Кукенойсское княжество

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Кукейносское княжество»)
Княжество
Кукенойсское княжество
Вариации территории княжества по различным историческим источникамВариации территории княжества по различным историческим источникам
 
 
Столица Кукенойс
Язык(и) Старославянский, Латгальский, Селонский, Земгальский
Религия Православие/Балтийское язычество
Форма правления Монархия
Династия Изяславичи Полоцкие
Князь Кукенойса
 • 12031208 Вячко

Кукенойсское княжество (лат. Terra Kukonois, нем. Fürstentum Kokenhusen) — удельное западнорусское княжество с центром в городе Кукенойс (Куконойс, Куконос, Кокенгузен; ныне Кокнесе в Латвии), существовавшее в конце XII — начале XIII века.

Название

Столица княжества располагалась на мысу (носу) у впадения реки Кокны в Западную Двину, откуда и происходит название «Куконос»[1].

Если бы название “Кокна” имело ливское происхождение, то слово Kokenaiz переводилось бы как “Место Кокны”, или место возле Кокны. Русские называли его Куконос, в немецких документах оно называется Кукенойс, Коцанойс, Кокенхузен, Кокенус. Генрих Латвийский употребляет название Kukonoys, исходя из диалекта латгалов того времени, который созвучен современному латгальскому Kuknojs[2].

По преданию, это место получило свое название от Кокнесиса - владельца деревянного замка Кокнесе, стоявшего на берегу Даугавы недалеко от устья Кокны. Создатель эпоса "Лачплесис" Андрей Пумпурс написал, что замок Кокнесе основал друг эпического героя богатырь Кокнесис (носящий деревья)[2].

История

В письменных источниках деревянный замок Кокнесе упоминается около 1200 г. как организационный центр для общей борьбы латгалов, ливов и русских против врагов[2].

Княжество было вассалом князя Полоцкого и являлось православным. В крепости служил диакон по имени Стефан и находился русский гарнизон, охранявший, скорее всего, русский торговый двор. Упомянутый диакон был послом Полоцкого князя Владимира на встрече с Альбертом, епископом Рижским, 30 мая 1206 г. у реки Огре (подробно описанной в Хронике Генриха Латвийского)[2].

Основной источник об истории княжества — «Хроника Ливонии» Генриха Латвийского. Согласно ей, в начале XIII века в Кукенойсе княжил Вячко (лат. Vetseke, погиб в 1224), точное происхождение которого остаётся дискуссионным[3]. Немецкий хронист называет его вассалом полоцкого князя, одним из деятелей сопротивления Ливонскому ордену. Его отождествляют с Вячко, сыном полоцкого князя Бориса Давыдовича от первого брака и внуком одного из героев «Слова о полку Игореве», смоленского князя Давыда Ростиславича. Вячко является одним из героев повести о Святохне, пересказанной В. Н. Татищевым[4]: рассказывая про Вячко из Кукенойса, он ссылался на летопись Еропкина, повествовавшую о Борисе Давыдовиче полоцком, жене его Святохне и сыновьях Васильке и Вячке. К сожалению, эта летопись погибла в 1812 году во время Наполеоновского нашествия[5].

Точные границы княжества, а также время его основания неизвестны.

Н.М. Карамзин написал в своей “Истории государства Российского”: “Россияне назывались господами Ливонии, имели даже крепость на Двине, Кокенойс (ныне Кокенхузен); однако ж, собирая дань с жителей, не препятствовали Альберту волею и неволею крестить идолопоклонников. Сей хитрый епископ от времени до времени дарил Князя Полоцкого, Владимира, уверяя его, что Немцы думают единственно о распространении истинной Веры. Но Альберт говорил, как Христианин, а действовал, как Политик: умножал число воинов, строил крепости, хотел и духовного и мирского господства.” Летом 1205 г. крестоносцы под предводительством епископа Альберта столкнулись с ливами из Икскюля: последовало разрушение города Леневарден (уже 4 года как отданного во владение некоему рыцарю Баннерову) и сожжение ливских замков Ашераден и Леневарден. Чтобы сохранить мир в своих землях, Вячко отправился на корабле вниз по Даугаве в Ашераден и был вынужден заключить мир с человеком, которого он ненавидел больше всех на свете - Альбертом, епископом Рижским"[2].

Католическая колонизация шла в прямое противоречие с политическими интересами Полоцкого княжества, поэтому в 1206 г. полоцкий князь Владимир организовал поход против вторгшихся в страну захватчиков. Весной он с войсками отправился вниз по Даугаве и расположился в замке Кокинос. 30 мая, спустившись вниз по Двине до устья речки Вогене (Огре), он попытался создать совместное войско с ливами и латгалами. Было решено напасть на Гольм и Ригу, но предпринятый поход оказался неудачным[2].

Летом 1207 г., когда из Германии в Ригу прибыла новая большая группа крестоносцев, участвовавший в неудачном походе полоцкого князя Вячко счёл за благо явиться в Ригу к епископу - якобы просить помощи против нападений литвы, за что от него, “закрыв глаза на прошлые прегрешения”, потребовали половину его замка и земель[2].

Генрих в своей хронике пишет, что князь «причинял много неприятностей людям Даниила из Леневардена», вассала Рижского епископа. Даниил в 1207 году с войском ночью напал на замок Кукенойс, «найдя людей спящими, а стражу на валу мало бдительной». Русских как христиан «не решились убивать, но, угрозив им мечами, одних обратили в бегство, других взяли в плен», в том числе и самого князя Вячко (латгалы называли его «Ветсека», или «старший»)[1].

