Роллан, Ромен

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ромен Роллан
фр. Romain Rolland
Роллан в 1915 годуРоллан в 1915 году
Место рождения Кламси, Бургундия, Французская империя
Место смерти Везле, Бургундия, Французская республика
Род деятельности прозаик, эссеист, драматург, музыковед
Язык произведений французский
Премии Нобелевская премия — 1915 Нобелевская премия по литературе (1915)
Автограф
Произведения на сайте Lib.ru
100 лет со дня рождения Ромена Роллана (1866—1944). Марка СССР, 1966.
Почтовый конверт России, 2016 год

Роме́н Ролла́н (фр. Romain Rolland [ʁɔlɑ̃]; 29 января 1866, Кламси — 30 декабря 1944, Везле) — французский писатель и общественный деятель, драматург, учёный-музыковед.

Иностранный почётный член АН СССР (29 марта 1932)[1].

Лауреат Нобелевской премии по литературе (1915): «За высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине».

Биография

Родился в Кламси (департамент Ньевр, Бургундия) в семье нотариуса. В 1881 году Ролланы переехали в Париж, где будущий писатель, окончив лицей Людовика Великого, поступил в 1886 г. в высшую школу Эколь Нормаль. После её окончания Роллан два года прожил в Италии, изучая изобразительные искусства, а также жизнь и творчество выдающихся итальянских композиторов. Играя на фортепиано с раннего детства и не переставая серьёзно заниматься музыкой в студенческие годы, Роллан решил избрать своей специальностью историю музыки.

Вернувшись во Францию, Роллан защитил в Сорбонне диссертацию «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти» (1895) и, получив звание профессора истории музыки, читал лекции сначала в Эколь Нормаль, а затем в Сорбонне. Совместно с Пьером Обри основал журнал «La Revue d’histoire et de critique musicales» в 1901 году. К его наиболее выдающимся музыковедческим трудам этого периода принадлежат монографии «Музыканты прошлого» (1908), «Музыканты наших дней» (1908), «Гендель» (1910).

Первым появившимся в печати художественным произведением Роллана была трагедия «Святой Людовик» (1897) — начальное звено драматического цикла «Трагедии веры», к которому также принадлежат «Аэрт» и «Настанет время».

Во время Первой мировой войны Роллан — активный участник европейских пацифистских организаций, публикующий множество антивоенных статей, которые вышли в сборниках «Над схваткой» и «Предтечи».

В 1915 году он награждён Нобелевской премией по литературе.

Роллан активно переписывался со Львом Толстым, приветствовал Февральскую революцию и одобрительно относился к Октябрьской революции в России 1917 года, но при этом страшился её методов и идеи «цель оправдывает средства». Ему более импонировали идеи непротивления злу насилием М. Ганди.

С 1921 года переезжает в Вильнёв, Швейцария, где активно работает и переписывается со многими писателями, путешествует в Лондон, Зальцбург, Вену, Прагу и Германию.

Уже с 1920-х годов общался с Максимом Горьким, приезжал по приглашению в Москву, где имел беседы со Сталиным (1935).

Среди других его корреспондентов были Эйнштейн, Швейцер, Фрейд.

По возвращении во Францию в 1938 году начал получать известия о жестоких репрессиях в Советском Союзе, но на его письма, которые он писал знакомым руководителям страны, ответов не получал.

В годы войны жил в оккупированном Везле, продолжая литературную деятельность, где и умер от туберкулёза.

Творчество

Начало литературной деятельности Роллана относится к периоду после защиты диссертаций, а именно после 1895 года.

Его первая пьеса «Орсино», замысел которой появился ещё во время пребывания в Италии, относит читателя к эпохе Возрождения, где главный герой, Орсино выражает собой все замечательные черты этой эпохи.

Кроме этой пьесы этого периода творчества писателя, существует ещё несколько пьес, посвящённых античной и итальянской тематике, среди которых «Эмпедокл» (1890), «Бальони» (1891), «Ниобея» (1892), «Калигула» (1893) и «Осада Мантуи» (1894). Но все эти пьесы не принесли успеха автору и не были опубликованы или поставлены на сцене.

