Мирная конференция на набережной Орсе

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Уильям Орпен
Мирная конференция на набережной Орсе. 1919
англ. A Peace Conference at the Quai d'Orsay
Холст, масло. 124,4 × 101,9 см
Имперский военный музей, Ламбет, Лондон, Великобритания
инв. Art.IWM ART 2855

«Мирная конференция на набережной Орсе» (англ. A Peace Conference at the Quai d'Orsay) — картина ирландского художника Уильяма Орпена, написанная им в 1919 году. Посвящена Парижской мирной конференции, положившей конец Первой мировой войне. В настоящее время картина находится в коллекции Имперского военного музея в Ламбете (Лондон, Великобритания).

Контекст

Уильям Орпен, фотография

Ирландский художник Уильям Орпен (1878—1931) родился в Дублине. Будучи вундеркиндом, он уже в возрасте 12 лет окончил школу искусств Метрополитен[en], а затем уехал в Лондон для учёбы в школе изящных искусств Слейда[en] у Генри Тонкса. Испытав влияние Шардена, Хогарта и Ватто, и особенно Рембрандта, Орпен стал успешным и известным портретистом, регулярно выставлявшимся в Королевской академии. После начала восстания 1916 года, художник Шон Китинг, протеже и ученик Орпена, попросил его вернуться на родину для начала работ по возрождению ирландского изобразительного искусства, однако тот предпочёл остаться верным империи и не уехал из Англии. Однако вскоре Орпен был призван в Королевский армейский служебный корпус[en], после чего в звании генерал-майора стал одним из первых военных художников[en], отправившихся в 1917 году на Западный фронт. Детальное документирование трагической жизни рядовых солдат в боях, госпиталях и лагерях без всякой фальши и приукрашивания чрезвычайно обогатили художественный талант Орпена. Сам он оставался во Франции дольше всех остальных военных художников, и впоследствии писал, что «никогда не был так занят в моей жизни». В 1918 году выставка 125 работ Орпена на военные темы была провезена по Великобритании и США, и даже была удостоена посещения королевой Марией, а сам художник был посвящён в рыцари. После этого, при поддержке премьер-министра Великобритании Дэвида Ллойда Джорджа он получил дополнительный заказ от Министерства информации[en] на написание трёх картин, на которых нужно было изобразить дипломатов, политических и военных деятелей, ставших делегатами на Парижской мирной конференции 1919 года[1][2][3][4][5]. Жёсткие переговоры позволили победившим нациям-союзникам оформить окончание Первой мировой войны, пропорционально распределить вину за финансовый и материальный ущерб[en], нанесённый побеждёнными сторонами, решить вопрос о репарациях Германии[en]. Конференция, проходившая в сложных условиях, виделась как реакция на общественное мнение о необходимости репараций, которое нужно было совместить со степенью готовности и способности Германии к этим выплатам. Помимо этого, на переговорах были рассмотрены и более широкие вопросы, такие как создание Лиги Наций и образование новых национальных государств[1].

Композиция

Зал с часами, 1919 год

Картина написана маслом на холсте, а её размеры составляют 124,4 × 101,9 см[6].

Делегаты Парижской конференции изображены сидящими и стоящими вокруг стола в Зале с часами в здании[fr] министерства иностранных дел Франции[fr] на набережной Орсе, где Вудро Вильсон обнародовал проект устава Лиги Наций[en]. Среди членов «Совета десяти», включавшего в себя министров иностранных дел и лидеров пяти великих держав, можно выделить сидящую в центре «Большую четверку» — Вудро Вильсон, Дэвид Ллойд Джордж, Жорж Клемансо и Витторио Эмануэле Орландо. Считая, что все их старания по достижению мира обернулись фарсом, Орпен специально выбрал вертикальный формат полотна, на фоне которого политики выглядят карликами и практически теряются в богато украшенной комнате с высокими потолками, позолоченными люстрами и камином со статуей богини Победы в окружении херувимов[1][7][8][9][10].

Слева направо, сидящие[1]:

Артур Бальфур
Эмир Фейсал
Луис Бота
Роберт Борден

Слева направо, стоящие[1]:

История и судьба

«Подписание мира в Зеркальном зале»
«Неизвестному британскому солдату во Франции»

За заказ Орпену было выплачено 3 тысячи фунтов стерлингов, рекордная по временам войны сумма за произведение искусства, тогда как Джон Сингер Сарджент за одну свою картину «Отравленные газами» получил всего лишь 300 фунтов[1][2][3]. Данное полотно под названием «Мирная конференция на набережной Орсе» было написано Орпеном в 1919 году[1]. Вторая его картина под названием «Подписание мира в Зеркальном зале» отличается таким же презрением художника к собравшимся политикам, незначительным и мелким фигурам на фоне довольно экстравагантной дворцовой архитектуры[11].

Окончательно разочаровавшись в идеях конференции из-за позёрства делегатов, Орпен стёр красочный слой с уже готовой третьей картины, и сменил тему в качестве демонстрации растущей пропасти между официальным и общественными отношением к наследию войны[2][4], посвятив новую работу «Неизвестному британскому солдату во Франции»[12]. В настоящее время картина «Мирная конференция на набережной Орсе» находится в коллекции Имперского военного музея в Ламбете (Лондон, Великобритания)[1]. Примечательно, что на стене выставочного зала между работами Орпена «Подписание мира в Зеркальном зале» и «Мирная конференция на набережной Орсе» висят именно «Отравленные газом» Сарджента[7].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 A Peace Conference at the Quai d'Orsay. Имперский военный музей. Дата обращения: 20 ноября 2016. Архивировано 29 сентября 2020 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 Roger Tolson. Art from Different Fronts of World War One. BBC. Дата обращения: 20 ноября 2016. Архивировано 4 ноября 2019 года.
  3. 3,0 3,1 Catherine Marshall, Fintan O'Toole. William Orpen’s great painting is a work of supreme ambivalence, both memorialising and questioning the first World War and what would be a highly problematic peace. The Irish Times (21 апреля 2015). Дата обращения: 20 ноября 2016. Архивировано 26 сентября 2020 года.
  4. 4,0 4,1 Catherine Marshall. Modern Ireland in 100 Artworks: William Orpen’s The Signing of Peace, Versailles. Ирландская королевская академия (21 апреля 2015). Дата обращения: 20 ноября 2016. Архивировано 29 сентября 2020 года.
  5. Sir William Orpen. Biography. Викторианский университет. Дата обращения: 20 ноября 2016. Архивировано 14 ноября 2019 года.
  6. A Peace Conference at the Quai d'Orsay. Художественный совет Англии[en]. Дата обращения: 20 ноября 2016. Архивировано 20 ноября 2016 года.
  7. 7,0 7,1 Cooper, 2001, с. 412.
  8. Brezina, 2005, с. 24.
  9. Kenneth McConkey. Killing fields. From the Easter Rising to the horror of the trenches, William Orpen painted with his heart. The Guardian (15 января 2005). Дата обращения: 20 ноября 2016. Архивировано 20 ноября 2016 года.
  10. Ruben Pang. Sir William Orpen (1878–1931). Pointer[en] (2012). Дата обращения: 20 ноября 2016. Архивировано 20 ноября 2016 года.
  11. The Signing of Peace in the Hall of Mirrors, Versailles, 28th June 1919. Имперский военный музей. Дата обращения: 20 ноября 2016. Архивировано 11 ноября 2016 года.
  12. To the Unknown British Soldier in France. Имперский военный музей. Дата обращения: 20 ноября 2016. Архивировано 3 июля 2020 года.

Литература

Ссылки