Кожедуб, Иван Никитич

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Иван Никитич Кожедуб
Прозвище Батько, Борода[1][2]
Дата рождения 8 июня 1920(1920-06-08)
Место рождения село Ображиевка, Глуховский уезд, Черниговская губерния, УССР
Дата смерти 8 августа 1991(1991-08-08) (71 год)
Место смерти Москва, РСФСР
Принадлежность  СССР
Род войск ВВС РККАВВС СССР
Годы службы 19401991
Звание Маршал авиации ВВС СССР
Часть 240-й иап,
176-й гв. иап
Командовал 324-я истребительная авиационная дивизия
76-я воздушная армия (СССР)
Сражения/войны

Великая Отечественная война:

Награды и премии
Иностранные награды
В отставке Писатель
Депутат Верховного совета СССР
Народный депутат СССР

Ива́н Ники́тич Кожеду́б (укр. Іван Микитович Кожедуб; 8 июня 1920, Ображиевка, Глуховский уезд, Черниговская губерния, УССР — 8 августа 1991, Москва, РСФСР, СССР) — советский военачальник, маршал авиации (1985), лётчик-ас. Трижды Герой Советского Союза (1944, 1944, 1945). Депутат Верховного Совета СССР (1946—1961). Народный депутат СССР (1989—1991).

Лётчик-ас времён Великой Отечественной войны, наиболее результативный лётчик-истребитель в авиации союзников (64 победы). Псевдоним во время боевых действий в составе Группы советских военных специалистов в Корее — «Крылов»[3].

Биография

Родился в Ображиевке Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне Шосткинского района Сумской области Украины) в семье крестьянина — церковного старосты[4]. Украинец[5].

В 1934 году в родном селе окончил школу-семилетку, затем два года учился в школе рабочей молодёжи в городе Шостка и после её окончания в 1936 году поступил там же в химико-технологический техникум.

Первые шаги в авиации сделал, занимаясь в Шосткинском аэроклубе, куда поступил осенью 1938 года, одновременно продолжая учиться в техникуме. Аэроклуб он окончил осенью 1939 года, а вот окончить техникум уже не смог: за полгода до завершения срока обучения, в январе 1940 года, получил вызов в военное училище и стал военнослужащим Красной Армии, осенью того же года окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, после чего продолжил в ней службу в должности инструктора.

С началом войны вместе с авиашколой был эвакуирован в Казахстан, в город Чимкент, где в должности инструктора занимался подготовкой лётчиков для фронта. 23 февраля 1942 года Кожедубу было присвоено звание старшего сержанта. В ноябре 1942 года откомандирован в 240-й истребительный авиационный полк 302-й истребительной авиационной дивизии (со 02.07.1944 14-я гвардейская истребительная авиационная дивизия), формировавшийся в Иванове. В марте 1943 года в составе дивизии вылетел на Воронежский фронт.

Первый воздушный бой закончился для Кожедуба неудачей и едва не стал последним — его Ла-5 был повреждён пушечной очередью Мессершмитта-109, бронеспинка спасла его от зажигательного снаряда, а при возвращении самолёт был обстрелян советскими зенитчиками, в него попали два зенитных снаряда. Несмотря на то что ему удалось посадить самолёт, полному восстановлению он не подлежал, и лётчику пришлось летать на «остатках» — имеющихся в эскадрилье свободных самолётах. Вскоре его хотели забрать на пост оповещения, но командир полка заступился за него. В начале лета 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта, затем был назначен на должность заместителя командира эскадрильи. Вскоре после этого, 6 июля 1943 года на Курской дуге, во время сорокового боевого вылета, сбил свой первый немецкий самолёт-бомбардировщик Юнкерс Ю 87. На следующий день сбил второй, а 9 июля, выполнив в течение дня три боевых вылета, сбил два истребителя Мессершмитт Bf-109. За эти воздушные победы он уже 22 июля 1943 года получил свою первую награду — орден Красного Знамени, а через несколько дней был назначен на должность командира эскадрильи. Первое звание Героя Советского Союза было присвоено (уже старшему лейтенанту) за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника. Указом Президиума Верховного совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза офицерскому составу военно-воздушных сил Красной армии» от 4 февраля 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»[6].

С мая 1944 года воевал на Ла-5ФН (бортовой № 14), построенном на средства колхозника-пчеловода Сталинградской области В. В. Конева. В августе 1944 года, получив звание капитана, был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка и стал воевать на новом истребителе Ла-7. Второй медали «Золотая Звезда» удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника.

