Останкино (усадьба)
Музей-усадьба | |
Останкино | |
---|---|
ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Останкино и Кусково" | |
Координаты: 55°49′29″ с. ш. 37°36′52″ в. д.HGЯO | |
Страна | Россия |
Город | Москва |
Местоположение | 1-я Останкинская ул., 5, стр. 1 |
Тип здания | Дворец |
Архитектурный стиль | Классицизм |
Автор проекта | Ф. Кампорези, И. Старов, В. Бренна, Дж. Кваренги, К. Бланк, Е. Назаров |
Строитель | К. Бланк, Е. Назаров |
Основатель | Н.П. Шереметев |
Первое упоминание | 1558 год |
Дата основания | 1798 |
Строительство | 1792—1799 годы |
Статус | ОКН |
Состояние | Закрыт на реставрацию |
Сайт | ostankino-museum.ru |
Музе́й-уса́дьба «Оста́нкино» — памятник русской архитектуры XVIII века, расположенный в бывшем имении графов Шереметевых на территории современного Останкинского парка. Является наиболее близким к Кремлю усадебно-парковым комплексом[1][2].
Ансамбль усадьбы сформировался при графе Николае Шереметеве на рубеже XVIII—XIX веков. Построенный в Останкине дворец-театр — единственное сохранившееся в России театральное здание конца XVIII века со сценой, зрительным залом, гримировальными комнатами[3].
После революции графское имение было национализировано и превращено в музей, который в 1938 году получил название Музея творчества крепостных[4]. В 1982 учреждению было возвращено историческое название, а с 1992 года бывшее имение Шереметевых носит название "Московский музей-усадьба "Останкино"[5][6]. С осени 2022 года музей объединен с "Музеем-усадьбой "Кусково" как Государственный дворцово-парковый музей-заповедник "Останкино и Кусково".[7]
История
Владения Останкино
Впервые деревня Осташкино (позднее — Останкино) упоминается в письменных источниках середины XVI века: в межевой книге 1558 года указан размер подушной подати крестьян. Эта местность также встречается в духовной грамоте Ивана Грозного 1572 года в качестве завещания его четвёртой жене Анне Колтовской[8].
История самой усадьбы начинается с 1584 года, когда Останкино перешло во владение хранителю государственной печати, дьяку Василию Щелкалову. При нём в имении был построен боярский дом, посажена роща и заложена деревянная церковь, освящённая во имя Святой Троицы. Щелкаловские здания были уничтожены в Смутное время, до настоящего времени сохранился лишь вырытый при нём пруд[8][9][10].
Усадьба, боярский дом и Троицкая церковь были восстановлены князем Иваном Черкасским, которому Останкино было пожаловано в 1601 году и оставалось вотчиной его рода более 120 лет. Унаследовавший земли племянник князя Яков Черкасский обустроил в Останкино охотничьи угодья, а его сын Михаил вместо обветшавшей деревянной церкви велел возвести каменную[11][10].
Усадьба Шереметевых
В 1743 году княгиня Варвара, единственная дочь канцлера Российской империи Алексея Черкасского, вышла замуж за графа Петра Шереметева, объединив два богатых и знатных российских рода. Вошедшая в приданое усадьба принадлежала Шереметевым вплоть до 1917 года[10][12][13].
Поскольку Петр Шереметев регулярно жил в своей родовой усадьбе в Кускове, Останкино при нём было хозяйственной вотчиной. По его указанию на этой территории организовали регулярный сад квадратной формы, выстроили теплицы и оранжереи, в которых выращивались лимоны, персики, гранаты, миндаль, фиговые и оливковые деревья[11][10].
