Мостоотряд-90

Материал из энциклопедии Руниверсалис
ДТФ "Мостоотряд-90"
Год основания 1941
Прежние названия Мостовосстановительная летучка № 51, Мостопоезд № 422
Расположение 141801, Россия, Московская область, г. Дмитров, ул. 2-я Инженерная, д. 46
Ключевые фигуры А. Г. Афанасьев, И. Ф. Рвачев
Отрасль строительство
Продукция путепроводы, мосты
Сайт www.mo90.ru

Мостоотряд-90 (ДТФ Мостоотряд-90) — строительное предприятие, филиал АО «Дороги и мосты» (бывший Мостотрест), располагающееся в городе Дмитров Московской области. Основной деятельностью предприятия является строительство мостов, путепроводов, эстакад и тоннелей из железобетона.

В жизни предприятия было 3 основных периода: создание мостопоезда и деятельность в военный период; размещение основной базы в городе Дмитрове и деятельность, в основном, в Московской области; и период в составе Мостотреста с ростом объёмов строительства мостов и путепроводов в РФ.

Работает с различными поставщиками сырья для бетона, металлоконструкций а также готовых железобетонных конструкций. Одним из главных поставщиков является Дмитровский завод мостовых железобетонных конструкций, располагающийся по соседству.

История

История предприятия начинается на Тульской прокатной базе Мостотреста. Здесь в августе 1941 года согласно приказу Наркома путей сообщения была сформирована Мостовосстановительная летучка № 51 для восстановления разрушенных в ходе войны мостов и путепроводов. Осенью 1941 года она была переименована в Мостопоезд № 422. Руководителем был назначен Иван Федорович Рвачев[1].

Оснащение Мостопоезда было небольшим: лебёдки, домкраты, монтажные тележки, бензорез, электродрели, труд был ручной. Из транспорта — трактор и одна автомашина. Коллектив — 28 человек. Первым восстановленным объектом был мост через Оку в Кашире, который мостопоезд восстановил в рекордные сроки за 14 дней. За годы Великой Отечественной войны было восстановлено более 140 больших и малых мостов[2].

Так согласно постановлениям Государственного Комитета Обороны и Приказам Наркома путей сообщения по всей стране были сформированы несколько Мостопоездов под различными номерами (в дальнейшем Мостоотряды). В задачи которых входило восстановление разрушенной инфраструктуры и строительство новых мостов и объектов. Большинство мостопоездов находились в прямом подчинении Главного управления военно-восстановительных работ Наркомата путей сообщения[3].

В 1946 году Народный комиссариат путей сообщения был преобразован в Министерство путей сообщения СССР.

Послевоенный период. Прописка в Дмитровском районе

После войны предприятие получает задания по строительству жилья, мостов и реконструкцию заводов на различных местах страны.

В 1951 году Мостопоезд № 422 получает прописку в городе Дмитрове. Активно участвует в строительстве Дмитровского завода мостовых железобетонных изделий (завод МЖБК). В 1952 году начинает обустройство базы предприятия в городе[2].

Территориально предприятие разместилось в посёлке завода железобетонных конструкций, который в 1959 году из Орудьевского сельсовета вошёл в Дмитров.

Строительные предприятия разместились на ресурсно-сырьевой базе района, разработанной в 1930-е годы Гравийно-песчаным заводом № 24, выделенного из Дмитлага. Первоначально на заводе работали заключённые[4]. В 1957 году Гравийно-песчаный завод № 24 окончательно входит в состав завода МЖБК.

С 1952 по 1961 год в Московской области было построено более 26 мостов и путепроводов, реконструирован завод № 24 Министерства путей сообщения и другие объекты.

