Лойко, Иван Александрович
Иван Александрович Лойко | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | |||||||
Дата рождения | 24 января (5 февраля) 1892 | ||||||
Место рождения |
деревня Рубилки Минский уезд Минская губерния Российская империя |
||||||
Дата смерти | 1936 | ||||||
Место смерти | посёлок Амдерма, СССР | ||||||
Принадлежность |
|
||||||
Род войск | авиация | ||||||
Годы службы |
|
||||||
Звание |
![]() |
||||||
Командовал |
|
||||||
Сражения/войны | |||||||
Награды и премии |
|
Ива́н Алекса́ндрович Ло́йко (1892 — 1936) — русский военный лётчик, ас истребительной авиации Первой мировой войны. Участник «белого» движения. После эмиграции вернулся в СССР, служил в РККА. Был арестован
Биография
Из мещан Минского уезда Минской губернии, православного вероисповедания. Родился 24 января (5 февраля) 1892 года в деревне Рубилки Самохваловической волости Минского уезда[1] в зажиточной семье, белорус.
После окончания начальной школы, в 1905 году поступил в Минское реальное училище и в 1911 году окончил его по специальности «механика».
Служба в Русской императорской армии
На военную службу поступил 01.09.1913 юнкером Алексеевского военного училища (в Москве), которое, в связи с началом войны, окончил досрочно, к 1-му октября 1914 года, по 1-му разряду, с производством из портупей-юнкеров в подпоручики (ВП от 01.10.1914, стр.21; старшинство с 12.07.1914), с зачислением по армейской пехоте и с назначением в переменный состав 59-го пехотного запасного батальона, расквартированного в Воронеже.
24.11.1914 командирован в Севастополь, на учёбу в Севастопольскую военную авиационную школу.
16-20.04.1915, успешно окончив полный курс обучения в авиационной школе, сдал экзамен на диплом лётчика, также выполнил квалификационные условия на звание «военный лётчик»[2].
Участник Первой мировой войны.
С 27.04.1915 состоял на службе в 30-м корпусном авиационном отряде на должности военного лётчика; одновременно был зачислен в 64-й пехотный Казанский полк[3] (из списков 59-го пехотного запасного батальона исключён 11.12.1915).
30-й корпусной авиаотряд был в распоряжении штаба 9-й Армии Юго-Западного фронта и действовал в Галиции. Лойко летал на аэроплане «Моран-Парасоль». Практически все вылеты сводились к корректированию артиллерийской стрельбы, воздушной разведке или бомбардировке противника.
07.07.1916 подпоручик Лойко был назначен командиром только что сформированного 9-го авиационного отряда истребителей 9-го авиационного дивизиона 9-й Армии (с конца 1916 года действовавшей в составе Румынского фронта). Летал на истребителе «Ньюпор-11». 26.10.1916 сбил первый самолёт противника. К концу войны сбил 8 самолётов противника (4 лично и 4 в группе)[4].

В аттестации за 1916 год командир 9-го авиационного дивизиона дал подпоручику Лойко следующую характеристику:
Отличный офицер, превосходный лётчик, хороший командир отряда. Любим товарищами и служит личным примером беззаветной храбрости, воодушевляет подчинённых, умеет заставить их и служить, и летать.
В той же аттестации — мнение офицера, исполнявшего должность генерал-квартирмейстера:
Вполне согласен с мнением командира дивизиона. Поручик Лойко храбр, энергичен, с большим сердцем и одушевлением. Блестящий офицер и отличный командир истребителей.
В сентябре 1917 года Иван Лойко был произведен из подпоручиков в поручики (со старшинством с 10.10.1915)[5].[6]
Служба в украинской армии
После распада Российской империи все авиационные части Юго-Западного и Румынского фронтов были включены в состав Воздушного флота создаваемой армии Украинской народной республики.
В декабре 1917 Иван Лойко поступил на службу в украинскую армию. Служил сначала в авиационном дивизионе в Одессе, затем в Житомире, в 1-м Волынском авиационном дивизионе, — в чине значкового (поручика)[7][8] на должности помощника командира дивизиона по технической части.