Расцвет усадьбы связан с Николаем Петровичем Шереметевым, который сделал Останкино своей летней резиденцией и создал театральную труппу, состоявшую из более чем 300 человек. При нём Останкино стало одним из самых красивых усадебных ансамблей России[14]. Николай Шереметев был человеком высокообразованным, увлекался искусством и идеями Просвещения. Он решил воплотить в России одну из этих идей: построить «пантеон искусств» — здание, которое бы совмещало в себе театр, картинную галерею и библиотеку. В 1792 году в Останкине началось строительство дворца-театра по проекту архитекторов Франческо Кампорези, Ивана Старова и Винченцо Бренна. Открытие театра состоялось в июле 1795 года, отделка интерьеров завершилась к 1798. Реализацией проекта и оформлением занимались крепостные зодчие Шереметева — Павел Аргунов, Григорий Дикушин и Алексей Миронов[15][16].
Здание было построено из дерева в классическом стиле. В специальном помещении с бельэтажем часто ставились спектакли, исполняемые крепостными актёрами театра Шереметева. На сцене в то время играла известная актриса, бывшая крепостная, а впоследствии жена Николая Шереметева — Прасковья Жемчугова. В Останкино в разное время побывали многие именитые гости, в том числе польский король Станислав Август Понятовский, российские императоры Елизавета Петровна, Павел I и Александр I[17]. Сохранились сведения о том, что в Останкинском дворце Александром II был подписан проект закона об отмене крепостного права[15][18][19][3].Во второй четверти XIX века графская усадьба начала постепенно приходить в упадок. Побывавший здесь в 1830-х годах Александр Пушкин отмечал:
Роговая музыка не гремит в рощах Останкино и Свирлово (Свиблово)... Плюшки и цветные фонари не освещают английских дорожек, ныне заросших травой, а некогда усаженных миртовыми и померанцевыми деревьями, насчитывающими сотни лет своего существования. Барский дом дряхл...[20]
С 1890-х приусадебная территория Останкино начала застраиваться дачами[15].
Музейный период
После 1918 года дворец был национализирован, а 1 мая 1919 года открыт для посещения в качестве музея. В 1938 году учреждение было переименовано в «Останкинский дворец-музей творчества крепостных», потому что сам дворец и его интерьеры были оформлены крепостными зодчими и художниками Шереметевых, а труппа театра состояла из актёров, находившихся в личной зависимости[4]. С 1992 года бывшее имение Шереметевых носит название Московский музей-усадьба Останкино[5][6].
Коллекции музея разнообразны и состоят как из личных вещей графов Шереметевых, так и предметов, собранных после революции. В частности, до закрытия на реконструкцию здесь были представлены коллекция русского портрета XVIII—XIX веков, собрание золоченой и наборной мебели XVIII — первой половины XIX века, собрание русского, европейского и восточного фарфора и другие коллекции[21]. Общий фонд музея насчитывает порядка 20 тысяч различных предметов[22].
В начале 1980-х музей стал возрождать театральную и концертную деятельность. С 1996 года в Останкине ежегодно проводится театрально-музыкальный фестиваль «Шереметьевские сезоны»[6][13].
В 1993 году директором музея стал Геннадий Вдовин, возглавлявший его до своей кончины в 2021 году. Благодаря его усилиям в феврале 2013 года усадьба была закрыта на капитальную реконструкцию, одна из основных задач которой — сохранить деревянные стены дворца. С начала реконструкции во дворце были проведены противоаварийные работы: крыша закрыта металлической кровлей, а в залах укреплены плафоны. В марте 2021 года московская районная газета «Вестник Останкино» со ссылкой на директора музея-усадьбы Геннадия Вдовина сообщила: «Процесс восстановления дворца Шереметевых сделают публичным — через некоторое время в сети появится сайт с информацией о ходе всех работ, а также фото- и видеофиксацией»[23].
