Перейти к содержанию

Москвин, Андрей Николаевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Андрей Москвин
Имя при рождении Андрей Николаевич Москвин
Профессия кинооператор
Награды

Андре́й Никола́евич Москви́н (19011961) — советский кинооператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Лауреат двух Сталинских премий (1946, 1948).

Биография

А. Н. Москвин родился 1 (14 февраля) 1901 года в Царском Селе (ныне Пушкин, Санкт-Петербург). Много лет работал в творческом содружестве с режиссёрами Г. М. Козинцевым и Л. З. Траубергом.

Один из основоположников советской операторской школы. Ранний период творчества (под влиянием Фабрики эксцентрического актёра, ФЭКС) отмечен поиском острой формы изображения, стремлением расширить выразительные возможности камеры. Москвин начал использовать съёмку в движении, применял резкие тональные контрасты («Шинель»). В последующих фильмах (в частности, «С. В. Д.») и особенно в фильме «Новый Вавилон» композиция кадра приобрела стройность, графичность оптического рисунка сменилась мягкой живописной обобщённостью изображения. Операторский стиль Москвина получил свою сформированность, законченность в кинотрилогии о Максиме — «Юность Максима» (1934), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1938).

Новый этап в творчестве оператора начался с фильма С. М. Эйзенштейна «Иван Грозный». В этой картине появилось новаторство Москвина в освоении цвета в кино (эпизод второй серии «Пир опричников»). Цветовое решение и пластическая выразительность кадра позволили подчеркнуть драматизм сцены. Среди других работ наиболее выделяется работа в фильмах «Овод», «Дон Кихот», «Дама с собачкой».

А. Н. Москвин умер 28 февраля 1961 года. Похоронен на Казанском кладбище города Пушкин.

Семья

Жена — известный кинорежиссёр Надежда Кошеверова.

  • Сын — Николай Москвин (1935—1995)

Фильмография

Оператор[1]

Награды и премии

Примечания

Библиография

  • Михайлов Е. С., Москвин А. Н. Роль кинооператора в создании фильма // Поэтика кино. — М.Л., 1927. — С. 171—191. (Перепечатано в кн.: Поэтика кино. Перечитывая «Поэтику кино». — СПб.: РИИИ, 2001. — С. 110—121).
  • Москвин А. Н. О своей работе и о себе // Сов. экран. — М., 1927. — № 38. — С. 10.
  • Москвин А. Н. Выступление на Всесоюзном творческом совещании работников советской кинематографии 13 января 1935 г. // За большое киноискусство. — М.: Кинофотоиздат, 1935. — С. 151—153.
  • Москвин А. Н. Быть пропагандистом советской действительности // 30 лет советской кинематографии. — М.: Госкиноиздат, 1950. — С. 320—321.
  • Страница истории: говорит и пишет Андрей Николаевич Москвин / Вст. заметка и публикация Я. Л. Бутовского // Фильмы. Судьбы. Голоса. — Л., 1990. — С. 277—286. Содержание: О своей работе и о себе. Письмо в редакцию. Стенограммы обсуждений на Художественном совете «Ленфильма» и в Ленинградском Доме кино.
  • Переписка А. Н. Москвина и С. М. Эйзенштейна / Вст. заметка и публикация Я. Л. Бутовского // КЗ. — 1998. — № 38. — С. 296—313.
  • Козинцев Г. М. Андрей Москвин // Сов. кино. — 1935. — № 11. — С. 35—43.
  • У камеры — Андрей Москвин. Вспоминают товарищи по студии // Искусство кино. — 1962. — № 10. — С. 116—122. — ISSN 0130-6405.
  • Кинооператор Андрей Москвин. Очерк жизни и творчества. Воспоминания товарищей. — Л.: Искусство, 1971. — 230 с.
  • Бутовский Я. Л. «Попытка разобраться в сущности операторской работы…» // Киноведческие записки. — 1999. — № 43. — С. 189—198. (Перепеч. в кн.: Поэтика кино. Перечитывая «Поэтику кино». — СПб.: РИИИ, 2001. — С. 250—262).
  • Бутовский Я. Л. Андрей Москвин, кинооператор. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. — 298 с. — ISBN 5-86007-272-4.
  • Розовский Э. А. Мой Учитель Андрей Николаевич Москвин // Техника кино и телевидения. — 2001. — № 2. — С. 78—79.

Ссылки