Крестьянин

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Крестьянин в лесу», Н.А. Ярошенко, 1880

Крестья́нин (мужик, землепашец, земледелец, селянин, поселянин, сельский обыватель)[1][2] — сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных как своей основной работой[3].

Неотъемлемые признаки крестьянина: работа на земле, проживание в деревне или селе.

Земледелие появилось в неолите. Класс крестьян (первоначально свободных[4] земледельцев) пережил в эпоху средних веков до конца XVIII века во всех странах Европы, кроме Швеции и Норвегии, период зависимых отношений к землевладельцу и прикрепления к земле.

Отличие крестьянина от фермера в том, что крестьянин бо́льшую часть произведённой продукции не продаёт, а потребляет в своей семье.

Этимология

Крестьянки с ягодами у избы, фото С.М. Прокудина-Горского, 1909

Слово «крестьянин» происходит от ст.‑слав. хрестиѩнинъ, хрьстиѩнинъ, крьстиѩнинъ, крьстианинъ, крьстьѩнинъ, крьстиѩнъ, крьстиѩнъ, крестианъ, крестьꙗнъ, др.-рус. крьстьꙗнинъ[5][6][7] — «человек; христианин»[7].

Наиболее распространённая версия происхождения слова «крестьянин» — это слово «христианин» в старорусском произношении (ср. ст.‑слав. крьстининъ, болг. кръстянин, чеш. krestan, польск. chrześcijanin и пр.)[7]. Все эти слова родственны латинскому (лат. christianus). Также некоторые филологи напрямую выводят русское слово из древнегреческого (др.-греч. χριστιανός), которое сблизилось со словом «крест» (ст.‑слав. хрестъ, хрьстъ, крьстъ, крестъ, крҍстъ — «крест»[6][5])[8].

По другой версии, слово «крестьянин» никак не связано с религией, а происходит от древнерусского выражения «кресать/кресить огонь», то есть «высекать, рубить огнивом из кремня»[9]. Землепашцы сжигали лес и производили посев прямо в золу.

Занятия крестьян

Победивший пролетарий указывает крестьянину путь, серебряный советский рубль 1924 года

Во всём мире занятия крестьян были очень разнообразными и далеко не ограничивались только пашней и скотоводством. Такими занятиями, кроме выше названных, были: пчеловодство, садоводство, маслоделие, виноградарство, гончарное и ткацкое дело, столярное и плотницкое дело, производство тары из бересты, кузнечное дело.

В России

Именно русские крестьяне XV−XVII веков стали основой формирования современного русского народа[10].

Другие названия крестьян в России в XVI—XVII веках

В XVI−XVII вв. нерусское крестьянское население Поволжья, за исключением состоявших на службе у Русского государства служивых татар, называлось «чувашами», а нерусское крестьянское население западных областей Русского государства — «латышами». В русских эпиграфических источниках того времени под соционим «чуваши» подпадали предки современных бесермян, южных удмуртов, казанских татар[11] и собственно чувашей.

Крестьяне в царствование Петра I

Крестьянство в Великом княжестве Литовском

Крестьянская реформа в России

В 1861 году в России была проведена реформа, позволявшая провести крестьянам выкупную операцию. Основной причиной этой реформы явился кризис феодально-крепостнической системы. В обстановке крестьянских волнений, особенно усилившихся во время Крымской войны, император пошёл на этот шаг.

Категории крестьян в Российской империи

«Летний день в деревне», Фредерик де Ханен, ок. 1913

По данным всеобщей переписи населения 1897 года крестьяне составляли наибольшую часть населения Российской империи.

Пословицы и поговорки, связанные с крестьянами

  • «Хлеб да вода — крестьянская еда».
  • «Один с сошкой — семеро с ложкой».
  • «Пашню пашут — руками не машут».
  • «Коси, коса, пока роса; роса долой — и ты домой».
  • «Кто пораньше встаёт, тот грибки себе берёт, а сонливый да ленивый идут после за крапивой».
  • «От крестьянской работы не будешь богат, а будешь горбат»[12].
  • «Крестьянин скотинкой жив»[13].
  • «Держись за соху: она кормилица. Клади навоз густо — в амбаре не будет пусто»[14].
  • «Крестьянин без земли, как дерево без корня»[15][16].
  • «Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто по ней за сохой ходит»[17].