Архитектурный ансамбль усадьбы
Храм Святой Троицы
Храм Живоначальной Троицы — старейшее строение, сохранившееся в усадьбе. В сентябре 1678 года по челобитной князя Михаила Черкасского патриарх Иоаков благословил строительство каменной церкви взамен обветшавшей деревянной. Строительство храма велось с 1678 по 1683 года по проекту крепостного архитектора Павла Сидоровича Потехина. Постройка выполнена в стиле русского узорочья, её стены украшены орнаментом из красного кирпича и тёсанного камня. Особенностью церкви является девятиярусный резной иконостас. В настоящее время в храме располагается подворье патриарха.[3][6]
Объект культурного наследия РФ
Дворец
Шереметевский дворец в Останкино, построенный из сибирской сосны с наружной штукатуркой и украшенный внутренней декоративной отделкой, является образцом архитектуры классицизма. Во всех парадных залах, фойе и холлах представлены произведения искусства. Стены дворца изнутри обиты бархатом и атласом и украшены золочёной резьбой. Облик дворца дополняют колонны, лоджии и барельефы[24][9][6].
Вспоминая об останкинском дворце, неизвестный английский путешественник писал:
...по фантастичности своей он напоминал одну из арабских ночей. В отношения блеска и великолепия он превзошел все, что только может дать самое богатое воображение человека или что только могла нарисовать самая смелая фантазия художника[25].
Центральное место во дворце занимал театральный зал, при его проектировании за образец брались лучшие европейские театры. Зал соединялся с Египетским и Итальянским павильонами, которые использовались для театральных постановок и прочих увеселительных мероприятий[6]. На данный момент дворец является единственным в России и одним из немногих в Европе театральным зданием конца XVIII века, в котором сохранились сцена, зрительный зал, гримировальные комнаты, театральная машинерия[4].
Объект культурного наследия РФ
— дворец
Объект культурного наследия РФ — хозяйственный флигель
Парадный двор
Небольшой парадный двор усадьбы вместе с примыкающими флигелями по оформлению напоминают сценическое пространство[26]. Ограда парадного входа дворца была установлена в 1827 году, и является важным элементом паркового ансамбля XVIII века[27].
Объект культурного наследия РФ
— ограда парадного двора
Парк
Организация парковой зоны при усадьбе была начата в середине XVIII века и окончательно сформировалась на рубеже XVIII—XIX веков. Останкинский парк состоял из Увеселительного и Прибавочного садов, которые представляли собой соответственно «английскую» пейзажную и регулярную «французскую» части[21].
В 1932 году на территории бывшего парка графов Шереметевых был организован Парк культуры и отдыха имени Феликса Дзержинского. В 1991 году ПКиО было возвращено историческое название — парк Останкино[28].
Объект культурного наследия РФ
— парк «Увеселительный сад»
Объект культурного наследия РФ — парк пейзажный с прудами
См. также
Ссылки
- Сайт музея-усадьбы Останкино Архивная копия от 5 июня 2010 на Wayback Machine
Литература
- Останкино // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Вдовин Г. В. Персона — Индивидуальность — Личность: Опыт самопознания в искусстве русского портрета XVIII века. — М., 2005. — 239 с. — ISBN 5-89826-230-X.
- Жукова А. В. Останкино // Прогулки по Москве. Дворцы, усадьбы, парки (Путеводитель для пешеходов). — М.: АСТ, 2017. — С. 41—45. — 130 с. — ISBN 978-5-17-102666-0.
- Муравьёва Т. В. Останкино // Венок московских усадеб. — М.: Вече, 2009. — С. 180—218. — ISBN 978-5-9533-2197-6.
- Низовский А. Ю. Останкино // Самые знаменитые усадьбы России. — М.: Вече, 2000. — С. 115—122. — ISBN 5-7838-0792-3.
- Маневич И., Шахов М. Останкино // Москва. Город чудный, город древний. Чудеса архитектуры. — 2017. — С. 33—35. — 51 с.
- Северо-Восток Москвы. Годы. События. Люди / Аверьянов К. А.. — М., 2012. — С. 325—342. — ISBN 978-5-9904122-1-7.
Примечания
- ↑ Жукова, 2017, с. 41-42.
