Километровый знак

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится на начальном уровне проработки
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Верстовой столб на железной дороге
Километровый знак на Транссибе. Знак по чертежу 1 — отсчёт километров от Москвы
Знак по чертежу 2 — отсчёт км от узловой станции

Километровый знак служит для последовательного отсчета километров на железных дорогах. Километровый знак (как и пикет) относится к путевым знакам и служат для установления того или иного места на железной дороги при ведении поезда или при ведении работ[1].

В России километраж отсчитывается от Москвы (или узловой станции) на магистральных направлениях железных дорог. Порядковые номера километров изображаются на обеих сторонах таблички, которая закреплённой на вершине столба. С одной стороны наносится номер окончившегося перед знаком километра, с другой — номер начинающегося за знаком километра. До принятия метрической системы были аналогичные верстовые знаки (полосатые и отмеряли вёрсты).

Форма знаков в России

Километровые знаки устанавливаются с правой (по направлению счёта километров) стороны пути на расстоянии не менее 3100 мм от оси пути, а при расположении пути в выемках (кроме скальных) и на выходе из них — не менее 5700 мм[1].

В России форма и размер километровых знаков определяются ГОСТ 8442-65 «ЗНАКИ ПУТЕВЫЕ И СИГНАЛЬНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ». Согласно требованиям этого документа допускаются разные варианты исполнения километрового знака.

По Чертежу 1 (для направлений железной дороги ведущих отсчёт от Москвы) высота столба километрового знака от поверхности грунта до нижнего края таблички составляет 2100 мм, нижние 250 мм столба окрашиваются в чёрный цвет. Высота самой таблички 270 мм, высота цифр на табличке 170 мм. Ширина таблички определяется необходимым количеством знаков на ней. Для одной и двух цифр — 300 мм, для трёх 360 и для четырёх 450 мм. Также нормированы толщина линий — 20 мм и ширина написания цифр — 75 мм, с промежутками между цифрами, нормируемыми для разного количества цифр (2 цифры — 30 мм, 3 цифры — 19 мм, 4 цифры — 24 мм).

Знак по Чертежу 2 устанавливается для последовательного отсчета километров от начала железной дороги или её линии, подъездного пути на остальных участках железных дорог и подъездных путях. Этот знак имеет внешние отличия, так как имеет вид полураскрытой книжки, угол раскрытия 90 градусов, надпись выполняется на сторонах обращённых на путь. Знак размещается так, чтобы крылья знака были размещены под углом 45 градусов к оси пути. Сам знак крепится уже ниже — верхняя кромка знака на 50 мм ниже верхней точки столба. Высота самой таблички 220 мм, высота цифр на табличке 200 мм. Ширина таблички определяется необходимым количеством знаков на ней. Для одной, двух и трёх цифр — 420 мм, для четырёх 550 мм. Толщина линий цифр — 30 мм и ширина написания цифр — 100 мм, с промежутками между цифрами 30 мм. Каждое из крыльев знака смотрит в сторону своего километра.

Таблички знаков должны быть эмалированными, изготовляться из листовой декапированной стали по ГОСТ 19904-74, лист толщиной от 0,8 до 1 мм.

Аналогичные требования по внешнему виду и установке километровых знаков сохранились на территории части стран бывшего СССР.

Отсчёт километров

Километровый знак в Польше. Указан километр и пикет

Хотя все магистральные железные дороги ведут отсчёт километража от Москвы, но существует одно исключение — линия Санкт-Петербург — Москва ведёт счёт километрам от Санкт-Петербурга.

Станция Астрахань I расположена на 1529 км от Москвы, станция Саратов I на 854 км от Москвы, станция Мичуринск-Уральский на расстоянии 410 км от Москвы, Павелец-Тульский на расстоянии 257 км от Москвы. Вся эта железнодорожная линия, построенная в своё время Рязано-Уральской железной дорогой ведёт отсчёт километража от Павелецкого вокзала Москвы. На всей протяжённости этой линии километровые знаки должны выполняться по чертежу 1. В тоже время ответвления от этой магистрали уже имеют другой километраж. Например линия Саратов — Волгоград, построенная как часть Волжской рокады в годы Великой Отечественной войны, на протяжении от Саратова до станции Колоцкий имеет километраж от станции Саратов II. Станция Горючка расположена на 49 км от Саратова.

Транссибирская магистраль ведёт отсчёт километров от Ярославского вокзала Москвы. На Ярославском вокзале, в Новосибирске, а также во Владивостоке установлены специальные километровые знаки с указанием протяжённости магистрали: «0 км» на одной грани и «9298 км» на другой (в Москве), «3336 км» (в Новосибирске), «9288 км» (во Владивостоке).

Другие страны

Столб в Великобритании с указанием числа миль
Следует читать 33 и ¼ мили

В других странах внешний вид километровых знаков на железной дороге может значительно отличаться. В некоторых странах километровый знак имеет вид камня или приземистого железобетонного столбика.

Некоторые страны имеют довольно оригинальные правила по которым километровые знаки ставятся иногда через каждые 500 метров (в Германии, на ответвлениях от магистралей), но иногда даже не каждый километр, а через расстояния не кратные километру (Германия, Польша), при этом на знаке указывается километр и пикет установки.

Также для стран которые так и не перешли на метрическую систему и придерживаются измерения расстояния в милях, ожидаемо, вместо установки километровых знаков устанавливаются мильные знаки или мильные камни.

В Великобритании, согласно закону 1845 года «О консолидации положений о железных дорогах» (англ. Railways Clauses Consolidation Act 1845), железнодорожные компании обязаны ставить указатели дистанции через каждую четверть мили.

В германской земле Саксонии-Анхальт можно найти множество ранних железнодорожных линий, в том числе вторую немецкую железную дорогу дальнего следования Магдебург-Галле-Лейпциг (1838—1840 гг.), железнодорожную линию Берлин-Анхальт (1839—1841 гг.), железнодорожную линию Брауншвейг-Магдебург (1842—1843 гг.) и другие. Но Германия в ту пору была разобщена на множество небольших государств у которых даже единица измерения расстояния — Прусская миля равная примерно 7500 метрам не совпадала, в отдельных землях это было 6700 метров (Силезия), в некоторых 9894 метра (Ольденбург) и до 11100 метров (Вестфалия) — всего 18 вариантов. Такие большие расстояния естественно надо было делить на более мелкие отрезки, поэтому в правилах обязали ставить знаки в четверть и половину мили. К моменту переходу на метрическую систему все эти разнообразные знаки конечно были демонтированы, однако как отголосок той системы осталось установка знаков на полукилометровых отметках.

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Путевые и сигнальные знаки // Железнодорожный транспорт: энциклопедия / гл. ред. Н. С. Конарев. — М.: Большая российская энциклопедия, 1994. — С. 346. — ISBN 5-85270-115-7.