Мостотрест
Мостотрест | |
---|---|
Тип | Публичная компания |
Листинг на бирже | MCX: MSTT |
Основание | 1930 |
Расположение | Россия: Москва |
Ключевые фигуры | Подерёгин Александр Николаевич — генеральный директор |
Отрасль | Строительство |
Оборот | ▲ 206,3 млрд руб. (2018, МСФО) |
Операционная прибыль | 15,034 млрд руб. (2017, МСФО) |
Чистая прибыль | ▼ 3,0 млрд руб. (2017, МСФО) |
Материнская компания | АО «ТФК-Финанс» |
Сайт | www.mostotrest.ru |
Мостотрест — российская строительная компания. До выделения в 2020 году из структуры ПАО «Мостотрест» АО «Дороги и мосты» была одной из крупнейших организаций страны в области строительства и реконструкции железнодорожных, автодорожных и городских мостов и путепроводов. Полное наименование — Публичное акционерное общество «Мостотрест». Штаб-квартира — в Москве.
История
25 января 1930 года по решению Совета народных комиссаров СССР в системе Народного Комиссариата путей сообщения (НКПС) был образован Всесоюзный трест по строительству внеклассных и больших мостов «Мостотрест». 28 августа 1930 года был утверждён первый устав «Мостотреста».
До начала Великой Отечественной войны «Мостотрестом» было построено свыше 188 крупных мостов через Днепр, Волгу, Оку, Ангару, Амур, Москву, Куру и другие реки общей протяжённостью более 35 км.
В 1941—1945 годах на фронтовых дорогах «Мостотрест» временно восстановил 516 мостов длиной 42 км, капитально восстановил и построил 142 моста длиной 16 км.
В 1954 году создается Министерство транспортного строительства СССР с включением в его состав «Мостотреста».
В 1958 году «Мостотресту» вручен орден Ленина. В 1980 году за достигнутые успехи в развитии отечественного мостостроения «Мостотрест» награждается орденом Трудового Красного Знамени.
В 1991 году «Мостотрест» преобразован в открытое акционерное общество.
С 1992 года «Мостотрест» — член Международной ассоциации по мостостроению (IABSE).
IPO
В ноябре 2010 года состоялось первичное размещение акций (IPO) «Мостотреста». Инвесторам было предложено 25 % акций компании. Диапазон размещения был определён в границах $6,25—8 долл. за одну обыкновенную акцию.
3 ноября 2010 года компания объявила официальные результаты IPO. Цена размещения составила $6,25 за одну акцию. Общий объём средств, полученных в ходе размещения, составил около $388 млн, а сама компания была оценена инвесторами в $1,55 млрд[1].
Реализованные проекты
За свою историю «Мостотрест» построил более 7700 мостов и путепроводов самых различных систем и конструкций общей длиной 600 км, свыше 1500 пешеходных тоннелей и мостов, несколько десятков сложных транспортных развязок, жилые дома и различные объекты социально-культурного и бытового назначения[2].
В 1931 году «Мостотрест» построил первый большой железнодорожный арочный мост через реку Днепр в Днепропетровске из монолитного железобетона.
«Мостотрест» принимал участие в возведении нового моста через реку Оку в городе Горьком, введённого в строй в апреле 1933 года. Вот что писала о строительстве газета «Горьковская коммуна»[3]:
На строительстве шла классовая борьба. В бараках раскулаченные молодчики нашёптывали на ушко грабарям контрреволюционную клевету на партию и советскую власть, купеческие последыши пытались оттянуть стройку, организуя рвачей для нелепейших требований. Классовый враг, пробравшийся на строительство, старался сорвать высокое качество заканчиваемого стройкой моста. Пролетарии и коммунисты «Мостотреста» и «Стальмоста» разоблачали врага, выкидывали его из своих рядов, отвечали на вылазки ещё большими подъёмами трудового героизма.
