Перейти к содержанию

Кузьминский железнодорожный мост

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Кузьминский железнодорожный мост
Общий вид мостаОбщий вид моста
Область применения железнодорожный (движение пешеходов запрещено)
Пересекает реку Нева
Конструкция
Тип конструкции металлическая ферма
Основной пролёт разводной, вертикально-подъёмный
Общая длина 360 м
Высота конструкции 15,2 метра
Эксплуатация
Начало строительства 1916
Открытие 1940, 1945
Закрытие 1941
59°48′46″ с. ш. 30°51′19″ в. д.HGЯO

Кузьми́нский мост — однопутный железнодорожный разводной мост через Неву вертикально-подъёмного типа. По этому мосту проходит один путь двухпутной железнодорожной линии от Санкт-Петербурга (Ладожский вокзал) на Горы.

По мосту проходит граница Кировского и Всеволожского районов Ленинградской области.

Общие сведения

Перейти к шаблону «Санкт-Петербург-Ладожский — Мга» 
Санкт-Петербург — Мга
Ладожский вокзал  Ладожская (станция метро)
2
Пост 2 км
Ленинградская улица
Нева
Заневский Пост-2
Янино
4.3
5 км
6.5
7 км
8.0
Мяглово
10.6
11 км
База запаса
14.1
Колтуши
19.6
16 км
22.6
Манушкино
20 км
25.8
Островки
28.4
26 км
32.5
Ленинградский ш.42К121
35.6
Геройская
Павлово-на-Неве
В Обухово
42.0
Горы
ПМС-28
р. Мга
45,0
45 км
На Войтоловку
На Войтоловку
Ленинградская улица
49,0
Мга
3 км

Мост через Неву предполагалось построить в рамках сооружения железной дороги ПетроградРыбинск. Эту железную дорогу начали строить в 1916 году, тогда же был заложен и данный мост. После окончания Первой мировой и Гражданской войн завершение строительства моста было признано нецелесообразным. Строительство моста возобновилось во время Советско-финляндской войны и было завершено в 1940 году[1].

Мост получил название от находившийся поблизости деревни Кузьминка и является частью железнодорожной линии Заневский Пост — Горы. С тех пор Кузьминский мост стал вторым (после Финляндского) железнодорожным переходом через Неву.

Осенью 1941 года при отступлении Красной Армии мост был взорван и частично перекрыл невский фарватер[2]. Линия фронта проходила по реке Нева в этом месте с сентября 1941 по январь 1944 года. После войны мост был восстановлен.

В 2000-х годах был проведён ремонт моста:

  • В 1999 году ООО «Калуга» провело исследования подводных частей опор моста[3].
  • В 2006—2008 годах ЗАО «Машстроймост» капитально отремонтировало разводной пролёт моста[4].
Центральный пролёт

Мост представляет собой три пролёта, для армирования крайних применили металлические арочные фермы. Средний пролёт разводной, он поднимается вверх параллельно воде на лебёдках.

По состоянию на 2009 год к мосту ведут две просёлочные дороги, ранее использовавшиеся исключительно военными. Перед мостом с каждой стороны — действующие КПП со шлагбаумами.

Так же, как и по Финляндскому, по этому железнодорожному мосту с советских времён запрещён проход пешеходов и пересечение его на велосипеде, точнее говоря, такое пересечение регламентировано и осуществляется по спецпропускам, выдаваемым ведомственной охраной РЖД — у моста нет тротуара; кроме того, объект считается стратегическим[5].

Мост расположен на железнодорожной станции Павлово-на-Неве (посёлок Павлово-на-Неве) между платформой 26-й километр и платформой Геройская линии Дача Долгорукова (Ладожский вокзал) — Горы.

Судоходство

Мост подлежит разводке по графику во время навигации, судоходство в разводном пролёте одностороннее. Навигация начинается приблизительно 20 апреля и заканчивается приблизительно 20 ноября. За проводку судов отвечает диспетчерский пост разводки «Ивановское-3» — структура ГБУ «Волго-Балт»[6].

Кузьминский железнодорожный мост является самым низким из мостов через Неву по высоте разводного пролёта. Это не является проблемой в обычной ситуации, но при высоком уровне воды в реке Неве просвета разведённой переправы недостаточно для прохода флота, в первую очередь крупногабаритного пассажирского. В экстремальных ситуациях производится разборка моста для обеспечения прохождения водного транспорта[7].

В 1998 году рядом с мостом произошло происшествие: теплоход «Амур 2506», принадлежащий АО «Беломоро-Онежское пароходство», сел на мель. Судно было гружёно партией экспортной древесины и следовало вниз по реке. Пройдя мост, судно сошло с фарватера и оказалось на островской луде[8].

Примечания

  1. Критский С. В. Развитие ленинградского железнодорожного узла и подходов к нему в период Советско-финской войны и после её окончания // Известия Петербургского университета путей сообщения. — Санкт-Петербург, 2013. — № 3. — С. 149. Архивировано 12 августа 2020 года.
  2. Мы этой памяти верны… // Водник : Журнал. — 2005. — Вып. 5. Архивировано 7 октября 2006 года.
  3. О фирме. ООО "Калуга". Официальный сайт. Дата обращения: 15 мая 2010. Архивировано 26 мая 2013 года.
  4. Когда разводят мосты Архивная копия от 29 октября 2011 на Wayback Machine // Сайт компании «Машстроймост».
  5. Областной железнодорожный мост через Неву закрыт от пешеходов для безопасности Архивная копия от 14 июня 2009 на Wayback Machine // Карповка.нет, 10 июня 2009.
  6. В связи с производством водолазных работ, ГБУ «Волго-Балт». Архивировано 20 июля 2010 года. Дата обращения 15 мая 2010.
  7. Морозова Александра. Из-за паводка в Петербурге могут разобрать мост // Комсомольская правда : Газета. — М., 26 февраля 2010. Архивировано 31 марта 2018 года.
  8. «Амур» на мели // Невское время : Газета. — СПб., 9 июля 1998. — Вып. 123 (1765). (недоступная ссылка)

Литература

  • Штейнберг М. Я., Кулакова Л. А. Годы жизни с разводными мостами. — СПб.: Северославянское бюро рекламы, 2014. — 127 с.

Ссылки