Культурно-исторический тип
Культурно-исторический тип — понятие политической теории Николая Данилевского, сформулированное в его книге «Россия и Европа»; система взглядов, определяемая культурными, психологическими и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по духу и языку народов. Культурно-исторический тип отождествляется с «самобытной цивилизацией» и признается «положительным деятелем человечества».
В IV главе он выделяет 10 типов:
- Египетский- развили науку во многих областях, на что даже не способна современная наука.
- Китайский (включая Японию)
- Ассиро-вавилоно-финикийский — «древнесемитический»
- Индийский
- Иранский
- Еврейский — развили религию (монотеизм)
- Греческий — развили искусство
- Римский — развили право
- Аравийский или «ново-семитический»
- Романо-германский или европейский — развили естествознание.
Также Данилевский к ним причисляет мексиканский и перуанский типы, а также будущий славянский тип («новая славянская цивилизация»).
Помимо культурно-исторических типов человечество содержит «отрицательных деятелей человечества» (Бичи Божьи) и «этнографический материал» — исторические небытие или периферия культурно-исторического типа (финны, кельты). Для создания культурно-исторического типа необходим ряд факторов: языковое родство и политическая независимость. В своем развитии культурно-исторический тип проходит 3 фазы: рост, цветение и плодоношение.
Литература
- Бажов С. И. Культурно-исторический тип // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
Для улучшения этой статьи желательно: |