Громов, Михаил Михайлович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Михаил Михайлович Громов
Фото 1934 г.Фото 1934 г.
Дата рождения 12 (24) февраля 1899(1899-02-24)
Место рождения Тверь, Российская империя
Дата смерти 22 января 1985(1985-01-22) (85 лет)
Место смерти Москва, СССР
Принадлежность  СССР
Род войск Военно-воздушные силы
Годы службы 1917—1955
Звание Генерал-полковник ВВС СССР
Командовал 31 смешанной авиационной дивизией (1941—1942), ВВС Калининского фронта (1942), 3 воздушной армией (1942—1943), 1 воздушной армией (1943—1944)
Сражения/войны Гражданская война в России, Великая Отечественная война
Награды и премии

Герой Советского Союза

Орден Ленина Орден Ленина Орден Ленина Орден Ленина
Орден Октябрьской Революции Орден Красного Знамени Орден Красного Знамени Орден Красного Знамени
Орден Красного Знамени Орден Отечественной войны I степени Орден Красной Звезды
Орден Красной Звезды Орден Красной Звезды Медаль «За трудовую доблесть» Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «За оборону Москвы» Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Заслуженный мастер спорта СССР

Иностранные награды

Командор ордена Почётного легиона
В отставке председатель Федерации тяжёлой атлетики СССР
Заслуженный лётчик СССР Михаил Михайлович Громов за штурвалом самолёта-гиганта АНТ-20 «Максим Горький». 1934. Фото М. Калашникова

Михаи́л Миха́йлович Гро́мов (12 (24) февраля 1899, Тверь — 22 января 1985, Москва) — советский лётчик и военачальник, генерал-полковник авиации, спортсмен (чемпион СССР 1923 г. по тяжёлой атлетике), профессор, Герой Советского Союза (1934)[1]. Заслуженный лётчик СССР (1925)[2].

Биография

Михаил Громов родился 12 февраля 1899 года в Твери в семье военного врача, выслужившего потомственное дворянство. Детство и юность провёл в Калуге, Ржеве[3], военном городке Мыза Раево неподалёку от железнодорожной станции Лосиноостровская Московской железной дороги, вокруг которой позже вырос город Бабушкин[4].

Учёба и карьера

Окончил Реальное училище Воскресенского. С 1910 года увлекался авиамодельным спортом и живописью, также добился высоких результатов в тяжелой атлетике (установил в своё время рекорд города Москвы на соревнованиях в одной из дисциплин). В 1916—1917 годах учился в Императорском Московском техническом училище. В 1917 году окончил авиационные теоретические курсы при ИМТУ. В 1917 году был призван в Русскую императорскую армию, где окончил курсы телеграфистов. В том же году впервые поднялся в небо на самолёте «Farman F.30».[5]

В 1918 году вступил в Красную Армию, где окончил Московскую лётную школу и первое время служил в ней лётчиком-инструктором, освоил ряд самолётов «Моран» и «Ньюпор». В ноябре 1919 года стал лётчиком 29-го разведывательного авиаотряда на Восточном фронте, затем служил лётчиком 2-го авиакрыла Приуральского сектора войск внутренней охраны. Участвовал в боях Гражданской войны[6].

В 1920–1922 годах – лётчик-инструктор, в 1922–1924 годах – начальник отделения боевого применения 1-й Московской авиашколы. Весной 1923 года был временно прикомандирован лётчиком-инструктором и командиром учебного авиаотряда к Серпуховской высшей школе воздушного боя, где одним из его курсантов стал Валерий Чкалов.

Продолжая активно заниматься спортом (бегом и гимнастикой), в эти годы был одним из первых спортсменов-тяжелоатлетов в Красной Армии, в 1923 году стал чемпионом СССР по тяжёлой атлетике в тяжёлом весе.

В период с 1924 по 1930 год находился на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС (ГЛИЦ МО им. В. П. Чкалова). В 1925 году Михаил Громов стал участником авиаперелёта Москва — Пекин — Токио, за который был награждён орденом Красного Знамени и удостоен звания заслуженного лётчика[2].

В этом институте выполнил первый полёт и провёл заводские и государственные испытания самолётов У-2 (1927), И-4 (1927), И-3 (1928), И-4бис (1928), АНТ-9 (1929), Р-6 (1929). Выполнил ряд дальних перелётов. 23 июня 1927 года Громов стал первым советским лётчиком, спасшимся на парашюте из аварийного самолёта И-1 при вхождении того в неуправляемый штопор[7].

В период с 1930 по 1941 год работал лётчиком-испытателем в ЦАГИ. Там выполнил первый полёт и провёл испытания Р-7 (1930), И-8 (1930), ТБ-3 (1930), АНТ-14 (1931), АНТ-25 (1933), ТБ-4 (1933), АНТ-20 (1934), АНТ-35 (1936), Пе-8 (1936), БОК-15 (1939). Выполнил также ряд новых дальних перелётов в Европу, Китай и Японию.

