Крестьянин
Крестья́нин (мужик, землепашец, земледелец, селянин, поселянин, сельский обыватель)[1][2] — сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных как своей основной работой[3].
Неотъемлемые признаки крестьянина: работа на земле, проживание в деревне или селе.
Земледелие появилось в неолите. Класс крестьян (первоначально свободных[4] земледельцев) пережил в эпоху средних веков до конца XVIII века во всех странах Европы, кроме Швеции и Норвегии, период зависимых отношений к землевладельцу и прикрепления к земле.
Отличие крестьянина от фермера в том, что крестьянин бо́льшую часть произведённой продукции не продаёт, а потребляет в своей семье.
Этимология
Слово «крестьянин» происходит от ст.‑слав. хрестиѩнинъ, хрьстиѩнинъ, крьстиѩнинъ, крьстианинъ, крьстьѩнинъ, крьстиѩнъ, крьстиѩнъ, крестианъ, крестьꙗнъ, др.-рус. крьстьꙗнинъ[5][6][7] — «человек; христианин»[7].
Наиболее распространённая версия происхождения слова «крестьянин» — это слово «христианин» в старорусском произношении (ср. ст.‑слав. крьстининъ, болг. кръстянин, чеш. krestan, польск. chrześcijanin и пр.)[7]. Все эти слова родственны латинскому (лат. christianus). Также некоторые филологи напрямую выводят русское слово из древнегреческого (др.-греч. χριστιανός), которое сблизилось со словом «крест» (ст.‑слав. хрестъ, хрьстъ, крьстъ, крестъ, крҍстъ — «крест»[6][5])[8].
По другой версии, слово «крестьянин» никак не связано с религией, а происходит от древнерусского выражения «кресать/кресить огонь», то есть «высекать, рубить огнивом из кремня»[9]. Землепашцы сжигали лес и производили посев прямо в золу.
Занятия крестьян
Во всём мире занятия крестьян были очень разнообразными и далеко не ограничивались только пашней и скотоводством. Такими занятиями, кроме выше названных, были: пчеловодство, садоводство, маслоделие, виноградарство, гончарное и ткацкое дело, столярное и плотницкое дело, производство тары из бересты, кузнечное дело.
В России
Именно русские крестьяне XV−XVII веков стали основой формирования современного русского народа[10].
Другие названия крестьян в России в XVI—XVII веках
В XVI−XVII вв. нерусское крестьянское население Поволжья, за исключением состоявших на службе у Русского государства служивых татар, называлось «чувашами», а нерусское крестьянское население западных областей Русского государства — «латышами». В русских эпиграфических источниках того времени под соционим «чуваши» подпадали предки современных бесермян, южных удмуртов, казанских татар[11] и собственно чувашей.
Крестьяне в царствование Петра I
Крестьянство в Великом княжестве Литовском
Крестьянская реформа в России
В 1861 году в России была проведена реформа, позволявшая провести крестьянам выкупную операцию. Основной причиной этой реформы явился кризис феодально-крепостнической системы. В обстановке крестьянских волнений, особенно усилившихся во время Крымской войны, император пошёл на этот шаг.
Категории крестьян в Российской империи
- Государственные (казённые) крестьяне
- Крепостные крестьяне
- Обязанные крестьяне
- Церковные крестьяне
- Великое княжество Литовское
- Гетманщина
- Другие виды
По данным всеобщей переписи населения 1897 года крестьяне составляли наибольшую часть населения Российской империи.
Пословицы и поговорки, связанные с крестьянами
- «Хлеб да вода — крестьянская еда».
- «Один с сошкой — семеро с ложкой».
- «Пашню пашут — руками не машут».
- «Коси, коса, пока роса; роса долой — и ты домой».
- «Кто пораньше встаёт, тот грибки себе берёт, а сонливый да ленивый идут после за крапивой».
- «От крестьянской работы не будешь богат, а будешь горбат»[12].
- «Крестьянин скотинкой жив»[13].
- «Держись за соху: она кормилица. Клади навоз густо — в амбаре не будет пусто»[14].
- «Крестьянин без земли, как дерево без корня»[15][16].
- «Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто по ней за сохой ходит»[17].
Цитаты о крестьянах
Крестьянин, даже если он решил побездельничать, встаёт с петухами, чтобы начать это дело пораньше.
— Эдгар Хау, американский редактор газет и журналов, романист[18]
Есть пословица «От трудов праведных не наживешь палат каменных», то есть другими словами: «честным трудом не разбогатеешь». Эту мысль часто высказывают люди, которые собственно даже не знают, что такое настоящий труд — упорный, настойчивый, разумный, и отвергают успех честного труда, чтобы тем самым оправдать собственный неуспех. За свою долгую жизнь я убедился в другом: праведным честным трудом, при хорошей жизни (аккуратности, бережливости, трезвости) и для себя можно нажить обеспечение, чтобы не только не нуждаться в чужой помощи, но и самому быть опорой родных и ближних; и потомство своё, которому ты дал жизнь, наградить и тем избавить от чужой заботы и тяжкой нужды, в которой часто понапрасну теряется много сил; и на доброе дело что-нибудь уделить.