К концу войны гвардии майор Иван Кожедуб летал на Ла-7, совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника, среди них 17 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, по два бомбардировщика Ju-88 и He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, три штурмовика Hs-129 и один реактивный истребитель Me-262[7].

Последний бой в Великую Отечественную войну, в котором он сбил два Fw-190, провёл 17 апреля 1945 года в небе над Берлином. Третью медаль «Золотая Звезда» получил 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах войны. Был отличным стрелком и предпочитал открывать огонь на дистанции 200-300 м, крайне редко сближаясь на меньшую дистанцию.

В автобиографии утверждает, что им в 1945 году были сбиты два американских самолёта P-51 Мустанг ВВС США, которые атаковали его, приняв за немецкий самолёт[8].

Ни разу не был сбит во время Великой Отечественной войны, и хотя его подбивали, он всегда сажал свой самолёт. На его счету также есть и первый в мире реактивный истребитель, немецкий Ме-262, который он сбил 19 февраля 1945 года, однако он не был первым, кому это удалось сделать — ещё 28 августа 1944 года один сбитый Me-262 был записан на счёт американских пилотов М. Кроя и Дж. Майерса[9].

По окончании войны продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. В это же время оставался действующим пилотом-истребителем, освоив в 1948 году реактивный МиГ-15.

Во время войны в Корее с апреля 1951 по январь 1952 года командовал 324-й истребительной авиационной дивизией в составе 64-го истребительного авиационного корпуса. За это время лётчики дивизии одержали 216 воздушных побед, потеряв всего 27 машин (9 пилотов погибли).

Внешние изображения
Трижды Герои Советского Союза (слева направо) генерал-майор авиации Александр Покрышкин, Маршал Советского Союза Георгий Жуков и генерал-майор авиации Иван Кожедуб в Москве.

В 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба. С июня 1962 по август 1963 года — командующий 76-й воздушной армией. В 1964—1971 годах — заместитель командующего ВВС Московского военного округа. С 1971 года служил в центральном аппарате ВВС, а с 1978-го — в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. В 1970 году присвоено звание генерал-полковника авиации, а в 1985-м — маршала авиации.

Избирался депутатом Верховного совета СССР II—V созывов, народным депутатом СССР.

На III внеочередном Съезде народных депутатов зачитал «Обращение Героев Советского Союза, кавалеров орденов Славы трёх степеней к Съезду народных депутатов СССР», в котором выступил с резкой критикой против нападок на Вооружённые силы СССР, против унижения фронтовиков, говоря, что им приходится хуже, чем в 1960-е годы, призывал к наступлению на контрреволюционные силы[10].

Скончался 8 августа 1991 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Семья

Жена Вероника Николаевна (1928 — 28 января 2001). Дочь Наталья (1947—1998), внук Василий Витальевич (12.01.1970), медик, работает в Москве.

Сын Никита Кожедуб (25.11.1952 — 27.11.2002), капитан 3 ранга ВМФ СССР.

Список воздушных побед

Истребитель Ла-7 И. Н. Кожедуба в Центральном музее авиации в Монино
Планшет и лётные перчатки Ивана Кожедуба, 1940-е. Национальный музей истории Украины во Второй мировой войне, Киев

В официальной советской историографии итог боевой деятельности Кожедуба выглядит как 62 самолёта противника, сбитые лично. Однако недавние архивные исследования показали, что эта цифра немного занижена — в наградных документах (откуда она, собственно, и была взята) по неизвестным причинам отсутствуют две воздушные победы (8 июня 1944 — Ме-109 и 11 апреля 1944 — ПЗЛ-24), между тем как они были подтверждены и официально занесены на личный счёт лётчика[11].

