Перейти к содержанию

Паоло Веронезе

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Паоло Веронезе
итал. Paolo Veronese
АвтопортретАвтопортрет
Имя при рождении Паоло Кальяри

Паоло Кальяри (итал. Paolo Caliari), более известный как Веронезе (итал. Veronese, 1528, Верона — 9[1][2] или 19 апреля[3] 1588, Венеция) — итальянский художник, один из виднейших живописцев венецианской школы.

Биография

Паоло Веронезе родился в Вероне, в семье резчика по камню Габриеле ди Пьетро Кальяри[3], носившего семейное прозвище Спезапедра. В многочисленных позднейших источниках указывались различные годы его рождения, но Сесил Гулд, автор статьи о Веронезе в «Биографическом словаре итальянцев», ссылается на документы 1529 года, где возраст Паоло указан как один год, 1541 года, где упоминается 14-летний Паоло, подмастерье Антонио Бадиле, и 1588 года, где сообщается, что художник умер в возрасте 60 лет[4].

В отрочестве Паоло вначале был подмастерьем отца, осваивая ремесло резчика по камню, но достаточно рано проявил интерес и способности к живописи и был отдан в науку к дяде — Антонио Бадиле, на чьей дочери Елене он позже женился. Как Бадиле, так и другой учитель Паоло, Доменико Брузасорчи, были представителями школы Джованни Франческо Карото, не особо талантливыми, но умелыми живописцами[1]. На его стиль оказали также влияние художники-маньеристы Джамбаттиста Зелотти и Паоло Фаринати[2] и брешианские мастера Романино, Моретто и Савольдо. Влияние последних было достаточно ограниченным, поскольку молодой Кальяри в своей живописной технике быстро перерос этих учителей[1]. За время учёбы у Бадиле молодой художник получил прочные начальные навыки живописца и любовь к композициям, в которых сочетаются человеческие фигуры и архитектура[2].

В 1540-е годы, работая в Вероне и Мантуе, Кальяри уже демонстрировал основы собственной живописной системы — чистые, пронизанные светом тона, соединяемые прозрачными тенями. На примерах росписей Джулио Романо и Андреа Мантеньи он освоил также искусство эффектных ракурсов[3]. Специалисты затрудняются определить время создания первых веронских работ Кальяри. По-видимому, запрестольный образ из Бевилаккуа (Мадонна на троне со святыми) создан в 1548 году, к завершению часовни церкви Сан-Фермо-Маджоре, для которой предназначался, или чуть позже. Некоторые признаки позволяют датировать написание картины «Иисус среди книжников» (ныне в собрании Прадо, Испания) тем же годом. Другие большие полотна, точно не датируемые, но явно относящиеся к раннему периоду творчества, — «Введение во храм» (Дрезденская галерея) и «Помазание Давида» (Художественно-исторический музей, Вена)[4]. Первой значительной работой Веронезе, где он уже проявил себя как мастер ракурсов, считаются фрески виллы Соранца в Тревилле (Кастельфранко-Венето), выполненные в 1551 году[2][3]. Над этой росписью он работал совместно с Зелотти; в XIX веке фрески были уничтожены, но их фрагменты хранятся в Венецианской семинарии, соборе Кастельфранко-Венето и городской художественной галерее Виченцы[4].

Искушение Св. Антония

В 1552 году кардинал Эрколе Гонзага заказал для собора в Мантуе четыре запрестольных образа Кальяри и трём другим живописцам — Баттисте дель Моро, Фаринати и Брузасорчи. Кальяри по этому заказу создал полотно «Искушение Святого Антония» (ныне хранится в Кане, Франция), завершив его в Вероне в 1553 году[4]. Эта картина, в которой ощущается влияние Микеланджело[2], согласно Итальянской энциклопедии, намного превосходила в уровне работы остальных художников, работавших над тем же заказом[1].