Трагедия «Людовик Святой» (1897), одна из пьес цикла «Трагедии веры», в которую также вошли драмы «Аэрт» (1898) и «Настанет время» (1903), стала первой пьесой, которую Роллану удалось опубликовать. Это философская пьеса, в которой происходит конфликт между верой и неверием, где веру представляет Людовик Святой, возглавивший крестовый поход, а неверие сеньоры Салисбери и Манфред, презирающие других людей. В этом цикле пьес Роллан соединяет социально-философские идеи драм Ибсена и романтические черты Шиллера и Гюго. При этом автор пытается доказать необходимость обновления жизни общества и самого искусства.

К обновлению искусства призывает и сборник статей автора, вышедших в книге «Народный театр» (1903). Автор пытается убедить, что искусство, в частности театральное, не должно быть только ради искусства, а должно быть понятным для народа и побуждать его к действию.

Ещё одной попыткой реформы театра стал цикл пьес «Театр революции», в который вошли 4 пьесы: «Волки» (1898), «Торжество разума» (1899), «Дантон» (1900) и «Четырнадцатое июля» (1902). Этот цикл посвящён событиям Великой французской революции, но при этом автор пытается решить проблемы современности и роли простого народа в истории. Революция одновременно и привлекает автора, и пугает. При этом в этих драмах автор пытается разрешить философские и нравственные проблемы. Например, в пьесе «Волки» происходит конфликт между важностью жизни одного невинного человека и интересом революции и общества в целом. В пьесе «Четырнадцатое июля» происходит попытка включить зрителя в действие, а главным героем этой драмы становится целый народ. После публикации и постановки этих пьес на рубеже XIX и XX веков Ромен Роллан получает признание.

Позже автор обращается к жанру биографии, подражая при этом Плутарху. Но при этом, он выступает и как новатор этого жанра, включая в свои произведения черты психологического очерка, литературного портрета и музыкального исследования.

Наиболее известное произведение — роман «Жан-Кристоф» (1904—1912), состоящий из 10 книг. Этот роман принёс автору мировую славу и переведён на десятки языков. Цикл рассказывает о кризисе немецкого музыкального гения Жан-Кристофа Крафта, прототипом которому стали Бетховен и сам Роллан. Завязавшаяся дружба молодого героя с французом символизирует «гармонию противоположностей», а более глобально — мир между государствами. Попытка автора передать развитие чувств главного героя привела к появлению абсолютно новой формы романа, который определяется как «роман-река». Каждая из трёх частей этого романа носит завершённый характер, а также свою тональность и свой ритм, как в музыке, а лирические отступления придают роману большую эмоциональность. Жан-Кристоф — это современный герой-бунтарь, новый гений музыки своего времени. Вместе с эмиграцией Кристофа писатель воссоздаёт жизнь европейского народа и снова пытается заговорить о необходимости реформы в искусстве, которое стало объектом коммерции. В конце романа Кристоф перестаёт быть бунтарём, но при этом остаётся верен своему искусству.

Ещё одной попыткой соединить мечту и действие стала повесть «Кола Брюньон» (1918). В этой повести он снова обращается к эпохе Возрождения, а местом действия станет Бургундия, малая родина писателя. Кола — главный герой повести, весёлый и талантливый резчик по дереву. Труд и творчество, как синтез и как сама жизнь становятся главными темами творчества писателя. В отличие от интеллектуального романа «Жан-Кристоф» эта повесть отличается своей простотой.

Среди других его произведений нужно выделить цикл книг о великих деятелях: «Жизнь Бетховена» (1903), «Жизнь Микеланджело» (1907), «Жизнь Толстого» (1911). Оставаясь верным идее соединить мечту и действие, в «Жизни Микеланджело» автор описывает конфликт личности гения и слабого человека в одном лице. Таким образом, он не может завершить свои работы и просто отказывается от искусства.

После Первой мировой войны происходит эволюция творчества писателя, который рассматривает войну не как следствие противоречий, а как способ зарабатывания денег отдельными людьми.

Таким образом, в 1915 году выходит сборник антивоенных статей «Над схваткой», а в 1919 книга «Предтечи». В 1915 году автору присуждается Нобелевская премия: «За возвышенный идеализм его литературных произведений, а также за подлинную симпатию и любовь, с которой писатель создаёт различные человеческие типы».

Антивоенные взгляды писатель продолжает исповедовать в памфлете «Лилюли» (1919), трагедии «Пьер и Люс» (1920) и романе «Клерамбо» (1920), где мирная жизнь и человеческие чувства противопоставляются разрушительной силе войны.

