Императорское общество поощрения художеств

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Общество поощрения художеств
Дата основания 1820
Дата роспуска 1930
Тип благотворительная, просветительская организация
Цель помощь художникам, популяризация изобразительного искусства
Месторасположения  Российская империя,  СССР Санкт-Петербург (Ленинград)
Здание Императорского общества поощрения художеств на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге. Фотография. 1912

Императорское общество поощрения художеств (ОПХ), существовавшее в Санкт-Петербурге в 1820—1929 годах, было старейшим в России. До 1882 года Общество поощрения художников, в 1917–1929 годах Всероссийское общество поощрения художеств[1].

История

Общество поощрения художников было основано группой меценатов (И. А. Гагарин, П. А. Кикин, А. И. Дмитриев-Мамонов и др.) с целью содействовать развитию изящных искусств, распространению художественных познаний, образованию художников и скульпторов и т. п. 30 ноября 1821 года они совместно с флигель-адъютантом Л. И. Килем (автором) и начальником корпуса военных топографов полковником Ф. Ф. Шубертом составили «Основные правила для руководства к деятельности Общества поощрения художников», которые легли в основу устава ОПХ[2], утверждённого 28 апреля 1833 года Николаем I. С момента основания ОПХ находилось под покровительством императора.

Ещё до утверждения устава на гранты общества (так называемый пенсион) за границу для обучения ездили молодые художники: К. П. Брюллов и А. П. Брюллов (1822), А. А. Иванов (1827); общество способствовало освобождению талантливых крепостных художников из крепостной зависимости, оказывало им материальную поддержку (братья Чернецовы[3], Т. Г. Шевченко, И. С. Щедровский, А. А. Агин и другие)[4].

Общество сыграло важнейшую роль в пропаганде изобразительного искусства путём тиражирования произведений, благодаря обществу в России серьёзно было продвинуто развитие эстампа: литографии и ксилографии.

При обществе имелись школа с мастерскими и музей с библиотекой и постоянной художественной выставкой. Художественно-промышленный музей был организован в 1870 году по инициативе секретаря ОПХ Д. В. Григоровича; основу его фонда составила коллекция предметов прикладного искусства В. Л. Нарышкина. Директором музея стал Д. В. Григорович. В период 1899—1914 годов его возглавлял М. П. Боткин, в 1914—1917 — П. П. Гнедич, с 1917 года — С. П. Яремич.

В 1860-е годы Общество учредило открытые ежегодные конкурсы по живописи и прикладным искусствам, по результатам которых присуждались именные денежные премии: им. В. П. Боткина — по жанровой живописи, им. графа С. Г. Строганова — за пейзажи, им. графа П. С. Строганова — за лепку, им. В. П. Гаевского — за исторический жанр (гравирования?[уточнить]), им. принцессы Е. М. Ольденбургской — за гравюру на дереве, им. И. П. Балашова — за декоративную живопись, им. В. Л. Нарышкина — за резьбу по дереву.

Само общество состояло из неопределенного числа действительных членов, членов-соучастников и членов-корреспондентов. Для управления делами общества собрание действительных членов избирало из своей среды комитет, который заведовал всем имуществом и суммами общества, устраивал выставки картин, определял пособия и содержание художникам, а равно и денежные ссуды под залог их произведений и т. п. Обществу было предоставлено право доводить непосредственно до высочайшего слуха сведения о «предметах, относящихся к поощрению художеств в России и об отличающихся художниках»; оно могло издавать медали для поощрения художников и в честь знаменитых русских художников, а также иностранных, посвятивших свои труды России. Обществу разрешалось издавать художественные произведения. Ежегодно общество назначало конкурс на премии, выдаваемые в награду за лучшие произведения русских художников.

Согласно уставу 1882 года, общество приняло наименование — Императорское общество поощрения художеств.

Капитал общества к 1 сентября 1900 года составлял 211039 руб. Приход в 1900—1901 годах был исчислен в 101077 руб., расход — в 101032 руб. Выставки общества привлекли более 56 тысяч посетителей и способствовали продаже художественных произведений на 33900 руб. К 1 января 1901 года в личном составе общества числилось: особ императорской фамилии — 14, действительных членов — 74, членов-соучастников — 173, а всего — 261 лицо. С 1878 года председательствовала принцесса Ольденбургская, Евгения Максимилиановна.

С 1892 года комитет общества издавал журнал «Искусство и художественная промышленность», который с января 1901 года был заменён ежемесячным изданием «Художественные сокровища России» под редакцией А. Н. Бенуа (выходил до 1907 года; с 1903 — под редакцией А. В. Прахова).

Председателями Комитета ОПХ состояли П. А. Кикин (до 1834), В. В. Мусин-Пушкин-Брюс (1835—1836), К. А. Нарышкин (1836—1838), П. И. Кутайсов (1838—1839); с 1840 года этот пост занимали представители императорской фамилии: герцог Максимилиан Лейхтенбергский (до 1851), его вдова великая княгиня Мария Николаевна (до 1875), их дочь принцесса Евгения Ольденбургская (до 1915), великий князь Пётр Николаевич (до 1917). Текущей работой руководили секретари: Ф. Ф. Шуберт (1820—1833), В. И. Григорович (1833—1842), Н. И. Мусин-Пушкин (1853—1856), Ф. Ф. Львов (1856—1864), Д. В. Григорович (1864—1884), Н. П. Собко (1884—1900), Н. К. Рерих (1901—1906); В. И. Зарубин (1906—1917).