— М. Е. Николаев, крестьянин, автор мемуаров[19]
Меня постоянно мучило нравственное убожество наших крестьян и грубость их нравов. Я чувствовала нравственный долг сделать что-нибудь для них, и совсем уж было противно в разговорах со многими из богатых помещиков нашего края слушать, как эти люди, часто без милосердия притеснявшие мужиков, называли их «серыми», презирали, гнушались ими и, как и заводские деятели когда-то в Бежеце, видели только во всём себя и свою выгоду. Как много на Руси таких типов!.. Они думают, что крестьяне — не люди, а что-то вроде полуживотных… Слепые, под неприглядной корой они проглядели то, что вылилось когда-то в былины и сказки и тихую, жалобно-горестную песнь о несбыточном счастье…
…
Меня всегда коробит шутливая снисходительность по отношению к коренным недостаткам нашего русского характера, которые обыкновенно, в виде утешения, объясняют «славянской натурой». Что это такое за «славянская натура»? Говорят, что особенностями этого нашего характера являются доброта, мягкость, доверчивость, добродушие, мечтательность и снисходительность. Без сомнения, такие черты были бы очень симпатичными, если бы они проявлялись в здравых границах благоразумия; в противном же случае, они легко становятся недостатком, наносящим не только ущерб близким, но и вред обществу. В преувеличенной мере эти самые свойства легко вырождаются, и доброта превращается в слабость, мягкость — в бесхарактерность, доверчивость — в безалаберность, добродушие — в шаткость, мечтательность — в лень и, наконец, снисходительность — в беспринципность. Из всех наших сословий, я думаю, лишь крестьянство и духовенство ещё сохраняют в чистом, неискаженном виде эти стороны характера.
— Княгиня М.К. Тенишева[20]
Но где же — наконец — тот добродушный, вдумчивый русский крестьянин, неутомимый искатель правды и справедливости, о котором так убедительно и красиво рассказывала миру русская литература XIX века?
В юности моей я усиленно искал такого человека по деревням России и — не нашел его. Я встретил там сурового реалиста и хитреца, который, когда это выгодно ему, прекрасно умеет показать себя простаком. По природе своей он не глуп и сам хорошо знает это. Он создал множество печальных песен, грубых и жестоких сказок, создал тысячи пословиц, в которых воплощен опыт его тяжелой жизни. Он знает, что «мужик не глуп, да — мир дурак» и что «мир силен, как вода, да глуп, как свинья».
Он говорит: «Не бойся чертей, бойся людей». «Бей своих — чужие бояться будут».
О правде он не очень высокого мнения: «Правдой сыт не будешь». «Что в том, что ложь, коли сыто живешь». «Правдивый, как дурак, так же вреден».
Чувствуя себя человеком, способным на всякий труд, он говорит: «Бей русского, — часы сделает». А бить надо потому, что «каждый день есть не лень, а работать неохота».
Таких и подобных афоризмов у него тысячи, он ловко умеет пользоваться ими, с детства он слышит их и с детства убеждается, как много заключено в них резкой правды и печали, как много насмешки над собою и озлобления против людей. Люди — особенно люди города — очень мешают ему жить, он считает их лишними на земле, буквально удобренной потом и кровью его, на земле, которую он мистически любит, непоколебимо верит и чувствует, что с этой землей он крепко спаян плотью своей, что она его кровная собственность, разбойнически отнятая у него. Он задолго раньше лорда Байрона знал, что «пот крестьянина стоит усадьбы помещика».
— А. М. Горький, писатиель[21]
Галерея
-
-
Крестьяне за столом
-
Сельскохозяйственные рабочие
-
-
Крестьянские дома
-
-
См. также
- Крестьяноведение
- Двор (крестьянский быт) | Своеземцы
- Магистратские крестьяне | Фермер
- Сельское хозяйство в Древней Руси | Сельское хозяйство Русского царства
Примечания
- ↑ Даль, 1880—1882.
- ↑ Платонов, 2007, с. 372.
- ↑ Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Крестьянин // Толковый словарь Ожегова . — 1949—1992. Толковый словарь Ожегова. 1949—1992.
- ↑ Ключевский В. История сословий в России: Полный курс лекций
- ↑ 5,0 5,1 Срезневский. Русский: Измаил Иванович Срезневский «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Том 1 А - К» (1893) (23 февраля 2014). Дата обращения: 22 апреля 2018.
- ↑ 6,0 6,1 Срезневский. Русский: Измаил Иванович Срезневский «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Том 3 Р - Я» (1893) (23 февраля 2014). Дата обращения: 22 апреля 2018.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Фасмер, 1986, с. 374—375.
- ↑ Фасмер, 1986, с. 374.
- ↑ Титов В.. Кто он — русский крестьянин? (рус.), Наука и жизнь. Архивировано 23 апреля 2018 года. Дата обращения 22 апреля 2018.
- ↑ Светлана Лурье. Община, империя, православие в русской этнической картине мира XV-XVII веков // Отечественные записки. — 2001. Архивировано 26 октября 2013 года.
