных муниципальных образований (за исключением города)
  • исключение территорий населённых пунктов, находящихся за пределами городской черты, из состава территории указанного муниципального образования
внутригородское муниципальное образование
  • упразднение внутригородского муниципального образования
муниципальное образование, состоящее из нескольких городов, не являющихся муниципальными образованиями
  • наделение каждого города статусом городского поселения (городского округа)
район, на территории которого находится один населённый пункт или может быть образовано не более двух поселений
  • наделение населённого пункта статусом городского или сельского поселения
  • наделение территории района статусом сельского поселения
  • включение вновь образованного поселения и территории района, не вошедшей в состав территории указанного поселения, в состав муниципального района

См. также

Примечания

  1. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право России. — 3-е изд., перераб. и доп.. — М.: ТК Велби, 2008. — 672 с.
  2. Пешин Н. Л. Муниципальное право Российской Федерации. — 3-е изд.. — М.: Юрайт, 2011. — С. 136.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  4. 4,0 4,1 4,2 Федеральный закон от 20 марта 2025 года № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Федеральный закон от 1 мая 2019 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“»
  6. Федеральный закон от 27.05.2014 № 136−ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“»
  7. Государственная Дума внесла понятие «муниципальный округ» в федеральное законодательство
  8. Госдума узаконила муниципальные округа
  9. В России появятся муниципальные округа
  10. В России появятся муниципальные округа
  11. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (оригинал)
  12. Конституционно-правовые гарантии местного самоуправления в Российской Федерации [Текст : монография / М. С. Шайхуллин. — Москва : Юрлитинформ, 2016.- 304 с.] Архивная копия от 3 ноября 2016 на Wayback Machine
  13. Закон СССР от 9 апреля 1990 года № 1417-I «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР»
  14. Закон от 6 июля 1991 года № 1551-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации»
  15. Закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  16. Закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (оригинал)
  17. 17,0 17,1 Законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»
  18. 18,0 18,1 Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению / Законодательная деятельность / Приоритеты законотворческой деятельности Комитета / Законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»
  19. Крашенинников опроверг сообщения о принятии закона о МСУ к 2024 году
  20. К проекту закона о местном самоуправлении поступило 940 поправок
  21. Закон Амурской области от 25 декабря 2005 года № 127-ОЗ «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Амурской области»
  22. Реестр административно-территориальных единиц и населённых пунктов Амурской области
  23. Закон Воронежской области от 27 октября 2006 года № 87-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Воронежской области и порядке его изменения»
  24. Закон Ленинградской области от 15 июня 2010 года № 32-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области и порядке его изменения»
  25. Закон Новосибирской области от 16 марта 2006 года № 4-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Новосибирской области»
  26. Устав Новосибирской области
  27. Реестр населённых пунктов Новосибирской области
  28. Закон Ростовской области от 25 июля 2005 года № 340-ЗС «Об административно-территориальном устройстве Ростовской области»
  29. Устав Ростовской области
  30. Закон Ставропольского края от 1 марта 2005 года № 9-КЗ «Об административно-территориальном устройстве Ставропольского края»
  31. Постановление Правительства Ставропольского края от 4 мая 2006 года № 63-п «Об утверждении Реестра административно-территориальных единиц и территориальных единиц Ставропольского края»
  32. Закон Тверской области от 17 апреля 2006 года № 34-ЗО «Об административно-территориальном устройстве Тверской области»
  33. Устав Тверской области
  34. Реестр административно-территориальных единиц и территориальных единиц Тверской области
  35. Конституционный Закон Республики Тыва от 12 декабря 2011 года N 1054 ВХ-1 «Об административно-территориальном устройстве Республики Тыва»
  36. Реестр административно-территориального деления Республики Тыва
  37. Закон Республики Алтай от 10 ноября 2008 года № 101-РЗ «Об административно-территориальном устройстве Республики Алтай»
  38. Закон от 19 декабря 1997 года № 28 «Об административно-территориальном устройстве Чувашской Республики»
  39. Закон Костромской области от 9 февраля 2007 года № 112-4-ЗКО «Об административно-территориальном устройстве Костромской области»
  40. Закон Новгородской области от 11 ноября 2005 года № 559-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Новгородской области»
  41. Постановление Администрации Новгородской области от 8 апреля 2008 года № 121 «О Реестре административно-территориального устройства области»
  42. Федеральный закон от 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов»
  43. Государственный каталог географических названий
  44. Росстат. Муниципальные образования. Статистический бюллетень на 1 января 2008 года.