В 1957 году к Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в Москве «Мостотрестом» в рекордные сроки был построен уникальный двухъярусный мост. В средней части нижнего яруса моста расположена станция метро «Воробьёвы горы» (до мая 1999 года - «Ленинские горы»), в верхнем ярусе — автодорога. В связи со спешкой, а также из-за конструктивных и технологических ошибок при строительстве несущие конструкции моста претерпели преждевременный износ, была нарушена гидроизоляция станции, которая уже в 1988 была закрыта. В 1999—2002 годах была произведена реконструкция метромоста[4][5].
В июле 2004 года закончено строительство первой в России Московской монорельсовой транспортной системы (ММТС).
В сентябре 2004 года сдан в эксплуатацию двухконсольный металлический пешеходный мост через Москву-реку к Храму Христа Спасителя. При его сооружении применялась оригинальная схема монтажа, позволившая на время строительства не прекращать движение транспорта по набережным и судоходство по Москве-реке. Каждая половина пролётного строения собиралась на берегу вдоль реки, затем они были одновременно развёрнуты на 90 градусов и замкнуты в центре речного пролёта.
В октябре 2007 года в Санкт-Петербурге открылась вторая очередь Большого Обуховского моста через Неву. Этот вантовый мост является единственной неразводной переправой через Неву. Выполнен в виде двух параллельных мостов. Первая очередь была сдана в 2004 году.
В том же 2007 в Санкт-Петербурге построена Пулковская транспортная развязка — одна из крупнейших действующих транспортных развязок на территории России общей длиной 850 м.
В 2007 году в Москве сдан в эксплуатацию уникальный и один из самых больших в Европе вантовый арочный мост «Живописный» в Серебряном Бору. Длина моста 1460 м. Мост строился под углом 30 градусов к реке, почти вдоль течения.
В 2008 году построена транспортная развязка через реку Ангару в Иркутске, включающая в себя автомобильный мост через Ангару и путепровод, проходящий в районе ул. Верхняя Набережная Иркутска. Мост через Ангару — первый в Сибири мост из монолитного железобетона с пролётами по 105 метров, сооружённый методом навесного бетонирования.
В 2008 году в рамках реконструкции магистрали М-4 «Дон» на участке с 556 по 588 км завершено строительство пяти путепроводов и одного моста через реку Красную в Воронежской области.
В 2009 году введён в эксплуатацию вантовый мост через Оку в обход Мурома — первый во Владимирской и Нижегородской областях вантовый мостовой переход через Оку.
В 2010 году построен мост через Дон в створе ул. Сиверса в Ростове-на-Дону[6].
В 2011 году завершено строительство моста длиной 643 м через реку Вятку в Татарстане на автомобильной дороге М-7 «Волга» и дороги от курорта «Альпика-Сервис» до лыжной финишной зоны курорта «Роза Хутор» в Сочи с устройством подъездов на бобслейные трассы, во фристайл-центр, сноуборд-парк и Олимпийскую деревню.
В 2012 году введены в эксплуатацию развязки «Адлерское Кольцо» и «Стадион» в Сочи, мост через реку Суру на автомобильной дороге М-7 «Волга» в Ядринском районе Чувашии.
Также в 2012 году «Мостотрест» закончил строительство первой в истории компании линии метрополитена — участка от станции «Московская» до станции «Горьковская» Автозаводской линии метро в Нижнем Новгороде. Общая протяжённость — 3384 м, в том числе длина пути по совмещённому метромосту — 1269 м.
В 2013 году построены Северный обход Рязани, развязка «Голубые Дали» и дублёр Курортного проспекта в Сочи, участок автодороги М-4 «Дон» на обходе Воронежа, мост через Москву-реку в Бронницах (Московская область), транспортная развязка на пересечении Ленинградского шоссе и Московской кольцевой автодороги, проведены реконструкция взлётно-посадочной полосы и рулёжных дорожек в московском аэропорту Внуково, ремонт автомобильной дороги М-9 «Балтия» в Тверской области (участки с 233 по 248 км и с 306 по 321 км).
