Перейти к содержанию

Менделевич, Исаак Абрамович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Менделевич Исаак Абрамович
Жанр скульптор
Учёба Парижская академия Калоросси
Стиль социалистический реализм, модернизм
Награды
Премии Сталинская премия — 1942

Исаак Абрамович Менделе́вич (18871952) — русский и советский скульптор, большая часть работ — в жанре портрета. Лауреат Сталинской премии второй степени (1942). Член Ассоциации художников революционной России.

Биография

И. А. Менделевич родился 4 (16 ноября) 1887 года в Москве в семье ремесленника. Брат поэта-сатирика Родиона Менделевича. Окончил городское училище. По рекомендации скульптора А. С. Голубкиной поехал в Париж[1]. В 19091911 годах занимался в Академии Коларосси в Париже, затем изучал классическую скульптуру в Риме.

В 1911 году вернулся в Москву[1].

В 1915 году участвовал в выставке, прошедшей в Петербургской академии художеств, где были показаны несколько работ скульптора из дерева, а также скульптура «Смех», созданная в 1913 году. Эта скульптура получила первую премию Общества поощрения художеств.

После Октябрьской революции скульптор поддержал новую власть. С 1918 года скульптор участвовал в осуществлении плана «монументальной пропаганды». В рамках этого плана Менделевич разработал скульптуру Виктора Гюго для установки на одной из площадей Москвы[1]. Основание памятника должно было быть обрамлено барельефами с изображениями персонажей произведений Гюго. К сожалению, скульптура Гюго пропала во время пожара в мастерской скульптора.

Умер в 1952 году. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Скульптор В. Е. Цигаль в своей книге «Не переставая удивляться» (М., 1986, стр. 38-43) поделился воспоминаниями о нём.

Семья

  • Жена (с 1922 года) — Евгения Зискинд (в первом браке Гольдштейн), художница-прикладница. Приёмная дочь — скульптор Аста Бржезицкая.

Стиль скульптора

Несмотря на моду на кубизм и другие направления беспредметного искусства, остался приверженцем реализма. Ранние работы Менделевича содержали элементы модернизма. В частности, это «Сон» (1914 г.) и «Весна» (1916 г.), экспонировавшиеся на выставках художественных объединений «Московский салон», «Свободное творчество» и иных. Творческий потенциал Иосифа Менделевича раскрылся в портретной скульптуре. Он изготовил бюсты многих ярких деятелей творческой интеллигенции, с большей частью которых поддерживал отношения. Работая над портретами этих людей, Менделевич пытался не слепо скопировать их образ, но и передать характер. Поэтому, делая бюст Вахтангова, он наблюдал за его режиссёрской работой.

Творчество

скульптурные композиции
  • Голова рабочего (1912)
  • «Смех» (1913)
  • «Сон» (1914)
  • «Весна» (1916)
  • «Смеющийся красноармеец» (1924)
  • «Лётчики» (1932)
  • «Три поколения» (1937)
скульптурные портреты
памятники

Награды и премии

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 А. Парамонов. И. А. Менделевич. — Советский художник, 1955. — С. 5—7. — 68 с.

Ссылки