Ахамкара
Ахамкара (аханкара; санскр. अहंकार, IAST: Ahaṃkāra) — санскритский термин, которым называют эго, чувство «я», представление о собственном «я», самосознание. В философии индуизма является одной из концепций школы санкхья. Впервые встречается в Упанишадах: «Чхандогье» и «Прашне». В «Прашна-упанишаде» ахамкара описывается как одна из четырёх антахкаран («внутренних инструментов»), наряду с буддхи, читта и манас. «Чхандогья-упанишада» говорит об ахамкаре как о самосознании, утверждая, что те, кто не способны отличить атман от тела, отождествляют своё эго (ахамкару) с материальным телом.
В «Сиддха-сиддханта-паддхати» перечисляются следующие проявления ахамкары[1]:
- абхимана — чувство самости, эго;
- мадия — осознание тела, чувств и мыслей как собственных;
- мама-сукха — идея собственного счастья;
- мама-дукха — идея собственного несчастья;
- мама-ида — чувство единоличного владения чем-либо.
Примечания
- ↑ Горакшанатх. Сиддха-сиддханта-паддхати. — шлока 1.44.
Литература
- Salagame, Kiran Kumar K. (2011), Ego and ahamkara: Self and identity in modern psychology and Indian thought, in Cornelissen R. M. Matthijs, Foundations of Indian Psychology, Noida: Pearson Education, с. 133—145, ISBN 8131730840, <https://books.google.com/books?id=xmiJWZnCH1oC&pg=PA139>