Минимализм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Минимал арт»)
Ив Кляйн. IKB 191. 1962

Ми́нимал-арт (англ. minimal art), также минимали́зм (англ. minimalism), иску́сство ABC (англ. ABC art) — художественное течение, возникшее в Нью-Йорке в 1960-х годах. В теории искусства обычно рассматривается как реакция на художественные формы абстрактного экспрессионизма, а также не связанные с ним дискурс, институции и идеологии[1]. Для минимал-арта характерны очищенные от всякого символизма и метафоричности геометрические формы, повторяемость, монохромность, нейтральные поверхности, промышленные материалы и способ изготовления. Минимализм стремится передать упрощённую суть и форму предметов, отсекая вторичные образы и оболочки. Преобладает символика цвета, пятна и линий.

Скульптура «Free Ride», Тони Смит

К художникам минимал-арта относятся: Карл Андре, Дэн Флавин, Сол Ле Витт, Дональд Джадд, Роберт Моррис, а также иногда причисляемый к ним Фрэнк Стелла[2][3].

История

Минимализм в изобразительном искусстве зародился в Нью-Йорке, когда как новые, так и более старые художники перешли к геометрической абстракции; в живописи таковыми являлись Фрэнк Стелла, Кеннет Ноланд, Аль-Хельда, Эллсворт Келли, Роберт Райман и другие; в скульптуре — Дэвид Смит, Энтони Каро, Тон Смита, Сол Левитт, Карл Андре, Дан Флавин, Дональд Джадда и другие. Скульптура Джадда была показана в 1964 году в Зелёной галерее на Манхэттене, как и первые работы Флавина с люминесцентным освещением, в то время как другие ведущие галереи Манхэттена, такие как Галерея Лео Кастелли и Галерея Пейс, также начали демонстрировать художников, сосредоточенных на геометрической абстракции. Кроме того, были две основополагающие и влиятельные музейные выставки: «Основные структуры: более молодая американская и британская скульптура», демонстрируемая с 27 апреля по 12 июня 1966 года в Еврейском музее в Нью-Йорке, организованная куратором музея живописи и скульптуры Кинастоном МакШейном и «Системная живопись» в Музее Соломона Р. Гуггенхайма, куратором которого был Лоуренс Аллоуэй, также в 1966 году, который продемонстрировал геометрическую абстракцию в американском мире искусства с помощью живописи фигурного холста, живописи цветового поля и живописи жёстких контуров. После этих и нескольких других выставок возникло художественное движение, названное минимализмом.

Чёрный супрематический квадрат. 1915.

В более широком и общем смысле можно найти европейские корни минимализма в геометрических абстракциях художников, связанных с Баухаузом, в работах Казимира Малевича, Пита Мондриана и других художников, связанных с движением Де-Стейля, и русским конструктивистским движением, и в творчестве румынского скульптора Константина Бранкузи[4][5].

Минималистическое искусство также частично вдохновлено картинами Барнетта Ньюмана, Ад Рейнхардта, Йозефа Альберса, а также работами таких разных художников, как Пабло Пикассо, Марсель Дюшан, Джорджо Моранди и другими. Минимализм был также реакцией против живописной субъективности абстрактного экспрессионизма, который доминировал в нью-йоркской школе в 1940-х и 1950-х годах[6].

Ив Кляйн рисовал монохромы ещё в 1949 году и провёл первую частную выставку этой работы в 1950 году, но его первым публичным показом стала публикация книги художника «Ив: картины» в ноябре 1954 года[7][8].

В отличие от более субъективных абстрактных экспрессионистов предыдущего десятилетия, за исключением Барнетта Ньюмана и Ад Рейнхардта; на минималистов также повлияли композиторы Джон Кейдж и Ламонте Янг, поэт Уильям Карлос Уильямс и ландшафтный архитектор Фредерик Лоу Олмстед. Они очень четко заявили, что их искусство не было о самовыражении, и в отличие от более субъективной философии предыдущего десятилетия об искусстве создания их было «объективным». В общем, особенности минимализма включали геометрические, часто кубические формы, очищенные от большой метафоры, равенства частей, повторения, нейтральных поверхностей и промышленных материалов.

Роберт Моррис, теоретик и художник, написал эссе из трех частей «Записки о скульптуре 1-3», первоначально опубликованное в трех выпусках Artforum в 1966 году. В этих эссе Моррис пытался определить концептуальную основу и формальные элементы для себя и тех, кто будет охватывать практики его современников. В этих очерках большое внимание уделялось идее гештальта — «части … соединены вместе таким образом, что создают максимальное сопротивление разделению восприятия». Позднее Моррис описал искусство, представленное «отмеченным боковым разбросом и без регуляризованных единиц или симметричных интервалов…» в «Заметках на Скульптуре 4: За пределами объектов», первоначально опубликованных в Artforum, 1969, продолжая говорить, что «неопределенность аранжировки частей является буквальным аспектом физического существования вещи». Общий сдвиг в теории, выражением которого является это эссе, предполагает переход к тому, что позже будет называться постминимализмом.

См. также

Примечания

  1. Marzona, D. Minimal Art. Taschen, 2006.
  2. Christopher Want, Minimalism, Grove Art Online, Oxford University Press, 2009. Moma.org. Дата обращения: 27 июня 2014. Архивировано 8 июля 2015 года.
  3. Minimalism. theartstory.org (2012). Дата обращения: 23 марта 2022. Архивировано 27 апреля 2019 года.
  4. Maureen Mullarkey, Art Critical, Giorgio Morandi. Artcritical.com (October 2004). Дата обращения: 27 июня 2014. Архивировано 9 марта 2014 года.
  5. Marzona, Daniel. Daniel Marzona, Uta Grosenick; Minimal art, p.12. — 2004. — ISBN 9783822830604. Архивная копия от 23 марта 2022 на Wayback Machine
  6. Battcock, Gregory. Gregory Battcock, Minimal Art: a critical anthology, pp 161–172. — 3 August 1995. — ISBN 9780520201477. Архивная копия от 23 марта 2022 на Wayback Machine
  7. Hannah Weitemeier, Yves Klein, 1928—1962: International Klein Blue, Original-Ausgabe (Cologne: Taschen, 1994), 15. ISBN 3-8228-8950-4.
  8. Restoring the Immaterial: Study and Treatment of Yves Klein's Blue Monochrome (IKB42) // Modern Paint Uncovered.

Литература

  • Rose, B. «ABC Art», Art in America, 1965.
  • Wollheim R. Minimal Art // Arts Magazine. 1965. January
  • Fried, M. «Art and Objecthood», Artforum, 1967
  • Battcock G. Minimal Art. A Critical Anthology. N.Y., 1968
  • Art Minimal I. De la ligne au parallelepipede. Bordeaux, 1985
  • Art Minimal II. De la surface au plan. Bordeaux, 1986
  • Baker K. Minimalism. Art of Circumstance. N.Y., 1988
  • Groupes, mouvements, tendances de l’art contemporain depuis 1945. P., 1989.
На русском
  • Кайл Чайка. В поисках минимализма. Стремление к меньшему в живописи, архитектуре и музыке = Kyle Chayka. The Longing for Less: Living with Minimalism / переводчик Тамара Эйдельман. — М.: Альпина Паблишер, 2020. — 288 p. — ISBN 978-5-9614-3811-6.

Ссылки