  45. Росстат. Муниципальные образования. Статистический бюллетень на 1 января 2009 года.
  46. Росстат. Число муниципальных образований по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации на 1 января 2010 года.
  47. Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2011 года.
  48. Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2012 года.
  49. Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2013 года.
  50. Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2014 года.
  51. Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2015 года.
  52. Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2016 года.
  53. Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2017 года.
  54. Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2018 года.
    Примечание: Данные Росстата приводят ошибочные данные по числу муниципальных районов в Дагестане: на 1 января 2018 года указано 40, тогда как по сравнению с данными на 1 января 2017 года их было 41 и число это с тех пор не изменялось. Соответственно общее число муниципальных районов в РФ составляет на 1 января 2018 года не 1758, как указано, а 1759.
  55. Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2019 года.
  56. Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2020 года.
  57. Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2021 года.
  58. Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2022 года.
  59. Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2023 года.
  60. Росстат. Количество муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2024 года.
  61. 61,0 61,1 Росстат. Количество муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2025 года.
  62. Том 1 «Численность и размещение населения». Таблица 3. Число муниципальных образований, внутригородских районов, округов города, межселенных территорий и населённых пунктов по субъектам Российской Федерации
  63. Росстат. Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2024 года
  64. 64,0 64,1 в 2014—2016 Республика Крым и Севастополь составляли Крымский федеральный округ
  65. выделен в 2010 году из Южного федерального округа
  66. до 2005—2006: Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ
  67. 67,0 67,1 67,2 67,3 до 2018 года в состав Бурятия и Забайкальский край входили в состав Сибирского федерального округа
  68. до 2007 также: Таймырский Долгано-Ненецкий и Эвенкийский автономные округа
  69. до 2008—2009 также: Усть-Ордынский Бурятский автономный округ.
  70. до 2008—2009: Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ
  71. до 2007—2008: Камчатская область и Корякский автономный округ
  72. 72,0 72,1 переименование сопровождалось преобразованием пгт в город
  73. 73,0 73,1 73,2 73,3 данный пример можно рассматривать как пример переименования и изменения статуса муниципального образования
  74. Об организации местного самоуправления в городе Москве (с изменениями на 20 ноября 2019 года), гл. 1 ст. 1 ч. 4, ст. 4 п. 17
  75. Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге (с изменениями на 23 июля 2020 года), гл. 2 ст. 7, ст. 8, ст. 9
  76. Устав Санкт-Петербурга (с изменениями на 23 июля 2020 года), гл. IX ст. 63 ч. 1
  77. О местном самоуправлении в городе Севастополе, гл. 1 ст. 8 ч. 2
  78. Устав города Севастополя (с изменениями на 14 февраля 2020 года), гл. VIII, ст. 41 ч. 1
  79. Об установлении границ и статусе муниципальных образований в городе Севастополе, ст. 9, ст. 10, ст. 11
  80. Закон Республики Ингушетия от 23 февраля 2009 года № 5-РЗ «Об установлении границ муниципальных образований Республики Ингушетия и наделении их статусом сельского, городского поселения, муниципального района и городского округа»
  81. 81,0 81,1 согласно ст. 11-12, согласно которой территория населённого пункта должна полностью входить в состав территории поселения, муниципального округа, городского округа
  82. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям
  83. База данных показателей муниципальных образований с 2010 по 2015
  84. База данных показателей муниципальных образований с 2017 по 2020
  85. База данных показателей муниципальных образований
  86. 86,0 86,1 с 2019: объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, и наделение муниципального района статусом муниципального округа
  87. 87,0 87,1 присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением с наделением поселения статусом внутригородского района
  88. 88,0 88,1 88,2 объединение муниципальных образований со сменой статусов
  89. 89,0 89,1 выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением с наделением статусом сельского или городского поселения
  90. городской округ Троицк сохранён в связи со статусом наукограда
  91. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  92. Закон Карачаево-Черкесской Республики от 8 января 1997 года № 225-XXII «Об административно-территориальном устройстве Карачаево-Черкесской Республики»
  93. 93,0 93,1 согласно определению городского округа как городского поселения, которое не входит в состав муниципального района

Ссылки

  1. 1,0 1,1 данный тип муниципальных образований прекратил существование в 2024—2025 годах
  2. до 2025 года использовалось обозначение внутригородская территория города федерального значения
  3. разновидность городского округа
  4. разновидность городского округа или внутригородской территории города федерального значения