В марте — апреле 1917 года общество переименовано во Всероссийское общество поощрения художников. В 1918 году по распоряжению Совета народных комиссаров денежные фонды Общества были аннулированы, Рисовальная школа передана в ведение отдела изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения и превращена в художественно-промышленные мастерские. Общество продолжало устраивать аукционы художественных произведений; особо ценные приобретались для безвозмездной передачи в Эрмитаж, Русский музей и другие музеи. С 1924 года по 1930 года Общество находилось в ведении Российской академии истории материальной культуры[5]. В 1924 году музей Общества национализирован и передан в фонд Академии[6]. В 1930 году Общество поощрения художников упразднено как «несоответствующее духу времени».

Рисовальная школа

Положение (и штаты) о государственной Рисовальной школе император Николай I подписал 29 сентября 1839 года. Сначала учили только черчению, рисованию и лепке[7]. Целью открытия школы была подготовка мастеров для художественной промышленности (из рабочей среды) и преподавателей для подобных школ (небольшие частные художественные школы и рисовальные классы при промышленных предприятиях существовали с 1806 года). Приём учеников производился круглый год. Обучение было бесплатным.

В декабре 1857 года из ведомства Министерства финансов школа была передана Обществу поощрения художеств; обучение стало платным, но самых способных со временем стали освобождать от платы и даже давать стипендии. В 1889 году были открыты первые пригородные отделения школы для малоимущих детей. С 1901 года по два выпускника школы направлялись в заграничные командировки.

Сначала школа располагалась в здании Петербургской таможни; в 1878 году она переехала в здание ОПХ.

Долгое время преподавали в школе М. П. Клодт (1865—1867, 1875—1913), А. Г. Горавский (1865—1885), В. П. Крейтан (1870—1891), а в 1876 году в числе преподавателей появился выпускник этой школы И. С. Панов[8]. В 1878 году историю искусств, акварельную живопись и сочинение декоративных рисунков в рисовальной школе стал преподавать Е. А. Сабанеев; с 1881 года он был её директором. С 1887 года здесь преподавали А. Ф. Афанасьев, Я. Ф. Ционглинский, Н. П. Загорский, Э.К. Липгарт.

В 1906 году директором школы стал Н. К. Рерих, который создал художественно-промышленные мастерские: рукодельная и ткацкая (1908), иконописная (1909), керамики и живописи по фарфору (1910), чеканки (1913) и др. Историю искусств был приглашён читать С. К. Маковский[9]. По приглашению Рериха в школе преподавали И. Я. Билибин, А. И. Вахрамеев, К. Х. Вроблевский, Д. Н. Кардовский, А. А. Рылов, А. В. Щусев.

После Октябрьской революции, с июля 1918 года, функции рисовальной школы стали выполнять бесплатные «Курсы рисования и черчения» на Литейном проспекте, превратившиеся впоследствии в Ленинградское художественное училище имени В. А. Серова.

Здание

Верхняя часть фасада по Большой Морской улице

Первоначально собрания Общества проходили на квартире князя И. А. Гагарина в доме на углу набережной реки Мойки и Зимней канавки (дом № 48). В 1831 году было получено разрешение бесплатно проводить собрания в одном из помещений Румянцевского музеума (Английская набережная, 44). Позже собрания устраивались в здании на Екатерингофском проспекте (ныне — проспект Римского-Корсакова, дом № 31), c 1855 года — в доме Тура (5-я линия Васильевского острова дом № 4).

Специальное здание для Императорского общества поощрения художеств было построено на месте полученного от казны в 1870 г. Обществом поощрения художеств бывшего обер-полицмейстерского дома на Большой Морской улице, № 38. В 1877—1878 гг. здание было перестроено по проекту М. Е. Месмахера, а в 1890—1893 гг. еще раз перестроено по проекту архитектора И. С. Китнера, после чего здание получило существующий ныне облик. Фасад здания, выходящий на набережную Мойки (дом № 83), был также перестроен Китнером.

В здании разместились Рисовальная школа, художественно-промышленный музей, художественный магазин и выставочные залы.

С 1932 года в здании находилась Ленинградская организация Союза художников РСФСР (ЛОСХ), а в дальнейшем — его правопреемник Санкт-Петербургское отделение Союза художников России.

См. также

Примечания

  1. Общество поощрения художеств // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. Высочайше утвержденный устав Общества поощрения художников // Полное собрание законов Российской империи, собрание второе. — СПб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1834. — Т. VIII, отделение первое, 1833, № 6156. — С. 238—243. Архивировано 1 января 2015 года.
  3. В 1830 году «заграничный пенсион» получили Н. Г. Чернецов и А. В. Тыранов.
  4. В разные годы материальную помощь общества получали ученики Академии художеств В. В. Верещагин, А. Г. Горавский, Ф. С. Журавлёв, М. К., П. З. Захаров, М. П. и П. К. Клодты, И. Н. Крамской, В. П. Крейтан, Л. Ф. Лагорио, К. В. Лемох, К. Е. Маковский, Л. И. Соломаткин, К. Д. Флавицкий, П. П. Чистяков и др.
  5. Беляева И. Г. Просветительская деятельность рисовальной школы для вольноприходящих при Императорском обществе поощрения художеств в XIX—XX веках // «Рериховское наследие». Труды конференции XX Международной научно-практической конференции. К 75-летию победы в Великой Отечественной войне. К 200-летию Императорского Общества поощрения художеств. Санкт-Петербург, 2021 — СПб.: Музей-институт семьи Рерихов, 2021
  6. Общество поощрения художников (rtinvestment.ru)
  7. В этот период здесь преподавал датский скульптор Д. И. Йенсен, учеником которого был Александр Опекушин.
  8. А. П. Новицкий. Панов, Иван Степанович // Русский биографический словарь: в 25 томах. — Императорское Русское историческое общество. — СПб.М., 1896—1918.
  9. Современники Н. К. Рериха. Дата обращения: 14 июня 2013. Архивировано 17 июня 2021 года.

Литература

Ссылки