С 10 по 12 сентября 1934 года в качестве командира экипажа самолёта АНТ-25 РД («Рекорд дальности») (второй пилот А. И. Филин, штурман — И. Т. Спирин) совершил рекордный по дальности и продолжительности перелёт по замкнутому маршруту Москва — Рязань — Харьков протяжённостью 12 411 км за 75 часов.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, лётчику-испытателю Михаилу Михайловичу Громову постановлением ЦИК СССР от 28 сентября 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (в 1939 году после учреждения медали «Золотая Звезда» ему была вручена эта медаль за № 8). Остальные члены экипажа награждены орденами Ленина.

С 12 по 14 июля 1937 года вновь в качестве командира экипажа АНТ-25-1 (второй пилот — А. Б. Юмашев, штурман — С. А. Данилин) вновь совершил сверхдальний беспосадочный перелёт Москва – Северный полюсСан-Джасинто (Калифорния, США), установив три мировых авиационных рекорда дальности полёта. Но поскольку тогда звание дважды Героя Советского Союза не присваивалось, то М. М. Громов был награждён орденом Красного Знамени, а обоим членам его экипажа было присвоено звание Героя Советского Союза. За этот полёт Международная авиационная федерация (ФАИ) наградила пилотов и штурмана экипажа медалью Анри де Лаво за лучшее достижение 1937 года.

Обладая известностью и влиянием в высших кругах власти, М. М. Громов вместе с прославленной лётчицей В. С. Гризодубовой добился пересмотра дела С. П. Королёва, результатом чего стал перевод Королёва из лагеря на Колыме в «Туполевскую шарагу» ЦКБ-29.

Много внимания уделял научным вопросам безопасности полётов самолётов, в том числе поддержал инициативу создания Лётно-исследовательского института. С 1940 года — начальник Научно-технической группы при наркомате авиационной промышленности СССР. С марта по август 1941 года — начальник Лётно-исследовательского института. После начала Великой Отечественной войны в августе-декабре 1941 года находился в правительственной командировке в США по вопросам закупки американских самолётов.

После возвращения в СССР принимал участие в боевых действиях на командных должностях:

После войны продолжил службу в Советской армии, с 1946 по 1949 годы — заместитель командующего Дальней авиацией. В 1949—1955 годах — начальник Управления лётной службы МАП СССР. C 1955 года — в запасе.

Жил в Москве, активно занимался общественной деятельностью. В 1959—1961 годах — председатель Федерации тяжёлой атлетики СССР (на Олимпийских играх 1960 года выступали 6 советских тяжелоатлетов и выиграли 5 золотых наград в 7 категориях).

Депутат Верховного Совета СССР первого созыва (1937—1946).

Скончался 22 января 1985 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Награды

Иностранные награды

Звания

Воинские звания

Семья

Согласно автобиографии, публикация которой в начале 1970-х годов была чрезвычайно затруднена по причине цензуры, Михаил Громов имел в своём социальном происхождении как дворянские, так и крестьянские корни. Отец, Михаил Константинович Громов, происходил из дворянской интеллигенции, служил военным врачом. Мать, Любовь Игнатьевна Андреева, происходила из малограмотной крестьянской семьи, но окончила акушерские курсы.

4я жена[9] — Громова, Нина Георгиевна (30 января 1922 — 28 января 2019 года)[10] — советская спортсменка, мастер спорта СССР в конном спорте, почётный президент Федерации конного спорта России[11]. Дочь София родилась род. 13.02.1949. [12]

Память

В мемориалах

В топонимике и иных почётных наименованиях

В филателии и фалеристике

Сочинения

  • М. М. Gromov. Across the North pole to America. — Moscow: Foreign Languages Publishing House, 1939. — 38 с.
  • Громов М. М. Через всю жизнь — М.: Молодая гвардия, 1986.
  • Громов М. М. О лётной профессии — М., 1993.
  • На земле и в небе.:
    • 1-е изд. — Жуковский: «Печатный двор», 1999.
  • Громов М. М. В небе и на земле: Заметки о лётной профессии. — М.: «Гласность», 2011. — 528 с., ил. — 1 000 экз. — ISBN 978-5-903780-12-9.
  • Громов М. М. Заметки о лётной профессии[17].
  • Громов М. М. Тому, кто хочет летать и работать лучше: заметки о лётной профессии. — М.: Гласность, 2012. — 318 с. — ISBN 978-5-903780-19-8.[18][19].

Факты

  • Имя Громова упоминается в песне «Боевая Сталинская»

И ребятам есть одна забота:
Подрасти бы только поскорей,
Чтоб водить, как Громов, самолёты,
Быть бойцом Республики своей.

Документалистика

Люди, сделавшие землю круглой. Документальный фильм,2015 г.