В 2014 году сданы в эксплуатацию участок дороги на подъезде к морскому торговому порту Усть-Луга по территории Кингисеппского района Ленинградской области, мостовой переход через Дон на автомобильной дороге М-4 «Дон» в г. Аксае (Ростовская область), головной участок (км 15 – км 58) и обход Вышнего Волочка на новой скоростной автодороге М-11 «Москва - Санкт-Петербург».
В 2015 году построены дублёр Ворошиловского моста через Дон в Ростове-на-Дону; дорога к морскому торговому порту Усть-Луга в Ленинградской области; тоннель на пересечении Большой Академической и Михалковской улиц в Москве; четвёртый этап южного участка Северо-Западной хорды в Москве; Бусиновская развязка в Москве.
В 2016 году построены участок Северо-Восточной хорды между шоссе Энтузиастов и Измайловским шоссе в Москве, участки автодороги М-9 «Балтия» (км 17 - км 82) в Московской области и автодороги М-4 «Дон» (км 517 – км 544) в обход Новой Усмани и Рогачевки в Воронежской области.
В 2017 построены участок скоростной дороги М-11 «Москва - Санкт-Петербург» (км 208 - км 258) в Тверской области (обход Торжка), аэропорт Платов в Ростове-на-Дону, дублёр Борского моста в Нижнем Новгороде.
В 2018 году сданы в эксплуатацию два участка скоростной дороги М-11 «Москва - Санкт-Петербург» (км 58 – км 97 (обход Солнечногорска и Клина в Московской области) и км 334 - км 543 в Тверской и Новгородской областях), два участка Северо-Восточной хорды в Москве, закончена реконструкция аэропортов в Норильске и Нижнем Новгороде. Филиалом «Мостотреста» компанией «Мостотряд-90» построен автомобильный четырехполосный мост через Волгу в Дубне.
15 мая 2018 года открыт автодорожный Крымский мост через Керченский пролив, в строительстве которого также принимал участие «Мостотрест».
В 2019 году сдан в эксплуатацию участок Сокольнической линии московского метро от станции «Саларьево» до станции «Коммунарка», участок скоростной дороги М-11 «Москва - Санкт-Петербург»» (км 97 - км 149) в Московской и Тверской областях.
В декабре 2019 года открыто движение пассажирских поездов по железнодорожной части Крымского моста, а в июне 2020 - движение грузовых поездов.
Собственники и руководство
Основными акционерами компании до апреля 2015 года были кипрская Marc O’Polo Investments Ltd.(38,6 %) и управляющие компании НПФ «Благосостояние»(29,4 %)[7], 32 % акций находились у миноритариев.
Мажоритарием Marc O’Polo до июля 2014 года был совладелец СМП-банка Аркадий Ротенберг: через эту структуру он контролировал около 26,6 % «Мостотреста»[8]. В Marc O’Polo у Ротенберга было 68,45 %. Топ-менеджеры группы «Н-Транс» владеют 31,55 % Marc O’Polo.
В июле 2014 года Аркадий Ротенберг продал свою долю в Marc O’Polo сыну — Игорю Ротенбергу[9].
29 апреля 2015 года ОАО «ТФК-Финанс» стало владельцем 63,6 % акций ПАО «Мостотрест» в результате приобретения 38,6 % акций (то есть всего пакета) у компании Marc O’Polo Investments Ltd. Основные акционеры «ТФК-Финанс» — управляющие компании НПФ «Благосостояние». 36,4 % акций — в свободном обращении.[10].
19 августа 2015 года ОАО «ТФК-Финанс» увеличило долю в ПАО «Мостотрест» с 63,6 % до 94,2 % акций[11].
