Музей-паровоз

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Музей-паровоз
Музей революционной,
боевой и трудовой славы
Музей-паровоз на вечной стоянке Фото Анастасии ФедоренкоМузей-паровоз на вечной стоянке
Фото Анастасии Федоренко
Дата основания 1972
Адрес

РоссияДонецкая Народная Республика:  Ясиноватая,

пл. Ленина, д. 2
Директор

Калиберда Валерий Григорьевич

(директор Музея истории и развития Донецкой железной дороги)
48°07′47″ с. ш. 37°51′40″ в. д.HGЯO

Музей-паровоз — одна из главных достопримечательностей Ясиноватой, «визитная карточка» города.

Описание

Музей-паровоз представляет собой железнодорожный состав из паровоза Ов—5769 1909 года постройки и двух пассажирских вагонов 1912 и 1937 годов выпуска. Состав находится на постаменте близ Дома науки и техники (ДК Железнодорожников).

Рядом с музеем-паровозом расположен Мемориальный знак в честь 100-летия города Ясиноватая.

История

В 1972 году в связи со столетним юбилеем станции Ясиноватая в городе было принято решение сделать праздничную экспозицию: перрон с размещённым на нём составом из паровоза с несколькими вагонами. Автором проекта был В. Д. Акиндеев[1]. Из Белоруссии с киностудии «Беларусьфильм» в Ясиноватую был доставлен паровоз Ов−5769, к которому присоединили три вагона — 1912-го, 1937-го и 1960-70-х годов выпуска, состав был установлен на постамент рядом с Домом культуры Железнодорожников. К вагонам были проведены необходимые коммуникации, и внутри поезда-памятника открылся Музей революционной, боевой и трудовой славы — единственный в СССР музей-паровоз[2].

Доставка паровоза Ов—5769 к месту вечной стоянки в Ясиноватой. 1972 год

В музее были развёрнуты экспозиции:

Экспозиция одного из вагонов. 1970-е — 1980-е годы

Краеведами города был собран обширный материал об известных земляках: Герое Советского Союза М. А. Ралдугине, генерал-лейтенанте авиации В. М. Лавском, генерал-майоре Ф. Н. Реброве, профессоре, докторе технических наук, лауреате Ленинской премии А. Ф. Лубченко, народном артисте СССР, лауреате Государственных премий СССР и РСФСР Н. О. Гриценко и его сестре – народной артистке РСФСР Л. О. Гриценко, контр-адмирале А. П. Барзаковском, заслуженном агрономе Т. Е. Тарасенко, писателе А. К. Чепижном.

Музей посещали школьники и молодёжь, жители разных регионов СССР, зарубежные делегации. За первые десять лет после открытия в музее побывало 150 тысяч посетителей.

В постсоветское время прекратилось финансирование музея: его перестали охранять и оплачивать коммунальные платежи. Музей был закрыт. Состав подвергался разграблению, были выбиты окна в вагонах, в них ночевали бездомные. В 1996 третий вагон полностью сгорел в результате устроенного в нём пожара.

В таком состоянии поезд пребывал до конца нулевых годов, когда Донецкой железной дорогой было принято решение взять его под свою опеку. Экспонаты были перемещены в расположенный рядом ДК Железнодорожников, где 28 июня 2008 года был открыт филиал Музея истории и развития Донецкой железной дороги. Паровоз был покрашен, а вагоны заварены так, чтобы нельзя было попасть внутрь[3]. Состав из паровоза Ов—5769 и двух вагонов остался на вечной стоянке рядом с музеем, воплощая историю железнодорожного центра Донбасса, и являясь одним из символов города Ясиноватая.

Примечания

  1. Известные земляки, г. Ясиноватая. Администрация города Ясиноватая. Официальный сайт. Дата обращения: 23 сентября 2023. Архивировано 17 августа 2022 года.
  2. «Пройду по городу родному…». Музей-паровоз. ВКонтакте. Библиотечная система города Ясиноватая (26.08.2022). Дата обращения: 20 сентября 2023. Архивировано 20 сентября 2023 года.
  3. Полищук В. Ах ты, бедная «овечка» // Удачный выбор. — Донецк, 2008. — 1 ноября (№ 69—70). Архивировано 20 сентября 2023 года.

Ссылки