Лаврентий Кентерберийский
Лаврентий Laurence | |
Архиепископ Кентерберийский | |
| |
Интронизация | лето 604 года |
---|---|
Конец правления | 2 февраля 619 года |
Предшественник | Августин Кентерберийский |
Преемник | Меллит |
Родился | VI век Рим |
Умер | 2 февраля 619 Кентербери, Кент, Англия |
Похоронен | Аббатство Святого Августина, Кентербери, Англия |
Святость | |
Праздник | 3 февраля |
Титул | Святой |
Канонизирован | 619 год |
Лаврентий Кентерберийский (лат. Laurentius Cantuariensis, англ. Laurence of Canterbury; VI век, Рим — 2 февраля 619, Кентербери) — второй архиепископ Кентерберийский с 604 по 619 год. Был участником «Григорианской миссии» 595 года, организованной папой Григорием I с целью обращения англосаксов южной Британии в христианство.
В сан архиепископа Лаврентий был рукоположён своим предшественником Августином Кентерберийским, с целью обеспечить упорядоченную передачу полномочий архиепископа. Во время своего правления Лаврентий безуспешно пытается сгладить разногласия между британской и римской католической церковью. Кроме того, после смерти короля Этельберта I в 616 году, его наследник покинул церковь и распространение христианства среди англосаксов фактически прекратилось. Лаврентий умер 2 февраля 619 года и после смерти был канонизирован.
Биография
Ранние годы
Лаврентий был одним из участников «Григорианской миссии», организованной папой папой Григорием I в 595[1] году с целью обращения англосаксов в христианство. В 597 году миссия, главой которой являлся предшественник Лаврентия Августин Кентерберийский, достигла острова Танет, а после и Кент. О жизни Лаврентия до начала миссии фактически ничего не известно[2], кроме того, что он служил монахом в Риме[1].
Историк Беда пишет, что Лаврентий был одним из монахов, отправленных Августином в 601 году в Рим с сообщением о успехах миссии и вопросами к папе Григорию о дальнейшем развитии церкви в Кенте[3]. Пётр Кентерберийский, впоследствии глава Аббатства Святого Августина, в своих воспоминаниях пишет, что Лаврентий покинул Кент в июле 598 года и возвратился в 601 году[4].
По возвращении он привёз письмо папы Григория, известное как «Libellus responsionum», которое упоминает Беда в своей «Церковной истории народа англов»[5]. Лаврентий также упоминается в письме папы королеве Берте. Папа хвалит Берту за её участие в крещении короля Этельберта в христианство, ссылаясь на рассказ Лаврентия[6]. Известно также, что летом 601 года в Кент с Лаврентием среди других миссионеров прибыл и Меллит[7], ставший третьим кентерберийским архиепископом.
Рукоположение в архиепископы
В 604 году, после смерти Августина, Лаврентий стал вторым архиепископом кентерберийским и оставался на посту до своей смерти 2 февраля 619 года[1][8]. Августин боялся, что после его смерти и до прибытия нового архиепископа из Рима миссия будет находиться под угрозой[3][9] и рукоположил Лаврентия в сан архиепископа незадолго до своей смерти[5]. Таким образом, Лаврентий, не получив паллий из Рима, был возведён в сан не по канонам римской католической церкви[10]. Беда сравнивает возведение в сан Лаврентия без разрешения папы с рукоположением Климента I в папы при жизни Петра. Историк Роберт Райт считает, что Беда таким образом критикует действия церкви[11].
В 610 году Лаврентий получает письмо от папы Бонифация IV, сменившего папу Григория I, в котором он называет Лаврентия архиепископом и преемником Августина[12]. Письмо к папе отвёз в Рим в начале 610 года Меллит, а после проведённого в Риме синода вернулся с указами от папы и личным письмом для Лаврентия[13].
В 613 году Лаврентий освятил церковь монастыря, выстроенную Августином в Кентербери, как церковь святых Петра и Павла. Позже церковь была переименована в аббатство святого Августина[1].
Также Лаврентий написал несколько писем британским и шотландским епископам, призывая их изменить дату празднования пасхи на принятую в римской католической церкви[1]. Эти письма впервые упоминаются в описаниях историка Беды[14]. В 609 году Лаврентий утверждал, что не сядет с кельтским епископом Деганом за один стол и под одной крышей из-за различий в их вере[15].
