Музей Абтайберг

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Музей Абтайберг
нем. Museum Abteiberg
нем. Städtisches Museum Abteiberg Mönchengladbach

Музей Абтайберг (ранее Городской музей Мёнхенгладбаха[1]; нем. Museum Abteiberg, SMA) — муниципальный художественный музей в городе Мёнхенгладбах (земля Северный Рейн-Вестфалия), расположенный недалеко от местного собора и появившийся около 1904 года; располагается в здании, построенном в 1982 году по проекту венского архитектора Ханса Холляйна[2]; музей специализируется на изобразительном искусстве XX и XXI веков — регулярно проводит временные выставки произведений современного искусства.

История и описание

Коллекция

В 1887 году городские власти Мёнхенгладбаха начали собирать экспонаты для городской исторической коллекции; в 1901 году началась каталогизация имевшихся предметов и систематическая покупка новых — первые выставки которых прошли в городской ратуше. Объединение «Museumsverein», основанное в 1902 году, выступило за дальнейшее расширение музейной деятельности в городе. По состоянию на 1903 год коллекция уже охватывали три области: декоративно-прикладное искусство, историю города и естественные науки. Благодаря обширным приобретениям, коллекция была значительно расширена в последующие годы: так в 1906 году текстильная коллекция, принадлежавшая «Hr. Voos»'у и составлявшая около 4000 образцов, была приобретена городом — а в 1907 году к ней добавилась коллекция Крамера, «Sammlung Kramer», включавшая средневековые деревянные скульптуры, доспехи, очки, оружие и кувшины.

В 1922 году произошло ключевое событие для будущего музея: историк искусства Вальтер Кесбах (Walter Kaesbach, 1879—1961) подарил родному городу свои многочисленные произведения искусства, преимущественно экспрессионизма — при условии «соответствующей презентации». Данная коллекция состояла из 97 картин, акварелей и рисунков — и включала работы Лионеля Фейнингера, Эриха Хеккеля, Генриха Науена, Эмиля Нольде и Кристиана Рольфса. В том же году был основан художественный союз «Kunstverein des Dr.-Walter Kaesbach-Stiftung», а само собрание, за неимением лучшего, временно экспонировалась в художественном музее Крефельда. Лишь в 1928 году коллекцию стало возможно выставить в Мёнхенгладбахе — в недавно открытом музее «Karl-Brandts-Haus» (в 1944 году здание стало жертвой бомбардировок Мёнхенгладбаха).

За это время собрание было расширено и теперь включало в себя работы Генриха Кампендонка, Эрнста Людвига Кирхнера, Вильгельма Лембрука, Августа Макке, Вильгельма Моргнера, Отто Мюллера, Макса Пехштейна и Карла Шмидт-Ротлуфа. В одном здании с художественным собрание в те годы размещалась коллекция по естествознания и коллекция по доисторическому периоду; другие произведения изобразительного искусства и работы декоративно-прикладного искусства были выставлены в здании Oskar-Kühlen-Haus — неоготическом доме, построенном по проекту архитектора Роберта Нойгауза в 1896 году .

В 1934 году коллекции из обоих музеев были объединены в здании «Karl-Brandts-Haus», который теперь стал называться «Haus der Kunst» (дом искусства). Но уже в 1937 году большая часть фонда Кесбаха была конфискована национал-социалистами — в рамках кампании против того, что они называли «дегенеративным искусством». В коллекции осталось всего семь работ; в конце Второй мировой войны, в 1944 году, часть коллекции была эвакуирована в замок Альме.

Генрих Даттенберг, ставший новым директором музея в 1945 году, попытался воссоздать коллекцию: он также попытался выкупить конфискованные картины экспрессионистов или заменить их эквивалентными работами. В 1956 году ему удалось купить картину Алексея фон Явленского «Dame mit blauem Hut». Кесбах также оказался готов еще раз пожертвовать музею свою новую коллекцию. Малые финансовые возможности галереи, наряду с ростом цен на работы художников-экспрессионистов в 1950-х и 1960-х годах, в конечном итоге привели к смещению акцента в собрании — на современное искусство.

Куратор Йоханнес Кладдерс — преемник Даттенберга с 1967 года — последовательно продолжил данную стратегию и в 1970 году коллекция «Sammlung Etzold» оказалась в Мёнхенгладбахе, в долгосрочной аренде. С открытием нового музейного здания фонды продолжили пополняться, хотя часть работ и была передана в другие музеи Германии. Новые покупки стали возможны благодаря денежным средствам от компании Westdeutscher Rundfunk, земли Северный Рейн-Вестфалия, банка «Stadtsparkasse Mönchengladbach» и союза «Museumsverein». В 2018 году коллекция музея была расширена за счет работ течения Флюксус.

