Императорское общество поощрения художеств
Общество поощрения художеств | |
---|---|
Дата основания | 1820 |
Дата роспуска | 1930 |
Тип | благотворительная, просветительская организация |
Цель | помощь художникам, популяризация изобразительного искусства |
Месторасположения | Российская империя, СССР Санкт-Петербург (Ленинград) |
Императорское общество поощрения художеств (ОПХ), существовавшее в Санкт-Петербурге в 1820—1929 годах, было старейшим в России. До 1882 года Общество поощрения художников, в 1917–1929 годах Всероссийское общество поощрения художеств[1].
История
Общество поощрения художников было основано группой меценатов (И. А. Гагарин, П. А. Кикин, А. И. Дмитриев-Мамонов и др.) с целью содействовать развитию изящных искусств, распространению художественных познаний, образованию художников и скульпторов и т. п. 30 ноября 1821 года они совместно с флигель-адъютантом Л. И. Килем (автором) и начальником корпуса военных топографов полковником Ф. Ф. Шубертом составили «Основные правила для руководства к деятельности Общества поощрения художников», которые легли в основу устава ОПХ[2], утверждённого 28 апреля 1833 года Николаем I. С момента основания ОПХ находилось под покровительством императора.
Ещё до утверждения устава на гранты общества (так называемый пенсион) за границу для обучения ездили молодые художники: К. П. Брюллов и А. П. Брюллов (1822), А. А. Иванов (1827); общество способствовало освобождению талантливых крепостных художников из крепостной зависимости, оказывало им материальную поддержку (братья Чернецовы[3], Т. Г. Шевченко, И. С. Щедровский, А. А. Агин и другие)[4].
Общество сыграло важнейшую роль в пропаганде изобразительного искусства путём тиражирования произведений, благодаря обществу в России серьёзно было продвинуто развитие эстампа: литографии и ксилографии.
При обществе имелись школа с мастерскими и музей с библиотекой и постоянной художественной выставкой. Художественно-промышленный музей был организован в 1870 году по инициативе секретаря ОПХ Д. В. Григоровича; основу его фонда составила коллекция предметов прикладного искусства В. Л. Нарышкина. Директором музея стал Д. В. Григорович. В период 1899—1914 годов его возглавлял М. П. Боткин, в 1914—1917 — П. П. Гнедич, с 1917 года — С. П. Яремич.
В 1860-е годы Общество учредило открытые ежегодные конкурсы по живописи и прикладным искусствам, по результатам которых присуждались именные денежные премии: им. В. П. Боткина — по жанровой живописи, им. графа С. Г. Строганова — за пейзажи, им. графа П. С. Строганова — за лепку, им. В. П. Гаевского — за исторический жанр (гравирования?[уточнить]), им. принцессы Е. М. Ольденбургской — за гравюру на дереве, им. И. П. Балашова — за декоративную живопись, им. В. Л. Нарышкина — за резьбу по дереву.
Само общество состояло из неопределенного числа действительных членов, членов-соучастников и членов-корреспондентов. Для управления делами общества собрание действительных членов избирало из своей среды комитет, который заведовал всем имуществом и суммами общества, устраивал выставки картин, определял пособия и содержание художникам, а равно и денежные ссуды под залог их произведений и т. п. Обществу было предоставлено право доводить непосредственно до высочайшего слуха сведения о «предметах, относящихся к поощрению художеств в России и об отличающихся художниках»; оно могло издавать медали для поощрения художников и в честь знаменитых русских художников, а также иностранных, посвятивших свои труды России. Обществу разрешалось издавать художественные произведения. Ежегодно общество назначало конкурс на премии, выдаваемые в награду за лучшие произведения русских художников.
Согласно уставу 1882 года, общество приняло наименование — Императорское общество поощрения художеств.
Капитал общества к 1 сентября 1900 года составлял 211039 руб. Приход в 1900—1901 годах был исчислен в 101077 руб., расход — в 101032 руб. Выставки общества привлекли более 56 тысяч посетителей и способствовали продаже художественных произведений на 33900 руб. К 1 января 1901 года в личном составе общества числилось: особ императорской фамилии — 14, действительных членов — 74, членов-соучастников — 173, а всего — 261 лицо. С 1878 года председательствовала принцесса Ольденбургская, Евгения Максимилиановна.