В августе 1954 года реорганизация Министерства путей сообщения на две основные части: предприятия обслуживающие дороги и предприятия, занимающиеся строительством. В ходе реорганизации Главного управления железнодорожного строительства было сформировано Министерство транспортного строительства СССР (Минтрансстрой СССР). Минтрансстрой был сформирован на основе размещения территориальных строительно-монтажных и субподрядных специализированных организаций. Все организации, входящие в Минтрансстрой подчинялись пяти производственно-территориальным главным управлениям железнодорожного строительства (ГУЖДС Севера и Запада, ГУЖДС Поволжья и Юга, ГУЖДС Урала и Сибири, ГУЖДС Казахстана и Средней Азии и ГлавБАМстрой). И в то же время подчинялись 6-ти производственно-отраслевым управлениям (специализированные управления): Главмостострой, Главтоннельметрострой, Главтрансэлектромонтаж, Главдорстрой, Главзапсибдорстрой, Главморречстрой[5].

На 1955 год Мостопоезд № 422 входил в состав специализированного Всесоюзного треста по строительству внеклассных и больших мостов (Москва) Мостотреста Главмостостроя.

В 1962 году предприятие начинает строительство жилых домов и в Дмитрове на соседних улицах: Комсомольской, Инженерной и Пушкинской.

В 1960—80-е годы предприятие принимает активное участие в строительстве различных социальных и производственных объектов в Дмитровском районе. Им построены: районный Дворец культуры, Музыкальная школа, Школа-интернат, Школа рабочей молодёжи и здание УВД. Также множество сельскохозяйственных объектов и 13 многоэтажных домов общей площадью 60 тыс. м2[1].

В 1971 году в связи с необходимостью подготовки рабочих специальностей и кадров для Мостоотряда-90, завода МЖБК и ДДСК рядом по улице Космонавтов возводится современный «городок» для строительного техникума[6].

В 1979 году Мостопоезд № 422 получает новое название «Мостоотряд-90»[1].

В советское время под руководством специалистов Мостоотряда-90 возводятся мосты и различные объекты в других странах: Ангола, Гвиней, Камбоджа, Лаос, Йемен, Китай, Ирак, Иран, Афганистан, Финляндия, Чехословакия[2].

Новейшая история

В 1993 году акционирование Треста по строительству внеклассных и больших мостов. Дмитровская территориальная фирма Мостоотряд № 90 становится филиалом ОАО «Мостотрест» (ДТФ Мостоотряд-90). С 1991 года директором предприятия является Андрей Гельевич Афанасьев[1].

В новых экономических условиях предприятие отметилось постройкой множества объектов различной сложности на территории РФ. Данный период явился одним из самых продуктивных в истории предприятия.

В октябре 2020 года из структуры ПАО «Мостотрест» было выделено АО «Дороги и мосты», куда и вошёл Мостоотряд-90.

Построенные объекты

Живописный мост через реку Москву в Серебряном Бору

и многие другие объекты.

Литература

  • Рубинчик Г. Н. Дмитровская центральная районная библиотека. Промышленность района в 1946—1966 гг. — Дмитров. 1967 г.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Транспортная стратегия — XXI век. № 9, 2010. В строительстве с 1941-го.... Дата обращения: 25 февраля 2021. Архивировано 9 мая 2012 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Чернов Ю. Дорогу осилит идущий — Дмитровский вестник № 114, 24 сентября 2011 года
  3. История промышленности Новосибирска. Том 4. «Запас прочности». 1946—1985. 624 стр.
  4. Улица Метростроевская. Дата обращения: 3 марта 2021. Архивировано 20 июня 2021 года.
  5. История железнодорожного транспорта Советского Союза. Том 3. 1945—1991 г.
  6. Козак Н. Дмитровский строительный колледж. Документально-историческая повесть — 2016 г.. Дата обращения: 21 ноября 2021. Архивировано 12 апреля 2021 года.
  7. Татищевский автомобильный мост на Канале имени Москвы. Дата обращения: 5 марта 2021. Архивировано 30 октября 2020 года.
  8. Мостоотряд-90. Дата обращения: 25 февраля 2021. Архивировано 24 сентября 2020 года.
  9. Кимрский мост через Волгу. Дата обращения: 3 марта 2021. Архивировано 26 января 2021 года.

Ссылки