Абу Мансур аль-Матуриди
Абу Мансур аль-Матуриди | |
---|---|
Личная информация | |
Имя при рождении | Мухаммад ибн Мухаммад аль-Матуриди |
Прозвище |
Имам аль-Худа, Аламат аль-Худа, Имам аль-мутакаллимин |
Отец | Мухаммад аль-Матуриди |
Богословская деятельность | |
Учителя |
Список
Абу Бакр Ахмад ибн Исхак,
Ахмад ибн аль-Аббас, Мухаммад ар-Рази, Наср аль-Балхи и др. |
Ученики |
Список
Абу Ахмад аль-Ийяди,
Хаким ас-Самарканди, Абу-ль-Лайс аль-Бухари, Абу Мухаммад аль-Баздави, Али ар-Рустугфани, Абу Бакр аль-Ийяди и др. |
Оказал влияние | матуридиты |
Труды |
Список
Китаб ат-таухид,
Китаб аль-джадаль, Шарх фикх аль-акбар, Маахиз аш-шараи, Рисаля фи аль-иман, Китаб аль-усуль и др. |
Абу Мансу́р Муха́ммад ибн Муха́ммад ибн Махму́д аль-Матури́ди ас-Самарканди́ (араб. أبو منصور محمد بن محمد بن محمود الماتريدي السمرقندي; 870, Матурид, близ Самарканда — 944, Самарканд) — исламский мыслитель, основатель и эпоним одной из школ калама — матуридизма.
Биография
Абу Мансур аль-Матуриди родился в селении Матурид близ Самарканда[1]. Ханафитскому фикху и другим религиозным дисциплинам обучался в Самарканде[2][3]. Из его учителей называют Абу Бакра Ахмада ибн Исхака, Абу Насра Ахмада ибн аль-Аббаса (известного под именем аль-Факих ас-Самарканди), Насра ибн Яхью аль-Бальхи и Мухаммада ибн Мукатиля ар-Рази[4]. Впоследствии аль-Матуриди сам преподавал фикх и калам[2].
Похоронен на кладбище Чокардиза[узб.] в Самарканде.
Наследие
На ряд вопросов калама аль-Матуриди и его последователи давали ответы в том же духе, что и ашариты, отдавая предпочтение рационалистическому истолкованию священных текстов[5]: они считали Коран извечным в отношении его смысла и возникшим во времени в отношении словесного выражения этого смысла, считали, что праведники могут лицезреть Аллаха в потустороннем мире, не уточняя характера этого лицезрения, что все человеческие действия творятся Богом, а человек лишь присваивает (кясб) их себе благодаря воле и способности, что сущностные атрибуты Аллаха (знание, могущество и др.) реальны и извечны[2]. Но в отличие от ашаритов аль-Матуриди признавал извечность не только сущностных атрибутов Бога, но и извечность атрибутов действия; как и мутазилиты считал, что у человека есть свобода воли, в том числе — выбора между двумя противоположностями, что вера заключается в словесном признании Аллаха, а не в соблюдении религиозных обрядов[2].
Учение аль-Матуриди распространилось среди ханафитов Мавераннахра[2].
Абу Мансур аль-Матуриди преуспел в диспутах, которые вёл с представителями различных мазхабов как из самого Самарканда, так и из его окрестностей. Он вступал в дискуссии с каррамитами, шиитами и мутазилитами[4], посвятив опровержению их взглядов один из своих трудов[3].
Труды
Труды аль-Матуриди можно разделить на следующие категории:
- Труды по каламу и искусству диспутов.
- Труды по усулю.
- Труды по тафсиру и кораническим наукам.
- Труды о распоряжениях (васайа) и обращении к Аллаху (мунаджа)[4].
Из сочинений аль-Матуриди известны, в частности:
- «Та’вилат аль-Куран» (араб. تأويلات القرآن) — комментарий к Корану.
- «Шарх аль-фикх аль-акбар» (араб. شرح الفقه الأكبر) — толкование трактата «Аль-фикх аль-акбар» Абу Ханифы[3].
- «Ма’ахиз аш-шар‘ия» (араб. مآخذ الشرائع) — книга по фикху.
- «Китаб аль-макалат» (араб. كتاب المقالات) — книга по каламу.
- «Китаб ат-таухид» (араб. كتاب التوحيد — «Книга о единобожии») — книга, излагающая основы ислама с позиций учения матуридизма.
- «Радд аваиль аль-адилла» (араб. رد أوائل الأدلة) — критика труда «Аваиль аль-адилла» мутазилита Абу-ль-Касима аль-Кааби аль-Балхи[нем.].
- «Баян вахм аль-мутазила» (араб. بيان وهم المعتزلة) — критика воззрений мутазилитов.
- «Ар-Радд ‘ала усуль аль-карамита» (араб. الرد على أصول القرامطة) — критика воззрений карматов.
- «Радд китаб аль-имама ли-ба‘д ар-равафида» (араб. رد كتاب الإمامة لبعض الروافض) — критика воззрений шиитов[1].
Память
В 2000 году в Узбекистане широко отмечалось 1130-летие со дня рождения имама Абу Мансура аль-Матуриди. К этой дате было приурочено издание его трудов, проведение международной конференции и открытие мемориального комплекса на его могиле в Самарканде[6].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Али-заде, 2007.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Ибрагим, Сагадеев, 1991.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Ибрагим Т. К., 2010.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Имам Матуриди Архивная копия от 28 ноября 2011 на Wayback Machine — об имаме Матуриди на info-islam.ru.
- ↑ Imam-i Maturidi // İslam alimleri ansiklopedisi. Türkiye Gazetesi. İstanbul, 1984. C. 4. S. 201
- ↑ Артиков М. А. Просвещённый ислам — духовная основа единения Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine ИД «Медина».
Литература
- Ибрагим Т. К. и Сагадеев А. В. ал-Матуриди // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, ГРВЛ, 1991. — С. 161. — 315 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-016941-2.
- Ибрагим Т. К. Матуриди // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
- Али-заде А. А. Абу Мансур аль-Матуриди // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8. (CC BY-SA 3.0)
Ссылки
- Айдын Али-заде. Матуридизм в ортодоксальном исламском мировоззрении . upelsinka.com. Дата обращения: 23 апреля 2015.