- ↑ Останкино // Большая советская энциклопедия / Прохоров А. М.. — М.: Большая советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Музей-усадьба Останкино . Музеи России. Дата обращения: 21 сентября 2017. Архивировано 23 сентября 2017 года.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Московский музей-усадьба Останкино . Музеи России. Дата обращения: 21 сентября 2017. Архивировано 5 августа 2017 года.
- ↑ 5,0 5,1 Низовский, 2000, с. 121—122.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 Максимова К. Останкино (недоступная ссылка). Хранитель истории. Дата обращения: 22 сентября 2017. Архивировано 23 сентября 2017 года.
- ↑ Усадьба Останкино | ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «ОСТАНКИНО И КУСКОВО» . ostankino-museum.ru. Дата обращения: 22 сентября 2022.
- ↑ 8,0 8,1 Низовский, 2000, с. 115.
- ↑ 9,0 9,1 Муравьёва, 2009, с. 180—182.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 10,3 Усадьба Останкино . TOTALARCH. Дата обращения: 22 сентября 2017. Архивировано 24 сентября 2017 года.
- ↑ 11,0 11,1 Низовский, 2000, с. 116.
- ↑ Глозман И. М., Рапопорт В. Л., Семёнова И. Г. Кусково. Останкино. Архангельское. — М.: Искусство, 1976.
- ↑ 13,0 13,1 «Шереметевские сезоны» снова в Останкине . Россия. Культура (8 августа 2011). Дата обращения: 22 сентября 2017. Архивировано 29 сентября 2017 года.
- ↑ Спрингис Е. Э. Владелец-заказчик и формирование усадебного комплекса в конце XVIII — начале XIX в.: По материалам усадебного строительства графа Н. П. Шереметева . Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat (1999). Дата обращения: 22 сентября 2017. Архивировано 29 сентября 2017 года.
- ↑ 15,0 15,1 15,2 Низовский, 2000, с. 121.
- ↑ Вдовин, 2005, с. 305—307.
- ↑ Низовский, 2000, с. 117—119.
- ↑ Маневич, Шахов, 2017, с. 34.
- ↑ Муравьёва, 2009, с. 182—190.
- ↑ Лапин И. Останкинская усадьба . Узнай Москву. Дата обращения: 22 сентября 2017.
- ↑ 21,0 21,1 Музей-усадьба Останкино. История усадьбы . Музеи России. Дата обращения: 22 сентября 2017. Архивировано 9 октября 2017 года.
- ↑ Шарый А. Способ воспитания масс. Русские усадьбы в мировом культурном наследии . Радио Свобода (26 сентября 2008). Дата обращения: 22 сентября 2017. Архивировано 29 сентября 2017 года.
- ↑ Сапрыгина Ю. Единственный в России театр, сохранивший с 18 века сцену и зал, отмечает день рождения Архивная копия от 13 декабря 2021 на Wayback Machine // Парламентская газета. 2021. 22 июля.
- ↑ Северо-восток Москвы, 2012, с. 325—342.
- ↑ Низовский, 2000, с. 117.
- ↑ Останкино . Городской портал Москвы. Дата обращения: 27 сентября 2017. Архивировано 27 сентября 2017 года.
- ↑ Ограда парадного двора, 1827 г., усадьба «Останкино» . Памятники архитектуры Москвы и области. Дата обращения: 22 сентября 2017. Архивировано 24 сентября 2017 года.
- ↑ Белая эстрадная площадка в парке «Останкино» . ВДНХ. Дата обращения: 22 сентября 2017. Архивировано 15 августа 2017 года.
- Объекты культурного наследия России
- Появились в 1799 году
- Федеральные объекты культурного наследия в Москве
- Охраняемые природные территории Москвы
- Здания и сооружения, построенные в 1798 году в России
- Музеи, основанные в 1918 году
- Музеи Москвы
- Дворцово-парковые ансамбли Москвы
- Усадьбы Москвы
- Усадьбы Шереметевых
- Исчезнувшие оперные театры Москвы
- Здания и сооружения Останкинского района
- Архитектура классицизма