В 1553 году началась работа Кальяри в Венеции, куда он, возможно, был приглашён по рекомендации популярного в Венецианской республике художника Джамбаттисты Понкино[1]. Его первым заказом стала роспись плафона только что отремонтированного зала Совета десяти во дворце дожей[3]. В этой первой работе по заказу венецианских властей художник уже демонстрировал зрелый, сложившийся стиль: его ракурсы создают ощущение, что фигуры росписи зависли в воздухе над головой смотрящего, палитра богата и насыщена, ярко освещённые переходы наполняют красками даже затенённые участки изображения[2], а роскошные многофигурные композиции естественно вписываются в пространство больших помещений[3].

По-видимому, несколько лет Кальяри делил своё время между Вероной, Венецией и заказами в других городах, однако примерно в середине 1550-х годов он окончательно перебрался в Венецию, где провёл большую часть оставшейся жизни вплоть до кончины. С этого момента он начал подписывать свои работы как Веронезе — «Веронец»[4]. Наиболее ранняя из точно датируемых картин с его подписью — «Преображение Господне» в соборе Монтаньяны — закончена 3 июня 1555 года[4]. Тем же годом датируется его роспись потолка ризницы монастырской церкви Св. Себастьяна, после чего он начал работу над потолком уже в самой церкви. Веронезе периодически возвращался к работе над убранством этого храма вплоть до 1570 года[1]. Сюжетом для церковного плафона стала «История Эсфири», Веронезе также создал для церкви, соответственно в 1558 и 1559 годах, настенные фрески с историей Святого Себастьяна и расписные створки органа[2].

Тондо «Музыка» (1556—1557)

В определённой степени успех Кальяри в Венеции в первые годы был связан с тем, что творивший там же Тициан уже состарился и работал в основном для иностранных заказчиков, а другой знаменитый живописец, Тинторетто, отличался непомерным эгоцентризмом. Тем не менее эксперты соглашаются, что вклад Веронезе в роспись потолка библиотеки Сансовино, созданную в 1556—1557 годах (три тондо с аллегориями Чести, Арифметики и Геометрии и Музыки), был наиболее выдающимся из работ семи художников, участвовавших в этом проекте[4]. Власти города официально преподнесли ему золотую нашейную цепь, предназначавшуюся для художника, наиболее отличившегося в росписи библиотеки, а Тициан удостоил его личной похвалы[1]. Параллельно с работой над публичными зданиями Веронезе в конце 1550-х и начале 1560-х годов выполнял в Венеции многочисленные частные заказы. Ему довелось оформлять самые сложные в архитектурном отношении ренессансные здания этого периода — творения венецианских архитекторов Микеле Санмикели, Андреа Палладио и Якопо Сансовино. Впоследствии их архитектурные решения были использованы им в таких живописных полотнах как «Паломники в Эмаусе» и «Пир в доме Левия»[2].

По-видимому, в 1560 году Веронезе вместе с Джироламо Гримани посетил Рим, однако, по мнению искусствоведов, эта поездка не имела существенных последствий для его творческой карьеры[4]. Напротив, важным этапом в творчестве Веронезе стала в 1561 году роспись виллы братьев Даниэле и Маркантонио Барбаро в Мазере, знаменовавшая его окончательный отход от канонов маньеризма в сторону естественности композиции и яркой цветовой гаммы[2]. Опираясь на классические архитектурные формы, созданные архитектором Андреа Палладио[3], и поручив архитектурные детали оформления своему брату Бенедетто, художник создал на стенах виллы обманчивые пейзажи, а на потолках изобразил голубое небо с фигурами мифологических персонажей. Естественность поз и цветов отличает как фрески на мифологические и аллегорические сюжеты, изображающие радости жизни, так и портреты жены Барбаро с детьми и кормилицей[2]. В январе 1562 года художнику поручили роспись зала Большого совета во дворце дожей в Венеции; по мнению историка искусства Энрико Ридольфи, этот заказ был получен благодаря успеху росписи в Мазере[4].

