Абу Мансур аль-Матуриди

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Матуриди»)
Абу Мансур аль-Матуриди
гробница имама аль-Матуриди в Самаркандегробница имама аль-Матуриди в Самарканде
Личная информация
Имя при рождении Мухаммад ибн Мухаммад аль-Матуриди
Прозвище Имам аль-Худа,
Аламат аль-Худа,
Имам аль-мутакаллимин
Отец Мухаммад аль-Матуриди
Богословская деятельность
Учителя
Список
Абу Бакр Ахмад ибн Исхак,
Ахмад ибн аль-Аббас,
Мухаммад ар-Рази,
Наср аль-Балхи и др.
Ученики
Список
Абу Ахмад аль-Ийяди,
Хаким ас-Самарканди,
Абу-ль-Лайс аль-Бухари,
Абу Мухаммад аль-Баздави,
Али ар-Рустугфани,
Абу Бакр аль-Ийяди и др.
Оказал влияние матуридиты
Труды
Список
Китаб ат-таухид,
Китаб аль-джадаль,
Шарх фикх аль-акбар,
Маахиз аш-шараи,
Рисаля фи аль-иман,
Китаб аль-усуль и др.

Абу Мансу́р Муха́ммад ибн Муха́ммад ибн Махму́д аль-Матури́ди ас-Самарканди́ (араб. أبو منصور محمد بن محمد بن محمود الماتريدي السمرقندي‎; 870, Матурид, близ Самарканда — 944, Самарканд) — исламский мыслитель, основатель и эпоним одной из школ калама — матуридизма.

Биография

Абу Мансур аль-Матуриди родился в селении Матурид близ Самарканда[1]. Ханафитскому фикху и другим религиозным дисциплинам обучался в Самарканде[2][3]. Из его учителей называют Абу Бакра Ахмада ибн Исхака, Абу Насра Ахмада ибн аль-Аббаса (известного под именем аль-Факих ас-Самарканди), Насра ибн Яхью аль-Бальхи и Мухаммада ибн Мукатиля ар-Рази[4]. Впоследствии аль-Матуриди сам преподавал фикх и калам[2].

Похоронен на кладбище Чокардиза[uz] в Самарканде.

Наследие

На ряд вопросов калама аль-Матуриди и его последователи давали ответы в том же духе, что и ашариты, отдавая предпочтение рационалистическому истолкованию священных текстов[5]: они считали Коран извечным в отношении его смысла и возникшим во времени в отношении словесного выражения этого смысла, считали, что праведники могут лицезреть Аллаха в потустороннем мире, не уточняя характера этого лицезрения, что все человеческие действия творятся Богом, а человек лишь присваивает (кясб) их себе благодаря воле и способности, что сущностные атрибуты Аллаха (знание, могущество и др.) реальны и извечны[2]. Но в отличие от ашаритов аль-Матуриди признавал извечность не только сущностных атрибутов Бога, но и извечность атрибутов действия; как и мутазилиты считал, что у человека есть свобода воли, в том числе — выбора между двумя противоположностями, что вера заключается в словесном признании Аллаха, а не в соблюдении религиозных обрядов[2].

Учение аль-Матуриди распространилось среди ханафитов Мавераннахра[2].

Абу Мансур аль-Матуриди преуспел в диспутах, которые вёл с представителями различных мазхабов как из самого Самарканда, так и из его окрестностей. Он вступал в дискуссии с каррамитами, шиитами и мутазилитами[4], посвятив опровержению их взглядов один из своих трудов[3].

Труды

Труды аль-Матуриди можно разделить на следующие категории:

  1. Труды по каламу и искусству диспутов.
  2. Труды по усулю.
  3. Труды по тафсиру и кораническим наукам.
  4. Труды о распоряжениях (васайа) и обращении к Аллаху (мунаджа)[4].

Из сочинений аль-Матуриди известны, в частности:

  • «Та’вилат аль-Куран» (араб. تأويلات القرآن‎) — комментарий к Корану.
  • «Шарх аль-фикх аль-акбар» (араб. شرح الفقه الأكبر‎) — толкование трактата «Аль-фикх аль-акбар» Абу Ханифы[3].
  • «Ма’ахиз аш-шар‘ия» (араб. مآخذ الشرائع‎) — книга по фикху.
  • «Китаб аль-макалат» (араб. كتاب المقالات‎) — книга по каламу.
  • «Китаб ат-таухид» (араб. كتاب التوحيد‎ — «Книга о единобожии») — книга, излагающая основы ислама с позиций учения матуридизма.
  • «Радд аваиль аль-адилла» (араб. رد أوائل الأدلة‎) — критика труда «Аваиль аль-адилла» мутазилита Абу-ль-Касима аль-Кааби аль-Балхи[de].
  • «Баян вахм аль-мутазила» (араб. بيان وهم المعتزلة‎) — критика воззрений мутазилитов.
  • «Ар-Радд ‘ала усуль аль-карамита» (араб. الرد على أصول القرامطة‎) — критика воззрений карматов.
  • «Радд китаб аль-имама ли-ба‘д ар-равафида» (араб. رد كتاب الإمامة لبعض الروافض‎) — критика воззрений шиитов[1].

Память

В 2000 году в Узбекистане широко отмечалось 1130-летие со дня рождения имама Абу Мансура аль-Матуриди. К этой дате было приурочено издание его трудов, проведение международной конференции и открытие мемориального комплекса на его могиле в Самарканде[6].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Али-заде, 2007.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Ибрагим, Сагадеев, 1991.
  3. 3,0 3,1 3,2 Ибрагим Т. К., 2010.
  4. 4,0 4,1 4,2 Имам Матуриди Архивная копия от 28 ноября 2011 на Wayback Machine — об имаме Матуриди на info-islam.ru.
  5. Imam-i Maturidi // İslam alimleri ansiklopedisi. Türkiye Gazetesi. İstanbul, 1984. C. 4. S. 201
  6. Артиков М. А. Просвещённый ислам — духовная основа единения Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine ИД «Медина».

Литература

Ссылки