Не в силе примирить революционные мысли для преобразования общества с отвращением к войне он обращается к философии Махатмы Ганди, результатом чего стали книги «Махатма Ганди» (1923), «Жизнь Рамакришны» (1929), «Жизнь Вивекананды» (1930).

Несмотря на послереволюционный террор в Советском Союзе[2], Роллан продолжил свою связь и поддержку этого государства. Таким образом, появились его статьи «На смерть Ленина» (1924), «Письмо в „Либертэр“ о репрессиях в России» (1927), «Ответ К. Бальмонту и И. Бунину» (1928). Роллан продолжил считать, что даже несмотря на репрессии, революция в России была величайшим достижением человечества.

После Первой мировой войны наиболее значительной работой автора стал роман «Очарованная душа» (1922—1933), в котором Роллан переходит к социальным темам. Героиня этого романа — женщина, борющаяся за свои права, побеждая все невзгоды жизни. Потеряв своего сына, которого убил итальянский фашист, она присоединяется к активной борьбе. Таким образом, этот роман стал первым антифашистским романом автора.

В 1936 году Роллан публикует сборник эссе и статей под название «Спутники», в котором он писал о мыслителях и представителях искусства, которые повлияли на его творчество, среди них Шекспир, Гёте, Л. Н. Толстой, Гюго и Ленин.

В 1939 году выходит пьеса Роллана «Робеспьер», с которой он завершил тематику революции. Таким образом, она стала итогом творчества автора в этом направлении. Автор рассуждает о терроре в послереволюционном обществе, приходя к мысли о его нецелесообразности.

Оказавшись в оккупации, после начала Второй мировой войны, Роллан продолжает работать над автобиографическими произведениями «Внутреннее путешествие» (1942), «Кругосветное плаванье» (1946) и грандиозным исследованием творчества Бетховена под названием «Бетховен. Великие творческие эпохи» (1928—1949).

В 1944 году он написал последнюю свою книгу под названием «Пеги», в которой описывал своего друга поэта и полемиста, а также редактора «Двухнедельных тетрадей» и его эпоху. Позже, в последние годы жизни, он вернулся к теме Бетховена, завершив многотомный труд «Бетховен. Великие творческие эпохи».

В посмертно изданных мемуарах (Mémoires, 1956) ясно видна сплочённость взглядов автора в любви к человечеству.

Семья

  • Первая жена — Клотильда Бреаль (Clotilde Bréal, с 1892 по 1901 год)
  • Вторая жена (с 1934) — Мария Павловна Кювилье, в первом браке была замужем за князем Сергеем Александровичем Кудашевым[3].

Произведения

  • Цикл пьес «Трагедии веры»:
  • Цикл пьес «Театр революции»:
    • «Волки», 1898
    • «Торжество разума», 1899
    • «Дантон», 1899
    • «Четырнадцатое июля», 1902
    • «Игра любви и смерти», 1924
    • «Вербное воскресенье», 1926
    • «Леониды», 1928
    • «Робеспьер», 1939
  • Книга «Народный театр», 1903
  • «Героические жизни»:
    • «Жизнь Бетховена», 1903
    • «Жизнь Микеланджело», 1907
    • «Жизнь Толстого», 1911
  • «Музыканты прошлого», 1908
  • «Музыканты наших дней», 1908
  • «Гендель», 1910
  • Роман-эпопея «Жан-Кристоф», 19041912
  • Сборник антивоенных статей «Над схваткой», 19141915
  • [www.belousenko.com/books/rolland/rolland_1916-19.htm Сборник антивоенных статей «Предтечи»], 19161919
  • Сборник антивоенных статей
  • «Декларация независимости духа», 1919
  • «Кола Брюньон», 19141918
  • «Лилюли», 1919
  • «Пьер и Люс», 1920
  • «Клерамбо», 1920
  • Роман-эпопея «Очарованная душа», 19221933
  • «Махатма Ганди», 1924
  • «Ответ Азии Толстому», 1928
  • «Жизнь Рамакришны», 1929
  • «Жизнь Вивекананды», 1930
  • «Вселенское Евангелие Вивекананды», 1930
  • «Бетховен», 1927
  • «Бетховен и Гёте», 1932
  • «Пеги», 1944