11 апреля 2018 ПАО «Мостотрест» сообщило, что новым владельцем акционера компании АО «ТФК-Финанс», владеющего 94,2 % акций ПАО «Мостотрест», стало принадлежащее Аркадию Ротенбергу ООО «Стройпроектхолдинг».
В мае 2020 года акционеры «Мостотреста» приняли решение о реорганизации компании в связи с созданием при участии госкорпорации «ВЭБ.РФ» инфраструктурного холдинга АО Группа компаний «Нацпроектстрой». Из структуры ПАО «Мостотрест» было выделено новое АО «Дороги и мосты», которому была передана значительная доля имущества, мощностей и трудовых ресурсов. Государственная регистрация АО «Дороги и мосты» была завершена в октябре 2020 года.
Совет директоров компании (на 2021 год)[12]:
- Бирюков Евгений Николаевич
- Вольнов Сергей Владимирович
- Добряков Павел Александрович
- Карелина Мария Юрьевна
- Приходько Вячеслав Михайлович
- Рыженькин Леонид Кронидович
- Спиридонов Алексей Евгеньевич
Генеральный директор — Подерёгин Александр Николаевич (с сентября 2021)
Руководители «Мостотреста» с момента создания компании:
- 1930—1936 Тесленко, Прокофий Аввакумович
- 1936—1937 Киеня, Макар Александрович
- 1937—1942 Холин, Николай Александрович
- 1942—1954 Иванченко, Иосиф Антонович
- 1954—1967 Жуковский, Александр Иванович
- 1974—1978 Митрофанов, Юрий Михайлович
- 1978—1986 Потапов, Алексей Дмитриевич
- 1986—1996 Блинков, Леонид Соломонович
- 1996—2006 Куракин, Павел Павлович
- 2006—2020 Власов, Владимир Николаевич
- 2020—2021 Рыженькин Леонид Кронидович
- С сентября 2021 — Подерёгин Александр Николаевич
Персонал
Численность работников Группы компаний «Мостотрест» на 2018 год (до реорганизации в 2020 году) составляла более 32 000 человек. Из них 73 % — рабочие.
После выделения из структуры «Мостотреста» в 2020 году АО «Дороги и мосты», которому была передана значительная доля имущества, мощностей и трудовых ресурсов, численность работников ПАО «Мостотрест» составляет около 1 000 человек.
Деятельность
«Мостотрест» ведёт свою деятельность в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Новгородской (Деревяни́цкий мост), Краснодарском крае, Нижегородской, Ярославской, Ростовской, Рязанской, Воронежской, Тамбовской, Владимирской, Ивановской, Иркутской, Липецкой и других областях.
«Мостотрест» принимал участие в реализации ряда проектов в рамках подготовки к зимним Олимпийским играм 2014 года в Сочи — строительство транспортной развязки в Сочи на пересечении Курортного проспекта и ул. 20-й Горнострелковой дивизии; строительство транспортной развязки «Адлерское кольцо»; строительство дороги «Адлер — нижняя станция горнолыжного курорта «Роза Хутор», строительство дублёра Курортного проспекта в Сочи, совмещённая (автомобильная и железная) дорога «Адлер — курорт «Альпика-Сервис».
На начало 2019 года «Мостотрест» принимал участие в реализации ряда комплексных проектов по развитию транспортной инфраструктуры, таких как строительство участка автодороги М-4 «Дон» (км 633 – км 715) в обход с. Лосево и г. Павловска в Воронежской области, участка Сокольнической линии московского метрополитена от станции «Саларьево» до станции «Столбово», дороги от 23 км Калужского шоссе до транспортно-пересадочного узла «Столбово».
