Крещатый свод

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Креща́тый свод (устаревшее написание «крестчатый») — сомкнутый свод с двумя перекрещивающимися парами распалубок и отверстием в центре для барабана.

Церковь Трифона в Напрудном. Крещатый свод

Крещатый свод появился в Москве в конце XV века. Он является модификацией западноевропейского крестового свода, образуемого пересечением двух цилиндрических сводов, диагональных и щёковых арок с четырьмя распалубками готической конструкции. Однако его широкое распространение в средневековой русской архитектуре, как и крещатых бочек, и крещатых церквей, породили гипотезы о независимом происхождении такой конструкции из деревянной архитектуры. Более того, славянская этимология сделала эту концепцию полем дискуссий о самобытности русской архитектуры. Лев Давид, Вольфганг Кавельмахер и Сергей Подъяпольский полагали его среднеазиатские корни, Андрей Баталов и Д. А. Петров выдвигали версию о его итальянском происхождении, по версии Сергея Заграевского, он был изобретён московскими мастерами.

Наиболее известны следующие храмы, перекрытые крещатыми сводами:

Литература

  • Баталов А. Л. К вопросу о происхождении крещатого свода в русской архитектуре XVI в. // Сборник статей по искусству Византии и Древней Руси в честь А. И. Комеча. — М., 2006. — С. 47—66.
  • Давид Л. Церковь Трифона в Напрудном // Архитектурные памятники Москвы. XV—XVII век. — М., 1947.
  • Подъяпольский С. С. К вопросу о восточных элементах в московском зодчестве XV—XVI вв. // Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья XVI в. (недоступная ссылка) [т. 24] / Редкол.: А. Л. Баталов (отв. ред.), Э. С. Смирнова, Н. В. Квливидзе; [РАН. Науч. совет по истории мировой культуры; Гос. ин-т искусствознания]. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. — С. 9—37. — ISBN 5-86007-355-0.

Ссылки