Культура карпатских курганов

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Культура карпатских курганов
Античность
Карта распространения культуры карпатских кургановКарта распространения культуры карпатских курганов
Локализация Восточные Карпаты
Датировка II-V вв. н.э.
Преемственность
Провинциально-римская культура
Липицкая культура
Пражская культура

Культура карпатских курганов — археологическая культура конца II — начала V веков н. э.

Первые памятники были открыты в конце XIX века, в отдельную археологическую культуру выделены М. Смешко в 1960 году. Название связано с курганным погребальным обрядом. Исследование проводили Т. Сулимирский, Я. Пастернак, М. Смешко, Л. Вакуленко. Раскопки велись на 10 поселениях и 30 могильниках.

Генетические связи

Происхождение

С. В. Назин, ученик В. А. Сафронова и О. Н. Трубачева, считает, что так как курганы данной культуры полностью совпадают с трансильванскими курганами (II—III в.) типа Кашольц — Кальбор (Caşolţ‑Calbor), то ее носители являлись мигрантами из римской провинции Дакии, которые, во время кризиса III века, переселились в Прикарпатье — под покровительство готов. В свою очередь, трансильванские курганы были оставлены переселенцами из Норика (селились в Восточной Дакии, то есть Трансильвании) и Восточной Паннонии (селились в Западной Дакии)[1][2].

Наследие

Культура карпатских курганов постепенно преображается в пражскую культуру — одним из ярких примеров этого является ряд изученных поселений на археологическом памятнике Кодин[3]. И. О. Гавритухин предположил, что такое превращение произошло под воздействием славян пражской культуры, двигавшихся с северо-востока к Дунаю через Карпаты[4]. С. В. Назин считает это невозможным, так как это предположение делает неясным происхождение самой пражской культуры — ее, в отличие от культур «пражского круга», невозможно вывести из киевской культуры[5], а попытки поиска ее корней в пшеворской культуре обречены на провал из-за восточногерманского характера последней[6]. Ввиду того, что культура карпатских курганов является первой археологической культурой, которой присущи три основные отличительные черты последующих славянских культур (трупосожжения под курганами[7][8], квадратная землянка с печью-каменкой, являющейся подражанием кирпичной римской печи, а также посуда, «пражского» типа), С. В. Назин делает вывод о том, что именно данная культура впоследствии развилась в пражскую культуру[2].

География

Распространение культуры карпатских курганов на территории Украины

Памятники культуры распространены в предгорных областях Восточных Карпат в верхних течениях Днестра, Сирета и Прута.

Особенности культуры

Территория культуры карпатских курганов простирается узкой полосой между Карпатами, Днестром и верховьями Прута и распространена к западу от Карпат в Закарпатской обл. УССР, Румынии (северные и восточные районы Трансильвании) и Польше (ее подгорные районы). Селища и курганы этой культуры обнаружены почти в 150 пунктах. Поселения располагаются на невысоких речных берегах, на местах, пригодных для земледелия и скотоводства. Для них характерны наземные глинобитные дома, которые отапливались глинобитными печами или открытыми очагами, сложенными из камней. Реже на поселениях встречаются углубленные жилища. Культура карпатских курганов имеет много общих черт с черняховской как в характере поселений и особенностях домостроительства, так и в формах гончарной посуды, в распространении провинциальноримских вещей (монеты, амфоры, краснолаковая и стеклянная посуда), в изделиях из металла (фибулы и др.) и кости (гребни). Вместе с тем культура карпатских курганов и черняховская имеют и значительные различия. Это сказывается прежде всего в разном характере могильников, заметно и в керамических комплексах. На селищах культуры карпатских курганов иногда преобладает лепная посуда, форма и орнаментация которой более разнообразны, нежели у черняховцев. Ряд форм лепной посуды (светильники с массивными ручками, конические миски с налепными шишками, выпуклобокие горшки с налепными валиками), характерных для культуры карпатских курганов, не встречается, за редкими исключениями, среди черняховских материалов. Гончарные чаши-вазы на высокой ножке типичны только для культуры карпатских курганов[3].

Поселения

Поселения расположены на мысах, образованных течениями рек. Жилища — полуземлянки прямоугольной формы площадью 9-12 м ², глубиной 0,5-0,9 м. Имеются также хозяйственные постройки, хозяйственные ямы и очаги вне сооружениями. На поселениях возле пгт Печенижин и села Голынь (Калушского района) открыты гончарные горны, в с. Пилипы (Коломыйского района, Ивано-Франковской области) — комплекс зернохранилищ.

Могильники

Могильники расположены на вершинах холмов и высоких берегах рек. Они насчитывают от 5-20 до 60-100 насыпей. Курганы куполообразной формы имели высоту 1-1,5 м и диаметр 10-12 м. Здесь обнаружены остатки земляных, каменных и деревянных подкурганных конструкций. Обряд погребения — сжигание трупов на месте захоронения. Погребальный инвентарь состоял из керамических сосудов-приставок, предметов убранства покойного (фибулы, пряжки, ожерелья и другие украшения) и личных вещей (ножи, орудия труда, костяные гребни, монеты).

Хозяйство

О занятиях населения земледелием свидетельствуют найденные в курганах и на поселениях наральник, серп и, жернова, сосуды для хранения зерна и широкий ассортимент выявленных зерен обгоревших злаков. В керамическом комплексе изделий преобладает посуда, изготовленная на гончарном круге.

На широкие торговые связи, в основном с восточными римскими провинциями, указывают многочисленные находки античных амфор, римских монет, а также импортной стеклянной посуды.

Этническая принадлежность

См. также

Примечания

  1. Болован И., Поп И. А. История Румынии //Москва: Весь мир. — 2005. С. 54
  2. 2,0 2,1 Назин С. В. «Происхождение славян. Реконструкция этнонима, прародины и древнейших миграций». M: Грифон, 2017—280 с. ISBN 978-5-98862-328-l. С. 93-107
  3. 3,0 3,1 Русанова И. П., Тимощук Б. А. Кодын-славянские поселения V—VIII вв. на р. Прут. — Наука, 1984.
  4. Гавритухин И. О. Понятие пражской культуры //Сложение русской государственности в контексте раннесредневековой истории Старого Света. — 2009. — С. 13.
  5. Фурасьев А. Г. О роли миграций в этногенезе ранних славян //Сложение русской государственности в контексте раннесредневековой истории Старого Света. — 2009. — С. 33.
  6. Щукин М. Б. Рождение славян //Stratum: Структуры и катастрофы: сб. символической индоевропейской истории: археология, источниковедение, лингвистика, философия истории. — 1997. — С. 116.
  7. Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. — 1995. С. 16
  8. Цоль-Адамикова X. Наземные погребения с трупосожжением у славян в свете письменных и археологических источников. //Российская археология 1998 № 01 °C. 88-89

Литература

  • Смешко М. Ю. Карпатские курганы первой половины тысячелетия н. э. К., 1960;
  • Вакуленко Л. В. Памятники предгорий Украинских Карпат первой половины тысячелетия н. э. К., 1977.