Показатели деятельности
Год | Выручка, млрд руб.[13] | Чистая прибыль/Убыток, млрд руб. | EBITDA, млрд руб. |
---|---|---|---|
2009 | 33,2 | 3,37 | |
2012 | 123,7 | ||
2013 | 116,7 | 2,3 | 9,4 |
2014 | 150,5[14] | 6,1 | 15,4 |
2015 | 143,2[15] | 13,2 | |
2016 | 175,2[16] | 5,0 | 18,1 |
2017 | 207,8[17] | 3,0 | 15,0 |
2018 I полугодие | 86,5[18] | 0,6 | 6,9 |
Структура компании
До реорганизации, состоявшейся в 2020 году, в состав ПАО «Мостотрест» входило 15 филиалов, общество имело дочерние и зависимые общества.
В 2010 году «Мостотрест» провёл ряд сделок, направленных на расширение сферы деятельности компании: в марте приобретён блокирующий пакет акций ОАО «Мостострой-11» — ведущего мостостроительного предприятия Западно-Сибирского региона России; в июне завершена сделка по покупке контрольного пакета одной из крупнейших проектных и инжиниринговых компаний в секторе инфраструктурного строительства — ООО «Корпорация Инжтрансстрой» и 50,1 % ООО «Трансстроймеханизация», специализирующегося на строительстве и реконструкции автомобильных дорог и аэропортов.
31 января 2013 года совет директоров «Мостотреста» принял решение о выходе из капитала ООО «Корпорация Инжтрансстрой».
10 января 2020 года «Мостотрест» стал владельцем 100 % ООО «Трансстроймеханизация» (до этого ему принадлежало 84 % компании).[19]
Дочерние и зависимые общества (до 2020 года):
- ООО «Трансстроймеханизация» (доля в уставном капитале — 100 %). Осуществляет строительство и реконструкцию объектов транспортной инфраструктуры;
- ОАО «Мостострой-11» (доля в уставном капитале — 25,001 %). Сфера деятельности — возведение и реконструкция автомобильных, железнодорожных, городских мостов и путепроводов и других объектов транспортного, промышленного и гражданского назначения в Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО;
- СП Russian Highway Operations B.V. (доля в уставном капитале — 50 %). Компания, владеющая совместно с VINCI 100 % компании Объединенные системы сбора платы (ОССП), которая реализует проекты по оперированию платными автотрассами, занимается разработкой и внедрением оптимальных технологических решений по управлению автомобильными дорогами с использованием интеллектуальных систем;
- ЗАО «Мостотрест-Сервис» (доля в уставном капитале — 43,33 %). Сервисная компания, специализирующаяся на оказании комплексных услуг по содержанию автомобильных дорог;
- Plexy Ltd. (доля в уставном капитале — 100 %). Компания осуществляет права на 50 % участия в ООО «Северо-Западная концессионная компания», являющемся концессионером платного участка (15-58 км) скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт- Петербург согласно заключённому с ГК «Автодор» концессионному соглашению;
- ООО «ИЦ «МиТ» (доля в уставном капитале — 100 %). Деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях.
Филиалы ПАО «Мостотрест» (до 2020 года):
- «Мостоотряд-1» (г. Нижний Новгород)
- «Мостоотряд-4» (г. Москва)
- «Мостоотряд-6» (г. Ярославль)
- «Мостоотряд-10» (Ростов-на-Дону)
- «Мостоотряд-22» (г. Рязань)
- «Мостоотряд-41» (г. Чебоксары)
- «Мостоотряд-46» (г. Киров)
- «Мостоотряд-81» (г. Воронеж)
- «Мостоотряд-90» (г. Дмитров)
- «Мостоотряд-99» (г. Серпухов)
- «Мостоотряд-114» (г. Москва)
- «Мостоотряд-125» (г. Коломна)
- «Мехстроймост» (г. Тула)
- «Мокон» — завод железобетонных конструкций (г. Москва)
- «Таганка-Мост» (г. Москва)[20]
В 2000-х годах были ликвидированы следующие филиалы «Мостотреста»:
- «Мостоотряд-18» (г. Москва), путём объединения с «Мостоотряд-4» (г. Москва) — 2006 год;
- «Мостоотряд-79» (г. Тамбов), путём объединения с «Мостоотряд-81» (г. Воронеж) — 2007 год;
- «Космост» (г. Москва) — 2006 год;
- «Ремонтно-эксплуатационное управление (РЭУ)» (г. Москва) — 2007 год.