С 1892 года комитет общества издавал журнал «Искусство и художественная промышленность», который с января 1901 года был заменён ежемесячным изданием «Художественные сокровища России» под редакцией А. Н. Бенуа (выходил до 1907 года; с 1903 — под редакцией А. В. Прахова).
Председателями Комитета ОПХ состояли П. А. Кикин (до 1834), В. В. Мусин-Пушкин-Брюс (1835—1836), К. А. Нарышкин (1836—1838), П. И. Кутайсов (1838—1839); с 1840 года этот пост занимали представители императорской фамилии: герцог Максимилиан Лейхтенбергский (до 1851), его вдова великая княгиня Мария Николаевна (до 1875), их дочь принцесса Евгения Ольденбургская (до 1915), великий князь Пётр Николаевич (до 1917). Текущей работой руководили секретари: Ф. Ф. Шуберт (1820—1833), В. И. Григорович (1833—1842), Н. И. Мусин-Пушкин (1853—1856), Ф. Ф. Львов (1856—1864), Д. В. Григорович (1864—1884), Н. П. Собко (1884—1900), Н. К. Рерих (1901—1906); В. И. Зарубин (1906—1917).
В марте — апреле 1917 года общество переименовано во Всероссийское общество поощрения художников. В 1918 году по распоряжению Совета народных комиссаров денежные фонды Общества были аннулированы, Рисовальная школа передана в ведение отдела изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения и превращена в художественно-промышленные мастерские. Общество продолжало устраивать аукционы художественных произведений; особо ценные приобретались для безвозмездной передачи в Эрмитаж, Русский музей и другие музеи. С 1924 года по 1930 года Общество находилось в ведении Российской академии истории материальной культуры[5]. В 1924 году музей Общества национализирован и передан в фонд Академии[6]. В 1930 году Общество поощрения художников упразднено как «несоответствующее духу времени».
Рисовальная школа
Положение (и штаты) о государственной Рисовальной школе император Николай I подписал 29 сентября 1839 года. Сначала учили только черчению, рисованию и лепке[7]. Целью открытия школы была подготовка мастеров для художественной промышленности (из рабочей среды) и преподавателей для подобных школ (небольшие частные художественные школы и рисовальные классы при промышленных предприятиях существовали с 1806 года). Приём учеников производился круглый год. Обучение было бесплатным.
В декабре 1857 года из ведомства Министерства финансов школа была передана Обществу поощрения художеств; обучение стало платным, но самых способных со временем стали освобождать от платы и даже давать стипендии. В 1889 году были открыты первые пригородные отделения школы для малоимущих детей. С 1901 года по два выпускника школы направлялись в заграничные командировки.
Сначала школа располагалась в здании Петербургской таможни; в 1878 году она переехала в здание ОПХ.
Долгое время преподавали в школе М. П. Клодт (1865—1867, 1875—1913), А. Г. Горавский (1865—1885), В. П. Крейтан (1870—1891), а в 1876 году в числе преподавателей появился выпускник этой школы И. С. Панов[8]. В 1878 году историю искусств, акварельную живопись и сочинение декоративных рисунков в рисовальной школе стал преподавать Е. А. Сабанеев; с 1881 года он был её директором. С 1887 года здесь преподавали А. Ф. Афанасьев, Я. Ф. Ционглинский, Н. П. Загорский, Э.К. Липгарт.
В 1906 году директором школы стал Н. К. Рерих, который создал художественно-промышленные мастерские: рукодельная и ткацкая (1908), иконописная (1909), керамики и живописи по фарфору (1910), чеканки (1913) и др. Историю искусств был приглашён читать С. К. Маковский[9]. По приглашению Рериха в школе преподавали И. Я. Билибин, А. И. Вахрамеев, К. Х. Вроблевский, Д. Н. Кардовский, А. А. Рылов, А. В. Щусев.
После Октябрьской революции, с июля 1918 года, функции рисовальной школы стали выполнять бесплатные «Курсы рисования и черчения» на Литейном проспекте, превратившиеся впоследствии в Ленинградское художественное училище имени В. А. Серова.