В августе 1918, участвуя в поставке с Украины на Дон, в состав Донской армии, военных самолётов (по негласной договорённости атамана Краснова с германским оккупационным командованием), дезертировал с украинской армии и остался на Дону.
Служба в «белых» армиях
С октября 1918 в чине капитана служил в авиационных частях Донской армии. 04.05.1920 получил свой последний чин в Донской Казачьей Авиации Русской армии — чин полковника (приказ ГК ВСЮР №97 от 04.05.1920, со старшинством с 19.05.1919).
Был командиром 6-го авиационного отряда в Русской армии генерала Врангеля. Принимал активное участие в разгроме кавалерийского корпуса РККА — конной группы Жлобы — летом 1920 года.
В эмиграции
В конце ноября 1920 года полковник Иван Лойко вместе с частями Русской армии эвакуировался из Крыма в Константинополь, оттуда, оставив свою воинскую часть, самостоятельно добрался до Нови-Сада (Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев), где в мае 1921 года был принят на работу в авиационную школу Королевских (сербских) ВВС вольнонаёмным пилотом-инструктором[9].
Возвращение в СССР
После публикации в апреле 1923 года постановления ВЦИК об амнистии участников «белого» движения Лойко решил возвратиться в СССР.
6 августа 1923 года, угнав самолёт «Бреге-14» сербских ВВС (на котором обучал курсантов школы), вместе с бывшим сослуживцем, военным лётчиком-эмигрантом Павлом Федотовичем Качаном, вылетел из Нови-Сада в направлении на Каменец-Подольский с целью приземлиться на территории СССР. Однако, потеряв ориентировку и израсходовав топливо, беглецы приземлились на территории Королевства Румыния и были арестованы румынскими пограничниками. Через два месяца арестованным было разрешено покинуть территорию Румынии, неофициально переправившись через пограничную реку Днестр в районе Тирасполя, а угнанный самолёт был возвращён румынами на авиабазу в Нови-Сад.
Оказавшись на территории СССР, Лойко и Качан были арестованы сотрудниками ГПУ. 25 ноября 1923 года дело в отношении арестованных военных лётчиков Ивана Лойко и Павла Качана было прекращено согласно действующей амнистии.
Служба в Красной армии
13 января 1924 года Лойко Иван Александрович поступил на службу в РККА СССР красвоенлётом.
Как ценный военспец, 29.05.1924 был назначен во 2-ю военную школу летчиков имени ОСОАВИАХИМА СССР в городе Борисоглебске на должность лётчика-инструктора 1-го разряда. Обучал курсантов лётному делу, занимался конструированием и строительством планеров. Жил на служебной квартире, женился, в браке родилась дочь Вероника.
В 1927 году краском Лойко был старшим руководителем учебной части 2-ой Борисоглебской военной школы лётчиков, носил по две красные «шпалы» в петлицах, что соответствовало званию майора.
Арест и заключение
14.08.1929 года по доносу двоих курсантов краском Лойко был арестован, обвинён по статье 58 п.6 в шпионаже в пользу Румынии, и коллегией ОГПУ приговорён к 10 годам лишения свободы. В 1929 году были репрессированы также Павел Качан и близкие родственники Ивана Лойко, проживавшие в Белоруссии.
До 1931 года Иван Лойко содержался в Бутырской тюрьме. Затем был переведён на остров Вайгач, где работала геологоразведочная экспедиция ОГПУ особого назначения, для работы в качестве механика и устройства аэродрома[10].