Дальнейшее развитие христианства
В 616 году умер король Этельберт и его наследник Эдбальд вернулся из христианство в язычество, заставив многих миссионеров бежать, опасаясь его гнева[9]. Среди них были архиепископ Лондона Меллит и архиепископ Рочестера Юст[16]. Оставшись в Британии, Лаврентий смог вернуть Эдбальда в христианство[9]. Беда пишет, что Лаврентий почти сдался, но во сне ему явился святой Пётр и наказал его. Синяки после наказания остались и после пробуждения, и, показав их Эдбальду, Лаврентий смог убедить Эдбальда в истинности христианской веры[17]. Беда также намекает, что истинной причиной остаться стала гибель большинства лидеров язычников в бою[13]. Как пишет историк Роберт Райт, историю с наказанием Беда использует как пример возможного применения для убеждения язычников[18] и намекает, что продолжения миссии желал сам апостол Пётр[19]. Дэвид Фармер в «Словаре святых Оксфорда» пишет, что эта история смесь истории Камо грядеши и информации из записок Иеронима Стридонского[20].
Современные историки видят политическую подоплёку в решении Лаврентия остаться. Историк Кирби считает, что отказ Эдбальда от христианства являлся отрицанием профранкской политики отца, короля Этельберта[16]. Алкуин, средневековый писатель, считает, что Лаврентий «порицал» апостольскую власть[21]. Вполне возможно, что остаться в Кенте его заставило письмо папы Адеодата I с приказом остаться.
Кирби пишет, что повторно крестил Эдбальда не Лаврентий, а Юст приблизительно в 624 году[16]. Другие историки не соглашаются с этим, например, Николас Брукс пишет, что Эдбальд был крещён Лаврентием, приблизительно через год после смерти отца[1]. Другой историк, Барбара Йорк считает, что было два правителя: Эдбальд и Этельвальд, первый из которых был крещён Лаврентием, а второй Юстом после его возвращения в Рочестер[22].
После смерти Этельберта все дальнейшие попытки расширить влияние церкви на запад наталкиваются на противодействие короля Редвальда, ставшим бретвальдом после Этельберта[23]. Редвальд был крещён ещё при жизни Этельберта, но по всей видимости лишь с целью снискать расположение Этельберта и заполучить дорогой христианский алтарь в свой языческий храм[24]. И хотя Юст вернулся в Рочестер, епископ Меллит (епископ) так и не смог вернуться в Лондон к своим обязанностям епископа[16].
Смерть и наследие
Лаврентий умер 2 февраля 619 года и был похоронен в церкви святых Петра и Павла в Кентербери, позже переименованной в аббатство святого Августина. Позже, в 1090 году, останки были перенесены в церковь святого Августина[1]. Его рака находится с правой стороны от останков Августина, его предшественника[25]. После своей смерти Лаврентий был канонизирован и день его памяти празднуется 3 февраля[26]. Кроме того, 13 сентября празднуется день переложения его останков в новую церковь[20]. Правление Лаврентия запомнилось крещением Эдбальда, наследника Этельберта, и неудавшейся попыткой закрепить влияние католической церкви в Британии[10]. Его последователем на посту архиепископа стал Меллит, епископ Лондона[8].
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Brooks «Laurence (d. 619) Архивная копия от 24 сентября 2015 на Wayback Machine» Oxford Dictionary of National Biography
- ↑ Blair World of Bede p. 59
- ↑ 3,0 3,1 Brooks Early History of the Church of Canterbury pp. 9-13
- ↑ Blair World of Bede p. 63
- ↑ 5,0 5,1 Lapidge «Laurentius» Blackwell Encyclopaedia of Anglo-Saxon England
- ↑ Blair World of Bede p. 60
- ↑ Blair World of Bede p. 66
- ↑ 8,0 8,1 Fryde, et al. Handbook of British Chronology p. 213
- ↑ 9,0 9,1 9,2 Hindley A Brief History of the Anglo-Saxons p. 43
- ↑ 10,0 10,1 Stenton Anglo-Saxon England pp. 112—113
- ↑ Wright Companion to Bede p. 47
- ↑ Blair World of Bede p. 80
- ↑ 13,0 13,1 Blair World of Bede pp. 86-87
- ↑ Bede History of the English Church and People pp. 105—107
- ↑ Décarreaux Monks and Civilization p. 261
- ↑ 16,0 16,1 16,2 16,3 Kirby Earliest English Kings pp. 30-33
- ↑ Brooks Early History of the Church of Canterbury pp. 64-66
- ↑ Ward Venerable Bede pp. 120—121
- ↑ Wright Companion to Bede pp. 48-50
- ↑ 20,0 20,1 Farmer Oxford Dictionary of Saints pp. 313—314
- ↑ Quoted in Kirby Earliest English Kings p. 31
- ↑ Yorke Kings and Kingdoms p. 32
- ↑ Stenton Anglo-Saxon England p. 127
- ↑ Stenton Anglo-Saxon England p. 112
- ↑ Nilson Cathedral Shrines p. 67
- ↑ Walsh A New Dictionary of Saints p. 357
Литература
- Bede[англ.]*; translated by Leo Sherley-Price. A History of the English Church and People (англ.). — New York: Penguin Classics, 1988. — ISBN 0-14-044042-9.