Примечания

  1. Был избран по инициативе А. В. Луначарского [1] Архивная копия от 22 октября 2012 на Wayback Machine.
  2. 80 лет назад вышло постановление, начавшее Большой террор [«Возникло соревнование — кто больше арестует»] // Портал «Газета.ру Архивная копия от 28 октября 2018 на Wayback Machine» (публицистика). Интервью с учёным Л. А. Лягушкиной, МГУ. — М., 2017. — 2 июля. — Электронный ресурс: www.gazeta.ru Архивная копия от 6 августа 2021 на Wayback Machine.
  3. Дворянские роды Российской империи.- Т.3.- М., 1996.- С.169.

Публикации текстов

  • Роллан Р. Собрание сочинений : в 20 т.. — Л. : Кооперативное издательство «Время» : Художественная литература, 1932—1936.
  • Роллан Р. Собрание музыкально-исторических сочинений : в 9 т.. — М. : Музгиз : Искусство, 1938.
  • Роллан Р. Собрание сочинений : в 14 т.. — М. : ГИХЛ, 1954—1958.
  • Роллан Р. Собрание сочинений : в 9 т. / Под ред. Н. М. Любимова. — М. : Правда, 1971. — (Библиотека «Огонёк»).
  • Роллан Р. Собрание сочинений : в 9 т. / Под ред. Н. М. Любимова. — 2-е изд. — М. : Правда, 1983. — (Библиотека «Огонёк»).
  • Роллан Р. Музыкально-историческое наследие : в 8 вып. / Науч. ред. В. Н. Брянцева, Л. В. Кириллина. М.: Музыка, 1986—2019.

Литература

  • Анисимов И. И. Мастера культуры : Анатоль Франс. Ромен Роллан. Теодор Драйзер. Генрих Манн. — 2-е изд. — М. : Художественная литература, 1971. — 288 с.
  • Асанова Н. А. «Жан Кристоф» Р. Роллана и проблема взаимодействия в искусстве. — Казань : Издательство КГУ, 1978. — 104 с.
  • Балахонов В. Е. Ромен Роллан в 1914—1924 годы. — Л. : Издательство ЛГУ, 1958. — 229 с.
  • Балахонов В. Е. Ромен Роллан и его время : Ранние годы. — М. : Издательство ЛГУ, 1968. — 262 с.
  • Балахонов В. Е. Ромен Роллан и его время : («Жан-Кристоф»). — М. : Издательство ЛГУ, 1972. — 197 с.
  • Вановская Т. В. Ромен Роллан : 1866—1944. — Л. ; М. : Искусство, 1957. — 176 с.
  • Гильдина З. М. Ромен Роллан и мировая культура. — Рига : Звайгзне, 1966. — 210 с.
  • Гроссман Л. П. Собеседник Толстого. Ромен Роллан и его творчество : По неизданным материалам. — М. : Кооперативное издательство писателей «Никитинские субботники», 1928. — 101 с.
  • Дюшен И. Б. «Жан-Кристоф» Ромена Роллана. — М. : Художественная литература, 1966. — 142 с. — (Массовая историко-литературная библиотека).
  • Исбах А. А. Ромен Роллан : К столетию со дня рождения. — М. : Знание, 1966. — 48 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. 6. Литература и искусство ; вып. 2).
  • Лосев А. Ф., Тахо-Годи М. А. Эстетика природы : Природа и её стилевые функции у Р. Роллана. — М. : Наука, 2006.. — 418 с. — (Литературные памятники / Российская академия наук ; Научный совет «История мировой культуры» ; Античная комиссия). — ISBN 5-02-033878-8.
  • Мотылёва Т. Л. Ромен Роллан. — М. : Молодая гвардия, 1969. — 384 с. — (Жизнь замечательных людей ; вып. 8 (468)).
  • Мотылёва Т. Л. Творчество Ромена Роллана. — М. : ГИХЛ, 1959. — 486 с.
  • Трыков В. П. Биографическая проза Ромена Роллана. — М. : МПГУ, 2016. — 152 с. — ISBN 978-5-4263-0323-2.
  • Урицкая Б. С. Ромен Роллан — музыкант. — Л. ; М. : Советский композитор : ленинградское отделение, 1971. — 270 с.

Ссылки