Здание

В 1904 году коллекции города Мёнхенгладбах впервые переехали в собственное отдельное здание — в бывшую протестантскую начальную школу, которая служила музеем до 1925 года; позже само здание было снесено. В 1911 и 1912 годах в городе планировалось построить новое здание для музея: в 1913 году были даже собраны 20000 марок, но открытие, назначенное на 1916 год, не состоялось в связи с началом Первой мировой войны. Новый проект, созданный в 1922 году, также потерпел неудачу — собранные средства (1 000 000 марок) были потеряны в результате гиперинфляции 1923 года.

Только четвёртая попытка построить здание удалась: в 1972 году городской комитет по культуре утвердил программу развития, а австрийский архитектор Ханс Холляйн создал проект здания, которое было торжественно открыто 23 июня 1982 года.

Награды

См. также

Примечания

  1. Ханс Ульрих Обрист. Краткая история кураторства / пер. Зайцева Анна; ред. Канюкова Полина. — Ад Маргинем, 2014. — 329 с. — ISBN 978-5-91103-137-4. Архивная копия от 28 января 2022 на Wayback Machine
  2. Dierk Stemmler. Städtisches Museum Abteiberg Mönchengladbach (нем.) // Wallraf-Richartz-Jahrbuch. — 1987. — Bd. 48/49. — S. 539–543. — ISSN 0083-7105. Архивировано 28 января 2022 года.
  3. Элла Володина. 2016: Музей Абтайберг. Революция в камне. Сам как скульптура. dw.com. Deutsche Welle (21 июня 2017). Дата обращения: 9 августа 2019.

Литература

  • Sabine Kimpel-Fehlemann: Walter-Kaesbach-Stiftung. 1922—1937. Die Geschichte einer expressionistischen Sammlung in Mönchengladbach. Stadtarchiv, Mönchengladbach 1978.
  • Andrea Kastens (Red.): Städtisches Museum Abteiberg, Mönchengladbach. Westermann, Braunschweig 1982.
  • Hannelore Kersting (Hrsg.): Sammlung Etzold — ein Zeitdokument. Städtisches Museum Abteiberg, Mönchengladbach 1986.
    • Hannelore Kersting (Hrsg.): Kunst der ersten Jahrhunderthälfte. 1900 bis 1960. Bestandskatalog. Städtisches Museum Abteiberg, Mönchengladbach 1990, ISBN 3-924039-05-4.
    • Hannelore Kersting (Hrsg.): Kunst der Gegenwart. 1960 bis 2007. Bestandskatalog. Städtisches Museum Abteiberg, Mönchengladbach 2007, ISBN 978-3-924039-55-4.
    • Hannelore Kersting (Hrsg.): Jahresgaben des Museumsvereins. 1972—1991. Bestandskatalog. Städtisches Museum Abteiberg, Mönchengladbach 1992.
  • Veit Loers & A. T. Schaefer: Museum Abteiberg Mönchengladbach: Skulpturengarten. Kühlen, Mönchengladbach 2003, ISBN 3-87448-238-3.
  • Wolfgang Pehnt: Hans Hollein, Museum Mönchengladbach. Architektur als Collage. Fischer-Taschenbuch-Verlag, Frankfurt am Main 1986, ISBN 3-596-23934-6.
  • Rolf Hoffmann (Hrsg.): 10 Jahre Museum Abteiberg, 90 Jahre Museumsverein. Museumsverein Mönchengladbach, Mönchengladbach 1992.
  • Thorsten Smidt: Hans Holleins Museum Abteiberg. Ein Museumskonzept aus Stadtmodell und Bergwerk. In: Wallraf-Richartz-Jahrbuch, Bd. 62 (2001), S. 293—308.
  • Susanne Wischermann: Johannes Cladders : Museumsmann und Künstler. Lang, Frankfurt am Main/Berlin/Bern/New York/Paris/Wien 1997, ISBN 3-631-31269-5. (Zugl. Dissertation Univ. Köln 1996)
  • Thomas W. Kuhn: Johannes Cladders. Mönchengladbach 2011, ISBN 3-936824-33-9.

Ссылки