Микрорайон Киндяковка расположен на высоком водоразделе между реками Волгой и Свиягой. Чётких юридически обозначенных границ Киндяковка не имеет, но фактически её северная граница проходит по выемке железной дороги на рубеже улиц Локомотивной и Кирова. Западная граница Киндяковки проходит по извилистому берегу реки Свияги, восточная — по берегу громадного зеркала ульяновского плёсаКуйбышевского водохранилища, южная — по линии от Посёлка имени Карамзина до микрорайона Опытное Поле. Историческое ядро Киндяковки — бывшая деревня Винновка, которую до 1918 года называли Киндяковкой, поместье Киндяковых.
12 мая 1896 года началось строительство новой железнодорожной ветки Инза — Симбирск Московско-Казанской железной дороги, а 28 декабря 1898 года, рядом с сельцом Винновка, открылся разъезд который назвали «Киндяковка»[2], а в 1916 году открылась ж/д станция «Киндяковка»[3][4][5]. По началу здесь жили рабочие обслуживающие разъезд и станцию[6][7]. Первой улицей стала — Диспетчерская.
В октябре 1910 года с городского ипподрома (располагался на территории современного Ульяновского моторного завода, примерно в районе остановки «По требованию» (заправка Татнефть), переведён в северную часть города в 1948 г.) был совершён первый полёт аэроплана над Симбирском. Моноплан «Анрио», пилотируемый графом Михаилом Фёдоровичем Сципио дель Кампо, пролетев в сторону ближайшего леса (Винновская роща), затем повернул к железнодорожному вокзалу Симбирск-I и вернулся к месту взлёта[8][9]. А 29 июня 1912 года, снова с ипподрома, состоялся полёт Александра Алексеевича Васильева. На аэроплане Blériot («Блерио») он поднялся на высоту 200 метров, затем 300 метров, выполнил несколько сложных фигур в воздухе и, совершив три круга над ипподромом, благополучно приземлился[10].
В конце сентября 1918 года, дождливой ночью, на станции «Киндяковка», трагически погиб самый дорогостоящий жеребец Российской Империи — орловский рысак Крепыш[12].
В 1920-х гг. была проведена лесовозная ж/д ветка от ст. Киндяковка МКЖД — Ясашно-Ташлинская (ныне разъезд Ташла) — вглубь Арбуженского лесного массива, протяжённостью 39 км[13], а при ст. Киндяковка I открылись лесные и дровяные склады[14].
В 1941–1942 годах на станцию Киндяковка прибывали составы с эвакуированными в Ульяновск из западных областей СССР предприятиями и беженцами. Всю Великую Отечественную войну на станции формировались воинские эшелоны, идущие на фронт, а в Винновской роще действовали учебные лагеря по подготовке бойцов.
Осенью 1941 года в Ульяновск был эвакуирован часть цехов Московского автомобильного завода им. И. В. Сталина, который был размещён в Киндяковке[16]. Завод был переименован в УльЗиС. В конце апреля 1942 года была собрана первая машина — «трёхтонка» ЗИС-5, она была второй массовой моделью после «полуторки» Горьковского автозавода ГАЗ-ММ, которая обеспечивала нужды Красной Армии в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов.
С 22 февраля 1942 года началось строительство Волжской рокады и Киндяковка стала крупным ж/д узлом.
25 февраля1942 года город Ульяновск был разделён на районы. В Засвияжье был образован Сталинский район, куда и вошёл посёлок Киндяковка. Впервые Железнодорожный район был образован 4 июня1954 года Указом Президиум Верховного Совета РСФСР, выделенный из части Сталинского района города Ульяновска. В состав района вошли: посёлок Киндяковка, слобода Туть, посёлок Борьба и посёлок мостостроительного поезда № 829 (основаны в 1942 г. со строительством Волжской рокады), УМЗ, пивзавод и жилые дома по волжскому косогору. 22 ноября1958 года деление города на районы было упразднено, а с 1966 года Киндяковка вошла в состав вновь образованного Железнодорожного района.
Во второй половине 1940-х годов появились улицы посёлка моторного завода — Трудовая (неофициально ее называли «Аллейка») и Индустриальная, состоявшие из переданных СССР по репарации финских и немецких деревянных щитовых домов (ныне не существуют).
В апреле 1951 года Совет Министров СССР издал распоряжение о строительстве в Ульяновске кожевенно-обувного комбината. В апреле 1954 г. в Киндяковке начато строительство комбината[17]. Со строительством комбината начали строить и жилые дома.
В 1957 году в Киндяковку до кожкомбината (Сызранское шоссе (с 1967 г. — проспект Гая)) была продлена линия Ульяновского трамвая[18].
27 февраля 1965 года был основан «Ульяновский хладокомбинат»[19].
В конце 60-х годов часть улиц в Киндяковке к столетнему юбилею Ленина строилась ударными темпами. Некоторые строительные бригады приезжали из других городов. Так, многие дома на улице Хрустальной строила бригада из города Гусь-Хрустальный, от этого и пошло название этой улицы.
В 1969 году с центра города на проспект Гая перевели фабрику имени КИМ, с 1 апреля 1992 года — Ульяновская трикотажная фабрика «Русь»[20].
10 апреля 1970 года на месте старого деревянного здания вокзала состоялось открытие нового железнодорожного вокзала «Ульяновск-Центральный»[21][22].
В 1973 году с центра города на проспект Гая перевели Ульяновский мебельный комбинат[23].
В начале 1975 года был запущен новый мост через Свиягу, связавший микрорайон УЗТС с Киндяковкой [24].
В 1985 году сдан в эксплуатацию новый пивоваренный завод[25].
Ермаков Сергей Николаевич — бывший глава муниципального образования «Город Ульяновск», С 1980 по 1990 год работал начальником Ульяновского отделения Куйбышевской железной дороги.
Географическое краеведение. Учебное пособие для 6-9 классов, под ред. А. Л. Баранова. Ульяновск, Корпорация технологий продвижения, 2002 г.
Родной город Ильича, под ред. М.И. Никитина, Ульяновск, Приволжское книжное издательство, 1972.
Репьёв «Симбирский край». — Париж, 1935. — С. 311.
Ульяновская — Симбирская энциклопедия: в 2 т. / ред. и сост. В. Н. Егоров. — Ульяновск : Симбирская книга, 2000. — Т. 1: А — М. — 397 с. — 4000 экз. — ISBN 5-8426-0224-5.
Промышленные предприятия Ульяновской области / Репьев О. М. Ульяновск: Приволжское книжное изд-во, 1969. С.23-25.