Крест Евфросинии Полоцкой

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Изображение креста из издания «Белоруссия и Литва», 1889[1]Изображение креста из издания «Белоруссия и Литва», 1889[1]
Лазарь Богша
(воссоздан Н. П. Кузьмичом)
Крест Евфросинии Полоцкой. 1161 год
(воссоздание: 19921997)
белор. Крыж Ефрасінні Полацкай
Кипарис, золото, серебро. Высота 51,8 см
Спасо-Преображенская церковь, Полоцк
Прорисовка надписи на кресте[2]

Крест Евфроси́нии По́лоцкой (белор. Крыж Ефрасінні Полацкай) — напрестольный крест, изготовленный для церкви Святого Спаса в городе Полоцке по заказу Евфросинии полоцким мастером Лазарем Богшей в 1161 году. Выполнен в форме шестиконечного креста высотой 51,8 сантиметра. Утерян во время Великой Отечественной войны и до сих пор не найден. В 1997 году брестским ювелиром-эмальером Николаем Кузьмичом была изготовлена полноразмерная копия креста.

Описание

Шестиконечный крест высотой 51,8 см, длина верхнего перекрестия — 14 см, нижнего — 21 см. Основа выполнена из кипариса. К его передней и обратной поверхностям прикреплена 21 золотая, а к боковым — 20 серебряных пластин. Крест был отделан драгоценными камнями, орнаментом; край передней стороны креста обрамлен ниткой жемчуга[3].

Пластины передней стороны представляют собой иконописную композицию — великий, или расширенный деисус. На верхних концах креста размещены поясные изображение Иисуса Христа, Матери Божьей и Иоанна Предтечи; в центре нижнего перекрестия — четыре евангелиста; на концах — архангелы Гавриил и Михаил, в нижней части креста, после перекрестия — изображения святых Ефросинии Александрийской, Софии и великомученика Георгия (покровители заказчицы и её родителей)[3].

В верхнем перекрестии прикреплен небольшой четырёхконечный, а в нижнем — шестиконечный крестики. На обратной стороне креста образы отцов церкви святых Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Назианзина, апостолов Петра и Павла, первомученика Стефана, великомучеников Димитрия Солунского и Пантелеимона. Над каждым образком частично греческими, частично славянскими буквами сделаны надписи[3].

В середине креста в пяти квадратных подписанных гнездах находились реликвии: фрагменты Креста Христова с каплями его крови, камень из гробницы Божией Матери, частица от Гроба Господня, частицы мощей святых Стефана и Пантелеимона, кровь святого Димитрия[3].

В нижней части креста содержится авторская приписка: «Г(оспод)и, помози рабоу своему Лазорю, нареченомоу Богъши, съдѣлавшемоу крьстъ сии црькви С(вя)таго Спаса и Офросиньи». На боковых торцах креста по спирали в два ряда помещена следующая надпись:

Въ лѣ[то] 6000 и 669 покладаеть Офросинья чьстьныи кр(е)стъ въ манастыри своемь въ ц(е)ркви С(вя)т(о)го Сп(а)са. Чьстьное дрѣво бесцѣньно есть, а кованье его злото, и серебро, и камѣнье, и жьнчигъ въ 100 гривнъ, а др[ѣво] 40 гривнъ.
Да нѣ изнесѣться из манастыря никогда же, яко ни продати, ни отдаті, аще се кто прѣслоушаеть, изнесѣть и от манастыря, да не боуди емоу помощникъ чьстьныи кр(е)стъ ни въ сь вѣкъ, ни въ боудщии, и да боудеть проклятъ С(вя)тою Животворящею Троицею и с(вя)тыми отци 300 и 18 семию съборъ с(вя)тыхъ от(е)ць и боуди емоу часть съ Июдою, иже прѣда Х(ри)с(т)а. Кто же дрьзнеть сътвори с[ие], властелинъ или князь, или пискоупъ, или игоумѣнья, или инъ которыи любо ч(е)л(о)в(е)къ, а боуди емоу клятва си. Офросинья же раба Х(ри)с(то)ва, сътяжавъши кр(е)стъ сии, прииметь вѣчную жизнь съ всѣ[м]и с[вятыми][4].

История

Изображение креста на монете Нацбанка Беларуси. Дизайн: С. Заскевич, 2007

Крест был создан в 1161 году по заказу дочери полоцкого князя Святослава Всеславича, внучки Всеслава Брячиславича Предславы (в монашестве Евфросинии) полоцким мастером-ювелиром Лазарем Богшей[3]. По просьбе Евфросинии Византийский император Мануил Комнин и патриарх Лука Хризоверх присылали для креста некоторые святыни[5].