Мученичество Св. Георгия (1566)

В 1562—1563 годах для трапезной собора Сан-Джорджо-Маджоре было создано монументальное полотно «Брак в Кане Галилейской» (ныне в коллекции Лувра[3]). Эту многофигурную композицию отличают открытость живописного пространства, множественность планов и сложное, но упорядоченное движение людей[2]. Число изображённых персонажей приближается к сотне (предполагается, что в образе четырёх музыкантов запечатлены Тициан, Тинторетто, Якопо Бассано и сам автор), на фоне яркой толпы почти теряются Мария и Христос[3].

Официальное признание в Венеции обеспечивало Веронезе не только известность, но и финансовую независимость. В апреле 1566 года он побывал в родном городе, где женился на Елене Бадиле. Там же он создал алтарную картину «Мученичество святого Георгия» для церкви Сан-Джорджо-ин-Браида. Композиция этого произведения оставалась затем прототипичной для картин подобного рода до XVIII века и позже — вплоть до работ Делакруа. Позже художник ещё неоднократно возвращался в Верону, выполнив множество работ для местных заказчиков[1].

Вознесение Христа (1575)

Самым важным событием на протяжении оставшейся жизни Веронезе был скандал вокруг его картины «Тайная вечеря», писавшейся в 1573 году для собора Св. Иоанна и Павла. Полотно, в художественном отношении ставшее одной из лучших работ художника, привлекло внимание инквизиторов своей нетрадиционной композицией и обилием персонажей, не соответствующих канону[4]. Среди персонажей картины — собака, слуга с окровавленным носом, уличный актёр с попугаем и другие. В ответ на предъявленные обвинения Веронезе горячо отстаивал своё право как живописца на художественную вольность, заявив, что художники пользуются «теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие». Возможно, в ход процесса вмешались светские власти, так как в итоге был найден устраивавший все стороны компромисс: картина была переименована в «Пир в доме Левия» с минимальными переделками в соответствии со сменой темы[2]. В настоящее время это полотно входит в коллекцию Венецианской академии, будучи единственной из «пиршественных» картин Веронезе, оставшихся в этом городе[4].

В последние годы жизни, помимо брата Бенедетто, Веронезе привлекал к работе своих сыновей Карло и Габриэле[1]; после смерти отца они получили известность как «haeredes Pauli» («наследники Паоло»), используя в работе многочисленные эскизы и этюды, которые он оставил[2]. Бенедетто, Габриеле и Карло участвовал и в создании последней масштабной работы Паоло — плафона «Апофеоз Венеции» в зале Большого совета дворца дожей, законченного к 1585 году[3]. В 1588 году Веронезе заразился лихорадкой и умер через несколько дней. Брат и сыновья добились, чтобы художник был похоронен в церкви Св. Себастьяна, над убранством которой он долго работал. Над могилой Веронезе был установлен его скульптурный бюст[2].

Творчество

В юношеских произведениях Кальяри («Мадонна», остатки фресок из Casa Contarini, фрески виллы Соранцо и виллы Фанцоло) можно обнаружить характерные особенности веронской школы с её нежным колоритом, но вместе с тем и известную свободу в создании художественных образов, которой автор был обязан влиянию рафаэлевской школы. В возрасте 27—28 лет он был призван в Венецию для украшения ризницы церкви Святого Себастьяна и так хорошо исполнил возложенную на него задачу, что до 1570 года постоянно привлекался к работам для этой церкви и существовавшего при ней монастыря, а по смерти удостоился чести быть погребённым в этом храме. Его работы в церкви Святого Себастьяна отличаются лёгкостью рисунка и нежным, тёплым колоритом:

В своих изображениях евангельских сцен с участием в них Христа (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея; Христос у Симона; Христос в Еммаусе) Веронезе своеобразно соединил библейское с современным: в венецианском интерьерах XVI века, на фоне архитектуры эпохи Возрождения, пируют в венецианских же костюмах современники художника. Перед нашими глазами оживает все великолепие пиров тогдашнего времени; мы видим ту жажду удовольствий и ту любовь к роскоши и нарядам, которыми отличались венецианцы — современники Веронезе.