Список воздушных побед И. Н. Кожедуба
№ п/п Дата победы Тип самолёта Место победы
1 06.07.1943 Ю-87 зап. Завидовка
2 07.07.1943 Ю-87 ст. Гостищево
3 09.07.1943 Ме-109 Красная Поляна
4 09.07.1943 Ме-109 вост. Покровка
5 09.08.1943 Ме-109 Прелестный
6 14.08.1943 Ме-109 Искровка
7 14.08.1943 Ме-109 Коломна
8 16.08.1943 Ю-87 Рогань
9 22.08.1943 ФВ-190 Люботин
10 09.09.1943 Ме-109 сев. Искровка
11 30.09.1943 Ю-87 юго-зап. Бородаевка
12 01.10.1943 Ю-87 зап. Бородаевка
13 01.10.1943 Ю-87 зап. Бородаевка
14 02.10.1943 Ме-109 Плоское
15 02.10.1943 Ю-87 Петровка
16 02.10.1943 Ю-87 юго-зап. Андреевка
17 02.10.1943 Ю-87 юго-зап. Андреевка
18 04.10.1943 Ме-109 сев.-зап. Бородаевка
19 05.10.1943 Ме-109 юго-зап. Красный Кут
20 05.10.1943 Ме-109 зап. Куцеваловка
21 06.10.1943 Ме-109 Бородаевка
22 10.10.1943 Ме-109 Днепрово-Каменка
23 12.10.1943 Ю-87 сев. Плоское
24 12.10.1943 Ме-109 юж. Петровка
25 12.10.1943 Ю-87 юж. Домоткань
26 29.10.1943 Ю-87 Кривой Рог
27 29.10.1943 Хе-111 зап. Будовка
28 16.01.1944 Ме-109 Ново-Злынка
29 30.01.1944 Ме-109 вост. Нечаевка
30 30.01.1944 Ю-87 зап. Липовка
31 14.03.1944 Ю-87 Осиевка
32 21.03.1944 Ю-87 Лебедин — Шпола
33 11.04.1944 ПЗЛ-24 Сырка
34 19.04.1944 Хе-111 сев. Яссы
35 28.04.1944 Ю-87 юго-вост. Вултуру
36 29.04.1944 Хш-129 Хорлешти
37 29.04.1944 Хш-129 Хорлешти
38 03.05.1944 Ю-87 Тыргу Фрумос — Думбрэвица
39 31.05.1944 ФВ-190 вост. Вултуру
40 01.06.1944 Ю-87 Чужа Вода
41 02.06.1944 Хш-129 зап. Стынка
42 03.06.1944 ФВ-190 Редиу-Улуй — Тэтэр
43 03.06.1944 ФВ-190 Редиу-Улуй — Тэтэр
44 03.06.1944 ФВ-190 сев.-зап. Яссы
45 07.06.1944 Ме-109 Пырлица
46 08.06.1944 Ме-109 Кырпицы
47 22.09.1944 ФВ-190 сев.-зап. Стренчи
48 22.09.1944 ФВ-190 юго-зап. Рамниеки — Даксты
49 25.09.1944 ФВ-190 сев.-зап. Валмиера
50 16.01.1945 ФВ-190 юж. Студзяна
51 10.02.1945 ФВ-190 сев.-зап. окр. аэродром Морин
52 12.02.1945 ФВ-190 зап. Кинитц
53 12.02.1945 ФВ-190 зап. Кинитц
54 12.02.1945 ФВ-190 оз. Китцер-Зее
55 17.02.1945 Ме-262 вост. Альт-Фридлянд
56 19.02.1945 Ме-109 сев. Фюрстенфельде
57 11.03.1945 ФВ-190 сев. Брюнхен
58 18.03.1945 ФВ-190 сев. Кюстрин
59 18.03.1945 ФВ-190 сев.-зап. Кюстрин
60 22.03.1945 ФВ-190 сев. Зеелов
61 22.03.1945 ФВ-190 вост. Гузов
62 23.03.1945 ФВ-190 ст. Вербиг
63 17.04.1945 ФВ-190 Врицен
64 17.04.1945 ФВ-190 Кинитц

Всего воздушных побед: 64+0
боевых вылетов — 330
воздушных боёв — 120

Присвоение воинских званий

Награды

Парадный китель Кожедуба с наградами в Центральном музее Вооружённых Сил в Москве

СССР:

Иностранные:

Звания:

