Перейти к содержанию

Роман без слов

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Первое произведение в жанре романа без слов, «25 образов страстей человеческих» Франса Мазереля, 1918 год

Роман без слов (англ. Wordless novel, также англ. Novel in woodcuts — букв. «роман-ксилография») — жанр произведений, использующих последовательность изображений без подписей для передачи сюжета, популярный в 1920—1930-х годах.

Авторы жанра использовали неуклюжую эстетику средневековых гравюр по дереву для передачи их ангста[англ.] и политических идей[1]. Романы без слов также применяли технику немецкого экспрессионизма в кино и театре начала XX века[1].

Объединяющей тематикой жанра служила социалистическая борьба с капитализмом, в которой персонажей подавляли экономическими и политическими способами[2]. При этом романы без слов имели тенденцию быть мелодраматичными[2], чётко разделять положительных и отрицательных персонажей и выражать авторское презрение или негодование последними[3].

Первым романом без слов стали «25 образов страстей человеческих» бельгийского художника Франса Мазереля[4]. Последовал расцвет жанра в Германии и США, пик которого пришёлся на 1929—1931-е годы, — в это время в жанре романа без слов писали Отто Нюкель и Линд Уорд.

В 1930-х годах нацистская пропаганда объявила роман без слов дегенеративным искусством, а нацистское правительство начало преследовать его авторов[5]. После Второй мировой войны цензура в Америке запрещала книги социалистических взглядов, благодаря чему ранние издания романов без слов стали редки в США[6]. В результате появления звукового кинематографа и гонений в 1940-х годах жанр пришёл в упадок.

Интерес начал возрождаться в 1960-х годах в связи с ростом популярности комиксов в США, а в 1970-х годах жанр романа без слов вдохновил американских авторов графических романов, таких как Уилл Айснер и Арт Шпигельман.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Willett, 2005, p. 126.
  2. 2,0 2,1 Willett, 2005, p. 114.
  3. Willett, 2005, pp. 130–131.
  4. Willett, 2005, p. 112.
  5. Walker, 2007, p. 21.
  6. Walker, 2007, p. 17.

Литература