Музей-паровоз
Музей-паровоз | |
---|---|
Музей революционной, боевой и трудовой славы | |
![]() Фото Анастасии Федоренко | |
Дата основания | 1972 |
Адрес |
|
Директор |
Калиберда Валерий Григорьевич |
48°07′47″ с. ш. 37°51′40″ в. д.HGЯO |
Музей-паровоз — одна из главных достопримечательностей Ясиноватой, «визитная карточка» города.
Описание
Музей-паровоз представляет собой железнодорожный состав из паровоза Ов—5769 1909 года постройки и двух пассажирских вагонов 1912 и 1937 годов выпуска. Состав находится на постаменте близ Дома науки и техники (ДК Железнодорожников).
Рядом с музеем-паровозом расположен Мемориальный знак в честь 100-летия города Ясиноватая.
История
В 1972 году в связи со столетним юбилеем станции Ясиноватая в городе было принято решение сделать праздничную экспозицию: перрон с размещённым на нём составом из паровоза с несколькими вагонами. Автором проекта был В. Д. Акиндеев[1]. Из Белоруссии с киностудии «Беларусьфильм» в Ясиноватую был доставлен паровоз Ов−5769, к которому присоединили три вагона — 1912-го, 1937-го и 1960-70-х годов выпуска, состав был установлен на постамент рядом с Домом культуры Железнодорожников. К вагонам были проведены необходимые коммуникации, и внутри поезда-памятника открылся Музей революционной, боевой и трудовой славы — единственный в СССР музей-паровоз[2].
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=%D0%94%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0_%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B0_%D0%B2_%D0%AF%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%8E.jpg&width=250)
В музее были развёрнуты экспозиции:
- в первом вагоне — рассказывающая об участии железнодорожников Ясиноватой в Революции 1905—1907 годов и Октябрьской революции. Здесь же находились фотодокументы и биография Н. А. Скрыпника;
- во втором вагоне — повествующая о развитии станции после 1917 года, о подвигах ясиноватцев в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. Среди экспонатов был представлен скульптурный портрет В. И. Ленина с надписью: «Дорожному съезду изобретателей И.П.Р.З. Изюм. 1934», преподнесённый умельцами Изюмского паровозоремонтного завода дорожному съезду изобретателей и рационализаторов, проходившему в Артёмовске. В годы Великой Отечественной войны скульптура была сохранена семьёй ветерана И. И. Ерошенко и позднее поступила в экспозицию музея;
- в третьем вагоне находились материалы, посвящённые съездам КПСС и дружеским связям горожан с родственными предприятиями Российской Федерации, Грузии, Молдавии, а также ГДР, Кубы, Польши, Вьетнама и других зарубежных стран. Здесь же были представлены портреты Героев Социалистического Труда, делегатов съездов КПСС и ВЛКСМ, победителей в социалистическом соревновании.
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=%D0%AD%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D1%8F-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B0_1.png&width=250)
Краеведами города был собран обширный материал об известных земляках: Герое Советского Союза М. А. Ралдугине, генерал-лейтенанте авиации В. М. Лавском, генерал-майоре Ф. Н. Реброве, профессоре, докторе технических наук, лауреате Ленинской премии А. Ф. Лубченко, народном артисте СССР, лауреате Государственных премий СССР и РСФСР Н. О. Гриценко и его сестре – народной артистке РСФСР Л. О. Гриценко, контр-адмирале А. П. Барзаковском, заслуженном агрономе Т. Е. Тарасенко, писателе А. К. Чепижном.
Музей посещали школьники и молодёжь, жители разных регионов СССР, зарубежные делегации. За первые десять лет после открытия в музее побывало 150 тысяч посетителей.
В постсоветское время прекратилось финансирование музея: его перестали охранять и оплачивать коммунальные платежи. Музей был закрыт. Состав подвергался разграблению, были выбиты окна в вагонах, в них ночевали бездомные. В 1996 третий вагон полностью сгорел в результате устроенного в нём пожара.
В таком состоянии поезд пребывал до конца нулевых годов, когда Донецкой железной дорогой было принято решение взять его под свою опеку. Экспонаты были перемещены в расположенный рядом ДК Железнодорожников, где 28 июня 2008 года был открыт филиал Музея истории и развития Донецкой железной дороги. Паровоз был покрашен, а вагоны заварены так, чтобы нельзя было попасть внутрь[3]. Состав из паровоза Ов—5769 и двух вагонов остался на вечной стоянке рядом с музеем, воплощая историю железнодорожного центра Донбасса, и являясь одним из символов города Ясиноватая.
Примечания
- ↑ Известные земляки, г. Ясиноватая . Администрация города Ясиноватая. Официальный сайт. Дата обращения: 23 сентября 2023. Архивировано 17 августа 2022 года.
- ↑ «Пройду по городу родному…». Музей-паровоз . ВКонтакте. Библиотечная система города Ясиноватая (26.08.2022). Дата обращения: 20 сентября 2023. Архивировано 20 сентября 2023 года.
- ↑ Полищук В. Ах ты, бедная «овечка» // Удачный выбор. — Донецк, 2008. — 1 ноября (№ 69—70). Архивировано 20 сентября 2023 года.
Ссылки
- Музей-паровоз . Администрация города Ясиноватая. Дата обращения: 20 сентября 2023. Архивировано 17 октября 2023 года.
- Асеева В. Злая шутка истории . Ясиноватая — мой город (19.05.2011). Дата обращения: 23 сентября 2023. Архивировано 6 июня 2023 года.
- Коваленко А. Сохраним прошлое во имя будущего // ЖелезноДорожник Донбасса. — Донецк, 2020. — 30 июля (№ 7). — С. 8. Архивировано 20 сентября 2023 года.