Цитаты о крестьянах

Крестьянин, даже если он решил побездельничать, встаёт с петухами, чтобы начать это дело пораньше.

Эдгар Хау, американский редактор газет и журналов, романист[18]


Есть пословица «От трудов праведных не наживешь палат каменных», то есть другими словами: «честным трудом не разбогатеешь». Эту мысль часто высказывают люди, которые собственно даже не знают, что такое настоящий труд — упорный, настойчивый, разумный, и отвергают успех честного труда, чтобы тем самым оправдать собственный неуспех. За свою долгую жизнь я убедился в другом: праведным честным трудом, при хорошей жизни (аккуратности, бережливости, трезвости) и для себя можно нажить обеспечение, чтобы не только не нуждаться в чужой помощи, но и самому быть опорой родных и ближних; и потомство своё, которому ты дал жизнь, наградить и тем избавить от чужой заботы и тяжкой нужды, в которой часто понапрасну теряется много сил; и на доброе дело что-нибудь уделить.

М. Е. Николаев, крестьянин, автор мемуаров[19]


Меня постоянно мучило нравственное убожество наших крестьян и грубость их нравов. Я чувствовала нравственный долг сделать что-нибудь для них, и совсем уж было противно в разговорах со многими из богатых помещиков нашего края слушать, как эти люди, часто без милосердия притеснявшие мужиков, называли их «серыми», презирали, гнушались ими и, как и заводские деятели когда-то в Бежеце, видели только во всём себя и свою выгоду. Как много на Руси таких типов!.. Они думают, что крестьяне — не люди, а что-то вроде полуживотных… Слепые, под неприглядной корой они проглядели то, что вылилось когда-то в былины и сказки и тихую, жалобно-горестную песнь о несбыточном счастье…

Меня всегда коробит шутливая снисходительность по отношению к коренным недостаткам нашего русского характера, которые обыкновенно, в виде утешения, объясняют «славянской натурой». Что это такое за «славянская натура»? Говорят, что особенностями этого нашего характера являются доброта, мягкость, доверчивость, добродушие, мечтательность и снисходительность. Без сомнения, такие черты были бы очень симпатичными, если бы они проявлялись в здравых границах благоразумия; в противном же случае, они легко становятся недостатком, наносящим не только ущерб близким, но и вред обществу. В преувеличенной мере эти самые свойства легко вырождаются, и доброта превращается в слабость, мягкость — в бесхарактерность, доверчивость — в безалаберность, добродушие — в шаткость, мечтательность — в лень и, наконец, снисходительность — в беспринципность. Из всех наших сословий, я думаю, лишь крестьянство и духовенство ещё сохраняют в чистом, неискаженном виде эти стороны характера.

Княгиня М.К. Тенишева[20]


Но где же — наконец — тот добродушный, вдумчивый русский крестьянин, неутомимый искатель правды и справедливости, о котором так убедительно и красиво рассказывала миру русская литература XIX века?

В юности моей я усиленно искал такого человека по деревням России и — не нашел его. Я встретил там сурового реалиста и хитреца, который, когда это выгодно ему, прекрасно умеет показать себя простаком. По природе своей он не глуп и сам хорошо знает это. Он создал множество печальных песен, грубых и жестоких сказок, создал тысячи пословиц, в которых воплощен опыт его тяжелой жизни. Он знает, что «мужик не глуп, да — мир дурак» и что «мир силен, как вода, да глуп, как свинья».

Он говорит: «Не бойся чертей, бойся людей». «Бей своих — чужие бояться будут».

О правде он не очень высокого мнения: «Правдой сыт не будешь». «Что в том, что ложь, коли сыто живешь». «Правдивый, как дурак, так же вреден».

