Месхиев, Дмитрий Давыдович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Дмитрий Месхиев
Профессия кинооператор
Награды Заслуженный деятель искусств РСФСР

Дми́трий Дави́дович Ме́схиев (25 декабря 1925Тифлис16 апреля 1983, Ленинград) — советский оператор-постановщик киностудии «Ленфильм», Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976)[1].

Биография

Родился в Тифлисе (ныне Тбилиси) в грузинской семье. С юности всерьёз занимался живописью[2].

В 1951 году окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Александра Гальперина)[1]. Его учителем был Александр Москвин, и в дальнейшем Месхиев старался развивать традиции, заложенные им[2].

Режиссёром дипломного фильма «Виноград Кахетии» стал земляк и старый друг Месхиева Лев Кулиджанов, съёмки проходили в Кахетии; из-за т.н. периода малокартинья студентов «прикрепили» к съёмочной группе Семёна Долидзе, который в то время был занят постановкой масштабного фильма о Грузии[3].

Дебютировал в качестве ассистента оператора на съёмках картины «Над Не­ма­ном рас­свет» (1953) киностудии «Ленфильм», где проработал всю жизнь[1].

Жена — кинорежиссёр Наталья Владимировна Трощенко (1933—1986)[4]. Дети: сын — кинорежиссёр Дмитрий Месхиев (род. 1963), дочь — художник-гримёр Екатерина Месхиева (1956—2009)[5].

Отзывы и рецензии

Операторское мастерство Дмитрия Месхиева отмечено в рецензиях ко многим фильмам, в которых он участвовал. Так, киновед Яков Бутовский, рассказывая о кинодебюте Месхиева в картине «Над Неманом рассвет» (1953), куда он был приглашён ассистентом оператора, отмечает, что первые же сделанные им светотехнические расчёты оказались точными[6].

Кинокритик Нея ЗоркаяСоветский экран»), анализируя ленту «Драма из старинной жизни», обращает внимание на то, что попытки воссоздать красоту усадебного «ампира» оказались для оператора успешными: в кадрах «порой проступают то композиция портретов Рокотова или Боровиковского, то строгие контуры старинной гравюры»[7].

Режиссёр Илья Авербах, работавший с Месхиевым на двух фильмах, в том числе «Монологе», вспоминает, что этому оператору очень шло слово «мастер». Во время съёмок он походил на писателя, одержимого «тайным желанием сотворить чудо из цвета, света, живого человеческого лица, игры фактур, линий, теней»[8].

Наталия Адаменко, разбирая работу оператора в ленте «Долгая счастливая жизнь», приходит к выводу, что за счёт изменения освещённости, точек съёмки, композиционных акцентов «интерьер начинает „дышать“»[9]. В фильме «Помни, Каспар…» во главу угла ставится диалогичность, и для её изображения Месхиев использует метод двойного портрета. Разный характер освещения героев, лёгкая высвеченность одного и тёмный силуэт другого, переплёт рамы посреди кадра — эти и другие приёмы усиливают заданную в картине «тему любви и тему разобщённости»[10].

Фильмография

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Я. Л. Бутовский. МЕ́СХИЕВ. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 12 июня 2021. Архивировано 7 августа 2020 года.
  2. 2,0 2,1 Наталия Адаменко. Дмитрий Месхиев и поэтический реализм фильма «Долгая счастливая жизнь». Киноведческие записки (2003). Дата обращения: 11 августа 2013. Архивировано 11 ноября 2012 года.
  3. Наталья Фокина. Лев Кулиджанов. Постижение профессии. Киноведческие записки (2003). Дата обращения: 12 июня 2021. Архивировано 13 мая 2021 года.
  4. Трощенко Н. Вступительное слово К. Курбатова. Публикация Е. Месхиевой. История одной старухи. Рассказ // Нева. — 1991. — № 11-12. — С. 84.
  5. Лындина Э. М. Актёры нашего кино. Сухоруков, Хабенский и другие. — М.: Эксмо, 2011. — ISBN 978-5-699-54003-7.
  6. Яков Бутовский. Андрей Москвин, кинооператор. — Дмитрий Буланин, 2000. — 300 с. — ISBN 5-86007-272-4. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 сентября 2014. Архивировано 7 сентября 2014 года.
  7. Зоркая Н. Далёкое и близкое // Советский экран. — 1972. — Т. 3. Архивировано 7 сентября 2014 года.
  8. Авербах И. Воспоминания о Д. Месхиеве // "Искусство кино". — 1983. — № 4. Архивировано 7 сентября 2014 года.
  9. Наталия Адаменко. Дмитрий Месхиев и поэтический реализм фильма «Долгая счастливая жизнь» // "Киноведческие записки". — 2003. — № 64.
  10. Наталия Адаменко. Д. Д. Месхиев и эпический символизм фильма «Помни, Каспар!» // "Киноведческие записки". — 2003. — № 63.

Ссылки