Примечания
- ↑ Алексей Непомнящий. Мост к бирже Архивная копия от 27 декабря 2010 на Wayback Machine // Ведомости, № 209 (2727), 08 ноября 2010
- ↑ Мостотрест: О компании: Визитная карточка Архивная копия от 28 марта 2010 на Wayback Machine // mostro.ru (Дата обращения: 26 марта 2010)
- ↑ У купеческих «отцов города» Нижнего не выходило, у большевиков города Горького вышло! // «Горьковская коммуна», 01 апреля 1933
- ↑ Реконструкция мостового перехода через реку Москву в Лужниках на сайте института Гипростроймост Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine // giprostroymost.ru (Дата обращения: 17 августа 2010)
- ↑ Московское метро | Реконструкция станций. Архивная копия от 20 апреля 2012 на Wayback Machine // metro.molot.ru (Дата обращения: 17 августа 2010)
- ↑ Мост через Дон в створе ул. Сиверса (Ростов-на-Дону, 2010 г.) Архивная копия от 11 ноября 2014 на Wayback Machine // сайт Мостотреста
- ↑ «Мостотрест», в котором имеют пакет Ротенберги, купит 50% подрядчика трассы Москва – Петербург . gazeta.ru. Дата обращения: 12 ноября 2012. Архивировано 6 октября 2014 года.
- ↑ Мостотрест построит дорогу до Усть-Луги за 9,3 млрд руб. . vedomosti.ru. Дата обращения: 16 декабря 2011. Архивировано 30 декабря 2011 года.
- ↑ Аркадий Ротенберг: мы живем в условиях жесткой конкуренции, но она нас не пугает . Дата обращения: 5 ноября 2014. Архивировано 5 ноября 2014 года.
- ↑ ТФК Финанс стала контролирующим акционером «Мостотреста» Архивная копия от 15 июля 2020 на Wayback Machine // Финам, 30 апреля 2015
- ↑ Основной акционер «Мостотреста» увеличил долю до 94,2 % Архивная копия от 20 августа 2015 на Wayback Machine // Ведомости, 19 августа 2015
- ↑ Совет директоров ПАО «Мостотрест» на сайте компании Архивная копия от 24 июля 2021 на Wayback Machine//
- ↑ 200 крупнейших частных компаний России — Мостотрест . Дата обращения: 9 февраля 2017. Архивировано 11 февраля 2017 года.
- ↑ ПАО «Мостотрест» объявляет результаты деятельности за 2014 год Архивная копия от 20 апреля 2015 на Wayback Machine//
- ↑ ПАО «Мостотрест» объявляет результаты деятельности за 2015 год Архивная копия от 16 августа 2016 на Wayback Machine//
- ↑ ПАО «Мостотрест» объявляет результаты деятельности за 2016 год Архивная копия от 20 июля 2017 на Wayback Machine//
- ↑ ПАО «МОСТОТРЕСТ» объявляет результаты деятельности за 2017 год . Дата обращения: 30 ноября 2018. Архивировано 28 ноября 2018 года.
- ↑ ПАО «МОСТОТРЕСТ» объявляет результаты деятельности в 1 полугодии 2018 года . Дата обращения: 30 ноября 2018. Архивировано 30 ноября 2018 года.
- ↑ «Мостотрест» консолидировал 100 % «Трансстроймеханизации» . Дата обращения: 21 января 2020. Архивировано 19 марта 2020 года.
- ↑ Изменения в Устав ОАО «МОСТОТРЕСТ» Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine // 04.07.2011 г.
См. также
Ссылки
- Официальный сайт компании
- О тех, кто умеет строить Всё о мире строительства, 2009/12 — 2010/01.