Примечания

  1. Громов Михаил Михайлович. www.warheroes.ru. Дата обращения: 17 февраля 2018. Архивировано 20 мая 2012 года.
  2. 2,0 2,1 Выписка из протокола № 10 17 июля 1925 г. заседания президиума ЦИК Союза ССР // Авиация и космонавтика : журнал. — М.: Красная звезда, 1967. — Май (№ 5). — С. 44.
  3. Открытие памятника Герою СССР М. М. Громову во Ржеве. Дата обращения: 24 декабря 2017. Архивировано 25 декабря 2017 года.
  4. Громов М. М. На земле и в небе / под ред. Я.К. Голованова, А.А. Симонова. — 2-е, испр. и доп.. — Москва: Гласность-АС, 2005. — 528 с. — 1000 экз. — ISBN 5-85868-004-6.
  5. М. М. Громов: «Успех даётся не волею судеб, а волей самого человека». // Красная звезда. — 2021, 12 июля. — С.11.. Дата обращения: 17 июля 2021. Архивировано 17 июля 2021 года.
  6. Михаил Громов, ставший небесным первопроходцем (о тверских «героических» улицах). Тверские Ведомости. Дата обращения: 30 мая 2020.
  7. «Авиация и космонавтика». — 2016. — № 11. — С. 7.. Дата обращения: 10 января 2018. Архивировано 11 января 2018 года.
  8. Громов Михаил Михайлович — биография легендарного лётчика Архивная копия от 23 сентября 2015 на Wayback Machine.
  9. Михаил Громов, жена (семья, личная жизнь, дети). Фото / Другое (жены) / Его-Жена. Жены знаменитостей (рус.) ?. ego-zhena.ru (15 августа 2017). Дата обращения: 2 июня 2022. Архивировано 12 мая 2021 года.
  10. Умерла самая пожилая всадница в мире. РЕН ТВ (28 января 2019). Дата обращения: 29 января 2019. Архивировано 29 января 2019 года.
  11. Нина Георгиевна Громова - Почётный президент ФСКР!. ksaspb.ru. Дата обращения: 30 июня 2017. (недоступная ссылка)
  12. ПАМЯТИ НИНЫ ГЕОРГИЕВНЫ ГРОМОВОЙ - ЧЕМПИОНКИ И РЕКОРДСМЕНКИ, ЗАСЛУЖЕННОГО МАСТЕРА СПОРТА РОССИИ. flot.com. Дата обращения: 2 июня 2022. Архивировано 4 августа 2019 года.
  13. Наш Чкаловский 3.0 (англ.). Дата обращения: 24 февраля 2018.
  14. В воскресенье в Ахтубинске прошли праздничные мероприятия, посвященные 70-летию Ахтубинского гарнизона. Ахтубинск.RU (20 августа 2017).
  15.  (Дата обращения: 16 декабря 2017) Об учреждении медали М.М. Громова (недоступная ссылка). http://www.lii.ru. Лётно-исследовательский институт имени М. М. Громова (5 марта 2011). Дата обращения: 23 декабря 2017. Архивировано 15 декабря 2017 года.
  16. 16,0 16,1 Пушкарёва О. Переводчица первой сессии Совбеза ООН: Что может быть выше Родины и дороже совести? // Сайт ИА «REGNUM» (regnum.ru) 27 февраля 2015. Дата обращения: 15 июля 2017. Архивировано 23 декабря 2017 года.
  17. Спортивный некрополь Архивная копия от 8 сентября 2012 на Wayback Machine.
  18. Просмотр записи № 5481343 — Электронная библиотека РГБ Архивная копия от 20 августа 2013 на Wayback Machine.
  19. Первое издание этой книги вышло в свет в 1958 году.
  20. Людмила Целиковская. Дата обращения: 6 января 2015. Архивировано 6 января 2015 года.

Литература

  • Рябчиков Е., Шульман С. Громов: Очерк о герое Советского Союза — М.: Молодая Гвардия, 1937.
  • Кригер Е. Герой Советского Союза М. М. Громов. — М., 1938.
  • Данилин А. С. Через Северный полюс — с мировым рекордом. — М.: Издательство ДОСААФ, 1981.
  • Денисов В. В. Шагнувший через полюс: Повесть о Герое Советского Союза М. Громове. — М.: Физкультура и спорт, 1971.
  • Резниченко Г. И. Вся жизнь — небу. — М.: Политиздат, 1983. — 96 с. — (Герои Советской Родины). — 200 000 экз.
  • Чуев Ф. И. Солдаты империи. Беседы. Воспоминания. Документы. — М. : Ковчег, 1998.
  • С. П. Королёв. Энциклопедия жизни и творчества / ред. В. А. Лопота. — РКК «Энергия» им. С. П. Королёва, 2014. — ISBN 5906674047. — ISBN 978-5-906674-04-3.
  • Лазарев С. Е. Громов, Михаил Михайлович // Российская историческая энциклопедия в 18 томах / Глав. ред. А. О. Чубарьян. — М. : ОЛМА Медиа Групп, 2017. — Т. 5. — С. 341—342.
  • Пронякин К. А. Первые летчики на Дальнем Востоке России: влетевшие в историю (справочник. 196 биографий). К 80-летию Хабаровского края, к 95-летию Гражданского Воздушного флота России и к 100-летию Восточного военного округа. — Хабаровск : ООО «МедиаМост», 2019. — С. 42. — 160 с. — (История развития авиации на Дальнем Востоке).
  • Карина Васильева. Охота в моей жизни // журнал «Охота и охотничье хозяйство», № 8, 1972. стр.36-37 [интервью с Героев Советского Союза М. М. Громовым]

Ссылки