До XIII века крест хранился в Полоцке, а после его захвата смоленским князем Мстиславом Давыдовичем 17 января 1222 года был перевезён в Смоленск, где находился до начала XVI века. В 1495 году в Смоленске была сделана копия креста нужная для того, чтобы не опускать ценный крест в воду при водосвятии[5].

«Когда же боголубезный царь и великий князь, мысля итти на оступников крестианския веры на безбожную Литву, бе же тогда в его царской казне крест полотцкий, украшен златом и камением драгим ... Нецыи же поведают: впрежнии некогда смолняне и полочане держаше у себя государей князей по своим волям, и меж себя смолняне с полочаны воевахуться, и тот крест честный смолняне в Полотцку взяша в войне и привезоша в Смоленск; егда же благочестивый государь князь Великий Василий Иванович вся Русии вотчину свою Смоленск взял, тогда же и тот честный крест во царствующий град Москву привезен. Царь же и великий князь тот крест обновити велел и украсити. И тот крест взя с собою и, имея надежу на милосерднаго Бога и на крестную силу, победити враги своя, еже и бысть»[5].

Упоминание креста Евфросинии Полоцкой
в Никоновской летописи под 1563 годом

В 1514 году Василий III, захватив Смоленск, вывез крест в Москву. Как большая драгоценность и военный трофей реликвия попала не в митрополичью, а в царскую казну и употреблялась в богослужениях редко по самым большим праздникам. Кроме того, в Москве крест был реставрирован[5].

Набожный Иван Грозный, веря в «крестную силу» полоцкого креста (как и многих других реликвий), взял его в поход на Полоцк в 1563 году, видимо, поклявшись, что вернёт крест на прежнее место, в случае победы. Что и было исполнено, несмотря на высокую ценность креста[5].

В 1579 году Полоцк был взят королём польским и великим князем литовским Стефаном Баторием. Опасаясь грабежей со стороны войск Батория, православные монахи спрятали реликвию. После находки крест был перенесен в Софийский собор, который после Брестской церковной унии был передан униатам. Униаты, как и православные, почитали данную реликвию[5]. Изучавший крест униатский архимандрит Игнатий Кульчинский писал:

Будучи доктором философии в нашем монастыре, я часто наблюдал, как чтут память этой святыни инокини нашего монастыря и жители полоцкие, а также довольно обширного воеводства. В кафедральной церкви полоцкой до сих пор хранится золотой крест великолепной работы с разными мощами[5].

Во время русской кампании Наполеона 1812 года в целях сохранности базилиане вмуровали крест в стену, а с окончанием войны вернули его в собор[5]. После ликвидации унии в Российской империи в 1839 году реликвия снова перешла к православным. В 1841 году епископ Василий Лужинский возил крест в Москву и Петербург для поклонения. После пребывания в Москве и Петербурге реликвия была возвращена в Полоцк и помещена в соборе Спасо-Ефросиньевского монастыря (то есть в храм для которого крест и был изготовлен)[5].

В 1928 году из Полоцка крест был перевезён в Минск, а в 1929 году в Могилёв в качестве экспоната Могилевского исторического музея. По одним сведениям он хранился в комнате-сейфе Могилевского обкома и горкома партии[5], по другим — в комнате-сейфе самого музея[6].

Крест был утерян во время Великой Отечественной войны и не найден до сих пор. При этом в 1943 и в 1945 годах секретарь ЦК КПБ Пантелеймон Пономаренко публично говорил о кресте, как о предмете искусства, который не был утрачен, а находился, по его мнению, в надёжном месте, но ещё не в распоряжении руководства СССР. Для вывоза партизанами Креста из села Недашева им была организована операция «Стол». По воспоминаниям дочери краснодеревщика Якова Орлова из села Недашево Могилевского района, Пономаренко в первых числах июля 1941 года привёз на машине со своей женой два чемодана на сохранение. После войны приезжал за чемоданами. Со слов дочери, немцы в феврале 1943 года разрушили их дом и убили всю семью Орлова. Самого Орлова и стол партизаны вывезли самолётом в Москву. Однако по воспоминаниям партизанского командира отряда, накануне этого в Недашево приезжал комендант Берлинского дворца, в котором хранились ценности германских императоров, в сопровождении трёх машин из Берлина. Исходя из высокой должности эксперта, вероятно им и были вывезли из Недашево все спрятанные ценности из Могилёвского музея, в том числе и крест[7].

В 1990 году ООН была предпринята попытка отыскать крест в США[8]. В 1995 году возобновлены поиски креста спецслужбами Белоруссии[9].