Спасение Ф.Б. Фариха
В апреле 1932 года состоялся первый рейс на Вайгач из Усть-Цильмы самолёта Р-5 под управлением Ф.Б. Фариха на Вайгач, прерванный из-за внезапно начавшейся пурги. Спасение экипажа, только на пятые сутки подавшего сигнал бедствия, было поручено Ивану Александровичу Лойко. С двумя ненцами, находившимися в это время в поселке, он снарядил пару нарт, погрузив продукты, теплую одежду и бензин. Когда 150 километров были преодолены за 24 часа, шли девятые сутки после вылета Фариха из Усть-Цильмы. Восстановив свои силы, откопав и заправив самолет, поспешили взлететь. Иван Александрович упросил Фариха разрешить ему вернуться в Варнек на самолете вместе с экипажем. Осознавая, что за допуск заключённого на самолет может последовать наказание, Фарих принял Лойко на борт[10].
14 сентября 1932 года решением Коллегии ОГПУ за спасение экипажа и самолёта срок наказания И. А. Лойко был сокращён на два года[10].
Освобождение
В 1934 году был отпущен на свободу (срок заключения сокращён за счёт трёхгодичного пребывания на Крайнем Севере)[11].
С сентября 1934 года работал вольнонаёмным инженер-механиком транспортного отдела Вайгачского горно-рудного треста[12].
После 1936 года судьба Ивана Александровича Лойко неизвестна.
По разным версиям, он погиб в апреле или в сентябре 1936 года[11][12] (по одной из версий — скончался в посёлке Амдерма от крупозного воспаления легких).
Награды
- Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом (ВП от 22.08.1915)
- Орден Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом (утв. ВП от 22.12.1915)
- Орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» (утв. ВП от 14.02.1916)
- Орден Святого Станислава 2-й степени с мечами (утв. ПАФ от 15.04.1917)
- Орден Святой Анны 2-й степени с мечами (1917, — предположительно)[источник не указан 1186 дней]
- румынский Орден Звезды Румынии (1917)[источник не указан 1186 дней]
- [13]
Литература
- Шаблон:Source
- Лойко А. Н., Лойко Е. Н., Лойко А. Н. Неоконченная повесть: История о русском летчике Иване Лойко. — Томск: STT, 2006. — 164 с.
- Митюрин Д., Медведько Ю. Летающие тузы. Российские асы Первой мировой войны. — Санкт-Петербург: Новое культурное пространство, 2006. — 1000 с. — (Эпохи и люди). — 1000 экз. — ISBN 5-902404-07-X.
Примечания
- ↑ Бодрихин Н. Г., 2016, с. 62.
- ↑ Иван Александрович Лойко Архивная копия от 3 января 2014 на Wayback Machine (рус.) на сайте Persones.ru Архивная копия от 24 июля 2011 на Wayback Machine.
- ↑ См. Высочайший Приказ от 22.08.1915, стр. 20.
- ↑ Ivan Loiko Архивная копия от 1 июля 2011 на Wayback Machine (англ.) на сайте The Aerodrome (Aces and Aircraft of World War I) Архивная копия от 21 ноября 2015 на Wayback Machine.
- ↑ См. Приказ Временного Правительства Армии и Флоту от 29.09.1917, стр. 26.
- ↑ Информация о том, что Иван Александрович Лойко в 1917 году был произведен в штабс-капитаны, ошибочна. В 1917 году в штабс-капитаны были произведены его однофамильцы: поручик 64-го пехотного Казанского полка Лойко Андрей Иванович (см. Приказ Временного Правительства от 10.03.1917, стр. 4; соответственно, Приказом Временного Правительства от 16.05.1917, стр.11, во вновь сформированный 620-й пехотный Львовский, он же — Ново-Алексинский, полк был переведен штабс-капитан Лойко Андрей Иванович) и авиатор Лойко Иулиан Николаевич, — артиллерийский офицер, летавший в составе экипажей воздушных кораблей типа «Илья Муромец» (см. Приказ Временного Правительства от 08.09.1917, стр. 6).
- ↑ Тинченко Я. Ю. (укр.) Герої українського неба. Пілоти Визвольної Війни 1917–1920 рр.: науково-популярне видання. — К.: Темпора, 2010. — 200 с.: ил. ISBN 978-966-8201-94-3
- ↑ Сердюки Скоропадского. — Соответствие воинских званий армии Украинского государства. . Дата обращения: 6 декабря 2021. Архивировано 14 апреля 2021 года.