Память

Почтовая марка России, посвящённая 100-летию со дня рождения И. Н. Кожедуба (ЦФА [АО «Марка»] № 2616)
  • Бронзовый бюст Кожедуба установлен на родине в селе Ображиевке.
  • Его Ла-7 (бортовой № 27) экспонируется в музее ВВС в Монине.
  • Именем Кожедуба назван парк в городе Сумы (Украина) возле входа установлен памятник лётчику, а также улица на юго-востоке Москвы (улица Маршала Кожедуба). В его честь названы улицы в городах Усть-Каменогорске, Алма-Ате и Шымкенте в Казахстане, Салавате, Балашихе, Семилуки, Ангарске (Российская Федерация), Днепре (Украина), Чугуеве (Украина).
  • Имя Кожедуба носит Центр показа авиационной техники, расположенный в Кубинке. На территории центра установлены мемориальная доска и бюст[13].
  • Имя Кожедуба носит Харьковский национальный университет Воздушных сил (бывш. ХВВАУЛ, ХИЛ, ХВУ), а также Шосткинский химико-технологический колледж. 12 ноября 2010 года на территории Харьковского университета Воздушных сил был установлен памятник Кожедубу.
  • 8 мая 2010 года памятник Кожедубу открыт в парке Вечной Славы в Киеве.
  • 8 июня 2010 года в городе Шостке в ознаменование 90-летия Кожедуба был установлен бюст возле музея Ивана Кожедуба.
  • О Кожедубе снят документальный фильм «Тайны века. Две войны Ивана Кожедуба».
  • В 2010 году Украина праздновала на государственном уровне 90-летие со дня рождения героя[14]. Тогда же была выпущена памятная монета, посвящённая Ивану Кожедубу.
  • Именем Ивана Кожедуба назван скорый поезд № 118/117 сообщением Сумы — Москва.
  • Именем Ивана Кожедуба назван пионерский лагерь в Московской области (Одинцовский район, под Кубинкой).
  • Именем Ивана Кожедуба названа школа № 59 в посёлке Мулино (Нижегородская область).
  • Макет самолёта Ла-5, на котором совершил первый вылет с Уразовского аэродрома во время войны Иван Кожедуб, был открыт в мае 1988 года в Белгородской области.
  • Именем Ивана Кожедуба назван самолёт компании Аэрофлот Sukhoi Superjet RRJ-95.
  • На аэродроме Ермолино в рамках всероссийского патриотического проекта «Аллея Российской Славы» установлен бюст Ивана Кожедуба.
Памятник в Киеве (Украина) Памятник в городе Сумы (скульптор О. Прокопчук) Памятник в селе Ображиевке Памятник на Новодевичьем кладбище в Москве

Библиография

Фильмография

См. также

Примечания

  1. Іван Кожедуб танцював із ведмедицею Архивная копия от 26 октября 2014 на Wayback Machine // «Газета по-українськи», № 1040, 10.06.2010.
  2. Кожедуб Иван Никитович Архивная копия от 6 апреля 2013 на Wayback Machine // Сайт «Чтобы помнили» (рус.)
  3. «Две войны Ивана Кожедуба».
  4. В Киеве открыли памятник знаменитому лётчику Кожедубу Архивная копия от 7 августа 2020 на Wayback Machine.
  5. Кожедуб Иван Никитович. Сайт «Герои страны». Дата обращения: 4 февраля 2018. Архивировано 24 мая 2012 года.
  6. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза офицерскому составу военно-воздушных сил Красной Армии» от 4 февраля 1944 года // Ведомости Верховного совета Союза Советских Социалистических Республик. — 1944. — 17 февраля (№ 10 (270)). — С. 1.
  7. Иван Кожедуб на сайте Виртуальной боевой группы. (недоступная ссылка)
  8. Кожедуб И. Н. Верность Отчизне. Ищущий боя. — М.: Эксмо, 2006. — ISBN 5-699-17415-X
  9.  (Дата обращения: 24 февраля 2012)
  10. Внеочередной третий Съезд народных депутатов СССР, 12—15 марта 1990 г.: Стенографический отчет: Т. I. — М.: Издание Верховного совета СССР, 1990. — С. 143—148.
  11. См.: Быков М. Ю. Советские асы 1941—1945. Победы сталинских соколов. — М.: Яуза; Эксмо, 2008. — С. 240. — ISBN 978-5-699-30919-1
  12. Даты присвоения воинских званий приведены по: Бодрихин Н. Г. Кожедуб. — М.: Молодая гвардия, 2010. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03292-7 — Приложение «Основные даты жизни и деятельности И. Н. Кожедуба».
  13. [http://web.archive.org/web/20181229032031/https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12210289@egNews Архивная копия от 29 декабря 2018 на Wayback Machine На аэродроме Кубинка открыли бюст легендарного лётчика Ивана Кожедуба / mil.ru]
  14. Проект постановления Верховной рады Украины о праздновании 90-летия со дня рождения трижды Героя Советского Союза Кожедуба Ивана Никитовича. Сайт Верховной рады Украины.  (недоступная ссылка)

Литература

Ссылки