Мори, Марико

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Марико Мори
Дата рождения 1967(1967)
Место рождения Токио, Япония
Жанр фотография, видео, инсталляция, скульптура
Стиль нео-поп
Награды Menzioni d'onore, 47-я Венецианская биеннале (1997); Премия многообещающему художнику и исследователю в области современного японского искусства (2001)

Марико Мори (Mariko Mori, род. 1967, Токио, Япония) — современная японская художница.

Биография

Марико Мори родилась в 1967 в Токио, Япония, в одной из богатейших семей мира. В Токио она изучала дизайн одежды и непродолжительное время работала моделью. Позднее, с 1989 по 1992 училась в Лондоне в Chelsea College of Art и в Byam Shaw (теперь часть Центрального колледжа искусства и дизайна имени Святого Мартина), а также участвовала в образовательной программе Музея Уитни. С 1992 живет и работает в Нью-Йорке.

Творчество

Мори создает видео инсталляции, высокотехнологичные архитектурные объекты, монументальные фотографии и камерные рисунки, для которых черпает вдохновение в восточном и западном искусстве, религии, моде и популярной культуре. Она использует себя в качестве модели в фильмах и фотографиях, которые сочетают перформанс, моду, высокие технологии и искусство, создавая футуристический образ женщины-киборга. В отличие от соотечественников Taro Chiezo и Yasumasa Morimura, концептуальные работы Мори характеризуется простыми социальными комментариями, выраженными посредством высокотехнологичных материалов и процессов. В своем творчестве Марико Мори использует последние технологии и её произведения часто довольно дорогостоящие в производстве.

Ранние фотографии

Во время учебы в Bunka Fashion College в Токио, Марико Мори работала моделью, и это обстоятельство в значительной степени повлияло на её ранние работы. В начале карьеры Мори привлекла международное внимание посредством фотографий и видео, в которых использовала себя в качестве модели, эффектно смешивая моду, технология и искусство.

Среди её наиболее известных ранних работ — The Birth of a Star (недоступная ссылка) (1995), в которой Мори представляет себя школьницей в виниловом костюме с большими наушниками на голове. Она выглядит беззаботной и игривой, вокруг летают разноцветные шары. В этой работе художница создает технологичный образ киборга, гибрид современных представлений о женственности и фантастики, основанный на популярной культуре Японии. Во время одного из интервью, когда Марико Мори был задан вопрос по поводу постоянного счастья женщин, изображенных в её работах, она подчеркнула, что они киборги, а не женщины, и поэтому они счастливы. Продолжая тему киборгов и женщин, Марико Мори создала Subway (недоступная ссылка) (1994), Play with Me (недоступная ссылка) (1994) и Tea Ceremony III(1994). Нетрадиционной элементы были добавлены к привычной роли женщин, чтобы оценить и проанализировать их положение в традиционном японском обществе. Например, в Tea Ceremony III (недоступная ссылка) Марико Мори, одетая в белый парик и голубое платье, предлагает чай мужчинам, проходящим по оживленной улице. В Play with Me (недоступная ссылка) (1994) Мори стоит около токийского магазина игрушек, одетая как сексуальный киборг. Также среди известных ранних работ Мори: Empty Dream (1995), Warrior (недоступная ссылка) (1994), Love Hotel (недоступная ссылка) (1994) , Red Light (1994).

Beginning of the End (1995—2006)

Масштабный проект Beginning of the End (недоступная ссылка) продолжался одиннадцать лет, с 1995 по 2006. Марико Мори медитировала, лежа в капсуле из оргстекла, в разных местах мира. Этот опыт запечатлен на панорамных фотографиях: на фоне пустынного ландшафта или оживленной улицы капсула выглядит вне места и времени. Выбор мест, древних и современных, выявляет, что время и наше понимание его являются темой Beginning of the End (недоступная ссылка). Фотографии проекта демонстрируются размещенными по кругу в похожей на барабан структуре, предполагая цикличность и бесконечность.

Видео

В Kumano (1998—1999, видео, 11 минут) художница примеряет идентичность трех персонажей: посыльного с белой шкурой лисы, божества в храме, от которого видео берет своё название, и киборга в футуристическом костюме, проводящего традиционную чайную церемонию. Сцены и ритуалы, которые Мори исполняет в Kumano, расплывчаты. Художница больше заинтересована в демонстрации преобразующей силы ритуального опыта. В то время, как иллюстрации религиозной истории и легенд, как правило, помещают персонажей в отдаленное прошлое, Kumano смущает наше чувство времени созданными при помощи компьютера футуристическими объектами, такими, как НЛО в небе и светящийся высокотехнологичный храм. Kumano представляет мир, в котором прошлое, настоящее и будущее гармонично сосуществуют.