Однако, узнав о нападении Даниила, епископ Альберт «был очень огорчён» и приказал освободить Вячко и вернуть ему всё имущество. Затем пригласил князя к себе, с почётом принял, «подарил ему коней и много пар драгоценной одежды» во время праздника Пасхи (6 апреля 1208 года). Помня об обещании помочь в борьбе против литвы, епископ также послал с князем двадцать рыцарей и балистариев, знакомых с мастерством каменотёсов, чтобы укрепить замок, оплатив их работу из своей казны. Сам епископ готовился отплыть в Тевтонию, чтобы вербовать новых рыцарей в ливонскую миссию.

Зная об этих планах, князь Вячко перебил 17 из посланных с ним рыцарей и обратился к полоцкому князю Владимиру с предложением взять Ригу, ибо там осталось «мало народу, причём лучшие убиты им, а прочие ушли с епископом»[1].

Владимир собирает войско, однако и сбежавшие из Кукенойса трое подданных Альберта доносят ему весть о случившемся. В ответ епископ просит рыцарей, собиравшихся отплыть в Тевтонию, остаться под знаменем крестоносцев, и подтверждает «полное отпущение и тех грехов, что ранее были забыты». Таким образом он собирает триста человек и еще «много нанятых за плату людей».

Услышав о том, что тевтоны собрались в Риге, Вячко собрал имущество и дружину, поджёг свой замок и ушел «в Руссию», чтобы никогда больше возвращаться. Таким образом, территория княжества вошла в состав владений епископов Риги[6].

Сам князь упоминается далее в Новгородской 1-й летописи (Полное собрание русских летописей, III, стр. 39), где под 6732 годом (1224) сказано: «Того же лѣта убиша князя Вячка Нѣмци въ Гюргевѣ (Юрьеве), а городъ взяша»[1].

В дальнейшем так называемую «русскую» половину княжества получила дочь князя София, которая вышла замуж за Дитриха фон Кокенсгаузена. Епископская половина стала ленной долей Унгернов и Ливенов: родоначальник Унгернов, Иоганн фон Штернберг, был женат на дочери Каупо[1].

Культура

Археологические исследования Кукенойса показали, что городище, расположенное на площади 2 тысячи кв.м., представляет собой многослойный исторический памятник с толщиной культурного слоя 4-7 м. Первые находки на его территории относятся к середине I тысячелетия до н.э. Городище-замок было обнесено валом с мощными деревянными стенами. Учёные нашли остатки православной церкви XII века, стоявшей на каменном фундаменте. Были открыты настил пола из доломитового камня и каменные ступени, устроенные при входе[5].

Около VII в. нашей эры в Кокеносе началось строительство первой деревянной крепости, вокруг которой образовался довольно крупный город. Раскопками установлено, что в V-IX вв. городище уже было плотно застроено, обнаружены срубы, печи для выплавки железа и др. Выходцы из этого города позднее основали поселения в Бебри, Виеталве, Локстене, Олинькалнсе и др. местностях[2].

Ученые признали, что в вещевом инвентаре и домостроительстве Кокнесе больше, чем где-либо в Латвии, проявилось влияние древнерусской культуры. К изделиям из Руси относятся найденные при раскопках стеклянные бусы, браслеты, перстни и др. Найдена свинцовая печать св. Георгия и Софии с греческой надписью. Преобладает гончарная керамика древнерусского облика (98 %)[7][5].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Гусев Игорь Николаевич. Хроника Генриха Латвийского, с комментариями И.Н.Гусева. Правитель Кокнесе заключает мир с немцами, Нападение на князя Вячко, Месть Вячко (недоступная ссылка). Культурно-публицистический вестник KLIO. klio.ilad.lv. Дата обращения: 6 мая 2019. Архивировано 8 октября 2007 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Римша, Рената Викторовна. Замок Кокнесе (Кокенхузен - Kokenhusen). Средневековые замки Латвии. Римша, Рената Викторовна. Дата обращения: 10 апреля 2023.
  3. По наиболее распространённой версии, он происходил из полоцкой ветви Рюриковичей. При этом его чаще всего отождествляют с Вячко, сыном полоцкого князя Бориса Давыдовича от первого брака, который является одним из героев повести о Святохне, пересказанной [[Татищев, Василий Никитич|В. Н. Татищевым]]. Однако существуют и другие версии его происхождения. Так О. М. Рапов, вслед за Татищевым, считал, что он происходит из смоленской ветви Рюриковичей
  4. Татищев В. Н. История Российская. — Т. 3. — С. 204—211.
  5. 5,0 5,1 5,2 Гусев, Игорь Николаевич. Князь Вячко. Владетель Кукенойса // Выдающиеся русские латвийцы / Гусев, И.Н.. — Рига: Klio, 2008. — С. 10-11. — 168 с. — ISBN УДК 94(474.3) (092) Г962.
  6. Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. — С. 123—127.
  7. Прибыльская, Людмила Борисовна. Замыкая круг // Бизнес-Класс : журнал. — 2004. — Июль-август (№ 4). — С. 6—15. — ISSN 1691-0362.

Литература

  • Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. — 2-е изд. — М.Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1938. — 185 с.
  • Назарова Е. Л. Кукенойс // Древняя Русь в средневековом мире: Энциклопедия. — М.: Ладомир, 2014. — С. 434.
  • Стародубец П. А. Княжество Кокнесе в борьбе с немецкими захватчиками в Восточной Прибалтике в нач. XIII в. // Средние века. — М., 1955. — Вып. VII. — С. 199 — 216.