- Blair, Peter Hunter[англ.]. The World of Bede (неопр.). — Reprint of 1970. — Cambridge: Cambridge University Press, 1990. — ISBN 0-521-39819-3.
- Brooks, Nicholas. The Early History of the Church of Canterbury: Christ Church from 597 to 1066 (англ.). — London: Leicester University Press, 1984. — ISBN 0-7185-0041-5.
- Brooks, N. P. (2004), Laurence (d. 619), Oxford Dictionary of National Biography (October 2005 revised ed.), Oxford University Press, doi:10.1093/ref:odnb/16166, <http://www.oxforddnb.com/view/article/16166>.
- Décarreaux, Jean. Monks and Civilization: From the Barbarian Invasions to the Reign of Charlemagne (англ.). — London: George Allen, 1964.
- Delaney, John P. Dictionary of Saints (неопр.). — Second. — Garden City, NY: Doubleday, 1980. — ISBN 0-385-13594-7.
- Farmer, David Hugh. Oxford Dictionary of Saints (англ.). — Fifth. — Oxford, UK: Oxford University Press, 2004. — ISBN 978-0-19-860949-0.
- Fryde, E. B.; Greenway, D. E; Porter, S; Roy, I. Handbook of British Chronology (неопр.). — Third revised. — Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1996. — ISBN 0-521-56350-X.
- Hindley, Geoffrey. A Brief History of the Anglo-Saxons: The Beginnings of the English Nation (англ.). — New York: Carroll & Graf Publishers[англ.], 2006. — ISBN 978-0-7867-1738-5.
- Kirby, D. P. The Earliest English Kings (неопр.). — New York: Routledge, 2000. — ISBN 0-415-24211-8.
- Lapidge, Michael (2001), Laurentius, in Lapidge, Michael; Blair, John; Keynes, Simon; Scragg, Donald, The Blackwell Encyclopaedia of Anglo-Saxon England, Malden, MA: Blackwell Publishing, p. 279, ISBN 978-0-631-22492-1.
- Nilson, Ben. Cathedral Shrines of Medieval England (неопр.). — Woodbridge, UK: Boydell Press[англ.], 1998. — ISBN 0-85115-540-5.
- Stenton, F. M.[англ.]. Anglo-Saxon England (англ.). — Third. — Oxford, UK: Oxford University Press, 1971. — ISBN 978-0-19-280139-5.
- Walsh, Michael J. A New Dictionary of Saints: East and West (англ.). — London: Burns & Oats, 2007. — ISBN 0-86012-438-X.
- Ward, Benedicta. The Venerable Bede (неопр.). — Harrisburg, PA: Morehouse Publishing, 1990. — ISBN 0-8192-1494-9.
- Wright, J. Robert[англ.]. A Companion to Bede: A Reader's Commentary on The Ecclesiastical History of the English People (англ.). — Grand Rapids, MI: Eerdmans[англ.], 2008. — ISBN 978-0-8028-6309-6.
- Yorke, Barbara[англ.]. The Conversion of Britain: Religion, Politics and Society in Britain c. 600–800 (англ.). — London: Pearson/Longman, 2006. — ISBN 0-582-77292-3.
- Yorke, Barbara. Kings and Kingdoms of Early Anglo-Saxon England (неопр.). — New York: Routledge, 1997. — ISBN 0-415-16639-X.
- Sharpe, R. (1995), The setting to St Augustine's translation, 1091, in R. Eales and R. Sharpe, Canterbury and the Norman conquest, pp. 1–13.
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Риме
- Умершие 2 февраля
- Умершие в 619 году
- Умершие в Кентербери
- Похороненные в аббатстве Святого Августина
- Архиепископы Кентерберийские
- Родившиеся в VI веке
- Англосаксонские архиепископы VII века
- Богословы Англии
- Бенедиктинцы Англии
- Святые по алфавиту
- Англиканские святые
- Католические святые
- Святые Кента
- Христианские святые VII века