Чувствуя себя человеком, способным на всякий труд, он говорит: «Бей русского, — часы сделает». А бить надо потому, что «каждый день есть не лень, а работать неохота».

Таких и подобных афоризмов у него тысячи, он ловко умеет пользоваться ими, с детства он слышит их и с детства убеждается, как много заключено в них резкой правды и печали, как много насмешки над собою и озлобления против людей. Люди — особенно люди города — очень мешают ему жить, он считает их лишними на земле, буквально удобренной потом и кровью его, на земле, которую он мистически любит, непоколебимо верит и чувствует, что с этой землей он крепко спаян плотью своей, что она его кровная собственность, разбойнически отнятая у него. Он задолго раньше лорда Байрона знал, что «пот крестьянина стоит усадьбы помещика».

А. М. Горький, писатиель[21]

Галерея

См. также

Примечания

  1. Даль, 1880—1882.
  2. Платонов, 2007, с. 372.
  3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Крестьянин // Толковый словарь Ожегова. — 1949—1992. Толковый словарь Ожегова. 1949—1992.
  4. Ключевский В. История сословий в России: Полный курс лекций
  5. 5,0 5,1 Срезневский. Русский: Измаил Иванович Срезневский «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Том 1 А - К» (1893) (23 февраля 2014). Дата обращения: 22 апреля 2018.
  6. 6,0 6,1 Срезневский. Русский: Измаил Иванович Срезневский «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Том 3 Р - Я» (1893) (23 февраля 2014). Дата обращения: 22 апреля 2018.
  7. 7,0 7,1 7,2 Фасмер, 1986, с. 374—375.
  8. Фасмер, 1986, с. 374.
  9. Титов В.. Кто он — русский крестьянин? (рус.), Наука и жизнь. Архивировано 23 апреля 2018 года. Дата обращения 22 апреля 2018.
  10. Светлана Лурье. Община, империя, православие в русской этнической картине мира XV-XVII веков // Отечественные записки. — 2001. Архивировано 26 октября 2013 года.
  11. Писцовая книга Казанского уезда 1602—1603 годов. — Казань: Издательство Казанского университета, 1978. — С. 17—18.
  12. Звания — Сословия // Пословицы русского народа : Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий и пр. / авт.-сост. В. И. Даль. — 1-е изд. — М., 1862. — Т. 2.
  13. Мокиенко В. М., Никитина Т. Г., Николаева Е. К. Большой словарь русских пословиц — Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2010. — С. 452—1024 с. — ISBN 978-5-373-03250-6.
  14. Русский Фольклор » Blog Archive » Земля и крестьянская работа. Дата обращения: 10 июня 2019. Архивировано 27 сентября 2020 года.
  15. Пословицы и поговорки про крестьянина. Дата обращения: 10 июня 2019. Архивировано 8 июня 2019 года.
  16. Жигулев А. М. Русские народные пословицы и поговорки — М.: Московский рабочий, 1965 — С. 84
  17. Мокиенко В. М., Никитина Т. Г., Николаева Е. К. Большой словарь русских пословиц — Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2010. — С. 961. — 1024 с. — ISBN 978-5-373-03250-6.
  18. Martin Svoboda. Цитаты о Крестьянин (13 цитат) | Цитаты известных личностей. Ru.citaty.net. Дата обращения: 10 июня 2019.
  19. коллектив авторов. М.Е. Николаев. Мои воспоминания. Воспоминания русских крестьян XVIII - первой половины XIX века. История России. Библиотека.. statehistory.ru. Дата обращения: 10 июня 2019. Архивировано 16 февраля 2019 года.
  20. М. Тенишева. Впечатления моей жизни. Воспоминания. — М.: «Захаров», 2002, ISBN 5-8159-0226-8
  21. А. М. Горький. О русском крестьянстве. — Издательство И. П. Ладыжникова. Берлин, 1922.

Литература

Ссылки