Miko no Inori (The Shaman’s Prayer) — пятиминутное видео, сопровождающееся композицией художницы «Kotoba wa Tokete» (Melting Language). Гипнотическое произведение, снятое в новом аэропорту Kansai, демонстрирует Мори с серебряными волосами в серебряном виниловом костюме с блестящими крыльями. Она держит хрустальный шар, подносит к лицу и целует, затем откидывает голову назад.

Скульптуры и инсталляции

В Star Doll (1998) Марико Мори переносит свой игривый образ, воплощенный в The Birth of a Star, на новый уровень реализации. Скульптура сопровождается аудио CD. В обоих случаях (фотография и скульптура), Мори представляет себя в качестве сфабрикованной на компьютере поп-звезды и исследует гибридный характер личности и её связи с частными фантазиями и глобальной культурой.

Работа Enlightenment Capsule (1998) состоит из прозрачного лотоса из волоконно-оптических кабелей в стеклянной капсуле. Капсула подключена к датчику на крыше, чувствительному к солнечному свету. Свет имеет физическую и метафизическую функцию: видимые и невидимые силы работают вместе, чтобы достичь сочетания духовного и науки.

Тремя основными темами Dream Temple (19971999) являются энергия, медитация и технологии. Они воплощены в сложном мультимедийном храме, в котором зрители могут пережить впечатляющий аудиовизуальный опыт. Эта работа опирается на традиции и последние технологии для достижения свободы духа и тела. Физическая конструкция сделана по мотивам японского храма раннего периода Нара (Храм Мечты в Horyuji, около 739 г. н. э.). Вместо дерева Мори использовала стекло, которое меняет цвет в зависимости от положения зрителя по отношению к поверхности стекла.

Wave UFO (недоступная ссылка) (19992003) — интерактивный скульптурный объект, который содержит специально созданные программы и оборудование для считывания и визуальной интерпретации мозговых волн. Wave UFO представляет собой большую капсулу в форме капли из полированного серебряного стекловолокна. Внутри капсулы, в которую можно попасть, поднявшись по белой полированной лестнице, три посетителя одновременно в течение семи минут могут увидеть на потолке цифровую анимацию. Программное обеспечение, которое анализирует и визуализирует мозговую активность, было создано Masahiro Kahata. Оно работает на компьютерах, спрятанных от глаз зрителей. Эта работа была показана на Венецианской биеннале в 2005.

Oneness (недоступная ссылка) (20022003) — интерактивная инсталляция, созданная Марико Мори как реакция на теракты 11 сентября 2001. Произведение представляет собой скульптуры шести инопланетян высотой около метра, которые стоят в кругу, взявшись за руки. Если обнять инопланетянина, у него загораются глаза и начинает стучать сердце. Oneness (недоступная ссылка) — аллегория объединения, символ принятия другого и преодоления национальных и культурных границ.

Монументальная работа Tom Na H-iu (недоступная ссылка) (20052006) представляет собой монолит из стекла весом около трех тонн. Эта мультимедийная скульптура подключена к научно-исследовательскому центру Kamiokande в Японии, который фиксирует поступающие из космоса нейтрино-частицы, возникающие при образовании сверхновых звезд. Сигналы отображаются в виде изменения световых пятен на монолите.

Одна из последних работ Марико Мори — Sun Pillar (недоступная ссылка) (2009), вертикальный столб, меняющийся в зависимости от положения солнца.

Персональные выставки

  • 2002 «Pure Land», Museum of Contemporary Art, Токио
  • 2002 Sao Paolo Biennale, Сан-Паулу
  • 2001 «Miracle», Gallery Koyanagi, Токио
  • 2001 «Form Follows Fiction», Castello di Rivoli Museo d’Arte Centemporanea, Турин
  • 2000 «Beginning of the End», Национальный центр фотографии, Париж
  • 2000 «Dream Temple», Rooseum Center for Contemporary Art, Мальмё
  • 2000 «Link», Центр Помпиду, Париж
  • 2000 «Mariko Mori», Galerie Emmanuel Perrotin, Париж
  • 1999 «Dream Temple», Фонд Прада, Милан
  • 1999 «Empty Dream», The Brooklyn Museum of Art, Нью-Йорк
  • 1999 «Esoteric Cosmos», Kunstmuseum Wolfsburg, Вольфсбург
  • 1998 «Mariko Mori», Музей Энди Уорхола, Питсбург

Публичные коллекции

  • The Refco Collection
  • Museum of Contemporary Art, Чикаго
  • Shiseido Co., Ltd.
  • Peter Norton Family Foundation
  • The Kobe Fashion Museum
  • French National Collection of Contemporary Art
  • New School of Social Research
  • The Prada Foundation
  • The Israel Museum
  • Dakis Joannou Foundation
  • Museum of Contemporary Art, Майями
  • Zellweger Foundation, Цюрих
  • Obayashi Corporation
  • Benesse Corporation
  • Vancouver Art Gallery
  • The Pisces Collection
  • Центр Помпиду

Примечания

Ссылки