В числе его картин на евангельские темы, кроме вышеприведённых, заслуживают быть упомянутыми:

По сравнению с Тинторетто, стиль Веронезе всегда был более спокойным и статичным, близким к традициям позднего Возрождения; в его работах нет того яростного экспериментирования со светом, направленным снизу вверх, как у Тинторетто. Тем не менее он традиционно включается вместе с Тинторетто и Тицианом в триаду великих венецианских живописцев XVI века[4]. В произведениях зрелого периода Веронезе соединяет умелый и изящный рисунок с богатством замысла и блеском и теплотой колорита. Как портретист (портреты Маркантонио Барбари, Даниеле Барбаро, воина, сенатора из фамилии Капелло, Джованни Барбариго) Паоло Веронезе близко подходит к манере Тинторетто, но при этом остаётся неизменно оригинальным.

В середине 1570-х годов на смену монументальным полотнам в творчестве Веронезе приходят более камерные интонации, значительное место среди произведений этих лет занимают картины на аллегорические и мифологические темы. Из работ этого типа в период между 1576 и 1584 годами созданы «Венера и Марс» и «Венера и Адонис», между 1578 и 1580 годами — «Похищение Европы». В композициях на религиозную тематику («Распятие», около 1576; «Поклонение волхвов», 1578—1581)[3], а также «Святой Пантелеймон, исцеляющий ребёнка», несколько версий «Пьеты»[2]) фоном становится тёмное вечернее небо, благодаря чему обычным для Веронезе ярким тонам одежд персонажей сообщается драматичная напряжённость. В этой тематике Веронезе тоже часто использует простые крупнофигурные композиции — образцом может служить «Оплакивание Христа» (ок. 1576—1582, ныне в коллекции Эрмитажа)[3].

Интересны также его декоративные работы, многие из которых до нас не дошли; работы эти отличаются смелостью замысла, свободой исполнения, свежестью колорита; они хорошо вписываются в архитектурные формы. Сильную сторону его таланта составляет стенная и плафонная живопись. Особенно интересны в этом отношении, например, фрески виллы Барбаро в Мазере, виллы Тиене, замка в Маньядоле и Дворца дожей в Венеции. Некоторые картины из Дворца дожей теперь находятся в других местах; часть из них — в зале Большого совета:

  • Возвращение дожа Андреа Контарини с морской победы над генуэзцами при Кьодже
  • Защита Скутари Антонием Лоредано
  • знаменитый плафон Апофеоз Венеции

Стиль Веронезе, в главных своих составляющих не слишком менявшийся в последние десятилетия жизни, был достаточно гибким, чтобы его работы наиболее привлекательно смотрелись в строго определённых условиях — роль играли направление освещения, высота над полом, наличие архитектурных украшений и соседство с другими живописными полотнами и другие факторы. Со временем когда многие работы Веронезе сменили владельцев и даже страну, эти нюансы перестали учитываться[4].

После смерти Веронезе его сыновья Карлетто и Габриеле вместе с его братом Бенедетто образовали товарищество художников, которое выпускало картины за подписью «наследники Павла» (Heredes Paoli). Переняв манеру Веронезе, они не унаследовали его таланта и в своих произведениях не достигли декларируемого качества[1].

Подражателями и последователями Веронезе были художники Баттиста д’Анджело, Баттиста Дзелотти и Паоло Фаринати.

См. также

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 Giuseppe Fiocco. Paolo Veronese (итал.). treccani.it. Итальянская энциклопедия / Институт Итальянской энциклопедии. Дата обращения: 4 июня 2020.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 2,14 Rodolfo Pallucchini. Paolo Veronese (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online. Дата обращения: 4 июня 2020.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 Вероне́зе / И. А. Смирнова // Великий князь — Восходящий узел орбиты. — М. : Большая российская энциклопедия, 2006. — С. 172—173. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 5). — ISBN 5-85270-334-6.
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 Cecil Gould. Caliari, Paolo, detto il Veronese // Dizionario Biografico degli Italiani (итал.). — 1973. — Vol. 16.

Литература

  • Дзорци Р. Паоло Веронезе // Юный художник. — 1988. — № 12. — С. 8—12.

Ссылки