- ↑ Писцовая книга Казанского уезда 1602—1603 годов. — Казань: Издательство Казанского университета, 1978. — С. 17—18.
- ↑ Звания — Сословия // Пословицы русского народа : Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий и пр. / авт.-сост. В. И. Даль. — 1-е изд. — М., 1862. — Т. 2.
- ↑ Мокиенко В. М., Никитина Т. Г., Николаева Е. К. Большой словарь русских пословиц — Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2010. — С. 452—1024 с. — ISBN 978-5-373-03250-6.
- ↑ Русский Фольклор » Blog Archive » Земля и крестьянская работа . Дата обращения: 10 июня 2019. Архивировано 27 сентября 2020 года.
- ↑ Пословицы и поговорки про крестьянина . Дата обращения: 10 июня 2019. Архивировано 8 июня 2019 года.
- ↑ Жигулев А. М. Русские народные пословицы и поговорки — М.: Московский рабочий, 1965 — С. 84
- ↑ Мокиенко В. М., Никитина Т. Г., Николаева Е. К. Большой словарь русских пословиц — Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2010. — С. 961. — 1024 с. — ISBN 978-5-373-03250-6.
- ↑ Martin Svoboda. Цитаты о Крестьянин (13 цитат) | Цитаты известных личностей . Ru.citaty.net. Дата обращения: 10 июня 2019.
- ↑ коллектив авторов. М.Е. Николаев. Мои воспоминания. Воспоминания русских крестьян XVIII - первой половины XIX века. История России. Библиотека. . statehistory.ru. Дата обращения: 10 июня 2019. Архивировано 16 февраля 2019 года.
- ↑ М. Тенишева. Впечатления моей жизни. Воспоминания. — М.: «Захаров», 2002, ISBN 5-8159-0226-8
- ↑ А. М. Горький. О русском крестьянстве. — Издательство И. П. Ладыжникова. Берлин, 1922.
Литература
- Крест : Крестьянин // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
- Крестьянин // Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., дополненное / С. И. Ожегов, Шведова Н. Ю.. — М.: Азбуковник, 1998. — ISBN 5-89285-003-X.
- Крестьянин // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1986. — Т. II : Е — Муж. — С. 374.
- Анисков В. Т. Грант победившему, но обездоленному крестьянству (методологические суждения). — М.: НЭИ «Академическая мысль», 2011
- Безгин В. Б. Крестьянская повседневность (традиции конца XIX — начала XX века). — М.-Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та, 2004. — 304 с. — ISBN 5-8265-0311-4. (недоступная ссылка)
- Беляев И. Д. Крестьяне на Руси. — 1860.
- Бородкин Л. И. Стохастические модели в изучении социальных перемещений русского крестьянства в XIX веке // Источник. Метод. Компьютер. Традиционное и компьютерное источниковедение. Барнаул, 1996. С.99-121.
- Горький А. М. О русском крестьянстве. — Издательство И. П. Ладыжникова. Берлин, 1922.
- Дулькейт, Т. Г. Лыковы: Документальная повесть. — М.: Пять плюс, 2008. — ISBN 978-5-9900731-6-6. (недоступная ссылка)
- Лучицкий И. В., Милюков П. Н. Крестьяне // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Жулаева А. С. Образ жизни крестьян Восточной Сибири, 1920—1926 гг.: К проблеме соотношения традиций и новаций / диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02. — Красноярск: КрасГАСА, 1999. — 224 с.
- Жулаева А. С. Образ жизни крестьян Восточной Сибири, 1920—1926 гг.: (к проблеме соотношения традиций и новаций): монография. — Красноярск: СибГТУ, 2005. — 161 с. — ISBN 5-8173-0209-8.
- Кузнецов И. С. Богатые и бедные: взгляды сибирского крестьянства 1920-х гг. на социальные различия // Вестник НГУ. Серия: История, филология. Т. 1. Вып. 3: История. — Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2002. — С. 55—62.
- Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. — М.: РОССПЕН, 1998. — 576 с. — ISBN 5-86004-131-4. Архивная копия от 29 января 2011 на Wayback Machine
- Островский А. В. Российская деревня на историческом перепутье. Конец XIX — начало XX в. — М.: Товарищество научных изданий КМК, 2016. — 431 с.
- Пихорович В. Д. О причинах и последствиях голода 1932-33 гг. на Украине.
- Платонов О. А. Крестьянство // Русский образ жизни. — М.: Институт русской цивилизации, 2007. — С. 372—378. — ISBN 978-5-902725-05-3. Архивировано 14 августа 2014 года.
- Судницын И. И. Утрата крестьянства — драма русской цивилизации // Журнал «Русский дом», № 12, 2010, С. 34-35.
Ссылки
- Громов Н. Н. Художники о русском крестьянстве.
- Громов Н. Н. Русские художники о крестьянских детях.
- Пыжиков А. В. Тайная жизнь крестьянской общины: круговая порука
- Воспоминания русских крестьян XVIII — первой половины XIX века / М.: Новое литературное обозрение, 2006
Для улучшения этой статьи по социологии желательно: |