Здание
Первоначально собрания Общества проходили на квартире князя И. А. Гагарина в доме на углу набережной реки Мойки и Зимней канавки (дом № 48). В 1831 году было получено разрешение бесплатно проводить собрания в одном из помещений Румянцевского музеума (Английская набережная, 44). Позже собрания устраивались в здании на Екатерингофском проспекте (ныне — проспект Римского-Корсакова, дом № 31), c 1855 года — в доме Тура (5-я линия Васильевского острова дом № 4).
Специальное здание для Императорского общества поощрения художеств было построено на месте полученного от казны в 1870 г. Обществом поощрения художеств бывшего обер-полицмейстерского дома на Большой Морской улице, № 38. В 1877—1878 гг. здание было перестроено по проекту М. Е. Месмахера, а в 1890—1893 гг. еще раз перестроено по проекту архитектора И. С. Китнера, после чего здание получило существующий ныне облик. Фасад здания, выходящий на набережную Мойки (дом № 83), был также перестроен Китнером.
В здании разместились Рисовальная школа, художественно-промышленный музей, художественный магазин и выставочные залы.
С 1932 года в здании находилась Ленинградская организация Союза художников РСФСР (ЛОСХ), а в дальнейшем — его правопреемник Санкт-Петербургское отделение Союза художников России.
См. также
Примечания
- ↑ Общество поощрения художеств // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ↑ Высочайше утвержденный устав Общества поощрения художников // Полное собрание законов Российской империи, собрание второе. — СПб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1834. — Т. VIII, отделение первое, 1833, № 6156. — С. 238—243. Архивировано 1 января 2015 года.
- ↑ В 1830 году «заграничный пенсион» получили Н. Г. Чернецов и А. В. Тыранов.
- ↑ В разные годы материальную помощь общества получали ученики Академии художеств В. В. Верещагин, А. Г. Горавский, Ф. С. Журавлёв, М. К., П. З. Захаров, М. П. и П. К. Клодты, И. Н. Крамской, В. П. Крейтан, Л. Ф. Лагорио, К. В. Лемох, К. Е. Маковский, Л. И. Соломаткин, К. Д. Флавицкий, П. П. Чистяков и др.
- ↑ Беляева И. Г. Просветительская деятельность рисовальной школы для вольноприходящих при Императорском обществе поощрения художеств в XIX—XX веках // «Рериховское наследие». Труды конференции XX Международной научно-практической конференции. К 75-летию победы в Великой Отечественной войне. К 200-летию Императорского Общества поощрения художеств. Санкт-Петербург, 2021 — СПб.: Музей-институт семьи Рерихов, 2021
- ↑ Общество поощрения художников (rtinvestment.ru)
- ↑ В этот период здесь преподавал датский скульптор Д. И. Йенсен, учеником которого был Александр Опекушин.
- ↑ А. П. Новицкий. Панов, Иван Степанович // Русский биографический словарь: в 25 томах. — Императорское Русское историческое общество. — СПб.—М., 1896—1918.
- ↑ Современники Н. К. Рериха . Дата обращения: 14 июня 2013. Архивировано 17 июня 2021 года.
Литература
- Художественные общества // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Общество поощрения художеств // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- Григорович Д. В. Рисовальная школа и художественно-промышленный музей в С.-Петербурге. — СПб., 1870.
- Макаренко Н. Школа Императорского Общества Поощрения художеств (1839 - 1914). — Пг., 1914.
- Столпянский П. Н. Старый Петербург и Общество поощрения художеств. — Л., 1926.
- Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР. — СПб.: Изд-во Чернышева, 1992. — С. 177—183
- Кузнецов С. О. Вклад представителей рода Строгановых и Д. В. Григоровича в реформирование Общества поощрения художников в 1860—1870-е гг. // Известия Санкт-Петербургской Лесотехнической академии. Вып. 178. — СПб., 2006. — С. 300—317.
- Власов В. Г. Общество Поощрения художников (с 1882 г. — Императорское общество Поощрения художеств // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VI, 2007. — С. 395—397.
Ссылки
- Общество поощрения художеств / Справочник научных обществ России
- Императорское общество поощрения художеств (ОПХ)
- Школа Императорского Общества поощрения художеств.