Кременчугская улица (Санкт-Петербург)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Кременчугская улица
Вид на север от Атаманской улицыВид на север от Атаманской улицы
Общая информация
Страна Россия
Город Санкт-Петербург
Район Центральный
Протяжённость 1250 м
Метро  Площадь Александра Невского-2
Почтовый индекс 191167
Номера телефонов +7 (812) 717-**-**, 274-**-**
59°55′15″ с. ш. 30°22′24″ в. д.HGЯO

Кременчу́гская улица — улица в Центральном районе Санкт-Петербурга. Соединяет Тележную улицу с набережной Обводного канала (Атаманский мост). Протяжённость — 1250 метров.

История

Улица получила название 16 апреля 1887 года[1] в честь города Кременчуг в ряду улиц Александро-Невской полицейской части Санкт-Петербурга (XIX век), названных по уездным городам Полтавской губернии и Украины. В непосредственной близости расположены также: Миргородская, Прилукская, Роменская, Днепропетровская, Черниговская, Киевская, Харьковская, Золотоношская (ныне — Профессора Ивашенцова) улицы. Указанные улицы располагаются в исторических кварталах Центрального района, территориально ограниченных Невским (так называемой его частью — Староневским) и Лиговским проспектами и Обводным каналом, разделённых по центральной оси Октябрьской железной дорогой.

Первоначально проходила от Тележной улицы до Атаманской. Примерно в 1974 году её продлили до Обводного канала[2].

Кремечугскую улицу пересекали два подъездных железнодорожных пути. Один переезд располагался севернее перекрёстка с Атаманской улицей (шёл в Александро-Невскую лавру), другой — возле дома 25. 18—20 декабря 2009 года переезд возле дома 25 был демонтирован[3]. При этом на территории предприятия рельсы сохраняются (по данным на сентябрь 2014 года[4]). Когда убрали переезд у Атаманской, неизвестно.

На протяжении большей части четной стороны улицы (около 1 км) расположены корпуса больницы им. С. П. Боткина. Переезд части корпусов больницы на Пискарёвку проведён в апреле 2017 года, после завершения переезда остальных корпусов в Купчино планировалось использовать освобождённые территории под нежилую застройку престижных бизнес-центров с учётом удобного расположения в центральной части города. По состоянию на апрель 2017 года в связи со значительным удорожанием стоимости реализации проекта больницы в Купчине, сроки полного освобождения участка от оставшихся корпусов неизвестны. В 2013 году в прессе появлялась также информация о передаче освобождаемых территорий киностудии Ленфильм для строительства аналога кинопарку Голливуда с открытыми павильонами, посещение которых возможно в рамках туристических проектов.

С 2013 года на всём протяжении между Кременчугской улицей и Военной улицей от Миргородской улицы до Обводного канала реализуются проекты комплекса жилых и административных зданий бизнес-класса и комфорт-класса «Царская Столица» и «Николаевский ансамбль». Основной доминантой жилого комплекса «Царская столица» является восстановленный в 2013 году Фёдоровский собор или собор Феодоровской иконы Божией Матери — фамильной иконы царской семьи Романовых.

Генеральным планом Санкт-Петербурга 2005—2025 гг. предусматривается на месте Товарного переулка от Кременчугской улицы строительство путепровода под или над железнодорожными путями с выходом на улицу Черняховского (в районе сада Сан-Галли), который должен разгрузить Невский и Лиговский проспекты в районе площади Восстания. Указанный долгожданный для Петербурга путепровод, вероятнее всего в виде вантового моста, разделит жилой комплекс «Царская Столица» на две части и может создать изменение визуального восприятия Кременчугской улицы.

Вид на Фёдоровский собор
Вид на Феодоровский собор с аллеи жилого комплекса

Здания и сооружения

Нечётная сторона:

  • д. 3, 5 — жилые здания.
  • д. 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21 (корпуса 1—2) — Жилой комплекс «Царская Столица» — крупнейший комплекс жилых зданий, построенных после революции 1917 года в Центральном районе Санкт-Петербурга, объединившем в 1994 году ранее существовавшие Смольнинский, Куйбышевский и Дзержинский районы, в свою очередь созданные в 1936 году из территорий Александро-Невской, Рождественской, Литейной и частично Московской, Спасской, Казанской полицейских частей столицы. Расположен на месте нежилой промышленной застройки района, примыкающей к Октябрьской (ранее Николаевской) железной дороге и Московскому вокзалу. Первые корпуса комплекса расположены вокруг Собора Феодоровской иконы Божией Матери, построенного к 300-летию Дома Романовых в 1913 году, восстановленного в 2013 году в свой 100-летний юбилей. Комплекс территориально доходит почти до Обводного канала, доминантой на всём протяжении комплекса является Собор.
    ЖК «Царская Столица» в районе Товарного переулка
  • д. 25 лит. А — Здание пребывания для лиц БОМЖ Центрального района. Раньше дом был под номером 12 здесь находилось общежитие для работников железной дороги, а до этого в доме находилась столовая также для работников железной дороги. В 1976 году был расселен и реконструирован, в каком году он построен точно никто не знает.
  • д. 25, корпус 1-4 — склады Октябрьской железной дороги.
  • д. 27 — ГУДП «Центр» — дорожное предприятие, подведомственное Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга.

Чётная сторона:

Кременчугская улица, аллея жилого комплекса

Транспорт

Ближайшая станция метро — «Площадь Александра Невского-2».

Автобус № 58 «Атаманская улица — ст. метро „Елизаровская“».

Пересекает улицы

С севера на юг:

  • Тележная улица
  • Миргородская улица
  • Товарный переулок
  • Атаманская улица (ранее улица Красного Электрика), где с 1961 по 1970 года стояли деревянные дома, после чего посёлок был расселён и территория отдана в пользование Автопарку «Спецтранс». Там же находилась воинская часть для моряков, а от Кременчугской улицы до набережной реки Монастырки располагается картографическая фабрика ВМФ. С другой стороны находится территория института ОАО «Научно-производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. И. И. Ползунова».
  • Набережная Обводного канала

Примечания

Литература

  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. — 3-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 188. — 511 с.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб.: Норинт, 1996. — С. 126. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1.
  • Кременчугская ул. // Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 61. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  • Большая топонимическая энциклопедия Санкт-Петербурга / под ред. А. Г. Владимировича. — СПб.: ЛИК, 2013. — С. 217. — 1136 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-86038-171-1.

Ссылки