- ↑ Лойко Иван Александрович Архивная копия от 17 июня 2013 на Wayback Machine на сайте выпускников Борисоглебского высшего военного авиационного ордена Ленина Краснознаменного училища лётчиков им. В.П. Чкалова.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 Данилов М. А. Богатства северных недр. Вайгачская экспедиция ОГПУ . www.bvvaul.ru. Архангельск: Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище лётчиков им. В.П. Чкалова (1977). Дата обращения: 23 декабря 2020.
- ↑ 11,0 11,1 Лойко Иван Александрович Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine на сайте Виртуального музея Гулага Архивная копия от 17 августа 2011 на Wayback Machine.
- ↑ 12,0 12,1 Лойко А. Н., Лойко Е. Н., Лойко А. Н. Неоконченная повесть: История о русском летчике Иване Лойко Архивная копия от 4 ноября 2011 на Wayback Machine на сайте выпускников БВВАУЛ.
- ↑ Инфомация о том, что Иван Александрович Лойко в 1917 году был награждён Георгиевским крестом 4-й степени № 85295 (с лавровой ветвью), — ошибочна. Георгиевским крестом 4-й степени № 85295 был награждён его однофамилец, Лойко Иван, — старший унтер-офицер 14-й роты 140-го пехотного Зарайского полка «…за переправу у Козениц» (см. Патрикеев С. Б. «Сводные списки кавалеров Георгиевского креста 1914—1922 гг. IV степень №№ 1–100 000» / М., изд. «Духовная Нива», 2012 г. — 1036 с. Архивная копия от 7 ноября 2021 на Wayback Machine — ISBN 978-5-87785-062-0).
Ссылки
- Памяти героев Великой войны 1914—1918гг. // Лойко Иван.
- Список (по старшинству в чинах) штаб- и обер-офицерам и классным чиновникам 59-го пехотного запасного батальона (к 1-му января 1916 года); стр. 13, — Иван Александрович Лойко.
- Аттестация за 1916 год подпоручика Ивана Лойко.
- Личные данные (аттестация за 1916 год: корнет Фугалевич). 9-й авиационный отряд истребителей (командир отряда – подпоручик Лойко).
- Онлайн-библиотека «Царское Село» // Высочайшие приказы по Военному ведомству о чинах военных (за 1914–1917 г.г.)
- Офицеры РИА // Лойко Иван Александрович.
- Лойко Иван Александрович (рус.) на сайте выпускников БВВАУЛ.
- Ivan Loiko (англ.) на сайте The Aerodrome (Aces and Aircraft of World War I).
- Лойко Иван Александрович . Асы первой мировой войны. авиационная энциклопедия «Уголок неба». Дата обращения: 13 июля 2011.
- Лойко А. Н., Лойко Е. Н., Лойко А. Н. Неоконченная повесть: История о русском летчике Иване Лойко на сайте выпускников БВВАУЛ.
- Родившиеся 5 февраля
- Родившиеся в 1892 году
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Минской губернии
- Умершие в 1936 году
- Поручики
- Кавалеры ордена Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом
- Кавалеры ордена Святой Анны 2-й степени с мечами
- Кавалеры ордена Святого Станислава 2-й степени с мечами
- Кавалеры ордена Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом
- Кавалеры ордена Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость»
- Кавалеры королевского ордена Звезды Румынии
- Выпускники Минского реального училища
- Выпускники Алексеевского военного училища
- Выпускники Севастопольской военной авиационной школы
- Лётчики Российской империи
- Лётчики Первой мировой войны (Россия)
- Военные Армии Украинской державы
- Офицеры Донской армии
- Персоналии:Русская армия Врангеля
- Русские эмигранты первой волны в Югославии
- Вернувшиеся русские эмигранты первой волны
- Царские офицеры на службе в РККА
- Лётчики СССР
- Репрессированные в СССР
- Борисоглебская учебная авиационная база