Воссоздание

Воссозданный крест, 2010
Первая марка Республики Беларусь с изображением древнего креста Евфросинии Полоцкой. 1992 год
Внешние изображения
Высококачественное изображение воссозданного креста

Во время празднования тысячелетия Полоцкой епархии и Православной церкви в Белоруссии в 1992 году было решено воссоздать крест. Работу благословил патриарх Иерусалимский Диодор и патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Филарет. Воссоздание креста было поручено брестскому ювелиру-эмальеру, члену Союза художников Белоруссии Николаю Кузьмичу. 24 августа 1997 года митрополит Филарет освятил копию креста Евфросинии Полоцкой, которая в настоящее время хранится в Спасо-Преображенской церкви Полоцкого Спасо-Евфросиньевского женского монастыря.

Использование в качестве символа

Крест иногда используется в качестве национального символа Белоруссии. Крест с двумя перекладинами разной длины, который иногда воспринимается как изображение креста Евфросинии Полоцкой, является центральным элементом эмблемы оппозиционного движения «Молодой фронт» и одним из элементов государственного герба Белоруссии в 1991—1995 годах, а также наконечником древка государственного бело-красно-белого флага.

См. также

Примечания

  1. Батюшков П. И. Белоруссия и Литва. Исторические судьбы Северо-Западного края. — СПб., 1889.
  2. Сементовский А. М. Глава VII. Древние церковные предметы. // Белорусские древности. — СПб.: Типо-литография Н. Степанова, 1890. — С. 125. — 137 с. — 600 экз.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 845 лет Кресту Евфросинии Полоцкой Архивная копия от 8 октября 2012 на Wayback Machine // Центральная библиотечная система города Полоцка. — 2006, декабрь.  (Дата обращения: 16 декабря 2010)
  4. Надпіс на крыжы прападобнай Ефрасінні Полацкай (1161 год) Архивная копия от 14 мая 2011 на Wayback Machine. Сайт "Гісторыя Беларусі IX-XVIII стагоддзяў. Першакрыніцы".  (Дата обращения: 12 марта 2011)
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,7 5,8 5,9 Алексеев Л. В. Крест преподобной Евфросинии Полоцкой // Российская археология. — 1993. — №  2.  (Дата обращения: 16 декабря 2010)
  6. Могилёвский областной краеведческий музей (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 апреля 2011. Архивировано 10 февраля 2012 года.
  7. Сергей Крапивин. Беларусь-1945. Крест Евфросинии Полоцкой и Пантелеймон Пономаренко // Новостной сайт «Naviny.by», 30 мая 2010.  (Дата обращения: 16 декабря 2010)
  8. Мальдис А. И. Явление Слуцкого Евангелия Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Сайт газеты «Советская Белоруссия», 28 мая 2008.  (Дата обращения: 16 декабря 2010)
  9. КГБ ищет крест Ефросиньи Полоцкой // Витебский Курьер М. — 1995. — 15 сентября (№ 37). — С. 3.

Литература

  • Алексеев Л. В. Лазарь Богша — мастер-ювелир XII в. // Советская археология. — 1957. — № 3.
  • Алексеев Л. В., Макарова Т. И., Кузьмич Н. П. Крест — хранитель всея вселенныя. — Мн.: Вестник Белорусского экзархата, 1996.
  • Ефросиния Полоцкая. — Мн.: ФУАинформ, 2007. — С. 47—51. — ISBN 978-985-6721-69-7.
  • Крест Евфросинии Полоцкой // Вестник Юго-Западной и Западной России. — 1863. — Т. IV.
  • Кузнецов И. Таинственный крест // Репетитор. — 2006. — № 8. — С. 68—70.
  • Петровский Н. Кто же похитил крест Ефросинии? // Эхо планеты. — 2000. — № 1. — С. 22—26.
  • Асветніцтва і гуманістычныя каштоўнасці Беларусі ў рэтраспектыве часу: да 900-годдзя з дня нараджэння Еўфрасінні Полацкай. — Мн.: Дэполіс, 2002. — Ч. 1. (белор.)
  • Габрусь Т. Сілуэты Полацка // Роднае слова. — 2003, № 8. — С. 92—99. (белор.)
  • Жыватворны сімвал Бацькаўшчыны: Гісторыя Крыжа святой Еўфрасінні Полацкай / Аўт.-уклад. У. А. Арлоў. — Мн.: Асар, 1998. (белор.)
  • Ланеўская Г. Крыж Еўфрасіннi // Мастацтва. — 2003. — № 2. — С. 49. (белор.)
  • Марозава С. В. Крыж Ефрасінні Полацкай - галоўная нацыянальная рэліквія беларусаў // Роль женщин в укреплении местных сообществ: Материалы Республиканской научной конференции (Путришки, 12 февраля 2011 г.). - Гродно, 2011. - С. 13-18.